СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 4 классе. Русский язык.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 4 классе. Русский язык.

Тема:  «Обобщение знаний о безударных окончаниях имён прилагательных в форме единственного числа».

Продолжительность: 30 минут.

4 класс.

На уроке использованы:

  1. презентация Power Point ;
  2. музыкальное сопровождение -

Урок по программе «Перспектива», обеспеченной учебником «Русский язык»,авторы Л.Ф. Климанова , Т.В.Бабушкина.

Цель: систематизировать знания о правописании безударных окончаний имён прилагательных в форме мужского, среднего и женского рода в единственном числе.

 

Задачи:

  1. обобщить знания об имени прилагательном, как части речи;
  2. закрепить умение правильно использовать имена прилагательные в устной и письменной речи;
  3. повторить правописание безударных родовых окончаний в имён прилагательных в форме единственного числа;
  4. развивать самоконтроль за выполнением самостоятельной работы;
  5. развивать каллиграфическую зоркость;
  6. воспитывать культуру речи, умение высказывать своё суждение и слушать высказывания других.

Ход урока.

1.Эмоциональный настрой.   (Слайд 2).

Нужно для счастья немного

Шоферу -прямая дорога,

Летчику -ясное небо,

Прохожему- больше улыбок,

А нам с вами, ребята, -меньше ошибок.

Пусть этот урок принесет нам радость познания.         

2.Минута чистописания (Слайд 3).

ая  яя  ое ее ый ий ой

Где можно встретить такие буквосочетания?

В окончаниях имен прилагательных:

-женского рода имен прилагательных в им.падеже ед.числа

-среднего рода в им.падеже и винит.пад.ед.числа

Мужского рода в Им.пад.ед.числаи Вин.пад.ед.числа

3. Определение темы и постановка целей урока. Слайд 4.

О чем же мы будем говорить на уроке?

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать,беречь.

Что же это такое?

Что же такое имя прилагательное? Слайд5

Рели Робин Работаем с партнером по плечу.

Конкретизируйте тему урока. Над какой проблемой мы работали на последних уроках русского языка?

Какие цели мы поставим на уроке-закрепления? Слайд 6

Цель: закрепить знания и умения правописания безударных окончаний имен прилагательных.

Задачи: составить алгоритм. Применять на практике теоретические знания.

4.Словарная работа. Слайд 7.

Работа с партнером Рели Робин.

Прочитайте слова. Назовите орфограммы.

Образуйте имена прилагательные от существительных:1 ученик в форме мужского рода, второй женского рода, третий- среднего рода, четвертый ученик во множественном числе.

Интер.с

Д.журство

Гор.(т/д)

Су(б)ота

Интересный, интересная, интересное, интересные.

Дежурный, дежурная,  дежурное, дежурные.

Городской, городская, городское, городские.

Субботний, субботняя, субботний, субботние.

Почему у одного и того же слова разные окончания?

Как проверить написание безударного окончания?

(дети обратили внимания, что в слове городской, ая, ое, ие.ие ударное окончание)

Вывод. Подобрать имя прилагательное с ударным окончанием.

А как еще можно проверить безударное окончание имен прилагательных?

Работа над решением поставленных задач.

5.Физминутка.

Игра под музыку Ручеек.Микс-пэ-шэа

Для чего нужны имена прилагательные?

(дети под музыку меняются парами ,как только музыка останавливается ,ученики делятся своими мнениями.)

Учитель спрашивает ученика, что сказал ему одноклассник.

Без имен прилагательных не обойтись рассказчику, прилагательные делают нашу речь живописной и выразительной.

6.Прочитайте текст и поднимите руку, если вам текст понравился

Земля укутана снегом. Зимой небо. Оно покрыто облаками. Видна полоска неба. Стоят морозы. Реки и озёра под покрывалом. Воздух бодрит. Деревья наряжены инеем.

- Что вас смущает в тексте? (не все предложения высказывают законченную мысль, предложения некрасивые и не всегда понятные)

- Чего не хватает в предложениях? (Имён прилагательных)

- Дополните предложения именами прилагательными, выбрав подходящие по смыслу.

- Как изменился текст? (Стал более полным, красочным, выразительным.)

