Виды рынков
Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей, обладающих свободой экономических действий, друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.
Не стоит путать с иным значением этого термина, когда рынок обозначает конкретное место торговли.
Рыночный механизм — совокупность взаимодействий между основными элементами рынка. Это взаимосвязи спроса и предложения на какой-либо товар/услугу.
Признаки рынка:
Нерегулируемое предложение — производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить.
Нерегулируемый спрос — потребитель сам определяет, что, как и сколько покупать.
Нерегулируемая цена — цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.
Условия нормального функционирования рынка:
1) конкурентная среда (условия для создания соперничества за наиболее выгодные условия на рынке);
2) свободное (от принуждения извне) ценообразование;
3) многообразие форм собственности (частная, коллективная, государственная и пр.);
4) отсутствие монополизации (появления единственного поставщика товаров/услуг на рынке) рынка;
5) действие законов, охраняющих права собственников;
6) наличие резервов роста экономики (финансовый и физический капиталы, природные ресурсы);
7) обеспечение подвижности ресурсов (отсутствие внутренних таможенных границ и запретов, свободные торговые зоны и т. п.);
8) наличие рыночной инфраструктуры (совокупность рыночных институтов, обслуживающих рыночное хозяйство, например, фондовые биржи, страховые компании и пр.).
Основные функции рынка:
1) посредническая — соединение производителей товаров и их потребителей;
2) ценообразования — установление равновесной цены (по которой производитель готов продать, а покупатель готов приобрести или, иначе говоря, цены, при которой спрос на товар равен предложению товара) на тот или иной вид товара;
3) информационная — предоставление информации о рыночных процессах, участниках рынка, размерах спроса и предложения;
4) регулирующая — отток капиталов из менее выгодных отраслей производства в более прибыльные отрасли;
5) санирующая (оздоровительная) — «санация» (освобождение) экономики от неэффективной хозяйственной деятельности, например, банкротство нерентабельных (неприбыльных, убыточных) предприятий.
Черты рынка:
Позитивные стороны рынка | Негативные стороны рынка |
1) Способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в те отрасли, где они в данный момент более всего необходимы, т. е. объективно формирует структуру производства. | 1) Не гарантирует решение ряда социально-экономических проблем, например, безработицы, высокого уровня инфляции и пр. |
2) Способен саморегулироваться в процессе экономической деятельности. Рынок подстраивается под реалии общественной жизни и способен достаточно быстро перестраиваться. | 2) Распределяет продукцию по результатам конкуренции (т. е. тем, кто больше заплатит), что усугубляет социальное неравенство. |
3) Направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества, т. е. создаёт материальную заинтересованность производить то, в чём есть потребность. Спрос порождает предложение. | 3) Порождает тенденцию к монополизации производства, поскольку защита от конкурентов в свою очередь приводит к сговорам и слияниям, также научно-технический прогресс способствует концентрации и централизации капитала. |
4) Стимулирует научно-технический прогресс (экономия ресурсов выгодна производителям) и тем самым способствует ресурсосбережению в обществе. | 4) Не решает проблему внешних издержек (экстернальных), т. е. издержек, не отражённых в ценах рынка, которые ложатся на плечи общества. Например, это загруженность дорог воздел крупных предприятий/складов в часы-пик. |
| 5) Не может решить все региональные проблемы, которые связаны прежде всего с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов. |
| 6) Способствует циклическому развитию, в основе которого лежит необходимость обновления капитала, т. е. приводит к периодическим экономическим кризисам. |
Основные виды рынков:
Основания (критерии) для классификации | Виды рынков |
Действующее законодательство | легальный (законный) нелегальный (теневой) |
Товары и услуги | потребительских товаров и услуг средств производства рабочей силы инвестиций (долгосрочных вложений) иностранных валют ценных бумаг (фондовые биржи) научно-технических разработок и инноваций информации |
Пространственный признак | мировой региональный национальный местный |
Тип конкуренции | совершенная (чистая) конкуренция несовершенная конкуренция: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция |
ВОПРОСЫ:
1. Установите соответствие между товарами и типами рынков: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ТОВАРЫ | | ТИПЫ РЫНКОВ |
А) | акции | 1) | информационный |
Б) | реклама | 2) | фондовый |
В) | газеты | | |
Г) | облигации | | |
Д) | телеканал | | |
Ответ
2, 1, 1, 2, 1
2. Назовите любые три фактора, которые влияют на изменение спроса, и проиллюстрируйте каждый из них соответствующим примером.
Ответ
В качестве факторов, влияющих на изменение спроса, могут быть названы:
1) Изменение цены товара-заменителя: например, если (из-за снижения предложения) цена кока-колы повысится, спрос на пепси-колу увеличится.
2) Изменение цены дополняющего товара: если (из-за снижения предложения) цена дополняющего товара повышается, это приводит к снижению спроса на рассматриваемый товар. Например, если (из-за снижения предложения) цена на фотопленку резко увеличится, спрос на фотоаппараты снизится.
3) Изменение ожиданий потребителей в отношении цен: например, если потребители ожидают, что цена на компьютеры вырастет, они будут пытаться купить их сейчас, т. е. до того, как повысится цена.