Вопрос № 111. Человек и природа в лирике С. Есенина. Сострадание и милосердие ко всему живому
«Берёза», Там, где капустные грядки...», «Сохнет стаявшая глина...», «Зеленая прическа...», «Пороша», «Я покинул родимый дом...», «Корова», «Песнь о собаке», «Лисица», Собаке Качалова», «Письмо матери».
В стихах Есенина всё естественно и просто – как растёт трава, как течёт река, как наступает рассвет – и в то же время таинственно и загадочно.
Вопрос, когда Есенин написал первые стихи, до сих пор остаётся неясным. Согласно авторским датам, самые ранние шедевры «Там, где капустные грядки…», «Выткался на озере алый свет зари…» написаны в 1910 году. К тому времени поэту едва исполнилось 15 лет(!). Навсегда западают в память пронзит. строки:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленькой матке
Зелёное вымя сосёт –
Небывалый образ! Здесь ощущение кровного, физического родства с природой. Этот клён, кудрявое дерево, похожее на пышную шевелюру самого поэта, стал его своеобразным двойником. Здесь и метафоричность, и красота природы, и любовное, бережное отношение к природе.
Как Есенин изображает природу?
Природа олицетворена, одухотворена Есениным. Образ живой природы издается, например, обращениями: «Сыпь ты, черемуха, снегом,/Пойте вы, Шахи, в лесу»; «Край ты мой заброшенный, / Край ты мой, пустырь»; «Черная, потом пропахшая выть!/ Как мне тебя не ласкать, не любить?»; «Край Любимый! Сердцу снятся / Скирды солнца в водах лонных, / Я хотел бы затеряться / В зеленях твоих стозвонных»...
В стих-ях звуковой образ часто всего озвучивает есенинские сюжеты: поэт использует неологизм, усиливающий звуковое впечатление — «стозвонный», звон слышен в аллитерациях этих строк.
Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поет зима — аукает, / Мохнатый лес баюкает/ Стозвоном сосняка». В звуковых образах воспринимаются цветовые, зрительные явления: «В роще по березкам / белый перезвон»; «А у низеньких околиц / Звонко чахнут тополя»; «Мне навстречу, как сережки / Прозвенит девичий смех».
В поэзии Есенина есть и тихие звуки: «шелест тростника», «шепот сосняка», «говор кроткий», «слабый крик», «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», и свист, и гудение, и крик, и молитва, и песня, и множество других звуковых образов.
Природу поэт ощущал в движении, одно явление природы мог передать через другое: «Сыплет черемуха снегом», «Как метель черемуха машет рукавом»; «И горит в парче лиловой /Облаками крытый лес».
Какие цвета преобладают в стихах Есенина?
Цветовое изображение. В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки желтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зеленого цвета, синего и голубого. Есть и белый, и черный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки.
Цвет не только живописен, с каждым цветом связан определенный смысл: зеленый цвет лугов и рощ передает чувство слияния с природой, говорит о радости растворения в гармонии мира: “Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”.
Синий цвет – цвет родной Оки, неба, глаз. Это цвет родины, где и поле голубое, и вечер синий. И сама родина — голубая Русь, и мать-осина голубая, и даже возрождение чувств в потухшем сердце — “пожар голубой”. “Сквозь синь стекла желтоволосый отрок лучит глаза на галочью игру”.
Алый, малиновый, розовый близкий голубому: Русь — “малиновое поле”, тоскует о “розовом небе”; с этим цветом связано ощущение светлой радости первого чувства, юности, свежести и одновременно грусти от кратковременности этого счастья.
