СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Л.Н. Андреев. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим в рассказе «Кусака».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Равнодушие и жестокость по отношению к природе, животным - прямой путь к бездуховности. В век цифровой трансформации необходимы уроки, на которых мы говорим о   сострадании к братьям нашим меньшим

Просмотр содержимого документа
««Л.Н. Андреев. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим в рассказе «Кусака».»

ГБОУ СОШ пос. Береговой









Конспект открытого урока

по литературе в 7 классе.

Тема урока «Л.Н. Андреев. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим

в рассказе «Кусака».









Подготовила: учитель

русского языка и литературы

Судакова Т.Н.











2018


План – конспект открытого урока по литературе в 7 классе


Тема: Сострадание и бессердечие как критерии нрав­ственности человека в произведении Л. Н. Андреева «Кусака».


Цели урока:

Образовательные: формировать умение определять тему, идею рассказа, характеризовать героев, кратко пересказывать эпизоды; учить создавать самостоятельные творческие тексты.

Развивающие: развивать творческие способности учащихся, совершенствовать монологическую речь, анализировать проблемную ситуацию, способствовать формированию художественного вкуса.

Воспитательная: способствовать формированию гуманных чувств: любви и доброго отношения к домашним животным, ответственности за их жизнь, чувства сострадания ко всему живому.

Задачи: определить тему, идею, проблематику рассказа Л.Андреева «Кусака»; найти изобразительно-выразительные средства, используемые автором; определить их роль в произведении; выразить своё отношение к прочитанному.

Дата проведения: 06.03.2018г.

Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.

Форма организации: фронтальная, групповая.





Эпиграф к уроку:

Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?

Эдуард Асадов


Методические приёмы:

  • рассказ учителя;

  • работа с учебником;

  • комментированное чтение;

  • составление цитатного плана;

  • беседа по вопросам.




Оборудование: портрет Л.Н. Андреева, выставка книг, плакат с высказыванием автора о рассказе.

На доске:

«…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

Л. Андреев.

Выставка книг: «Если любишь собак, прочти эти книги:»

  1. Г. Троепольский. «Белый Бим Чёрное ухо»;

  2. Э. Сетон – Томпсон. «Вулли» и другие рассказы;

  3. Д. Лондон. «Белый клык», «Зов предков»;

  4. Ф. Кнорре. Солёный пёс»;

  5. Б. Рябинин. «Четвероногие друзья»;

  6. И. Меттер. «Мухтар»;

  7. Ю. Казаков. «Арктур – гончий пёс




Ход урока.

  1. Организационно – мотивационная часть урока.

  2. Сообщение темы и цели урока.

«Человек – часть природы, и если он следует «закону жизни» - осознаёт это единство и равенство, способен «любить без понятия», чувствовать «какую – то непонятную вину» перед уничтожаемой природой, жертвовать собой ради других, значит, в жизни его есть великий смысл. Равнодушие, жестокость по отношению к природе – это прямой путь к бездуховности».

Отношение к животным является у Андреева одним из критериев нравственности, а естественность и искренность в общении с ними детей противостоит душевной чёрствости и равнодушию взрослых.

Руководствуясь этими принципами, рассматривая отношения человека с животным миром и природой, писатель сам поясняет свою позицию:

(зачитать высказывание с доски).

  1. Беседа по очерку К. Чуковского «Люди и книги».

  1. Что удивительного было в личности Л. Андреева и его жизни?

- Широта натуры (любовь ко всему огромному)

- Широта души (щедрость, отзывчивость, тяга к общению с людьми).

2. Что отличало Л. Андреева как писателя?

- Неистовство.

- Умение в ночь продиктовать огромную трагедию или повесть.

- Стремление отдавать всего себя творчеству, переболевать каждой новой идеей.

3. Что в Л. Андрееве больше всего восхищало К. Чуковского? А вас?

IV. Вступительная беседа к восприятию нового материала.

  1. Есть ли у вас собака?

Расскажите о ней. Объясните, за что любите, смогли бы вы обмануть, предать своего друга?

(Рассказы детей).

  1. Вспомните, кто из русских писателей до Андреева создал в русской литературе прекрасные образы четвероногих друзей?

(«Муму» - И.С. Тургенев. «Каштанка» - А.П. Чехов). Л.Н. Толстой тоже писал о собаках. В его «Русские книги для чтения» входят такие рассказы, как «Пожарные собаки», «Собака, петух и лисица», «Лев и собачка», «Булка», «Бешеная собака» и другие. И во всех рассказах собака предстаёт как верный, добрый и ласковый друг человека, надёжный его защитник.

(«Бешеная собака» имеет большое сходство с рассказом Андреева. Как помог Дружок людям, и как они отплатили ему за верность).

V. Чтение и обсуждение рассказа «Кусака».

Параллельное составление в тетрадях цитатного плана.

Часть 1. Возможное заглавие: «Она никому не принадлежала».

