СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.Н. Андреев. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: знакомство с произведением Л.Н. Андреева «Кусака», учить сопоставлять восприятие мира писателя, художника и композитора со своим о прочитанном и увиденном. Помочь ученикам понять изобразительные и наглядно-выразительные средства литературы, живописи и музыки. развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение, способствовать развитию речи учащихся, обогащая и пополняя активный словарь; развивать навыки составления плана по произведению и совершенствовать навыки анализа текста.

Просмотр содержимого документа
«Л.Н. Андреев. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев.»

Технологическая карта урока - исследования


Тема урока: Л.Н. Андреев. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. (1-й из 1ч)

Предмет: русская литература

Класс: 7

Учебник: В.Я.Коровина, В.И.Коровин. В.П.Журавлёв, «Литература. 7 класс» - М.: «Просвещение», 2015 г.

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, презентация «Рассказ Л.Андреева «Кусака»» (на основе фотографий природы Кривошеина, иллюстраций к рассказу), запись музыки «Кавардосси «Тоска».

Понятия урока: текст, особенности теста, основная мысль текста, тема текста

Формы учебного взаимодействия: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цель урока: знакомство с произведением Л.Н. Андреева «Кусака», учить сопоставлять восприятие мира писателя, художника и композитора со своим о прочитанном и увиденном. Помочь ученикам понять изобразительные и наглядно-выразительные средства литературы, живописи и музыки. развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение, способствовать развитию речи учащихся, обогащая и пополняя активный словарь; развивать навыки составления плана по произведению и совершенствовать навыки анализа текста.

Планируемые результаты: 1. Показать, что Леонид Андреев – яркий самобытный писатель; составить план рассказа и уметь разобраться в идейно – художественном своеобразии произведения и высказать аргументированное суждение о прочитанном. 2. Акцентировать внимание на сюжете произведения (поиск экспозиции, завязки, развития событий, кульминации и развязки в тексте), повторить знания по теории литературы.

3. Развивать умения выразительного чтения, памяти, логического мышления, устной и письменной речи учащихся, обогащение их словарного запаса.

Этап урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Актуализация знаний


Да, меньшие братья нам преданно служат от века.

Однако жестокого сколько ещё вокруг?

Мы часто твердим, что собака – друг человека.

Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?

Эдуард Асадов


  1. Орг. момент.

  2. Вступительное слово.

- Ребята, на доске записан эпиграф. Давайте прочитаем его. Эти замечательные строки принадлежат перу Эдуарда Асадова.


Проводит инструктаж по оцениванию.


Создает положительный эмоциональный фон, создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Осознанно подчиняют себя системе нормативных требований учебной деятельности и вырабатывает внутреннюю готовность к их реализации.

Личностные: самоопределение (мотивация учения)

Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию)

Определение цели урока

  1. О чём эти строки?

  2. Какова их основная мысль?

  3. Ответьте на вопрос: «Человек всегда ли собаке друг»?

  4. - О чем мы будем говорить на уроке?

  5. Согласны ли вы с утверждением, что «собака – друг человека»?

  6. Вспомните, кто из писателей создал в русской литературе прекрасные образы четвероногого друга («Муму» И.Тургенев, «Каштанка» А.Чехов, «Булька» Л.Толстой). Во всех этих рассказах собака предстает как верный, ласковый, добрый друг человека.


Работа с текстом «Милосердие» (Приложение №1). Работа с текстом.

    • Какую проблему поднимает автор? Актуальна ли она? ? (Дети отвечают, что проблема милосердия, сострадания актуальна. О ней нужно говорить.)



    • Какие факты говорят об актуальности проблемы? (Проблема милосердия заглохла. Люди сегодня не хотят сопереживать чужую боль. Не умеют быть человечными, не всегда добры. Много бездомных животных. Даже у нас в районе открыт центр «Радуга», где живут дети, брошенные родителями. К нашим домам бездушные люди подкидывают котят, щенков).