Особенно богаты у Есенина цвета желтый и красный. Это цвета осени, они появляются в стихах, где поэт размышляет о неизбежности смены старого новым, о краткости и величии жизни. Поэтому, с одной стороны, “златая, Русь”, “Земля моя златая!”, с другой — “догорит золотистым пламенем из телесного носка свеча”. “увяданья золото”, “Куст волос золотистый вянет”. В есенинской любви к Родине есть “грусти ивовая ржавь”, «В том краю, где желтая крапива…», Красный, багряный говорят о близости конца. “Знать, только ивовая медь нам в сентябре с тобой осталась”, «О красном вечере задумалась дорога…», «Алый мрак в небесной черни…», «Загляделись в розовую водь…». Белый и черный связаны с мыслью о смерти, о невозвратности прошлого: “Отцвела моя белая липа”, “белых яблонь дым”.
Какие запахи изображает Есенин?
«Запах меда от невинных рук», «пахнет смолистой сосной», «духовит w дубровы», «пахучий мякиш тишины», «пряный вечер» и т. д.
Какие явления природы чаще всего изображает Есенин?
(Зори, закаты, снег, дождь, ветер, тучи, озера, реки... Есенин рисует и мир животных, и мир растений. Особенно часто встречается образ дерева. Образ девушки постоянно связан с образом тонкой березки, образ души - с весенним цветением, образ лирического героя — с кленом.
Сквозные лирические образы — клен, черемуха, береза, осень. Это не случайность, а эстетический принцип, который сам Есенин объяснил как "узловую завязь человека с миром природы", т. е. единство мира растительного, животного и человеческого, а следовательно, и объяснение жизни своих героев через жизнь природы, сопоставление своих отношений, поступков, настроений с процессами, происходящими в природе».
Поэтические приемы:
персонификация
различные виды метафор
развернутые сравнения
элементы звукописи
олицетворение: день склонился, солнце погасло, луна плывет, долина внимает, лес, склоняясь, дремлет
река ласкаясь, шепчется
эпитеты: день усталый, шумная волна, тихая долина, мирный ручей, веселый шелест.
Есенину близок жанр пейзажной миниатюры. От непосредственного созерцания пейзажа поэт переходит к философским размышлениям на «вечные» темы, а образы природы нередко метафорически передают душевные переживания лирического героя.
Мир животных и растений у Есенина, как правило, антропоморфен, в этом мире можно «как жену чужую, целовать березку», чувствовать родственную близость к лошади, собаке или корове (именно эти животные обычно появляются в лирике Есенина). Корова может «разрыдаться», собаки узнают поэта на улице по походке («Я московский озорной гуляка...»), он жалуется им на свои душевные драмы («Собаке Качалова») и сочувствует их «переживаниям» («Сукин сын»).
Характеристики поэтического мира Есенина:
нежность и трепетность
простота и поэтичность
сострадание и милосердие
слияние с миром и тревога за него
всеотзывчивость
смелая метафоричность образа
разговорность и песенность интонации
естественность
самобытность поэтического голоса
Черты лирического героя есенинской поэзии:
максимальная приближенность «биографии героя» к биографии автора (автобиографические мотивы — в основе большинства стихов Есенина);
естественность тона, исповедальная открытость лирического героя («стихи — письмо от Есенина», — определял эту особенность Ю. Тынянов);
ощущение героем кровной, смертной связи со всем живым в мире («понятен мне земли глагол»);
открытость героя миру, благодарное его приятие, но при этом — тоска о «нездешних нивах» и о «той, что в этом мире нет».
Тема природы не нова в литературе. Но в творчестве Есенина она приобретает неповторимое, своеобразное звучание. Есенин на первый взгляд целиком, без остатка занят тем, чтобы "приласкать взор" читателя, нарисовать полюбившуюся с детства "натуру": лес, деревенские избы, дорогу, реку, озеро. Первое впечатление от пейзажа Есенина — непосредственность видения, свобода от "бесчисленных наслоений истории и религии", конкретная выразительность.
И в то же время эту конкретность, вещность, предметность он не считает главным своим даром. "Создать мир воздуха из предметов, земных вещей или рассыпать его на вещи" — этой формулой Есенин определил свою особенность метко и точно: мир нереальный, неуловимый у него всегда предметен, и наоборот: мир земной, чувственный, конкретный — одухотворен, озарен, и оттого все реальные предметы и вещи (избы, животные, цветы, деревья, весь незатейливый сельский обиход) в стихах Есенина светятся необычайным, несвойственным им в быту светом. Как это объяснить?
