Тема урока: «Всю душу выплесну в слова!» (по лирике С .А Есенина)
Цель урока: продолжить изучение творчества С.А Есенина, познакомить учащихся с особенностями поэзии, показать народность творчества; понимать философские размышления на «вечные темы», воспитывать нравственное чувство, чувство сопереживания судьбе Есенина.
Оборудование урока: слайд.-презентация
Ход урока: I Организационный момент.
Мобилизация учащихся на начало урока. Объявление темы, целей урока.
Звучит музыка
Слайд (портрет Есенина, друзья поэта)
II. Вступительное слово учителя:
Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после грез.
И душа моя- поле безбрежное-
Дышит запахом меда и роз.
Сегодня мы говорим о Сергее Есенине, поэте, чей недюжинный талант, восхищавший современников, питался и жил любовью к России. Сергей Александрович Есенин- выдающийся русский поэт. «Моя лирика,- говорил Есенин, -жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». Есенин народный национальный поэт не только потому, что родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихов прост и понятен, но и потому, что каждый человек хоть однажды пережил те же чувства, что и Есенин.
III . Актуализация знаний учащихся:
Какие мотивы характерны для есенинской поэзии? Какие интересные факты из жизни поэта помогают вам понять причастность семьи к его самоопределению? Почему деревенская тема волнует поэта?
Слайд (дом Есенина, родители поэта и близкие)
1. Сообщения уч-ся: Основой есенинского мироздания является изба с ее атрибутами. Избы, окруженный двор, огород с плетнями и связанные друг с другом дорогой, образ деревни. А деревня, ограниченная околицей, это и есть есенинская Русь. Наблюдательность, меткость зарисовки, задушевность интонации стихотворений притягивает читателя. До Есенина крестьянский быт лишь был объектом сострадания. Мотив сожаления о бедноте и обездоленности родного края волновали поэта. Чаще всего он писал о деревенской природе, которая выглядела у него просто и незамысловато. Куда бы поэта судьба не забрасывала, где бы он ни был, вновь и вновь вспоминает он родное село, отцовский «низкий дом с голубыми ставнями» и необъятный простор родных рязанских раздолий.
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,-
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
Деревенская лирика поэта-это воплощение света, тепла и любви.
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы…
Для обитателя этой Руси весь жизненный подвиг- крестьянский труд.
Комментирование стихотворений учащимися:
«Я последний поэт деревни», »Где ты, где ты, отчий дом…?»
«Спит ковыль. Равнина дорогая»
Слайд (о животных)
2.Тема любви «к братьям нашим меньшим», «чувство милосердия ко всему живому» как единая нравственная и творческая поэзия Есенина.
Примером этому являются стихотворения: »Корова», «Собаке Качалова
Слайд (природа в разное время года в творчестве поэта )
3. Тема природы в творчестве Сергея Александровича Есенина
Б.Пастернак писал: «Самое драгоценное в Сергее Есенине - образ родной природы, переданной ошеломляющей свежестью так, как она далась ему в детстве».
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.
Мировосприятие Есенина складывается под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта неразрывные понятия. Если человек уподоблен дереву, то душа его – заросшему розовыми кустами полю, руки- сучьям, глаза- листьям. Об этом свидетельствуют строки стих.
Звучит песня в исп. Игоря Штайна «Клен ты мой, опавший..»
Какие мысли и чувства вызывает у вас есенинское отношение к природе? В чем тайна силы есенинских строк?
Какие явления природы чаще всего изображает поэт? (зори, закат, дождь, снег, часто образ дерева, образ девушки связан с образом тонкой березки, образ души- с весенним цветением, образ лирического героя- с кленом)
Многообразие оттенков природы,богатство красок автор передает через эпитеты, сравнения, метафоры («черемуха душистая», «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани»)
В стихотворениях Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки желтого приобретают: золотой, медный; много зеленого, голубого, синего. В основном стихи окрашены в чистые, нежные, яркие цвета.
Комментирование стихотворения »Зеленая прическа..», «Сыплет черемуха снегом»
Слайд (женщины Есенина: Зинаида Райх, Галина Бениславская, Айседора Дункан, Шаганэ Тальян)
4. Любовная лирика. Тема любви к женщине России, к жизни, к Востоку, к природе -ностальгия, тоска по родной земле.
.«Персидские мотивы» - гимн «гению чистой красоты», гимн женщине. Мечта о чистой любви - один из сквозных мотивов лирики.
Комментирование стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ! »
Слайд ( ил. рисунок, фото матери поэта и С.Есенина )
III . От чудесных стихов о стране «березового ситца» до тревожных раздумий о судьбе России. Россия Есенина – это «страна березового ситца», это «милая кроткая Русь». В стихах Есенина нашло отражение все, чем жила его душа. Сначала образ матери, потом родное село и, наконец вся необъятная земля русская… Слово о матери ранят душу и запоминаются на всю жизнь. Поэзия Есенина несет идею материнства как одну из самых гуманных идей. А письмо матери – гимн ей.
Звучит песня в исп. А.Малинина «Письмо матери»
1.Любовь к матери, образ матери в стихотворении «Письмо к матери»
2. Образ Родины. Идея неотделимости своей судьбы от судьбы России выражена в стих. «Спит ковыль. Равнина дорогая…»
Комментирование стихотворений: «Гой ты ,Русь, моя родная»
«В этом мире я только прохожий.»; «Край любимый..», «Нивы сжаты…», «Русь уходящая..» ,
Слайд (фото Есенина, похороны поэта)
Звучит песня в исполнении Н . Кадышевой « Отговорила роща золотая»
3.Философские размышления поэта, мотив странничества, кратковременного пребывания человека на земле.
От Руси полевой, патриархальной, уходящей в прошлое – к России советской,- таков путь поэта.
Раздумья поэта о жизни и смерти, о месте человека в мире
«Гори, звезда моя, не падай»,
»Жизнь- обман с чарующей тоской..»,
»До свиданья, друг мой, до свиданья»
IV. Итог урока. Размышления уч-ся: ”Чем мне дорог Есенин?»
Из 20-х годов прошлого столетия поэт незримо шагнул в наши дни.
В сутолоке повседневной жизни, в ее безграничной проблематичности мы теряем что-то возвышенное, духовное. Стихи Есенина как бы останавливают нас: посмотрите вокруг себя, послушайте шум ветра в дубравах, шелест травы на лугах, голос речной волны…
Правда Есенина – любовь к родине, пусть незрячая, но великая.
Дни желтые, осенние…
И хочется мне вновь
Читать стихи Есенина
Про жизнь и про любовь.
Чтоб думами осенними
В осенней тишине
Вернуть домой Есенина
На розовом коне (В.Костров)
Действительно: прекрасное в наших душах- это что-то возвышенное, идеальное, недоступное для суеты, мелких чувств и стремлений, но прекрасное- это и сама жизнь, ее истинная сущность, без постижения которой человек нравственно гибнет. И пока живет земля, Есенину- поэту суждено жить с нами и «воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с название кратким Русь»
Оценки. Дом. задание: подготовка к сочинению по лирике С Есенина
ГУ №19
Разработка урока по русской литературе на тему:
« Всю душу выплесну в слова!»
(По лирике С.А.Есенина)
Учитель: Бекенова Куляра Бижановна