Просмотр содержимого документа
«Новые приемы работы с учебным историческим текстом по формированию УУД»
Муниципальное бюджетное образовательное учереждение : Потаповская средняя общеобразовательная школа
Учитель истории: Парнюк Нелли Николаевна
- Как относился к политике Ивана Грозного простой народ? (1 Почему вы так думаете?
- Какие качества и действия Ивана Грозного привлекают авторов учебника?
- Совпадает ли отношение авторов к царю с оценкой современников, которая дана в учебнике?
- Авторы учебника считают Грозного «жестоким тираном» или реформатором?. С какой оценкой его деятельности вы согласны?
- Является ли, с вашей точки зрения, Иван Грозный великим историческим деятелем?
- Какие качества личности и черты характера царя вы хотели бы или не хотели видеть в современных российских политиках?
Критическое мышление!!!
- Кластеры (≈опорные конспекты)
- Денотатный граф (≈логические схемы)
- Фишбоун (≈развернутые смысловые планы)
- Прочитать текст и выделить в нем большие и малые смысловые единицы.
- После обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков в прямоугольных рамках записать принятые названия.
- Вокруг каждой рамки в кружках (в «веточках») кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам.
- Попытаться установить связи между отдельными блоками и «веточками» кластера и соединить их стрелками.
- После обсуждения дополнить кластеры новыми «веточками»
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
- Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
- Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
- Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
- Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
- Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
- Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
- Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
- Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Мидия
550 г. до н.э.
Лидия
Крез
Валтасар
Кир Великий – создатель державы
Египет 525 г. до. н. э.
Вавилон
538 г. до н. э.
Столица Персеполь
Персидская держава «царство стран»
Камбиз
Царская дорога
Дарий I – самый могущественный правитель
20 сатрапий
Воины бессмертные
Поставки
серебра
- Выделение в тексте ключевого слова.
- Чередование имени и глагола в графе.
- Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак.
- Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова-«веточки».
Византийская культура
Откуда берет начало?
Античная культура
Христианская культура
Что характерно?
Сознание превосходства над культурой других народов
Внешняя помпезность
Приверженность к строгой обрядности
Парадность
Чем отличается от европейской культуры
До XII в. более высокий уровень материального производства
Индиви-дуализм
Отсутствие сос-ловной замкну-тости господ-ствующего класса
Подотчет-ность церк-ви светской власти
Устойчивое сохранение античных традиций
Культ импера-тора как сакральной фигуры
Унификация научного и художественно-го творчества
В каких областях культура достигла наибольшего расцвета?
Литература
Философия
Архитектура
Варианты
- На верхних косточках – причины, а на нижних – соответствующие ему следствия.
- На верхних косточках – экономические причины, на нижних – связанные с ними социально-политические факторы.
- На верхних косточках главные факты темы, а на нижних – самостоятельная оценка их значения.
- Всегда : в голове – тема, на хвосте – общий вывод.
Усиление экономи-ческой мощи отдельных земель
Развитие сельского хозяйства, ремесла и торговли за счет совершенствования орудий труда и роста населения
Укрепление вотчинного землевладения, формирование поместного землепользования
Различия территорий по природным и хозяйственным условиям
Торговый путь «из варяг в греки» потерял прежнее значение
Натуральное хозяйство
Процесс государственной раздробленности на Руси был закономерным явлением
Каковы причины распада Руси?
Не был определен порядок наследования киевского престола
Военное и политическое могущество отдельных земель и княжеств
Междоусоб-ные войны и борьба за киевский престол
Сложились мощные феодальные группировки бояр, дворянства, купечества и зажиточных ремесленников
I . «Паспортизация документа»
Где и когда создан?
Кто автор?
Вид документа?
II . Историко-
логический
О чем говорится
в тексте?
III . Аксиологи-
ческий
Какие ценности
заложены
в документе?
IV . Критический
Объективная ли
информация?
Можно ли доверять
этому документу?
V . Праксиологический
Как использовать
документ в изучении
истории?
Чем он полезен?
- – Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
- – Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
- – Знаком “минус” (– ) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
- – Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
- По мнению автора…
- Автор считает что…., отмечает…
- С точки зрения автора….
- Автор характеризует . .. Приходит к выводу…
- Автор отстаивает мысль…
- Автор подчеркивает …. Выделяет….
- Автор рассматривает… оценивает…
- Автор делает вывод…
- Автор сравнивает…
- Позиция автора не однозначна…
- Объясните, почему...?
- Почему Вы думаете...?
- Почему Вы считаете...?
- В чем различие...?
- Предположите, что будет, если...?
- Что, если...?
- Кто?- Что?
- Когда?
- Может...?
- Будет...?
- Могли...?
- Как звать...?
- Было ли?
- Согласны ли Вы?
- Верно ли?
- Фотографии («наблюдение», подбор подписей, озвучивание, расследование, «фотограф», внешняя и внутренняя критика источника).
- Плакаты (событие аудитория персонажи символика заказчик)
- Карикатуры (главная идея что высмеивает унижение? идеология автора объект воздействия свое отношение цель).
- Репродукции картин (какова авторская версия исторического события)
- П - положение , утверждение – Я считаю, что…
- О – объяснение – Потому что…
- П – Пример , иллюстрация - Например…
- С – суждение (итоговое) - Таким образом…
Последовательность действий при составлении сложного плана :
- Представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему.
- Разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль.
- Озаглавьте каждую часть.
- В каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль.
- Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы.
- В случае необходимости внесите корректировки.
- Помните, что план должен охватывать основное содержание темы.
- В заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.
- Понятие или проблема.
- 2 прилагательных.
- 3 глагола.
- Предложение из 4-5 слов –ваше отношение к проблеме.
- Синоним или вывод к данной теме.