Исследователь творчества Есенина Алла Марченко находит интересное сопоставление, объясняющее одухотворенность есенинского вещного мира. В рассказе Андрея Платонова "Никита" маленький деревенский мальчик "пяти лет от роду", наблюдая за "чужим петухом", вдруг открывает, что петух этот "похож по лицу на знакомого пастуха". В тот день пятилетний Никита сделал не одно открытие. Оказалось, что и у желтых цветов, и у старого пня есть и глаза и уши и что лицо у него сердитое. И бабушка — тоже не "померла", а стала избушкой: "Ишь живет себе, вон у нее голова есть — это не труба, а голова, и рот щербатый в голове. Она нарочно баня, а по правде тоже человек".
Родившись с "причастием к тайне" — "в мире нет ничего неживого", — он хотел приобщить к ясновидению своих современников. Благодаря своему природному дару Есенин создал стройную и цельную поэтическую систему, утверждающую "перезвон узловой завязи природы с сущностью человека". Эту завязь Есенин ищет в народном искусстве и в самом мире крестьянской "хижины со всеми петухами на ставнях, коньками на крышах и голубками на князьках крыльца...". Причем для Есенина это не просто любовь глаза, чувственное восприятие красивого — это "тропинка мудрости", "религия мысли" народа, "фонтан народной премудрости".
Цветы на постельном белье относятся к кругу восприятия красоты. Означают они царство сада или отдых отдавшего день труда на плодах своих. Они являются как бы апофеозом "жизненного смысла крестьянина". Поэтому в стихах Есенина человек уподоблен дереву, душа его — безбрежному, заросшему розовыми кустами полю, руки — сучьям, глаза — листьям. И это не просто психологический параллелизм, характерное для народного творчества сопоставление действий и переживаний человека с внешне сходными явлениями природы, а философия, мироощущение, определяющие поэтику есенинских стихотворений.
Кроме того, в поэтической системе Есенина утверждается духовность природной плоти, растительной, древесной, всякой. Поэтому для Есенина не существует четких образных граней между человеком и зверем, зверем и растением. Именно с этих эстетических позиций следует анализировать конкретные поэтические произведения.
Стихотворения "Отговорила роща золотая...", "Не жалею, не зову, не плачу..." звучат в грустной, элегической тональности. Поэт приходит к осознанию мимолетности, быстротечности жизни, неизбежности быстрого "увядания" человека. "Все пройдет, как с белых яблонь дым", "Все мы, все мы в этом мире тленны. Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым". И тем не менее, принимая законы природы, Есенин по-пушкински благословляет быстротечную, но прекрасную жизнь. Прекрасную, потому что в ней есть радость молодости, ощущение гулкого биения сердца, "буйство глаз и половодье чувств", желание "шляться босиком", отвечая на зов природы. Возвышенный, романтический облик жизни рисуют строчки:
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
И опять же, подчиняясь законам природы, — есть "время тлеть" и "время цвести" — поэт посылает слова любви и привета всем идущим ему на смену:
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
В основе — мысль о том, что человек является неотъемлемой частью природы, что он связан с ней нерасторжимыми, кровными узами. Именно такие мировоззренческие позиции Есенина определяют поэтику данных произведений. Любимое средство художественного изображения — олицетворение — ребята находят самостоятельно. Учитель обращает внимание учащихся на другой характерный для Есенина прием: то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы. Именно на таком приеме построено стихотворение "Отговорила роща золотая...". "Золотая роща" — это и поэт, чувствующий свое "увядание", и его поэзия.
