Словесное рисование
|
|
-Представим на миг, что мы перенеслись на 1 000 лет назад и оказались в келье летописца….
СЛАЙД
Устное словесное рисование по картине В.М.Васнецова «Нестор-летописец»
-Что мы видим на картине?
- Как изображен летописец?
-Почему картина Васнецова производит на нас, людей XXI века, глубокое, сильное впечатление?
|
- Нестор трудился в своей келье — днем при свете солнца, ночью при свете свечи. Горит лампада у иконы. Летописец пишет на листах, сделанных из телячьей кожи. Такой материал был очень дорогим и назывался пергаментом. Сейчас мы пишем ручками, а на картине Васнецова летописец пишет гусиным пером, обмакивая его в чернила. На самом деле писали специальной острой палочкой — стилом.
- Нестор одет в монашескую одежду. У него седые волосы и белая борода. Он аккуратно переворачивает уже исписанную страницу книги. Сзади него на столике лежит толстая большая книга, застегнутая на замок. Из окна видны крепостные стены с башней и церковь на холме. Здания и келья на картине Васнецова изображены правдоподобно.
- Мы силой воображения можем представить себя участниками тех далеких событий, увидеть, что и как происходило, ощутить аромат времени
|
Открытие нового знания
|
|
-В «Повесть временных лет» включены народные предания — рассказ о юноше-кожемяке (под 992 г.) и рассказ о белгородском киселе (под 997 г.).
В первом предании ремесленник-кожемяка посрамляет княжескую дружину и спасает Русь от набега печенегов. Он совершает подвиг, которого не мог совершить ни один из дружинников князя Владимира. О чём повествует другая история - «Сказание о белгородском киселе» - нам сегодня предстоит
выяснить.
СЛАЙД
ТЕМА «Сказание о белгородском киселе». Особенности жанра.
-Прежде всего, определите жанр это произведения (вам поможет заглавие)
-Что же такое сказание?
СЛАЙД (запись в тетрадь)
Сказание-это общее название произведений фольклорного характера к сказаниям, относится предание былины и другое их особенностей, считается историческая основа в большинстве случаев сказаний, повествует о реальных произошедших в действительности событиях, однако следует учитывать и недостоверность некоторых фактов, о которых сообщает сказание определение. Данного жанра можно сформулировать следующим образом: (чтение учеником слайда) сказание - это особый жанр древнерусской литературы, повествующей об исторических и легендарных событиях.
- а литературная энциклопедия нам сообщает (чтение 2 определения со слайда) «сказание» в древнерусской литературе имело широкое употребление, обозначая всякий литературный, то есть письменный рассказ.
-Как любой жанр, сказание имеет свои особенности, давайте попробуем их определить. Внимательно перечитайте термин и попробуйте определить несколько особенностей самостоятельно.
СЛАЙД (запись)
Особенности сказания:
- Устная форма передачи — сказания изначально передавались устно, от одного поколения к другому. Поэтому они отличаются простым и доступным языком, который понятен для широкой аудитории.
- Легендарные сюжеты— сказания содержат легендарные сюжеты, где исторический факт соединяется с мифическими элементами.
- Сказания часто содержат элементы фантастики, мифологии и магических существ.
- Герои сказаний — главными героями сказаний часто являются князья, воины, богатыри и героические личности, которые исполняют важные задачи и совершают подвиги. Они отражают качества и идеалы древнерусского воина.
- Поучительный характер — сказания несут в себе моральные уроки и жизненные ценности, которые передавались от поколения к поколению. Они учат справедливости, добру, смелости и патриотизму.
ЧТЕНИЕ СКАЗАНИЯ.
Беседа по содержанию услышанного (прочитанного).
- Что понравилось, что показалось интересным в этом сказании?
-Как мы узнаём о том, что это фрагмент летописи?
СЛАЙД
-Когда происходит действие «Сказания…»? Как вы думаете, описано реальное историческое событие или вымышленное? (посмотрите на слайд, там представлена дата написание летописи «Повесть временных лет»).
-Где происходит действие?
