ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: «Славянская письменность» ПРОВЕДЕННЫЙ В 7 КЛАССЕ ШКОЛЫ ИМЕНИ В АДАМЯН СЕЛА ЛАНДЖАХБЮР ГЕГАРКУНИКСКОЙ ОБЛАСТИ НАЛБАНДЯН АННА СУРЕНОВНА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
Цели урока:
а) обучающая
Чтение и речевая компетенция
- Совершенствование компетентных умений в аудировании, говорении, развитии умения выразительного, осознанного чтения рассказов и стихотворений.
Задачи:
- Добиваться выразительного чтения текстов в нормальном темпе с соблюдением норм русской орфоэпии.
б) Добиваться понимания основного содержания текстов, умения определять тему и главную мысль текстов.
в) Уметь рассказывать прочитанное и задавать вопросы по прочитанному.
г) Уметь слушать незнакомый фильм и сделать выводы.
Грамматика
- Развитие навыка правильного конструирования предложений и текстов с использованием предложно-падежной системы.
- Уметь задавать вопросы где? о ком? о чем? и находить в предложениях обстоятельства места.
- Уметь заполнить в предложениях пропущенные окончания.
б) развивающая
Цель.
- Развитие навыков учебной и исследовательской работы в групповом проекте.
Задачи.
а) Знакомство с историей возникновения и развития культуры Российского государства.
б) Развивать кругозор учащихся, познакомить с событиями жизни просвятителей Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки.
в) Выучить наизусть и декламировать стихи о России о Москве и Волге.
г) Спеть песенку „Ночная Москва”.
д) Танцевать под песню „Течет река Волга”.
в) воспитательная цель.
Воспитание уважения к истории братской России, привитие любви к русскому языку, литературе, культуре (танцам и песням).
Употребленные методы.
- самостоятельно – исследовательская (заранее было задано) работа,
- групповая работа,
- ответы на вопросы,
- беседа,
- монология,
- работа на карточках.
Оборудование: учебники, тетради, карта России, альбом с достопримечательными местами Москвы, славянская азбука, костюм „Истории”, костюмы девочек для танца, флаг и герб России, Москвы, (картина) памятник Кириллу и Мефодию, телевизор, на доске написано : „Слава вам, братья, славян просветители”.
Ход урока:
- Организационный моментю
- Вступительное слово учителя:
Вызов. Дорогие мои ученики, сегодня мы будем путешествовать по России. Если вы любите путешествовать, пожалуйста, ответьте на вопросы:
а) Как называется самое большое государство в мире? (показ на карте мира).
б) Как мы понимаем слово Россия?
в) Откуда возникли слова Русь, Россия, русские?
г) А что означает слово славяне?
д) На какие группы делятся славяне?
е) Как называется столица России?
ё) Как называется самая большая река в России и в Европе?
Учитель- А теперь прочитайте на доске тему сегодняшнего урока. Чему посвящен наш урок?
(ученик читает на доске „Славянская письменность”, „Столица России - Москва”, „Река-Волга” и отвечает, что сегодняшний урок посвящен славянской письменности, Москве-столице России и Волге-реке).
Учитель- И так, у нас есть уже три группы. I группа представляет тему „Славянская письменность”, II группа „Столица России-Москва”, III группа-„Река - Волга”.
(стук в двери, входит „История” –девочка и задает группе вопросы):
История - добрый день, знаете, кто я? Я приехала к вам на машине времени из далекого прошлого, из IX века. (Вывешивает на доску азбуку). Я вижу на доске такие слова: „Слава вам, братья, славян просветители”. (задает вопросы).
- Кто такие братья славяне, это вы уже знаете, а как вы понимаете слово просветители?
- Кто такие братья?
- Дорогие мои чада, я хочу знать, что вы еще знаете о славянской письменности (показывает доску), вот об этом алфавите, что вы сможете рассказать?
Ученики рассказывают о славянской письменности из рассказа учебника „Славянская письменность” (стр. 188-189) и добавляют о том, что нашли в интернете (исследовательская работа).
История – Молодцы, мои дети, а вы сможете сказать, почему между учуными стоит большой крест?
- А какие пословицы вы знаете о славянской письменности. (ученики прочитали написанные пословицы и повесили на доску).
Аудирование – Учитель. Молодцы мои ученики, давайте посмотрим видео о славянской письменности и скажем, что нового узнали.
II группа представляет тему „Москва” (прошу!).
- Прочитайте нам небольшой текст из книги, (рассказ „Москва и Волга”) а потом расскажите что нового вы узнали из интернета о великом городе Москве.
а) чтение по книге цепочкой.
б) задайте вопросы по каждому абзацу текста, ответьте на них. (Ученики задают вопросы и отвечают на них).
в) а теперь расскажите о том, что вы нашли в интернете.
г) а знаете, что столица Москва тоже имеет символы. (Ученики рассказывают о гербе и флаге Москвы, о гимне, представляют о композиторе, об авторах).
д) Учитель – Москва- это символ и любовь России. Свою любовь к Москве выразили в своих стихах, произведениях великие писатели и поэеты, музыканты.
Прочитайте строчки из стихотворений Лермонтова, Борисова, Цветаевой.
Показывают картины достопримечательных мест Москвы, пословицы и поговорки о Москве, поют песню „Ночная Москва”.
III группа представляет тему „Волга” (слушаем!).
У третьей группы вся работа была исследовательская работа (рассказывают о Волге-реке, происхождение, значение слова „Волга”, что является кормилицей и матушкой).
Учитель- Свою любовь к Волге выразили в своих стихах, произведениях великие писатели и поэты, художники, музыканты.
Ученики проводят примеры: стихи посвященные Волге-реке, рассказывают о картине Репина „Бурлаки на Волге”, пословицы и поговорки о Волге-реке.
Рефлексия- Работа на карточках.
Каждая группа должна ответить на три вопроса. Выбирают вопросы, готовятся одну минуту.
Победителем станет та группа, которая дает четкий, правильный, и полный ответ.
Урок кончается танцем „Течет река Волга”.
Оценивание – оценить учеников каждой группы и группу за активность.