«В том краю, где жёлтая крапива…»
Худ. средства | Цитата | Функции |
эпитеты олицетворение | В том краю, где жёлтая крапива И сухой плетень, Приютились к вербам сиротливо Избы деревень. | Место действия – тоскливое (всё заросло крапивой, изб мало, они бедные, покривившиеся от старости). |
эпитеты метафора образ дороги | Там в полях, за синей гущей лога, В зелени озёр, Пролегла песчаная дорога До сибирских гор. | Показана дорога и местность, по которой она идёт. Подчёркивается, что дорога очень длинная. |
олицетворение образ каторжников синекдоха | Затерялась Русь в Мордве и Чуди, Нипочём ей страх. И идут по той дороге люди, Люди в кандалах. | Безграничность Руси, характеристика духа простого русского народа. |
гипербола эпитет | Все они убийцы или воры, Как судил им рок. Полюбил я грустные их взоры С впадинами щёк. | Русс. народное отн-е к наказанным преступникам – горестная жалость к их участи. Их зло искуплено страда-нием (взоры с впадинами щёк). |
эпитеты оксюморон синекдоха | Много зла от радости в убийцах, Их сердца просты, Но кривятся в почернелых лицах Голубые рты. | Характеристика каторжников. |
эпитеты антитеза | Я одну мечту, скрывая, нежу, Что я сердцем чист. Но и я кого-нибудь зарежу Под осенний свист. | Герой, преисполнившись сострадания и даже какой-то особой любви к преступникам, не исключает для себя. |
эпитет метафора оксюморон | И меня по ветряному свею, По тому ль песку, Поведут с верёвкою на шее Полюбить тоску. | Осенний свист ветра пробуждает такую тоску в сердце, какая ведёт человека на опасный путь… |
олицетворение метафора | И когда с улыбкой мимоходом Распрямлю я грудь, Языком залижет непогода Прожитой мой путь. 1915 год | Эта же самая «непогода» залижет языком, как заботливая мать, всю жизнь преступника, уберёт из памяти осквернённое. |
Основные черты природного мира в лирике Есенина, приемы его худ. воплощения:
природное бытие как божественное литургическое действо («А степь под пологом зеленым //кадит черемуховый дым»);
взаимопроникновение земной и небесной сфер («Ягненочек кудрявый — месяц // Гуляет, в голубой траве»);
движение как основной признак природного бытия («и кажется с тропы далекой — // Вода качает берега»);
чередование различных состояний природного мира («Синь то дремлет, то вздыхает»);
уподобление растительного мира животному («Клененочек маленький матке // Зеленое вымя сосет»);
«очеловечивание» природы («Словно белою косынкой // Подвязалася сосна»);
диалогическая «обратная связь» между человеком и природой («О тонкая березка, // Что загляделась в пруд?»).
Основные черты животного мира в лирике Есенина, приемы худ. воплощения:
восприятие страдания животного на трагедийном уровне («Покатились глаза собачьи // Золотыми звездами в снег»);
наделение животных внутренними качествами и душевными движениями, присущими человеку («Спит медведиха, и чудится ей://Колет охотник острогой детей»);
противопоставление животной кротости жестокому миру людей («Бил ее выгонщик грубый / / На перегонных полях» — «Корова»);
образная передача состояния животного («Желтый хвост упал в метель пожаром, //На губах — как прелая морковь» — «Лисица»).
Сострадание и милосердие ко всему живому
«Чувство милосердия ко всему живому» как единая нрав. и творческая основа поэзии Есенина и наших современников. Беззащитность и целомудрие природы и долг человека перед нею в творчестве Есенина.
Есенинский мир «братьев меньших» представляет собой особую, исполненную подлинного драматизма сферу природного бытия. Тяжелый сон медведихи, материнское страдание коровы и собаки, боль лисицы-подранка — все это передано с особой лирической экспрессией и безыскусственностью.
Единство человека и природы, ответственность «старшего брата» за все живое на земле — важнейшие составляющие есенинской концепции мира.
