СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новые приемы работы с учебным историческим текстом по формированию УУД

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы презентации будут полезны для всех курсов истории и обществознания с 5 по 11 класс

Просмотр содержимого документа
«Новые приемы работы с учебным историческим текстом по формированию УУД»

Муниципальное бюджетное образовательное учереждение : Потаповская средняя общеобразовательная школа Учитель истории: Парнюк Нелли Николаевна

Муниципальное бюджетное образовательное учереждение : Потаповская средняя общеобразовательная школа

Учитель истории: Парнюк Нелли Николаевна

Как относился к политике Ивана Грозного простой народ? (1 Почему вы так думаете? Какие качества и действия Ивана Грозного привлекают авторов учебника? Совпадает ли отношение авторов к царю с оценкой современников, которая дана в учебнике? Авторы учебника считают Грозного «жестоким тираном» или реформатором?. С какой оценкой его деятельности вы согласны? Является ли, с вашей точки зрения, Иван Грозный великим историческим деятелем? Какие качества личности и черты характера царя вы хотели бы или не хотели видеть в современных российских политиках?
  • Как относился к политике Ивана Грозного простой народ? (1 Почему вы так думаете?
  • Какие качества и действия Ивана Грозного привлекают авторов учебника?
  • Совпадает ли отношение авторов к царю с оценкой современников, которая дана в учебнике?
  • Авторы учебника считают Грозного «жестоким тираном» или реформатором?. С какой оценкой его деятельности вы согласны?
  • Является ли, с вашей точки зрения, Иван Грозный великим историческим деятелем?
  • Какие качества личности и черты характера царя вы хотели бы или не хотели видеть в современных российских политиках?
Критическое мышление!!! Кластеры (≈опорные конспекты) Денотатный граф (≈логические схемы) Фишбоун (≈развернутые смысловые планы)

Критическое мышление!!!

  • Кластеры (≈опорные конспекты)
  • Денотатный граф (≈логические схемы)
  • Фишбоун (≈развернутые смысловые планы)
Прочитать текст и выделить в нем большие и малые смысловые единицы. После обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков в прямоугольных рамках записать принятые названия. Вокруг каждой рамки в кружках (в «веточках») кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам. Попытаться установить связи между отдельными блоками и «веточками» кластера и соединить их стрелками. После обсуждения дополнить кластеры новыми «веточками»
  • Прочитать текст и выделить в нем большие и малые смысловые единицы.
  • После обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков в прямоугольных рамках записать принятые названия.
  • Вокруг каждой рамки в кружках (в «веточках») кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам.
  • Попытаться установить связи между отдельными блоками и «веточками» кластера и соединить их стрелками.
  • После обсуждения дополнить кластеры новыми «веточками»
 В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:  Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.  Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.   Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.    Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  • Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
  • Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

  • Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
  • Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
  • Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

  • Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
  • Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
  • Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Мидия 550 г. до н.э. Лидия Крез Валтасар Кир Великий – создатель державы Египет 525 г. до. н. э. Вавилон 538 г. до н. э. Столица Персеполь Персидская держава «царство стран» Камбиз Царская дорога Дарий I – самый могущественный правитель 20 сатрапий Воины бессмертные Поставки серебра

Мидия

550 г. до н.э.

Лидия

Крез

Валтасар

Кир Великий – создатель державы

Египет 525 г. до. н. э.

Вавилон

538 г. до н. э.

Столица Персеполь

Персидская держава «царство стран»

Камбиз

Царская дорога

Дарий I – самый могущественный правитель

20 сатрапий

Воины бессмертные

Поставки

серебра

Выделение в тексте ключевого слова. Чередование имени и глагола в графе. Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак. Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова-«веточки».
  • Выделение в тексте ключевого слова.
  • Чередование имени и глагола в графе.
  • Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак.
  • Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова-«веточки».
Византийская культура Откуда берет начало? Античная культура Христианская культура Что характерно? Сознание превосходства над культурой других народов Внешняя помпезность Приверженность к строгой обрядности Парадность Чем отличается от европейской культуры До XII в. более высокий уровень материального производства Индиви-дуализм Отсутствие сос-ловной замкну-тости господ-ствующего класса Подотчет-ность церк-ви светской власти Устойчивое сохранение античных традиций Культ импера-тора как сакральной фигуры Унификация научного и художественно-го творчества В каких областях культура достигла наибольшего расцвета? Литература Философия Архитектура

Византийская культура

Откуда берет начало?

Античная культура

Христианская культура

Что характерно?

Сознание превосходства над культурой других народов

Внешняя помпезность

Приверженность к строгой обрядности

Парадность

Чем отличается от европейской культуры

До XII в. более высокий уровень материального производства

Индиви-дуализм

Отсутствие сос-ловной замкну-тости господ-ствующего класса

Подотчет-ность церк-ви светской власти

Устойчивое сохранение античных традиций

Культ импера-тора как сакральной фигуры

Унификация научного и художественно-го творчества

В каких областях культура достигла наибольшего расцвета?

Литература

Философия

Архитектура

Варианты На верхних косточках – причины, а на нижних – соответствующие ему следствия. На верхних косточках – экономические причины, на нижних – связанные с ними социально-политические факторы. На верхних косточках главные факты темы, а на нижних – самостоятельная оценка их значения. Всегда : в голове – тема, на хвосте – общий вывод.