- Для чего нужны имена прилагательные?

7.Конэрс (углы)-ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.

Перед вами углы с окончаниями. Нужно быть очень внимательным.

-ая                   ой                            -ое

-яя                   -ый                          -ее

                        -ий

голубой шарф                                        весеннее солнце                                                                         

вкусное молоко                                     сладкий пирог

волшебная сказка                                  домашняя работа

8. Работа в парах

Вставить пропущенные буквы, выделить окончания, указать падеж.

1 вариант                                                                      2 вариант

С интересной книгой                                      перед ранней зорькой

В дремучем лесу                                               в весеннюю пору

К березовой роще                                          на высокой сосне

В новом доме                                                     к чистому воздуху

Из соседнего класса                                         для верного друга

9.    тест                        

                                    Тест.

1. Имя прилагательное-часть речи, которая

              а) обозначает признак, но как предмет

              б) обозначает признак предмета

               в) обозначает действие предмета

2.Указать имена прилагательные

               а) бледнеть,

               б)  бледноватый

               в)  бледнота

3. У прилагательного нет следующих признаков:

                 а) времени,

                 б) числа,

                 в) рода

4. Указать имена прилагательные с окончание –ая

                 а) дальн…(дорога)

                 б) осенн….(грязь)

                  в) лучш…(ученица)

5. Имена прилагательные во множественном числе не изменяются по:

                     а) падежам;

                     б) родам;

                     в)  временам.

Проверь себя: Б Б А В Б.

10.Самостоятельная работа по  правописанию безударных окончаний прилагательных в женском роде. 

- В каких падежах окончания прилагательных в женском роде пишутся одинаково? (В родительном, дательном, творительном и предложном падеже)

- Назовите окончания винительного падежа. (-ую –юю)

- Какое окончание, кроме –ой – ей, может быть в творительном падеже? (-ою –ею)

- Сейчас вы получите карточку, на которой  Незнайка, как всегда с ошибками, записал текст. Вы должны проверить его письмо и исправить ошибки

 

С длиннай удочкой в руках я пробирался к реке на рыбную ловлю. Дорога шла дальний узкой тропинкой. С трудом я раздвигал влажною траву. Она зелёнай стеной преграждала путь. Вдруг я увидел у ног блестящею змею. Она с шипением уползала в высокую траву. Я пошёл дальше, напевая весёлою песню.

При проверке ученики, которые нашли 6 ошибок – встают, другие записывают, какое количество ошибок они нашли. Соответственно за 6 исправленных ошибок – «5», за 4-5 ошибок – «4», за 3 ошибки – «3», кто исправил 1-2 или не нашёл ошибок, должен повторить тему и выполнить подобное задание на другом уроке

11.Итог урока.

         Рефлексия.                  (Слайд 18)

- На экране две звёздочки. Прочитайте, что значит каждая, и выберите для себя ту, которая оценивает ваше отношение к уроку. А на листочках поставьте себе отметку, которую, по вашему мнению, вы заработали на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 4 классе. Русский язык.»

Русский язык 4 класс Тема: « Правописание безударных окончаний имен прилагательных». Учитель: Машанова Клара Мухитовна «Яковлевская средняя общеобразовательная школа»

Русский язык

4 класс

Тема: « Правописание безударных окончаний имен прилагательных».

Учитель: Машанова Клара Мухитовна «Яковлевская средняя общеобразовательная школа»

Минута чистописания  ая яя ое ый ий ой  Где можно встретить такие буквосочетания?

Минута чистописания

ая яя ое ый ий ой

Где можно встретить такие буквосочетания?

Над какой проблемой мы будем работать? Какие цели мы поставим на уроке?

Над какой проблемой мы будем работать?

Какие цели мы поставим на уроке?

Сегодня на уроке

Сегодня на уроке

Что такое имя прилагательное? 1. Это 2. Обозначает 3. Отвечает на вопросы 4. Изменяется  5. Связано 6. В предложении часть речи признак предмета какой? какая? какое? какие? по числам, по родам, по падежам с именем существительным второстепенным членом

Что такое имя

прилагательное?

