СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказание о белгородском киселе. Особенности жанра.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг.момент

Актуализация

 

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

 -Назовите период Древнерусской литературы.

-Создатели славянской азбуки.

-Жанры Древнерусской литературы.

 

-Главный письменный памятник древнерусской литературы.

 

-Кто первым начал хронику «Повесть временных лет»?

 

- XI-XVII в.

-Кирилл и Мефодий.

- Житие, слово, поучение, повесть, хождение (хожение), летописное сказание, летопись.

-Повесть временных лет.

-Нестор-летописец

Словесное рисование

 

-Представим на миг, что мы перенеслись на 1 000 лет назад и оказались в келье летописца….

СЛАЙД

Устное словесное рисование по картине В.М.Васнецова «Нестор-летописец»

-Что мы видим на картине?

 

 

- Как изображен летописец?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Почему картина Васнецова производит на нас, людей XXI века, глубокое, сильное впечатление?

- Нестор трудился в своей келье — днем при свете солнца, ночью при свете свечи. Горит лампада у иконы. Летописец пишет на листах, сделанных из телячьей кожи. Такой материал был очень дорогим и назывался пергаментом. Сейчас мы пишем ручками, а на картине Васнецова летописец пишет гусиным пером, обмакивая его в чернила. На самом деле писали специальной острой палочкой — стилом.

- Нестор одет в монашескую одежду. У него седые волосы и белая борода. Он аккуратно переворачивает уже исписанную страницу книги. Сзади него на столике лежит толстая большая книга, застегнутая на замок. Из окна видны крепостные стены с башней и церковь на холме. Здания и келья на картине Васнецова изображены правдоподобно.

- Мы силой воображения можем представить себя участниками тех далеких событий, увидеть, что и как происходило, ощутить аромат времени

Открытие нового знания

 

-В «Повесть временных лет» включены народные предания — рассказ о юноше-кожемяке (под 992 г.) и рассказ о белгородском киселе (под 997 г.).

В первом предании ремесленник-кожемяка посрамляет княжескую дружину и спасает Русь от набега печенегов. Он совершает подвиг, которого не мог совершить ни один из дружинников князя Владимира. О чём повествует другая история - «Сказание о белгородском киселе» - нам сегодня предстоит

выяснить.

СЛАЙД

ТЕМА «Сказание о белгородском киселе». Особенности жанра.

 

-Прежде всего, определите жанр это  произведения (вам поможет заглавие)

-Что же такое сказание?

СЛАЙД (запись в тетрадь)

Сказание-это общее название произведений фольклорного характера к сказаниям, относится предание былины и другое их особенностей, считается историческая основа в большинстве случаев сказаний, повествует о реальных произошедших в действительности событиях, однако следует учитывать и недостоверность некоторых фактов, о которых сообщает сказание определение. Данного жанра можно сформулировать следующим образом: (чтение учеником слайда) сказание - это особый жанр древнерусской литературы, повествующей об исторических и легендарных событиях.

- а литературная энциклопедия нам сообщает (чтение 2 определения со слайда) «сказание» в древнерусской литературе имело широкое употребление, обозначая всякий литературный, то есть письменный рассказ.

 

-Как любой жанр, сказание имеет свои особенности, давайте попробуем их определить. Внимательно перечитайте термин и попробуйте определить несколько особенностей самостоятельно.

СЛАЙД (запись)

Особенности сказания:

  • Устная форма передачи — сказания изначально передавались устно, от одного поколения к другому. Поэтому они отличаются простым и доступным языком, который понятен для широкой аудитории.
  • Легендарные сюжеты— сказания содержат легендарные сюжеты, где исторический факт соединяется с мифическими элементами.
  • Сказания часто содержат элементы фантастики, мифологии и магических существ.
  • Герои сказаний — главными героями сказаний часто являются князья, воины, богатыри и героические личности, которые исполняют важные задачи и совершают подвиги. Они отражают качества и идеалы древнерусского воина.
  • Поучительный характер — сказания несут в себе моральные уроки и жизненные ценности, которые передавались от поколения к поколению. Они учат справедливости, добру, смелости и патриотизму.

ЧТЕНИЕ СКАЗАНИЯ.

Беседа по содержанию услышанного (прочитанного).

- Что понравилось, что показалось интересным в этом сказании?

-Как мы узнаём о том, что это фрагмент летописи?

СЛАЙД

-Когда происходит  действие «Сказания…»? Как вы думаете, описано реальное историческое событие или вымышленное? (посмотрите на слайд, там представлена дата написание летописи «Повесть временных лет»).

 

 

 

 

 

 

 

-Где происходит действие?

СЛАЙД

Белгород Киевский (так в Древней Руси назывался город) - резиденция (замок) великих князей Киевских, стоявшая в десятке вёрст к западу от Киева, на реке Ирпень. Согласно Радзивиловской летописи, в 991 году князь Владимир Святославич «заложил град Белгород» (то есть окружил поселение стеной) «и собрал в него от иных городов, и много людей свёл в него, потому что любил град сей». Город стал одним из самых прочных форпостов в обороне Киевской Руси от кочевников. В XII веке — центр небольшого удельного княжества, которым правили ближайшие родственники великого князя либо его союзники. После разрушения монголами (1240) пришёл в упадок. В настоящее время — село Белогородка Киево-Святошинского района.

 

-Кто такие печенеги? Какая фраза помогает нам понять, что это враги Русской земли?