СЛАЙД
Белгород Киевский (так в Древней Руси назывался город) - резиденция (замок) великих князей Киевских, стоявшая в десятке вёрст к западу от Киева, на реке Ирпень. Согласно Радзивиловской летописи, в 991 году князь Владимир Святославич «заложил град Белгород» (то есть окружил поселение стеной) «и собрал в него от иных городов, и много людей свёл в него, потому что любил град сей». Город стал одним из самых прочных форпостов в обороне Киевской Руси от кочевников. В XII веке — центр небольшого удельного княжества, которым правили ближайшие родственники великого князя либо его союзники. После разрушения монголами (1240) пришёл в упадок. В настоящее время — село Белогородка Киево-Святошинского района.
-Кто такие печенеги? Какая фраза помогает нам понять, что это враги Русской земли?
-Что такое «осада»? Почему в тексте говорится: «Осада затянулась, и был в городе голод сильный »?
-Что жители сделали после начала осады? Что такое вече? (чтение сноски)
-К какому решению пришли жители на вече? Почему горожане сначала решили сдаться печенегам?
-Почему жители с радостью послушались мудрого старца?
-В чём заключался план спасения города мудрым старцем? Догадывались ли жители города о том, какое значение имеют действия старца?
-Как вы понимаете русскую пословицу: «Хитрость силу борет»?
-Вспомните, каким героям мифов удавалось победить врагов с помощью ума, хитрости?
-Прочитаем эпизод, когда печенеги пришли в город стр. 92, 5 абзац «И пришли они в город, и сказали им люди…». Какой источник пропитания сказали люди?
-Какой смысл заложен во фразе горожан «Мы имеем пищу от земли»?
-Что прославляет летописец?
|
-сказание
-прим. Произведение, в котором о чем то повествуют.
-Особенность летописи «В лето 997»
-Описанное событие происходило почти за 100 лет до того события,
как Нестор написал свою летопись. Значит, можно сделать вывод, что автор
записывал то, что хранила народная память. «Сказание о белгородском
киселе» напоминает нам сказку, но летописец и те, кто читали это
произведение, беззаветно верили в описываемые события и не подвергали их
сомнению.
-Белгород Киевский.
-враги Руси, кочевники-захватчики. «Не давали выйти из города, осада затянулась»
-город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно.
-Жители устроили вече, народное собрание, на котором обсуждали план действий.
-Решили сдаться. Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода.
-Сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города.
-Военная хитрость: показать, что осажденный город не гибнет от голода. Старец был их единственной надеждой на спасение, и они ему верили, даже не догадываясь.
-Это означает, что даже если у вас нет физической силы, вы можете преуспеть, если примените свой интеллект и находчивость.
-Одиссей, который перехитрил циклопа, назвавшись именем Никто. Он же, Одиссей, посоветовал ахейцам сделать Троянского коня, с помощью которого была завоёвана Троя.
-«Мы имеем пищу от земли».
-Кроме прямого смысла – хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов, эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит, она защитит нас.
-Ум, находчивость, патриотизм. В этом сказании герой – простой человек.
|
Обобщение и систематизация
|
|
- Как начинается и чем завершается сказание? Можно ли сказать, что трагическая ситуация завершается жизнеутверждающей концовкой?
-Какие особенности древнерусской литературы проявились в "Сказании о белгородском киселе"?
- Какой союз повторяется в сказании и сколько раз? Как вы думаете, почему это делается?
- Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся эпизоде нашей истории стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времён?
- Какие наставления содержит "Сказание о белгородском киселе"?
|
-Сказание начинается описанием осады Белгорода печенегами и царившего в городе голода.
Сказание завершается удивлением печенегов и снятием осады.
Трагическая ситуация разрешилась благополучно, в этом состоит жизнеутверждающая концовка сказания - нет такой трудности, которую не смог бы преодолеть наш народ.
- Отсутствие вымысла.
Отсутствие авторства.
Поучительный характер.
Патриотизм в произведении.
Легендарный сюжет.
- В тексте часто повторяется союз "И": "И сказали, и поведали, и собрал". Использование этого союза в начале или в середине предложения является одной из характерных особенностей древних летописей. Он показывает продолжительность действия, его непрерывность, передает последовательность событий.
- В этом рассказе отражена народная мудрость и смекалка, хитрость. Он стал символом народной хитрости, способной победить любого врага, символом стойкости и патриотизма простых людей. Он показал, что побеждать можно умом.
- Это сказание содержит следующие наставления:
- Любить Родину, защищать родную землю.
- Быть хитрыми и находчивыми.
- Не сдаваться, искать выход из любой ситуации.
- Не сила побеждает, а хитрость и правда.
|