СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всю душу выплесну в слова!

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Всю душу выплесну в слова!» (по лирике С .А Есенина)

 Цель урока: продолжить изучение творчества  С.А  Есенина, познакомить учащихся  с особенностями поэзии, показать народность творчества; понимать философские размышления на «вечные темы», воспитывать нравственное чувство, чувство сопереживания судьбе Есенина.

Оборудование урока:  слайд.-презентация

Ход урока: I Организационный момент.

Мобилизация учащихся  на начало урока. Объявление темы, целей урока.

Звучит музыка

Слайд  (портрет Есенина, друзья поэта)

II. Вступительное слово учителя:

Несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после бурь, после грез.

И душа моя- поле безбрежное-

Дышит запахом меда и роз.

Сегодня мы говорим о Сергее  Есенине, поэте, чей недюжинный талант, восхищавший современников, питался и жил любовью к России. Сергей Александрович Есенин- выдающийся русский поэт. «Моя лирика,- говорил  Есенин, -жива  одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». Есенин народный  национальный поэт не только потому, что родился   в  самой что  ни  на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихов прост и понятен, но и потому, что каждый человек хоть однажды пережил те же чувства, что и Есенин.

III .  Актуализация знаний учащихся:

Какие мотивы характерны для есенинской поэзии? Какие интересные факты из жизни поэта помогают вам понять причастность семьи к его самоопределению? Почему деревенская тема волнует поэта?

Слайд (дом Есенина, родители поэта и близкие)

1. Сообщения  уч-ся:    Основой есенинского мироздания является изба с ее атрибутами. Избы, окруженный двор, огород с плетнями и связанные друг с другом дорогой, образ деревни. А деревня, ограниченная околицей, это и есть есенинская Русь. Наблюдательность, меткость зарисовки, задушевность интонации стихотворений притягивает читателя. До Есенина крестьянский быт лишь был объектом сострадания. Мотив сожаления о бедноте и обездоленности родного края волновали поэта. Чаще всего он писал о деревенской природе, которая выглядела у него просто и незамысловато. Куда  бы  поэта судьба  не забрасывала, где бы он ни был, вновь и вновь вспоминает он родное село, отцовский «низкий дом с голубыми  ставнями» и необъятный простор родных рязанских раздолий.

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда,-

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

Деревенская  лирика поэта-это воплощение света, тепла и любви.

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы…

Для обитателя этой Руси весь жизненный подвиг- крестьянский труд.

Комментирование стихотворений учащимися:

«Я последний поэт деревни», »Где ты, где ты, отчий дом…?»

«Спит ковыль. Равнина дорогая»

Слайд (о животных)

2.Тема любви   «к братьям нашим меньшим», «чувство милосердия ко всему живому»  как единая нравственная и творческая поэзия Есенина.

Примером этому являются стихотворения: »Корова», «Собаке Качалова

Слайд  (природа в разное время года в творчестве поэта  )                   

3. Тема природы в творчестве  Сергея Александровича Есенина

Б.Пастернак писал: «Самое  драгоценное  в Сергее Есенине - образ родной природы, переданной ошеломляющей свежестью так, как она далась ему в детстве».

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

Мировосприятие Есенина складывается под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта неразрывные понятия. Если человек уподоблен дереву, то душа его – заросшему розовыми  кустами полю, руки- сучьям, глаза- листьям. Об этом свидетельствуют строки стих.

Звучит песня в исп. Игоря Штайна  «Клен ты мой, опавший..»

Какие мысли и чувства вызывает у вас есенинское отношение к природе? В чем тайна силы  есенинских  строк?

Какие явления природы чаще всего изображает поэт? (зори, закат, дождь, снег, часто образ дерева, образ девушки связан с образом тонкой березки, образ души- с весенним цветением, образ лирического героя- с кленом)

Многообразие оттенков природы,богатство красок автор передает через эпитеты, сравнения, метафоры («черемуха душистая», «рыжий месяц жеребенком запрягался  в наши сани»)

В  стихотворениях  Есенина  разнообразны   оттенки   красного цвета:  розовый, алый, малиновый, багряный;  оттенки желтого  приобретают: золотой, медный; много зеленого, голубого,  синего.  В основном стихи окрашены в чистые, нежные, яркие цвета.

Комментирование стихотворения  »Зеленая прическа..»,  «Сыплет черемуха снегом»

Слайд (женщины Есенина: Зинаида Райх, Галина Бениславская,  Айседора Дункан,  Шаганэ Тальян)

4. Любовная лирика. Тема любви  к женщине России, к жизни, к Востоку, к природе -ностальгия, тоска по родной земле.

