СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л. н. андреев «кусака». чувство сострадания к братьям нашим меньшим

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока Литературы в 7 классе на тему Л. Н. АНДРЕЕВ «КУСАКА». ЧУВСТВО СОСТРАДАНИЯ К БРАТЬЯМ НАШИМ МЕНЬШИМ

Просмотр содержимого документа
«Л. н. андреев «кусака». чувство сострадания к братьям нашим меньшим»







Муниципальный этап Всероссийского конкурса

педагогических работников «Воспитать человека»

Номинация: «Воспитание в образовательных предметах»












Описание опыта новых форм воспитательных практик

на тему «Сценарий урока»







Выполнил(а):

учитель русского языка и литературы МБОУ Заворонежской СОШ

Толкачёва Светлана Михайловна

+7 (910) 856-55-50

tsvetlana[email protected]












Мичуринский район

2022 г.


Воспитание и образование неразделимы,

нельзя воспитывать не передавая знания,

всякое же знание действует воспитательно.

Л.Н. Толстой


Учеными доказано, что через взаимодействие с животными дети получают первый опыт познания окружающей среды, развиваются интеллектуально, лучше адаптируются в социуме, получают эстетическое воспитание, эмоциональное и физическое развитие.

В мировой медицине активно используются методики лечения человека с помощью положительного воздействия животных. Животные оказывают психологическую помощь. И, пожалуй, самое главное, это нравственное воспитание. Помимо положительных эмоций и развития чувства прекрасного, ребенок учится проявлять бережное и заботливое отношение к животному и миру в целом. 

Где, как не на уроке литературы возможно вызвать эмоциональный всплеск в душах учащихся и не позволить «душе черстветь».

Именно литература способна воскресить понятие «нравственной личности», включающей в себя многие духовные качества человека: доброту и умение сочувствовать, гуманность и отзывчивость, совестливость и справедливость, честность и порядочность, вежливость и тактичность, ответственность, трудолюбие, уважение к окружающим и их труду, соблюдение норм поведения, любознательность, - и помочь решить многие нравственные проблемы нашего времени.

На уроках необходимо использовать методы обучения, несущие практическую направленность, потому что знакомство с этическими категориями должно происходить в их житейских переплетениях, по «учебнику жизни». Это развивает стремление к нравственному действию.

«Не активностью поднятых рук, а активностью глаз определяю я эффективность урока» - писал Е.Н. Ильин. Поэтому на уроке стараюсь достичь желаемого в воспитательной области только через эмоции.

Приёмы, используемые мной на уроке, направлены на то, чтобы учащиеся могли повернуться к проблеме «лицом», чтобы рождался диалог обучающегося с самим собой, помогающий развивать самосознание, самооценку, личностную позицию (концепцию), способствующие углублённому проникновению в проблему художественного произведения.

Важную роль в реализации воспитательного потенциала урока играет применение современных образовательных технологий. 

Урок литературы сегодня невозможно представить без использования информационных и коммуникативных технологий (ИКТ), поэтому на протяжении всего урока использую презентацию для наглядности.

В начале урока создаю проблемную ситуацию (технология проблемного обучения), через просмотр видеоролика подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения, анализируя прочитанное дома произведение Л. Андреева «Кусака».

Некоторые методические приемы:

  1. Работа в группах над финалом произведения, способствующая увеличению «продуктивности» обучения на уроке. Групповая форма – одна из форм деятельностного подхода к обучению, психологическую основу которого составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Знания приобретаются и проявляются только в деятельности.

  2. Для обобщения характеристики главного героя использую прием синквейн - один из видов технологии развития критического мышления.

  3. Для проведения рефлексии в конце урока использую QR – код-это  тип матричных штрих кодов, предназначенных для считывания информации и программу www.mentimeter.com для вывода результата на экран и лучшего взаимодействия с аудиторией. Ребятам нравится этот прием работы на уроках. И он действительно эффективный: к работе подключается каждый ученик.































Тема: Л. Н. Андреев «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим.