Варианты

  • На верхних косточках – причины, а на нижних – соответствующие ему следствия.
  • На верхних косточках – экономические причины, на нижних – связанные с ними социально-политические факторы.
  • На верхних косточках главные факты темы, а на нижних – самостоятельная оценка их значения.
  • Всегда : в голове – тема, на хвосте – общий вывод.
Усиление экономи-ческой мощи отдельных земель Развитие сельского хозяйства, ремесла и торговли за счет совершенствования орудий труда и роста населения Укрепление вотчинного землевладения, формирование поместного землепользования Различия территорий по природным и хозяйственным условиям Торговый путь «из варяг в греки» потерял прежнее значение Натуральное хозяйство Процесс государственной раздробленности на Руси был закономерным явлением Каковы причины распада Руси? Не был определен порядок наследования киевского престола Военное и политическое могущество отдельных земель и княжеств Междоусоб-ные войны и борьба за киевский престол Сложились мощные феодальные группировки бояр, дворянства, купечества и зажиточных ремесленников

Усиление экономи-ческой мощи отдельных земель

Развитие сельского хозяйства, ремесла и торговли за счет совершенствования орудий труда и роста населения

Укрепление вотчинного землевладения, формирование поместного землепользования

Различия территорий по природным и хозяйственным условиям

Торговый путь «из варяг в греки» потерял прежнее значение

Натуральное хозяйство

Процесс государственной раздробленности на Руси был закономерным явлением

Каковы причины распада Руси?

Не был определен порядок наследования киевского престола

Военное и политическое могущество отдельных земель и княжеств

Междоусоб-ные войны и борьба за киевский престол

Сложились мощные феодальные группировки бояр, дворянства, купечества и зажиточных ремесленников

I . «Паспортизация документа» Где и когда создан? Кто автор? Вид документа? II . Историко- логический  О чем говорится в тексте? III . Аксиологи- ческий  Какие ценности заложены в документе? IV . Критический  Объективная ли информация?  Можно ли доверять  этому документу? V . Праксиологический Как использовать документ в изучении истории?  Чем он полезен?

I . «Паспортизация документа»

Где и когда создан?

Кто автор?

Вид документа?

II . Историко-

логический

О чем говорится

в тексте?

III . Аксиологи-

ческий

Какие ценности

заложены

в документе?

IV . Критический

Объективная ли

информация?

Можно ли доверять

этому документу?

V . Праксиологический

Как использовать

документ в изучении

истории?

Чем он полезен?

– Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения. – Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом. – Знаком “минус” (– ) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе. – Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
  • Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
  • Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
  • Знаком “минус” (– ) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
  • Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
По мнению автора… Автор считает что…., отмечает… С точки зрения автора…. Автор характеризует . .. Приходит к выводу… Автор отстаивает мысль… Автор подчеркивает …. Выделяет…. Автор рассматривает… оценивает… Автор делает вывод… Автор сравнивает… Позиция автора не однозначна…
  • По мнению автора…
  • Автор считает что…., отмечает…
  • С точки зрения автора….
  • Автор характеризует . .. Приходит к выводу…
  • Автор отстаивает мысль…
  • Автор подчеркивает …. Выделяет….
  • Автор рассматривает… оценивает…
  • Автор делает вывод…
  • Автор сравнивает…
  • Позиция автора не однозначна…
Объясните, почему...? Почему Вы думаете...? Почему Вы считаете...? В чем различие...? Предположите, что будет, если...? Что, если...? Кто?- Что? Когда? Может...? Будет...? Могли...? Как звать...? Было ли? Согласны ли Вы? Верно ли?
  • Объясните, почему...?
  • Почему Вы думаете...?
  • Почему Вы считаете...?
  • В чем различие...?
  • Предположите, что будет, если...?
  • Что, если...?
  • Кто?- Что?
  • Когда?
  • Может...?
  • Будет...?
  • Могли...?
  • Как звать...?
  • Было ли?
  • Согласны ли Вы?
  • Верно ли?
Фотографии («наблюдение», подбор подписей, озвучивание, расследование, «фотограф», внешняя и внутренняя критика источника). Плакаты (событие  аудитория  персонажи  символика  заказчик) Карикатуры (главная идея  что высмеивает  унижение?  идеология автора  объект воздействия  свое отношение  цель). Репродукции картин (какова авторская версия исторического события)
  • Фотографии («наблюдение», подбор подписей, озвучивание, расследование, «фотограф», внешняя и внутренняя критика источника).
  • Плакаты (событие  аудитория  персонажи  символика  заказчик)
  • Карикатуры (главная идея  что высмеивает  унижение?  идеология автора  объект воздействия  свое отношение  цель).
  • Репродукции картин (какова авторская версия исторического события)
П - положение , утверждение – Я  считаю, что… О – объяснение – Потому что… П – Пример , иллюстрация - Например… С – суждение (итоговое) - Таким образом…
  • П - положение , утверждение – Я считаю, что…
  • О – объяснение – Потому что…
  • П – Пример , иллюстрация - Например…
  • С – суждение (итоговое) - Таким образом…
Последовательность действий при составлении сложного плана :   Представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему. Разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль. Озаглавьте каждую часть. В каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы. В случае необходимости внесите корректировки. Помните, что план должен охватывать основное содержание темы. В заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

Последовательность действий при составлении сложного плана :

  • Представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему.
  • Разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль.
  • Озаглавьте каждую часть.
  • В каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль.
  • Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы.
  • В случае необходимости внесите корректировки.
  • Помните, что план должен охватывать основное содержание темы.
  • В заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

Понятие или проблема. 2 прилагательных. 3 глагола. Предложение из 4-5 слов –ваше отношение к проблеме. Синоним или вывод к данной теме.
  • Понятие или проблема.
  • 2 прилагательных.
  • 3 глагола.
  • Предложение из 4-5 слов –ваше отношение к проблеме.
  • Синоним или вывод к данной теме.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!