.«Персидские мотивы» - гимн «гению чистой красоты», гимн женщине. Мечта о чистой любви - один из сквозных мотивов лирики.

Комментирование стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ! »      

Слайд ( ил. рисунок, фото матери поэта  и С.Есенина )                             

III . От чудесных стихов о стране «березового ситца» до тревожных раздумий о судьбе России. Россия Есенина – это «страна березового ситца», это «милая кроткая Русь».  В стихах Есенина нашло отражение все, чем жила его душа. Сначала образ матери, потом родное село и, наконец вся необъятная земля русская… Слово о матери ранят душу и запоминаются на всю жизнь. Поэзия Есенина несет идею материнства как одну из самых гуманных идей. А письмо матери – гимн ей.

Звучит песня в исп. А.Малинина  «Письмо матери»

1.Любовь к матери, образ матери в стихотворении  «Письмо к матери»

2. Образ Родины. Идея неотделимости своей судьбы от судьбы России выражена в стих. «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Комментирование стихотворений: «Гой ты ,Русь, моя родная»

«В этом мире я только прохожий.»;  «Край любимый..», «Нивы сжаты…», «Русь уходящая..» ,

Слайд (фото Есенина, похороны поэта)

Звучит песня в исполнении Н . Кадышевой « Отговорила роща золотая»

3.Философские размышления  поэта, мотив странничества, кратковременного пребывания человека на земле.

От Руси полевой, патриархальной, уходящей в прошлое – к России советской,- таков путь поэта.

Раздумья поэта о жизни и смерти, о месте человека в мире

 «Гори, звезда моя, не падай»,

»Жизнь- обман с чарующей тоской..»,

»До свиданья, друг мой, до свиданья»

IV. Итог урока. Размышления уч-ся: ”Чем мне дорог Есенин?»  Из 20-х годов прошлого столетия поэт незримо шагнул в наши дни.

 В сутолоке повседневной жизни, в ее безграничной проблематичности мы теряем что-то возвышенное, духовное.  Стихи Есенина как бы останавливают нас: посмотрите вокруг себя, послушайте шум ветра в дубравах, шелест травы на лугах, голос речной волны…

Правда Есенина – любовь к родине, пусть незрячая, но великая.

Дни желтые, осенние… 

И хочется мне вновь

 Читать стихи Есенина

Про жизнь и про любовь.

Чтоб думами осенними

В осенней тишине

Вернуть домой Есенина

На розовом коне  (В.Костров)

Действительно: прекрасное в наших душах- это что-то возвышенное, идеальное, недоступное для суеты, мелких чувств и стремлений, но прекрасное- это и сама жизнь, ее истинная сущность, без постижения которой человек  нравственно гибнет. И пока живет земля, Есенину- поэту суждено жить с нами и «воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с название кратким Русь»

Оценки. Дом. задание: подготовка  к  сочинению по лирике С Есенина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             ГУ №19

 

 

 

Разработка урока  по русской литературе на тему:

 « Всю душу выплесну в слова!»

(По лирике С.А.Есенина)

 

 

 

                                               Учитель: Бекенова Куляра Бижановна

Просмотр содержимого документа
«Всю душу выплесну в слова!»

Тема урока: Народ и ландшафт

Школа: ;30

Дата:

ФИО учителя: Бекенова К.Б

КЛАСС: 7

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:


Цели обучения, которые этот урок вносит свой вклад

СГ1, П4,,Ч7 понимают основное содержание текста, определяют главную информацию, создают тексты различных типов и стилей; извлекают информацию из различных источников

Нр

Все учащиеся смогут: определить основную мысль текста

определяют тему текста;

Большинство учащихся будут уметь: создавать тексты

Некоторые учащиеся смогут: участвовать в диалоге, аргументировать и различать тексты разных стилей


Языковая цель

Учащиеся могут: использовать лексические единицы: антонимы, преобразовать определения,, смогут вступить в диалог, высказывать и обосновывать свое мнение

Ключевые слова и фразы: характер, климат, народ, культура, способность, этнос, лагдшафт


Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе: научный, , публицистический;

Вопросы для обсуждения: Что такое ландшафт? Какой ландшафт в Казахстане?