    • Каково мнение других людей по этому вопросу? ( Пушкин призывал быть милосердными к «падшим», Тургенев защищал «сирых и убогих». Литература способна пробудить чёрствое сердце читателя).



    • Какие изменения могут произойти в ходе решения этой проблемы? (Если в человеке будет воспитано милосердие, сострадание, изменится общество. Люди будут добрее. Общество станет гуманнее).


Организует выход на проблемные вопросы, объект исследования.

Ставят проблемные вопросы, определяют объект исследования, отвечают на вопросы. Работают с текстом.

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно).

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Открытие нового знания

: Леонид Андреев писал: « В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Леонид Андреев своими рассказами выступает в защиту слабых и обездоленных, несчастных. Это не только прямой призыв к милосердию, но это и обращение писателя к героям униженным и оскорблённым, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным. «Животные препоручены нам Богом как наши друзья и наши слуги. Вместе с тем, мы их старые должники. И они ждут от нас избавления, ждут проповеди любви», - сказано в одной из проповедей.

Л.Андреев рассказал нам историю собаки, заставляя нашу душу работать и страдать, сопереживать прочитанному. Он побуждает нас быть милосердными.


  • Беседа.

- Назовите ваши ассоциации со словом «собака», «кусака». (Дети называют ассоциации со словом «собака» - друг человека, защитник, любовь, привязанность; со словом «кусака» - злобность, обида, укус).

- Почему такие ассоциации возникают у вас? (Мы увидели в рассказе, как изменилась собака под воздействием человека. Собака была разной. Долго жила одна. Её обижал всякий, кто мог. Она не хотела идти на сближение с человеком, но после некоторого времени поняла, что её не обидит, и её сердце оттаяло. Но она опять стала одинокой, когда Леля уехала. Ей тоскливо, обидно. Она воет от этого).

Слайд № 3. Какой вы увидели Кусаку? Почему именно такой вы её запомнили?

Слайд № 4. Какая из этих собак похожа на Кусаку? Почему? (Это были рисунки детей. Такой они увидели собаку. Она добрая, независимая. Она рядом с человеком. Ей хорошо, п.ч. у неё есть хозяин, которому она служит).

- Прочитайте план, который вы составили дома?

- Учитель читает начало 1-ой части рассказа под музыку Кавардосси «Тоска». (Я беру эту музыку, п.ч. она очень ярко отражает переживания, настроение рассказа. Музыка помогла детям почувствовать, когда собака искала уехавших хозяев дачи. Музыка очень ярко передаёт настроение и состояние души Кусаки, когда она опять одинока. Музыка помогает представить метания собаки, её бег к вокзалу и возвращение к себе на дачу).

- Перескажите дальнейшие события 1-ой части.

- Почувствовали ли вы авторское отношение? Какое оно? ( Автор жалеет собаку. Он с ней рядом. Он её чувствует).


- Как дальше развиваются события? (Приехали дачники. Они шумно заселяются на даче. Собака наблюдает).

- Как ведёт себя Леля? (с. 93)

- Почему собака так отреагировала на поведение девочки? (А ведь собаку всегда обижали. Она ждёт не очень ласковых действий от шумной девочки. Решает сама напасть).

- А как ведёт себя собака ночью? ( с. 93 )

- Как складываются отношения между дачниками и собакой? Найдите словосочетания, характеризующие душевное состояние собаки. ( с. 94 )

- Как вы поняли выражение «всею своей собачьей душою расцвела Кусака»?

  • У НЕЁ ПОЯВИЛОСЬ ИМЯ;

  • У НЕЁ ЕСТЬ ЕДА --- ПОХОРОШЕЛА;

  • ЛАСКА --- НЕОЖИДАННОСТЬ, ЧУДО --- ИСКАЛА, ПРОСИЛА.

  • ПОЯВИЛСЯ СМЫСЛ ЖИЗНИ – ОНА ЖИЛА ДЛЯ ДАЧНИКОВ, СВОИХ ХОЗЯЕВ.