1. Это

2. Обозначает

3. Отвечает на вопросы

4. Изменяется

5. Связано

6. В предложении

часть речи

признак предмета

какой? какая? какое? какие?

по числам, по родам,

по падежам

с именем существительным

второстепенным членом

Словарная работа   Прочитайте слова, назовите орфограммы . Инт рес Д журство Гор (т/д) Су(б)ота Образуйте имена прилагательные от существительных: 1ученик в форме мужского рода 2 ученик женского рода 3 ученик среднего рода 4 ученик во множественном числе

Словарная работа

Прочитайте слова, назовите орфограммы .

Инт рес

Д журство

Гор (т/д)

Су(б)ота

Образуйте имена прилагательные от существительных:

  • 1ученик в форме мужского рода
  • 2 ученик женского рода
  • 3 ученик среднего рода
  • 4 ученик во множественном числе
Проверь себя ! Интересн ый , интересн ая , интересн ое , интересн ые . Дежурн ый , дежурн ая , дежурн ое , дежурн ые .  Городск ой , городск ая , городск ое , городск ие .  Субботн ий , субботн яя , субботн ее , субботн ие .

Проверь себя !

  • Интересн ый , интересн ая , интересн ое , интересн ые .
  • Дежурн ый , дежурн ая , дежурн ое , дежурн ые .
  • Городск ой , городск ая , городск ое , городск ие .
  • Субботн ий , субботн яя , субботн ее , субботн ие .
ФИЗМИНУТКА

ФИЗМИНУТКА

Земля укутана снегом. Земля укутана пушистым снегом. Зимой небо хмурое . Зимой небо. Оно покрыто облаками. Оно покрыто серыми облаками. Видна узкая полоска неба. Видна полоска неба. Стоят суровые морозы. Стоят морозы. Реки и озёра под ледяным покрывалом. Реки и озёра под покрывалом. Воздух бодрит. Морозный воздух бодрит. Деревья наряжены узорчатым инеем. Деревья наряжены инеем. серыми пушистым ледяным хмурое узкая суровые узорчатым морозный

Земля укутана снегом.

Земля укутана пушистым снегом.

Зимой небо хмурое .

Зимой небо.

Оно покрыто облаками.

Оно покрыто серыми облаками.

Видна узкая полоска неба.

Видна полоска неба.

Стоят суровые морозы.

Стоят морозы.

Реки и озёра под ледяным покрывалом.

Реки и озёра под покрывалом.

Воздух бодрит.

Морозный воздух бодрит.

Деревья наряжены узорчатым инеем.

Деревья наряжены инеем.

серыми

пушистым

ледяным

хмурое

узкая

суровые

узорчатым

морозный

Шаги к умению.  Для того чтобы верно написать безударное окончание имени прилагательного, надо выполнить три действия. Найти имя существительное, от которого зависит имя прилагательное. Поставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Выделить окончание вопроса. Написать у имени прилагательного такое же окончание, как и у вопроса.  При этом необходимо помнить ,что: В окончаниях имен прилагательных могут чередоваться буквы а/я (как ая ?)-зелен ая, син яя , о/е зелен ое, син ее , и/ы (как им ?)-зелен ым , син им , у/ю (как ую ?)-зеленую, син юю ; Безударное окончание имени прилагательного в начальной форме не совпадает с окончанием вопроса: (какой?) зелен ый , син ий .

Шаги к умению.

Для того чтобы верно написать безударное окончание имени прилагательного, надо выполнить три действия.

  • Найти имя существительное, от которого зависит имя прилагательное.
  • Поставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Выделить окончание вопроса.
  • Написать у имени прилагательного такое же окончание, как и у вопроса.

При этом необходимо помнить ,что:

  • В окончаниях имен прилагательных могут чередоваться буквы а/я (как ая ?)-зелен ая, син яя , о/е зелен ое, син ее , и/ы (как им ?)-зелен ым , син им , у/ю (как ую ?)-зеленую, син юю ;
  • Безударное окончание имени прилагательного в начальной форме не совпадает с окончанием вопроса: (какой?) зелен ый , син ий .
 Работа в парах.   Запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы, выделите окончания, укажите падеж. 1 вариант  С интересн й книгой  в дремуч м лесу  к березов й роще  в нов м доме  из соседн го класса  2 вариант  перед ранн й зорькой  в весенн ю пору  на высок й сосне  к чист му воздуху  для верн го друга

Работа в парах.

Запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы, выделите окончания, укажите падеж.

1 вариант С интересн й книгой в дремуч м лесу к березов й роще в нов м доме из соседн го класса 2 вариант перед ранн й зорькой в весенн ю пору на высок й сосне к чист му воздуху для верн го друга

Проверь себя! 1 вариант с интересн ой книгой в дремуч ем лесу к березов ой  роще в нов ом доме из соседн его класса   2 вариант перед ранн ей зорькой в весенн юю пору на высок ой  сосне к чист ому воздуху для верн ого друга

Проверь себя!

1 вариант

с интересн ой книгой

в дремуч ем лесу

к березов ой роще

в нов ом доме

из соседн его класса

2 вариант

перед ранн ей зорькой

в весенн юю пору

на высок ой сосне

к чист ому воздуху

для верн ого друга

   Тест  Выбери правильный ответ: 1. Имя  прилагательное   – часть речи, которая:   а) обозначает признак, но как предмет;   б) обозначает признак предмета;   в) обозначает действие или состояние предмета. 2. Указать имена  прилагательные:   а) бледнеть;   б) бледноватый;   в) бледнота 3. У прилагательного   нет следующего признака:   а) времени;   б) числа;   в) рода. 4. Указать   имена   прилагательные   с окончанием -ая:   а) дальн__ (дорога);   б) осенн__ (грязь);   в) лучш__ (ученица). 5.   Имена  прилагательные   во множественном числе не изменяются по:    а) падежам;    б) родам;    в) временам.

Тест

Выбери правильный ответ:

1. Имя  прилагательное   – часть речи, которая:

а) обозначает признак, но как предмет;

б) обозначает признак предмета;

в) обозначает действие или состояние предмета.

2. Указать имена  прилагательные:

а) бледнеть;

б) бледноватый;

в) бледнота

3. У прилагательного   нет следующего признака:

а) времени;

б) числа;

в) рода.

4. Указать   имена   прилагательные   с окончанием -ая:

а) дальн__ (дорога);

б) осенн__ (грязь);

в) лучш__ (ученица).

5.   Имена  прилагательные   во множественном числе не изменяются по:

а) падежам;

б) родам;

в) временам.

Проверь себя: Б, Б, А, В, Б Б, Б, А, В, Б Б, Б, А, В, Б Б, Б, А, В, Б Б, Б, А, В, Б меньше 3-х правильных ответов. Никуда не годится. (Неудовлетворительно)  три правильных ответа. Удовлетворительно.  четыре правильных ответа. Хорошо.  пять правильных ответов. Отлично.

Проверь себя:

Б, Б, А, В, Б

  • Б, Б, А, В, Б
  • Б, Б, А, В, Б
  • Б, Б, А, В, Б
  • Б, Б, А, В, Б
  • меньше 3-х правильных ответов. Никуда не годится. (Неудовлетворительно)
  • три правильных ответа. Удовлетворительно.
  • четыре правильных ответа. Хорошо.
  • пять правильных ответов. Отлично.
Письмо Незнайки о  С длиннай удочкой в руках я пробирался к реке на рыбную ловлю. Дорога шла дальний узкой тропинкой. С трудом я раздвигал влажною траву. Она зелёнай стеной преграждала путь. Вдруг я увидел у ног блестящею змею. Она с шипением уползала в высокую траву. Я пошёл дальше, напевая весёлою песню. е о у у у

Письмо Незнайки

о

С длиннай удочкой в руках я пробирался к реке на рыбную ловлю. Дорога шла дальний узкой тропинкой. С трудом я раздвигал влажною траву. Она зелёнай стеной преграждала путь. Вдруг я увидел у ног блестящею змею. Она с шипением уползала в высокую траву. Я пошёл дальше, напевая весёлою песню.

е

о

у

у

у

Подведём итог.  - Я всё знаю!  Я сомневаюсь, что всё понял.

Подведём итог.

- Я всё знаю!

  • Я сомневаюсь,

что всё понял.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!