"Песнь о собаке"
Получив отсрочку от воинской службы, Есенин с 1 мая до 1 октября живёт на родине в Константинове, посещает Рязань, Солотчу и окрестные сёла. Константиновские впечатления ложатся в основу одного из есенинских стихотворений «Песнь о собаке», которое имеет свою историю. «Случай подобно тому, какой описан в этом стихотворении, - вспоминала жена поэта С.А. Толстая-Есенина, - произошёл однажды в молодые годы Сергея Александровича, в его селе Константинове. Собака соседа Есениных ощенилась, и хозяин убил всех щенят…»
Стихотворение начинается с бытовой зарисовки, в которой прозаическое («ржаной закут», «рогожи в ряд», «ощенила сука») соседствует с нежной поэтичностью (рогожи «златятся», «она их ласкала», «струился снежок подталый»). Утром в ржаном закуте рождаются семеро рыжих щенят. Здесь всё не случайно. И количество щенят, которое не раз повторяется в стихотворении (семь – число символическое), и их рыжий цвет, который перекликается с цветом ржи и золотых рогож, и существительные с ласкательными суффиксами: «щенят», «снежок». Кажется, ничто не предвещает будущей трагедии. Но в ритме и интонации двух первых строф, где описан первый и последний день жизни щенят с утра до вечера и безмерного материнского счастья, уже есть ощущение щемящей грусти. Грустное сочувствие автора слышится даже в повторе: «Семерых ощенила сука// Рыжих семерых щенят».
Начиная с третьей строфы, возникает тревожная интонация и нарастает чувство неотвратимой беды. Описание становится более прозаичным:
А вечером, когда куры Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок.
Трижды звучат предупреждающие повторы: «А вечером…», «А когда…», «А месяц…», которые создают атмосферу приближающегося несчастья. Обычное в крестьянском быту дело – утопление слепых щенят – поэт воспринимает как трагедию. Чувства собаки недоступны «хмурому» хозяину, который «семерых всех поклал в мешок». Здесь значимо каждое слово. «Всех», - подчёркивает поэт, то есть никого не оставил и никого не пожалел. Не положил, а «поклал»! Для бездушного хозяина щенята не живые тёплые существа, а обременительная поклажа, которую он должен уничтожить.
Есенин не описывает, как утопили щенят, но находит многозначительную деталь, от которой мороз идёт по коже:
И так долго, долго дрожала Воды незамёрзшей гладь.
Поэт не описывает и горя собаки, но даёт незабываемый пронзительный образ:
Показался ей месяц над хатой Одним из её щенков.
Особого эмоционального воздействия автор достигает в заключительных строках этого стихотворения, которые эпитетом «золотыми» (звёздами) перекликаются и одновременно контрастируют с начальными строками золотого счастливого утра рождения новой жизни:
Покатились глаза собачьи Золотыми звёздами в снег.
Учащиеся делятся своими впечатлениями от этого произведения поэта и комментируют отзыв о нём Максима Горького:
«Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».
О чём стихотворение? Имеет ли оно сюжет? Можно ли сказать, что главный герой стихотворения – собака? Содержит ли произведение прямые высказывания самого автора? А можно ли что-то сказать об образе поэта? Образ поэта, который возникает в нашем воображении, мы называем образом ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ.
Первая строфа:
Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят.
Мир находится под защитой сил света и добра. И в торжественном безмолвии мир замер перед свершившимся чудом: приходом в мир семерых (само число “семь” является счастливым) новых жизней. Золотой цвет солнца, рыжий цвет щенят – всё это подчёркивает высоту происшедшего. Рождение – это всегда торжество сил света, тепла, плодородия. Вся обстановка появления щенков сулит им счастливую, благополучную, сытую жизнь (символика “ржи” - “ржаной закут”, в котором ощенилась собака).
Производим наблюдения на фонологическом уровне.
В данной строфе присутствует аллитерация: повтор звука “р”, однако здесь нет агрессии (ничего щенкам не грозит). Быть может, это ласковое урчание собаки – матери?
Вторая строфа:
До вечера она их ласкала, Причёсывая языком,И струился снежок подталый Под тёплым её животом.
