Проект по теме
«Мир Животных в лирике С.А.Есенина.»
Проект подготовила ученица 11 класса Беляева Ольга .
Сергей Есенин
- Животный мир у Есенина – часть природы, живой, одушевлённой, разумной. Его звери не басенные аллегории, не олицетворения человеческих пороков и добродетелей.
- Новаторство и своеобразие С. Есенина – поэта проявилось в том , что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные , являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно – философского осмысления окружающего мира , позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.
В его стихотворениях мы находим образы не только домашних животных, но и представителей дикой природы. Из 267 рассмотренных стихотворений в 111 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы .
- Конь – 39
- Собака – 18
- Корова – 12
- Петух – 9
- Соловей, сова – 7
- Кошка, журавль– 6
- Мыши – 5
- Грач, лебедь, ворона - 4
- Волк, баран, овца, воробей, синица, галка, мошки, мухи- 3
- Глухарь, кукушка , канарейка, свинья, лиса, змея, утки, гуси– 2
- Заяц, цапля, дятел, коршун, орел, аист, голубь, попугай, коростель, чибис, кулик, лягушки, тараканы, щука- 1
Весенний день звенит над конским ухом С приветливым желаньем к первым мухам. Но к вечеру уж кони над лугами Брыкаются и хлопают ушами.
Покосившая избенка,
Плач овцы, и вдали на ветру
Машет тощим хвостом лошаденка,
Заглядевшись в неласковый пруд.
1924 г.
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву. ( "Осень". ,1914 – 1916 г. )
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Собаке Качалова
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.
1925 год
- Если обратимся к тем произведениям, в которых встречается образ собаки, то например, в стихотворении "Песнь о собаке" (1915 г.) — святое чувство материнства, свойственно собаке в такой же степени, как и женщине–матери. Животное переживает о гибели своих детенышей, которых "хозяин хмурый" утопил в проруби.
«Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.»
В поэзии Сергея Есенина присутствует мотив« кровного родства" с животным миром, он называет их "братьями меньшими".
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
1924 г.
- Снова выплыли годы из мрака И шумят, как ромашковый луг. Мне припомнилась нынче собака, Что была моей юности друг.
Сердце не ласково к шуму, Мыши скребут в уголке. Думает грустную думу О белоногом телке.
- Квохчут куры беспокойные Над оглоблями сохи, На дворе обедню стройную Запевают петухи.
Сидит у окошка Старая кошка, Ловит лапой луну.
Старый кот к махотке крадется На парное молоко. ( " В хате." , 1914 )
Распустила крылья белые Белоснежная лебёдушка И ногами помертвелыми Оттолкнула малых детушек.
Вот оно, глупое счастье
С белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.
1918 г.
Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
(Русь, 1914 г.)
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
(«Поёт зима – аукает…» 1910)
Вывод
Рассмотрев образы животных в поэзии С. Есенина, можно сделать вывод о том, что поэт по-разному решает проблему использования образов животных в своих произведениях.
В одном случае он обращается к ним для того, чтобы показать с их помощью какие-то исторические события, личные душевные переживания.
В других — для того, чтобы точнее, глубже передать красоту природы, родного края.
Есенин не только любил по-настоящему «разумную плоть», но и понимал
«неизречённые души» зверей – дар редкостный, уникальный, почти начисто
утраченный современным человеком.