Цель урока: формировать умение определять тему, идею рассказа, характеризовать героев, использовать устное словесное рисование, кратко пересказывать эпизоды; учить создавать самостоятельные творческие тексты, анализировать проблемную ситуацию; воспитывать сострадание к брошенным животным, показать связь отношений к людям и животным, дать ребятам понять, что «мы в ответе за всех, кого мы приручили»; формировать навыки самостоятельной деятельности.



Ход урока

  1. Орг. момент. Добрый день дорогие ребята, прошу занять свои места.

  2. Мотивация учебного процесса

- Начать наш урок мне хотелось бы начать с притчи. Притча – это короткий поучительный рассказ. Сейчас вы прослушаете песню-притчу и попытайтесь ответить, какая проблема затронута в ней?  

Приложение 1 видеоролик  «Притча про собаку» в исполнении Светланы Копыловой)

- Итак, какие проблемы вы можете сформулировать? (проблема взаимоотношения человека и животных; проблема добра и зла; проблема дружбы и предательства)

- Вы абсолютно правы. Но самой главной, наверное, является проблема ответственности человека за судьбу братьев наших меньших.

- Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла строки из известного произведения А. де Сента Экзюпери «Маленький принц». Слайд

- К проблеме «Человек и животные» обращались многие русские писатели. Вспомните произведения, которые повествуют о собаках. (А. П. Чехов «Каштанка», И. С. Тургенев « Муму», Г. Н. Троепольский  « Белый Бим Чёрное ухо»).

–  Почему, по-вашему, писатели обращались и обращаются к этой теме? (Много людей жестоких и равнодушных, в жизни часто видим жестокое отношение к животным)

  1. Вступительное слово учителя.

- С каким произведением мы сегодня будем работать на уроке? (Рассказ «Кусака» Л.Андреева)

Сегодня на уроке мы с вами не только будем анализировать произведение Л.Андреева о верном друге человека – собаке, давать оценку поступкам персонажей, выявлять тематику и проблематику рассказа, но и попытаемся принять живое участие в этой непростой истории, попробуем повлиять на ход событий, изменить ситуацию, в которой оказалась героиня произведения – то есть, переработать рассказ.

Леонид Андреев о своем рассказе «Кусака»  писал: «…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

На уроке мы будем с вами употреблять слова: милосердие, сочувствие, сострадание, гуманность, ответственность. Что они означают?

  1. Словарная работа. (Слайд)

Милосердие-готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия.

Сострадание –жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

Сочувствие –отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Гуманность- человеколюбие и отзывчивость.

Ответственность- необходимость, обязанность отдавать отчёт в своих действиях, поступках.

  1. Анализ рассказа.

- На сколько частей мы можем разделить рассказ?

Проверка домашнего задания. Выборочно учащиеся зачитывают свои цитатные планы. Слайд

Примерный цитатный план:

  1. «Она никому не принадлежала».

  2. «У неё отняли ее непримиримую злобу».

  3. «Всей своей собачьей душой расцвела собака»

  4. «А Кусаку придется оставить. Бог с ней!»

  5. «Собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно спокойно».

Работа с таблицей Слайд

Что мы узнаем о жизни собаки из первой главы рассказа? Как жила собака до приезда дачников? Как к ней относились дети, взрослые? (Зачитываем из текста).

Собака была бездомной, одинокой: она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени. Жизнь ее была безрадостна: «от теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, когда … она показывалась на улице, — ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали». В одиночестве собака копила страх и злобу.

- Почему писатель не даёт ей никакой клички, а называет её она? (Автор подчёркивает безличие собаки, её ненужность.)

 – С каких пор собака перестала «доверять людям»?     

Собака перестала доверять людям после встречи с пропойцем-мужиком, который сначала хотел ее приласкать, но, «когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога». «Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли…»

 -Какое основное чувство владело собакой в этот период жизни?Злоба)

- Как изменилась жизнь собаки с наступлением весны( На дачу, где жила Кусака, приехали дачники.)

- Как изменилась собака с приездом дачников? Как вы понимаете слова «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака»?

Собака изменилась внешне: «длинная шерсть…очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас». Но не только. У нее появилось имя, она обрела смысл жизни: Кусака «принадлежала людям и могла им служить». Кусачка стала более открытой, сама «искала и просила ласки».