Почему поэт обращает наше внимание на такую деталь, как “тёплый живот” собаки? – Она выносила в “тёплом животе” своих детей, и сейчас они лежат, прижавшись к животу родившей их, возле которого им тепло и нестрашно.
Третья строфа:
А вечером когда куры Обсиживают шесток, Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок.
Почему автор использует эпитет “хмурый”? При помощи каких глаголов он передаёт действия хозяина? Что вы можете сказать о слове “поклал”? – Просторечие, сказано словно о поленьях. Одна из злых сил мира – туча – вызывала у наших предков (древних славян) ассоциацию с мешком, в который прячут по ночам украденное солнце. Рыжие, как солнце, щенята брошены в тёмный, душный мешок.
Мир молчит. Может, от страха или сознания своей вины, от стыда за свою беспомощность?
Четвёртая строфа:
По сугробам она бежала, Поспевая за ним бежать И так долго, долго дрожала Воды незамёрзшей гладь.
Почему в этой строфе стихотворения нет описания самого события? Каким знаком заканчивается первое предложение этой строфы? (Многоточие – приём умолчания) О чём умалчивает поэт?
Для чего автор использует повтор? – Долго-долго собака глядела на вздрагивавшую
воду, скрывшую от неё детей. А человек убил и спокойно пошёл домой; для него то, что он только что сделал, - обыденный житейский факт, мелочь, на которой не стоит задерживать своё внимание. Может, поэтому и не говорится ни слова о том, как гибли щенята?
Пятая строфа:
А когда чуть плелась обратно, Слизывая пот с боков, Показался ей месяц над хатой Одним из её щенков.
Что же позволило собаке принять месяц за своего щенка? – Во-первых, цвет.
Во-вторых, форма: месяц может напоминать свернувшегося в комочек щенка.
В-третьих, месяц молодой, быстрый, резвый, шаловливый; то прячется, то появляется вновь.
Шестая строфа:
В синюю высь звонко Глядела она, скуля, А месяц скользил тонкий И скрылся за холм в полях.
Какое-то слово удивило вас? Как понять выражение “смотрела звонко”?
Попробуйте подобрать синоним к наречию “звонко”. – Пронзительно – и вглядываясь, и скуля. Одним словом автор передаёт и боль, и надежду в максимальной степени их проявления.
Седьмая строфа:
И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звёздами в снег.
Итак, как же реагирует мир на то, что произошло в нём? - В первой строфе присутствует удивительная торжественность, с которой мир встречает появление новых жизней в нём. Радуются вместе с матерью силы света, переживая чудо рождения. Однако мир теряет свои краски, свой свет: он молчит, словно устыдясь своей беспомощности перед силами зла. Лишь раз всполохом цвета и света блеснул перед нами мир в шестой строфе, но радость, освященная надеждой, была недолгой: вместе с золотыми звёздами ушли из мира звуки, свет, цвет, а вместе с ними и жизнь. Воцарилось чёрно-белое беззвучие. Интересно, что если траурным цветом сейчас является чёрный, то у древних славян со смертью ассоциировался белый цвет снега – смертного покрова земли
Ещё один удивительный образ стихотворения, который никак нельзя обойти. Это “золотые звёзды”:
Покатились глаза собачьи Золотыми звёздами в снег.
Как же понять эти строки? Среди поверий наших предков было такое, что звёзды, горящие на небе, - души людей, живущих на земле. Когда падает, скатывается по небосклону звезда - умирает человек…Человек… Но при чём же тут собака? А вот сейчас о главном.
В том мире, который создал Сергей Есенин, все живое равноправно, в его мире одинаковую ценность имеет любая жизнь: животного ли, растения или человека. Однажды поэт сказал о своём понимании мира так: “Все мы яблони и вишни одного голубого сада”. И ещё: “Всё от древа”. О каком древе идёт речь? - О древе жизни, прародителе всего сущего в мире. И потому, если все мы - дети единого древа жизни: и растения, и животные, и люди, - то горе собаки, потерявшей своих щенков, - это горе матери, это трагедия ничуть не меньшего масштаба, чем человеческая. И весь мир, в котором отзывается это горе, со смертью хотя бы одного существа теряет часть себя. И скорбит об утрате.