Подсказки: характер, местность, суровый климат, мужественный, устойчивый, сильный

Предыдущее обучение

Проверка понятия причастный оборот и его позиция в предложении, случаи обоосбления

Привитие ценностей

Основанной на национальной идее»Мәңгілік Ел» : патриотизм, открытость, уважение к другой культуре ? воспитание любви к природе

Межпредметные связи

география, литература

Плаи

Планируемые сроки

Планируемые действия (замените записи ниже запланированными действиями)

Ресурсы

Начало урока

7мин


1.Приветствие друг друга.

2.Комплименты .

Рассчитаться от 1 до 5 и разделиться по группам.


Условия работы в группах, спикер, тайм-менеджер.


Прием. Прогнозирование.


Для одних природа- дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж…

Продолжите для других природа что…?

Ребята как вы думаете, о чем пойдет у нас сегодня речь на уроке? Какой будет тема урока?

Работа в паре

Какие ассоциации вызывает у вас слово природа??

Составить кластер, используя стрелки.


ФО. Аплодисменты



Середина урока

30мин

Работа в паре

1.Работа по упражнению 261А,Б


Критерий

Учащиеся смогут составить вопрос и и дать оценку ответу одноклассника.


2.ИО. Прием «ПОПС»

Я считаю, что…

Я могу привести примеры…

Таким образом,..


Дескрипторы

1.Списать текст

2.Определяют значение слов ландшафт, этеос, фактор, адаптация.


ФО. Аплодисменты

Прием «Одноминутное эссе»

Почему дружелюбных людей называют теплыми, эмоциональными-горячими, а отстраненных холодными?


ФО. Большой палец.


Прием » Чтение с прогнозированием»

Это было давно. Это было месяца четыре назад.

Сидели мы в душистую южную ночь на берегу Арно. Сидели -то мы не на берегу, где же там сидеть: сыро и грязно, да и неприлично, а сидели мы на балконе отеля, но уж так принято для поэтичности.. Компания была смешанная русско-итальянская.

Прогнозируйте, что было дальше.

Прочитать текст упр.264Б . Совпало ли ваше мнение с текстом.

ФО. «Две звезды и одно пожелание»


ФО.Самооценивание


Групповая работа .Образуется две группы, время не дается для обсуждения не дается много.


Прием «Генераторы-критики»

. В наше современное время есть утверждение, что ландшафт влияет на мировоззрение

Критики выбирают из предложенных вариантов наиболее важное.

































Видео-ролик

Конец урока

3мин

Прием «ХИМС»

Дом.з упр.264Д, с.309




























Тема урока: Народ и ландшафт

Школа: ;30

Дата:

ФИО учителя: Бекенова К.Б

КЛАСС: 7

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:


Цели обучения, которые этот урок вносит свой вклад

Ч1.Пониание информации.

Ч2 Выявление структурных частей текста.

СРН4.Соблюдение пунктуационных норм.

П2.Изложение прочитанного материала.


Нр

Все учащиеся смогут: понимать информацию

Большинство учащихся будут уметь: определять структурные части

Некоторые учащиеся смогут: участвовать в диалоге, аргументировать информацию


Языковая цель

Учащиеся могут: использовать лексические единицы: антонимы, преобразовать определения,, смогут вступить в диалог, высказывать и обосновывать свое мнение

Ключевые слова и фразы: способность, культура, традиция, богатство земли, родина, ландшафт


Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе: научный, , публицистический;

Вопросы для обсуждения: Что такое ландшафт? Что такое мировоззрение*? Что такое культура?

Как различать вводные слова, частицы?

Подсказки: конечно, сожалею, по мнению,;

Предыдущее обучение

Проверка понятия причастный оборот и его позиция в предложении, случаи обоосбления

Привитие ценностей

Основанной на национальной идее»Мәңгілік Ел» : патриотизм, открытость, уважение к другой культуре ? воспитание любви к природе

Межпредметные связи

география, литература

Плаи

Планируемые сроки

Планируемые действия (замените записи ниже запланированными действиями)

Ресурсы

Начало урока

7мин


1.Приветствие друг друга.

2.Комплименты

Пишут на листе комплименты

Прочитать друг другу


ФО. Аплодисменты

Деление на группы по цвету стикера : жклтый, зеленый, красный, синий.

Условия работы в группе, спикеры, тайм-менеджеры



Середина урока

30мин

ГР

Работа по учебнику на стр.309.

Прочитать правило.

2.Разделить на части.

3.Индивидуально проработать.

4.Обсудить в группе.

5.Составить постер.

6.Защитить.


2.ИО. Прием «ПОПС»

Я считаю, что…

Я могу привести примеры…

Таким образом,..