-Кусака была счастлива. В чём причина такого счастья? (Она принадлежала людям и могла им служить. Кусаке больше ничего и не надо для полного счастья).

Как Кусака пыталась доказать людям свою любовь?

   Собака с удовольствием сторожила дачу, охраняла сон людей. Дети и подростки просили Кусаку поиграть с ними, и она могла «упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но этого было мало, это не могло выразить ее восторга, благодарности и любви». «Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя…»

Как воспринимали дачники Кусаку?

На даче Кусаку воспринимали как живую игрушку, наполняющую весельем однообразные летние дни. Дачники не задумывались над истинными чувствами собаки. «И все собирались и хохотали, а Кусака вертелась, кувыркалась и падала, и никто не видел в ее глазах странной мольбы. И как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях».

-Какое чувство испытывают дачники, их дети, общаясь с Кусакой? (Они тоже счастливы, Кусака доставляет им радость, веселье. «Не проходило и часа, чтобы кто-нибудь из детей не позвал Кусаку.)

-В конце 3 главы мы читаем: «Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище не нужно заботиться… и уже искала и просила ласк». Что произошло, как это назвать? (Люди приручили Кусаку. Она стала ручной и домашней, но в то же время гордой и независимой).

- Давайте обратимся к описанию природы, как она говорит нам о чувствах главного героя?

4 глава начинается с описания природы: «Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо». Какой троп использовал автор и с какой целью? (Это метафора и олицетворение. Они усиливают чувство жалости к Кусаке со стороны автора, даже будто сама природа грустит вместе с собакой).

Что произошло в 4 части рассказа?

Почему дачники не взяли с собой в город собаку?(Зачитать диалог из рассказа)

Комфорт городской жизни не согласуется с наличием дворовой собаки, поэтому внешне добрые люди остались безучастными к дальнейшей судьбе Кусаки. «Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя», – приводила свои аргументы мама Лели. Да и непрестижно держать дворовую собаку в городе: «…предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит».

Почему Леля не простилась с собакой перед отъездом?

Она воспринимала собаку как развлечение, в душе девочки не пробудилось сострадание.

 – Зачем Андреев вставляет в рассказ эпизод с дурачком Илюшей, не имеющий прямого отношения к истории Кусаки? (Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.)

Работа над пятой частью рассказа.

- Как теперь выглядит собак? (Промокшая, грязная)

- Как она ведёт себя?

- Как природа усугубляет состояние собаки?

- Почему собака выла?

Собака вновь осталась в одиночестве. Но теперь она забыта и брошена теми людьми, которым доверяла, к которым привязалась и которых любила: «собака выла — ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно». В начале рассказа собака не знала человеческой ласки, а в конце испытала человеческое предательство.

-Обратите внимание на последний абзац. Какие слова являются ключевыми, главными? («Собака выла»).

Почему Леонид Андреев выбирает именно эти слова? (Кусака снова превратилась по воле людей в бездомную, брошенную собаку. Если она в начале рассказа лает, то в конце – она воет). Каково лексическое значение этого глагола?

  ВОЙ – во 2-ом значении: протяжный громкий плач, вопль.

«Собака выла» - надо читать: «собака плакала». Это плач Кусаки от отчаяния, от обиды, от безысходности, от боли душевной.

 – Сопоставьте 1 и 5 части. Первая и последняя главы говорят нам об одиночестве собаки. Одинаковое ли это одиночество? (В первой главе собака не знала человеческой ласки, а в последней главе испытала человеческое предательство.)

 – Мы отметили, что в конце первой части появляется надежда. А сейчас? (Зачитываем ключевые слова: «…свет долго еще боролся с тьмою…, но скоро уступил и он».)

Сможет ли Кусака вновь когда-нибудь поверить людям? Скорее всего, нет.

- Какую роль в передаче настроения собаки играет описание природы?

(Когда Кусака одинока – в природе всё мрачно: холод, слякоть, дождь; когда Кусака любит и любима, то вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни. Зачитать отрывки: «Наступила весна…гл. 2; «Поднялся часты дождь…» гл. 5)

Какова тема произведения? Слайд

Тема взаимоотношений человека и животного. Тема добра, милосердия и сострадания.