1. Расскажите об одиночестве Кусаки. Какие слова текста передают его особенно ярко? (1 абзац)

2. Как первый раз было обмануто доверие Кусаки к людям? Как удар человека, которому она поверила, изменил её дальнейшую жизнь и характер? (С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобой набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать её»).

Часть 2. Возможное заглавие: «У неё отняли её непримиримую злобу».

  1. Что изменилось в жизни Кусаки с наступлением весны?

  2. Как складывались её отношения с приехавшими дачниками?

  3. Как Кусака выражала людям свою преданность? (Бдительно сторожила дачу).

  4. Как в жизнь Кусаки вошла любовь?

Часть 3. Возможное заглавие: Всей своей собачьей душой расцвела Кусака».

  1. Что стоит за этими словами? (У неё теперь было имя, она принадлежала людям и могла служить им, она больше не была одинока!)

  2. Как Кусака пыталась доказать людям свою любовь?

  3. Почему Кусака не могла радоваться до конца, «служить», играть, как другие собаки? (Последствия перенесённых обид. Ничто не проходит бесследно.)

Часть 4. Возможное заглавие: «Жа-а-лко»

  1. Как мама убедила Лелю, что собаку придётся оставить? Согласны ли вы с её доводами? (Во-первых, некуда. Во-вторых, обещали породистого щенка. Значит, было, куда! Просто, к собаке относились, как к вещи – без жалости и сострадания).

  2. Почему в историю Кусаки вплетается эпизод с убогим Илюшей? (Человек часто жесток не только по отношению к собаке, но и к человеку).

Часть 5. Возможное заглавие: «Собака выла».

  1. Почему в этих словах такая безысходность? Сможет ли Кусака вновь когда–нибудь поверить людям?

Прочитайте цитатный план, записанный в тетради.

VI. Закрепление материала.

  1. Прежде, чем пересказать текст по цитатному плану, обратим внимание на мастерство Андреева – психолога.

1). Как меняется внешность Кусаки в зависимости от того, чувствует ли она любовь людей? (Сначала «грязная и некрасивая», затем «изменилась до неузнаваемости…», и в конце – вновь «промокшая, грязная…»).

2.) Какую роль в передаче настроения Кусаки играет описание природы? (Когда Кусака одинока – в природе всё мрачно: холод, слякоть, дождь: «Поднялся частый дождь…» (гл.5 – зачитать). Когда Кусака любит и любима, то и вокруг – солнце, тепло, цветущие яблони и вишни. (Зачитать отрывок: «Наступила весна…»)

3). Как Кусака выражает свою ненависть и любовь? (Зачитать отрывки: «С тех пор собака не доверяла людям…», «И в ту же минуту подкравшаяся собака…», «Единственное, что могла Кусака…».

4). Как относилась Леля и другие дети к Кусаке?

5). Как вы думаете, кто будет больше скучать и почему: Кусака о Леле или Леля о Кусаке?

6). Как поступила Леля по отношению к своему другу?

7). Как бы вы поступили в таком случае?

  1. Пересказ текста по цитатному плану.

  2. Звучит песня в исполнении Т. и С. Никитиных «Собака бывает кусачей».

- Определите, чем отличается интонация песни от интонации рассказа.

- Сопоставьте слова песни:

Собака хватает прохожих за пятку,

Собака съедает гражданку лошадку,

А с ней - гражданина кота,

Когда проживает собака не в будке,

Когда у неё завивает в желудке.

И каждому ясно, что эта собака -

Круглая сирота.

и фрагментов рассказа (1 – й и последний абзацы).

(В песне страдания собаки передаются схематично, с некоторой шутливой интонацией. А в рассказе Андреева мы вместе с героиней переживаем то же, что и она, сочувствуем ей.)

VII. Подведение итогов урока.

  1. Какова, по-вашему, дальнейшая судьба Кусаки?

  2. Будет ли она доверять людям?

  3. Чтение наизусть (подготовленный ученик) стихотворения Э. Асадова «Стихи о рыжей дворняге».

  4. Составьте синквейн к рассказу «Кусака».

Кусака.
Ненужная, бродячая.
Боится, злиться, лает.
Каждому нужно родное существо.
Одиночество.




Кусака.

Недоверчивая, недолюбленная.

Боится, прячется, не доверяет.

Собака не доверяет людям.

Собака.



Теперь напишем синквейн о собаке, когда она обрела хозяев:

Собака.

Счастливая, нужная.

Охраняет, радуется, ластится.

У собаки есть хозяева.

Кусака.



Синквейн как хозяева бросили Кусаку:

Кусака.

Брошенная, несчастная.

Ищет, воет, горюет.

Хозяева оставили собаку одну.

Горе.



Синквейн о Леле:

Девушка.

Легкомысленная, ласковая.

Зовет, гладит, забывает.

Леля легко бросает Кусаку.

Леля.


VIII. Домашнее задание.

  1. Если любите собак, можете прочитать рассказы записанных на доске авторов (зачитать).

  2. Что общего в судьбах Кусаки и Муму?

  3. Напишите сочинение о своей собаке: «Мой друг» или отзыв на этот рассказ.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!