- Но почему же тогда автор говорит, что когда она кувыркалась, прыгала и вертелась, «её тело становилось неповоротливым, смешным и жалким»?

- Какие слова Лели говорят о том, что она нескренна во время последнего общения с Кусакой? ( с. 98 )

- Как ведёт себя Кусака, когда люди уехали? Назовите глаголы, которыми описывает автор действия собаки. Какое состояние Кусаки передано? (отчаяние, страх, надежда) ( с. 98 )

3. Работа с презентацией.

Учитель: Есть в рассказе ещё одно действующее лицо. Это пейзаж. Какую функцию он выполняет? ( Он является фоном, где происходят действия; средством раскрытия характера; предвещает, как могут закончиться события).

  • Работа по слайдам.

  • Слайд № 4. Как описание природы перекликается с описанием Кусаки?

  • Слайд № 5. Что изменилось в жизни Кусаки с приходом весны? (Осень – пора грусти в природе. Тоскливо и одиноко собаке. Саша нарисовал собаку такой маленькой в окружающем её мире. Она с надеждой смотрит на крыльцо, на дверь и ждёт, что вдруг оттуда появится её прежняя весёлая хозяйка)

  • Слайд № 6. «Ночью собака подкралась к заснувшей даче и улеглась на своё место под террасой». Пахло людьми… она почувствовала запах душистого дёгтя, который « манил в светлеющую даль». Какое значение имеют эти слова для понимания состояния Кусаки?

  • Слайд № 7 – 8. Жёлтыми огнями загорелась осень… Частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их… Какое настроение вызывают эти строки?

4. Чтение главы 5.

  • Каким настроением проникнуто описание? Как это удаётся передать автору? (С помощью слов)

5. Слушание музыки «Кавардосси «Тоска».

  • Какую картину вы видите за звуками музыки? (Тёмную ночь. Дождь и сумрак. Никого нет кругом. Тревога. Одиночество. Краски неяркие).

  • Какие чувства собаки созвучны музыке? (Плач её собачьей души. Поиски людей, к которым собака привыкла. Тревога и безысходность).

  • С помощью каких средств это делает композитор? (с помощью звука)

  • Помогла ли вам музыка ту истину, которую искал Л.Андреев? (Да. Музыка подтверждает мысль Л.Андреева – нельзя быть жестоким. Ты отвечаешь за того, кого приручил).

- Примирилась ли Кусака со своим одиночеством? ( В основном дети сказали: нет. Невозможно забыть предательство, равнодушие).


6. А вот ещё одна история о собаке. Её написал Сергей Грубов. Называется она «Собачье сердце» (Приложение №2)



Организует работу

Слушают, анализируют .

Отвечают, комментируют.

Выполняют поставленную перед ними практическую задачу.





















































































































Чтение стихотворения. Осмысление прочитанного.







Регулятивные: планировать алгоритм выполнения задания.

Познавательные: проводить исследование языкового материала, обобщать полученные данные, делать выводы.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, аргументировать, понимать точку зрения другого, участвовать в беседе. Оценивают ответы по критериям

Первичное закрепление изученного материала

    1. Запись выводов в тетрадь.

Л.Андреев – тонкий психолог не только человеческой души; он как бы пытается вразумить человека, что испытываемые им страдания не чужды живым существам, которых мы называем меньшими братьями, и эта фраза должна быть не только фразой, она должна быть подкреплена человеческими поступками.

- Так что же будет изменять мир в лучшую сторону?

-Любовь, доброта. Но этого достаточно? Ведь это было и у дачников? Нет!

Нужна действенная доброта, дело, понимание, забота, участие, сочувствие, жалость.

Как называется качество, которое все это включает в себя – милосердие.

Судьба Кусаки – это может быть и судьба людей.