 

-Что такое «осада»? Почему в тексте говорится: «Осада затянулась, и был в городе голод сильный »?

 

-Что жители сделали после начала осады? Что такое вече? (чтение сноски)

 

-К какому решению пришли жители на вече? Почему горожане сначала решили сдаться печенегам?

 

-Почему жители с радостью послушались мудрого старца?

 

 

-В чём заключался план спасения города мудрым старцем? Догадывались ли жители города о том, какое значение имеют действия старца?

 

 

-Как вы понимаете русскую пословицу: «Хитрость силу борет»?

 

 

-Вспомните, каким героям мифов удавалось победить врагов с помощью ума, хитрости?

 

 

 

-Прочитаем эпизод, когда печенеги пришли в город стр. 92, 5 абзац «И пришли они в город, и сказали им люди…». Какой источник пропитания сказали люди?

-Какой смысл заложен во фразе горожан «Мы имеем пищу от земли»?

 

 

 

-Что прославляет летописец?

 

 

 

 

 

 

 

-сказание

-прим. Произведение, в котором о чем то повествуют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Особенность летописи «В лето 997»

-Описанное событие происходило почти за 100 лет до того события,

как Нестор написал свою летопись. Значит, можно сделать вывод, что автор

записывал то, что хранила народная память. «Сказание о белгородском

киселе» напоминает нам сказку, но летописец и те, кто читали это

произведение, беззаветно верили в описываемые события и не подвергали их

сомнению.

 

-Белгород Киевский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-враги Руси, кочевники-захватчики. «Не давали выйти из города, осада затянулась»

-город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно.

-Жители устроили вече, народное собрание, на котором обсуждали план действий.

-Решили сдаться. Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода.

-Сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города.

-Военная хитрость: показать, что осажденный город не гибнет от голода. Старец был их единственной надеждой на спасение, и они ему верили, даже не догадываясь.

-Это означает, что даже если у вас нет физической силы, вы можете преуспеть, если примените свой интеллект и находчивость.

-Одиссей, который перехитрил циклопа, назвавшись именем Никто. Он же, Одиссей, посоветовал ахейцам сделать Троянского коня, с помощью которого была завоёвана Троя.

-«Мы имеем пищу от земли».

 

 

-Кроме прямого смысла – хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов, эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит, она защитит нас.

-Ум, находчивость, патриотизм. В этом сказании герой – простой человек.

Обобщение и систематизация

 

 - Как начинается и чем завершается сказание? Можно ли сказать, что трагическая ситуация завершается жизнеутверждающей концовкой?

 

 

 

 

 

 

-Какие особенности древнерусской литературы проявились в "Сказании о белгородском киселе"?

 

 

- Какой союз повторяется в сказании и сколько раз? Как вы думаете, почему это делается?

 

 

 

 

- Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся эпизоде нашей истории стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времён?

 

- Какие наставления содержит "Сказание о белгородском киселе"?

 

 -Сказание начинается описанием осады Белгорода печенегами и царившего в городе голода.

Сказание завершается удивлением печенегов и снятием осады.

Трагическая ситуация разрешилась благополучно, в этом состоит жизнеутверждающая концовка сказания - нет такой трудности, которую не смог бы преодолеть наш народ.

 

- Отсутствие вымысла.

Отсутствие авторства.

Поучительный характер.

Патриотизм в произведении.

Легендарный сюжет.

 

 

- В тексте часто повторяется союз "И": "И сказали, и поведали, и собрал". Использование этого союза в начале или в середине предложения является одной из характерных особенностей древних летописей. Он показывает продолжительность действия, его непрерывность, передает последовательность событий.

 

 

- В этом рассказе отражена народная мудрость и смекалка, хитрость. Он стал символом народной хитрости, способной победить любого врага, символом стойкости и патриотизма простых людей. Он показал, что побеждать можно умом.

 

- Это сказание содержит следующие наставления:

 

  1. Любить Родину, защищать родную землю.
  2. Быть хитрыми и находчивыми.
  3. Не сдаваться, искать выход из любой ситуации.
  4. Не сила побеждает, а хитрость и правда.

Рефлексия

 

– Что даёт людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времён?

 

Д/з + оценки

 

СЛАЙД

Принести тексты (взять в библиотеке).

Прочитать «Сказание о походе князя Олега на Царь-град» и «Предание о смерти князя Олега»

 

Просмотр содержимого документа
«Сказание о белгородском киселе. Особенности жанра.»

ШЕСТНАДЦАТОЕ ОКТЯБРЯ. «Сказание о белгородском киселе».  Особенности жанра.

ШЕСТНАДЦАТОЕ ОКТЯБРЯ.

«Сказание о белгородском киселе». Особенности жанра.

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА: Устная форма передачи. Элементы фантастики, мифологии. Легендарные сюжеты. Герои сказаний — идеал древней Руси. Поучительный характер.

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА:

  • Устная форма передачи.
  • Элементы фантастики, мифологии.
  • Легендарные сюжеты.
  • Герои сказаний — идеал древней Руси.
  • Поучительный характер.
Белгород – город-крепость.

Белгород – город-крепость.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Принести тексты (взять в библиотеке). Прочитать «Сказание о походе князя Олега на Царь-град» и «Предание о смерти князя Олега» .

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Принести тексты (взять в библиотеке).
  • Прочитать «Сказание о походе князя Олега на Царь-град» и «Предание о смерти князя Олега» .


Скачать

© 2023 85 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!