Анализ стихотворения Есенина «Собаке Качалова»
Стихотворение «Собаке Качалова», написанное Сергеем Есениным в 1925 году, является одним из наиболее известных произведений поэта. Оно основано на реальных событиях: пес Джим, которому автор адресовал эти удивительно нежные и трогательные стихи, действительно существовал и проживал в доме артиста Московского художественного театра Василия Качалова, у которого часто бывал Есенин. По воспоминаниям очевидцев, между собакой и поэтом буквально с первых дней знакомства установились очень дружеские и доверительные отношения. Свободолюбивый Джим всегда радовался приходу Есенина, который баловал его различными деликатесами.
Тем не менее, стихотворение, посвященное Джиму, имеет более глубинный и трагический подтекст. Это становится понятно уже с первой строфы, когда Есенин предлагает псу: «Давай с тобой повоем при луне на тихую бесшумную погоду». Что именно кроется за столь спонтанным и нелепым желанием человека, который пришел в гости к другу, рассчитывая провести вечер в приятной компании?
Исследователи жизни и творчества Сергея Есенина связывают общее настроение стихотворения «Собаке Качалова», наполненного грустью и сожалением о том, чего уже нельзя вернуть, с именем журналистки Галиной Бенеславской, которая долгие годы была влюблена в поэта, а он считал ее своим самым лучшим и преданным другом. С Галиной Бенеславской поэт расстался, заявив, что очень ценит ее как друга, но не любит, как женщину. И именно у нее, которая также нередко бывала в доме Качалова, Есенин хотел попросить прощения за то, что причинил своему лучшему другу столько душевных страданий.
Именно животное становится единственным другом лирического героя уже в поздний период творчества в стихотворении «Собаке Качалова». Данное произведение начинается с обращения лирического героя к своему четвероногому другу — Джиму. Предложение полаять при луне тоже выдает его тоску и неустроенность. Именно собака становится доверенным лицом, посредником между возлюбленной, которая «всех безмолвней и грустней», и лирическим героем:
Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.
Стоит отметить, что к моменту написания стихотворения «Собаке Качалова» поэт уже был женат на Софье Толстой и очень тяготился этим браком. До его роковой гибели оставались считанные месяцы.
Поэтому в последних строчка стихотворения, когда поэт просил лизнуть нежно руку той, что «всех безмолвней и грустней», он не только просит у Бенеславской прощения «за то, в чем был и не был виноват», но и прощается с ней, словно бы предчувствуя скорую смерть. И именно это предчувствие окрашивает произведение «Собаке Качалова» особой нежностью и грустью. Кроме этого, среди строк отчетливо проступает одиночество человека, который разочаровался в любви и потерял веру в самых близких людей. И – острое чувство вины за то, что автор не смог сделать по-настоящему счастливыми тех, кто его искренне любил, невзирая на непостоянство характера, безрассудство и желание быть свободным от каких-либо обязательств.
Обращаясь к Джиму, поэт использует следующие эпитеты: «голубчик», «мой милый», «друг», которые переводят отношение лирического героя к животному в личностный план. Но уже в первой строфе видно, что стихи об одиночестве, о несчастливой жизни, а Джим — бессловесный наперсник лирического героя, который всю жизнь ищет путь к чужому сердцу. Но не отчаяние руководит героем, обратившимся к собаке, он по-прежнему верит в жизнь:
Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Несмотря на печальный тон стихотворения, вывод, который делает Есенин, оптимистичен и заставляет читателя поверить, что героя простят. Но главное не это. Главное — сказаны эти великие и удивительно трогательные слова, в которых он признает свою вину. Сказаны прежде всего самому себе. А это всегда облегчает душу.
Через любовь «ко всему живому» выражается отношение Есенина к миру.
3