Какую проблему поднимает автор рассказа?

Автор обращает внимание на проблему человеческого равнодушия, жестокости и бессердечия. Люди должны нести ответственность за судьбу тех, кого приручили, быть милосердными, добрыми, внимательными, защищать обиженных и обездоленных.

Вывод: Человек должен нести ответственность за судьбу тех, кто ему доверился. Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Автор показывает, какими люди быть не должны.

  1. Творческая работа в группах. (Приложение 2)

– Ребята, какие чувства вызвал у вас рассказ?

– Хотелось бы вам изменить ситуацию, в которой оказалась бедная Кусачка?

– Как же нам сделать, чтобы Кусака обрела настоящий дом, друзей, сохранила любовь и доверие к людям?

Давайте станем соавторами рассказа и попробуем написать свою историю со счастливым концом.

Итак, начнем работу.

Скажите, что хочется изменить в рассказе, прежде всего?

Конечно, финал произведения.

Чтобы изменить финал рассказа, нам нужно изменить самих людей, в данном случае – Лелю и ее маму.

А может, включить в произведение новых персонажей, которые смогут повлиять на решение мамы?

Первая группа

Представьте себе, что мама Лели оказалась не такой бессердечной и равнодушной к судьбе собаки женщиной. Придумайте новый финал рассказа и обыграйте его.

Вторая группа

Представьте себе, что Леля сильно привязалась к Кусаке, полюбила ее всей душой и не хочет расставаться со своей любимицей. Придумайте выход из сложившейся ситуации. Обыграйте новый финал рассказа.

Третья группа

Представьте себе, что перед самым отъездом дачников приезжает Лелин папа, по профессии доктор (или ветеринар), человек добрый и отзывчивый. Может, он окажет влияние на решение супруги или предложит выход из сложившейся ситуации? Придумайте свой финал рассказа, включив в сюжет произведения новое действующее лицо. Обыграйте ситуацию.

  1. Составление синквейна на основе таблицы «Характеристика Кусаки, когда она одинока и когда она любит и любима».


  1. Заключительное слово учителя.

- Сегодня на уроке мы размышляли над проблемой взаимоотношения человека и животных. Мы определили главное: нужно быть в ответе за тех, кого мы приручили. Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям. Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, геология – сферы, в которых жизнь собаки- подвиг во имя человека. Мы должны быть добрыми и милосердными.

- И в заключение предлагаю вам Опрос. Наведите камеру своего телефона на QR – код, находящийся на вашем столе и ответьте на предложенный вопрос. Ваши ответы мы сможем посмотреть на экране.

Домашнее задание: письменно ответить на вопрос «Над чем меня заставил задуматься рассказ Леонида Андреева «Кусака»?

  1. Итог урока. Вы отлично работали, благодарю вас за урок!















Приложение 2

Первая группа

Представьте себе, что мама Лели оказалась не такой бессердечной и равнодушной к судьбе собаки женщиной. Придумайте новый финал рассказа.

Вторая группа

Представьте себе, что Леля сильно привязалась к Кусаке, полюбила ее всей душой и не хочет расставаться со своей любимицей. Придумайте выход из сложившейся ситуации.

Третья группа

Представьте себе, что перед самым отъездом дачников приезжает Лелин папа, по профессии доктор (или ветеринар), человек добрый и отзывчивый. Может, он окажет влияние на решение супруги или предложит выход из сложившейся ситуации? Придумайте свой финал рассказа, включив в сюжет произведения новое действующее лицо.


















Список источников:

  1. «Притча про собаку» в исполнении Светланы Копыловой https://yandex.ru/video/preview/?text=«Притча%20про%20собаку»%20в%20исполнении%20Светланы%20Копыловой&path=yandex_search&parent-reqid=1647780705954052-1281327003302882213-vla1-5786-vla-l7-balancer-8080-BAL-7928&from_type=vast&filmId=6950600920209390473

  2. Конспект урока литературы в 7 классе на тему: «Л.Н. Андреев «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим» https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/07/03/konspekt-uroka-literatury-v-7-klasse

  3. www.mentimeter.com





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!