Задание..Упражнение 265

Критерий

Учащиеся смогут применить правило и прокомментировать.

Дескрипторы

1.. Устно прокомментировать вводные слова.


ФО. «Две звезды и одно пожелание»


Прием « Одноминутное эссе»

Представить родной пейзаж и описать его.

Словесная похвала.


Задание № 266А


Критерий

1Учащиеся смогут расставить знаки препинания при вводных словах.

Дескрипторы

1.Прочитать текст.

2.Учащиеся находят вводные слова.

3, Определяют значение и расставляют знаки препинания.


ФО.Самооценивание


Групповая работа .

Образуется две группы, время для обсуждения 1мин.

Прием «Генераторы-критики»

Итак, культура – это искусство жить в гармонии с природой и человеческой средой.

Генераторы предлагают как можно большее число вариантов утверждений, решений проблемы.

Критики выбирают из предложенных наиболее важное.

































Видео-ролик

Конец урока

3мин

Прием «ХИМС»

Дом.з.стр141 пр.267А,Б.



































Тема урока: Что такое знания?

Школа :№30

Дата:

ФИО учителя: Бекенова К.Б

КЛАСС: 7Б

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:


Цели обучения, которые этот урок вносит свой вклад

СГ1, П4,,Ч7 понимают основное содержание текста, определяют главную информацию, создают тексты различных типов и стилей; извлекают информацию из различных источников

Нр

Все учащиеся смогут: определить основную мысль текста

определяют тему текста;

Большинство учащихся будут уметь: создавать тексты

Некоторые учащиеся смогут: участвовать в диалоге, аргументировать и различать тексты разных стилей


Языковая цель

Учащиеся могут: использовать лексические единицы: антонимы, преобразовать определения,, смогут вступить в диалог, высказывать и обосновывать свое мнение

Ключевые слова и фразы: знание, способность,информация, навыки, умения


Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе: научный, , публицистический;

Вопросы для обсуждения: Что такое знания? Для чего вы учитесь? Для чего нужны знания?

Как различать не с разными частями речи и написание?

Подсказки: ученье свет; путь к знанию начинается с …; понимание…, ум человека имеет…

Предыдущее обучение

Проверка понятия причастный оборот и его позиция в предложении, случаи обоосбления

Привитие ценностей

Основанной на национальной идее»Мәңгілік Ел» : патриотизм, открытость, уважение к другой культуре ? воспитание любви к природе

Межпредметные связи

география, литература

Плаи

Планируемые сроки

Планируемые действия (замените записи ниже запланированными действиями)

Ресурсы

Начало урока

7мин


1.Приветствие друг друга.

2.Ассоциация

Где нет знаний,, там нет и смелости.

Пословица.

Как вы понимаете значение пословицы?

Ребята как вы думаете, о чем пойдет у нас сегодня речь на уроке? Какой будет тема урока?

Работа в паре

Какие ассоциации вызывает у вас слово знание?

Составить кластер, используя стрелки.


ФО. Аплодисменты



Середина урока

30мин

ИР

1.Работа по № 193А

Прочитайте ассоциации к слову знание.

Найдите антонимы и синонимы к слову знание.

Сравните свой кластер с пометками упражнения.


2.ИР. Прием «ПОПС»

Я считаю, что…

Я могу привести примеры…

Таким образом,..


Задание..Упражнение 191


Критерий

Учащиеся смогут определить информацию о знаниях.

Дескрипторы

1.Списать текст, расставив знаки препинания.

2.. Устно прокомментировать слова и словосочетания , характеризующие знания.


ФО. «Две звезды и одно пожелание»


Прием «Чтение с пометками»

Задание №192А-Б

Критерий

1Учащиеся смогут работать с источником и определить значение информации.

Дескрипторы

1.Прочитать словарную статью и определить значение.

2.Записать значение понятия информация

Информация- это знания, которые получает человек из из различных источников.


ФО.Самооценивание


Групповая работа .Образуется две группы, время для обсуждения-1минута.

Прием «Генераторы-критики»

В наше время, когда столько новых изобретений, технологий, человек может уже обойтись без знаний.

Генераторы предлагают как можно большее число вариантов утверждений, решений проблемы.

Критики выбирают из предложенных наиболее важное.

































Видео-ролик

Конец урока

3мин

Прием «ХИМС»

Дом.з.стр106-107, упр.193Б,.






































ГУ №30




Новые подходы преподавания


Уроков русского языка


(из опыта работы учителя

русского языка и литературы



БЕкенооойй К.Б




г.Астана,2017г












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!