Так о чём хотел сказать нам автор? Леонид Андреев своим рассказом призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки не только к животным, но и друг к другу. Эта жестокость настолько стала привычной, что порой ее не замечают. Не быть чёрствыми и равнодушными. Нужно любить всё живое, т.к только любовью и милосердием держится мир. Как страшно, что вокруг так много бездушных и злых людей, хочется быть добрее, милосерднее, гуманнее.

Автор показывает, какими люди быть не должны.

2.Проверка освоения материала.


Организует работу практической части урока.

Организует самостоятельную работу учащихся.



(Систематизация материала.

Обобщение.)


Работают в группах.


Выполняют поставленную перед ними практическую задачу.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Познавательные: самостоятельно делать выводы на основе алгоритма.

Регулятивные: корректировать работу по ходу выполнения задания.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные: контроль и оценка, волевая саморегуляция.


Рефлексивно-оценочный

- Определите ключевые понятия урока (запись на доске):

Возвращение к теме урока.

Критерии оценки работы в группе:

  • качество отобранного материала

  • степень участия в работе группы

  • качество представления информации (логичность, убедительность, эмоциональность, выразительность и пр.)

  • Качество речевого высказывания (точность, образность, правильность и пр.)


Домашнее задание (по группам):

1 группа – составьте выборочный пересказ на тему: «История Кусаки»;

2 группа – подготовьте диалог на тему: «Разговор с другом о прочитанном рассказе «Кусака» Л.Андреева»;

3 группа – напишите отзыв о рассказе;

4 группа – подготовьте иллюстрации к рассказу;

5 группа – напишите рассказ «Мой друг

Организует рефлексию и самооценку учеником собственной учебной деятельности и деятельности в группе на уроке.



(Технология «смыслового чтения»;

Технология эффективной речевой деятельности;)

Соотносят цель и результаты учебной деятельности, фиксируют степень их соответствия. Дают самооценку собственной учебной деятельности на уроке.

Личностные: нравственно-этическое оценивание (формирование навыков самооценки и навыков рефлексии на основе исполнения критериальной системы оценки).

Регулятивные: оценка (осознание качества и уровня усвоения).









Приложение №1

- Работа в группе по тексту «Милосердие»

Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей – из определенных чувств, свойств, понятий. Одного из таких чувств – чувства милосердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» – даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия. Слова стареют не случайно. Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно? Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Древнее и необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия.

…Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, оно слабеет и атрофируется……В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Гарина-Михайловского и Андреева, Чехова и Лескова. Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорблённым, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным. Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет. Милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая. Я убеждён, что литература наша литература не может отказаться от пушкинского завета.
(Д. Гранин)








Приложение №2

От самолёта трап отходит.

Взлохматив холку напослед,

От пса родного взгляд отводит

Его предавший человек.

А пёс ещё не понимает,

Он ждёт команды и молчит.

А самолёт уж в небе тает,

И белый след за ним кипит.

Собака села поудобней,

Где приказали ей сидеть.

Проходит время – пить охота-

Придётся потерпеть…

А к глотке подступали слёзы.

Он выполнял команду «ждать».

С такой отличной родословной

Нельзя при людях зарыдать.



И в голове его собачьей

Не умещается пока,

Что друг его сегодня бросил

И не окликнет никогда.

Уж пасть от жажды пересохла,

И мысли всё трудней собрать..

Искал в толпе лицо родное,

С надеждой продолжая ждать.

Смешались дни, смешались ночи…

И обходя его, толпа

Бросала хлебушка кусочки,

Которых ему есть нельзя.

Облезла шерсть, крошатся зубы…

Скиталец встал и напрямик –

Никто не скажет, что трёхлетка, -

На трассу выползал старик.



«Эх, люди, люди, мне вас жалко

И этот мир не для меня» -

Так думала три дня собака,

Хлебнувшая людского зла.

Собрав остаток сил и злости,

С обочины, что было сил,

Под грузовик – и к Богу в гости

Он без приказа сам решил.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!