Календарно-тематическое планирование по предмету «Естествознание» 1 класс 2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Цель и задачи изучения учебного предмета «Естествознание»
*Важность предмета «Естествознание»:
1) естественнонаучное образование младших школьников способствует развитию их природной любознательности, расширению кругозора о мире, развитию научного понимания и целостного видения окружающего мира, умения ценить и беречь окружающий мир.
* Изучение и освоение предмета «Естествознание» в начальной школе позволит учащимся понять:
1) многообразие и сложность окружающего мира, а также взаимосвязь природных явлений и процессов;
2) причины некоторых природных явлений и процессов, происходящих в живой и неживой природе;
3) важность естественнонаучных знаний для многих видов деятельности человека;
4) изучение данного предмета будет способствовать накоплению знаний о различных объектах и явлениях окружающего мира и формированию понимания связи полученных знаний с повседневной жизнью через разнообразную практическую и исследовательскую деятельность.
* Учебная программа по предмету «Естествознание» в начальной школе нацелена на формирование основ исследовательских, мыслительных операций, коммуникативных навыков и умений:
1) выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных;
2) определять проблемы, формулировать вопросы, составлять план исследований, наблюдать, проводить эксперименты, описывать и оценивать результаты исследований, высказывать суждения, делать выводы;
3) работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
4) проводить простые эксперименты и наблюдения, раскрывающие характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на окружающую природу;
5) представлять в различной форме результаты собственных простых исследований;
6) объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук.
* Учебная программа по предмету «Естествознание» в начальной школе призвана заложить основы для изучения таких предметов, как «Биология», «География», «Химия», «Физика», в основной школе, развить умение применять полученные знания для объяснения, описания, прогнозирования природных явлений и процессов, наблюдаемых в повседневной жизни (дома, в школе, в мире природы).
* Программа учебного предмета ориентирована на достижение следующих целей:
1) формирование основ знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук;
2) знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
3) овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного и жизненно значимого содержания, получаемой из СМИ, ресурсов интернета, специальной и научно-популярной литературы;
4) развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простых исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;
5) воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
6) привитие навыков применения естественнонаучных знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, грамотного использования современных технологий, охраны здоровья и окружающей среды.
Объем учебной нагрузки по предмету составляет 1 час в неделю, в учебном году – 33часа.
№ п/п | Раздел/ Сквозные темы | Тема урока | Цели обучения | Часы | Сроки | Примечание |
1 четверть |
| Я исследователь (в контексте скозной темы «Все обо мне») | Как изучают окружаюий мир | 1.1.1.1 объяснять необходимость изучения явлений, процессов и объектов окружающего мира 1.1.2.1 проводить наблюдения за явлениями окружающего мира; 1.1.2.2 объяснять демонстрируемый эксперимент | 1 | | |
| 1. Живая природа. Растения. (в контексте скозной темы «Все обо мне») | Какие быват растения | 1.2.1.1 определять основные характеристики растений и их жизненные формы; 1.2.1.2 различать основные части растений; 1.2.1.3 различать дикорастущие и культурные растения; 1.2.1.4 исследовать условия для жизни растений; 1.2.1.5 описывать способы ухода за культурными растениями 1.1.2.1 проводить наблюдения за явлениями окружающего мира; 1.1.2.2 объяснять демонстрируемый эксперимент | 1 | | |
| Части растений | 1 | | |
| Условия необходимые растениям для жизни | 1 | | |
| Дикорастущие и культурные растения. Уходза комнатными и ультурными растениями | 1 | | |
| 2. Живая природа. Животные (в контексте скозной темы «Моя школа») | Растения и животные. Чем похожи и чем отличаются | 1.2.2.1 сравнивать животных и растения, определять их сходства и различия; 1.2.2.2 различать диких и домашних животных; 1.2.2.3 объяснять адаптацию животных к смене времен года 1.1.2.1 проводить наблюдения за явлениями окружающего мира; 1.1.2.2 объяснять демонстрируемый эксперимент | 1 | | |
| Какие бывают животные | 1 | | |
| Как животные готовятся к смене времен года | 1 | | |
2 четверть |
| 3. Живая природа. Человек (в контексте скозной темы «Моя семья и друзья) | Части тела человека | 1.2.3.1 называть основные части тела человека и их функции; 1.2.3.2 описывать этапы жизни человека; 1.2.3.3 определять потребности человека, необходимые для его роста и развития | 1 | | |
| Этапы жизни человека | 1 | | |
| Человек – живой организм | 1 | | |
| Человек – живой организм | 1 | | |
| 4. Физика природы. Силы и движение (в контексте скозной темы «Мир вокруг нас») | Что такое сила. Что такое движение | 1.5.1.1 – приводить примеры движенийразличных тел 1.5.1.2 – определять важность движения в природе и жизни людей 1.5.1.3 – исследовать различные траектории движения, показывать их в виде рисунка | 1 | | |
| Движение живых организмов | 1 | | |
| Что такое траектория | 1 | | |
| Какие силы приводят предметы в движение | 1 | | |
3 четверть |
| 5. Земля и космос (в контексте скозной темы «Путешествие») | Космос и астрономия | 1.4.2.1 характеризовать астрономию как науку о космосе; 1.4.2.2 описывать приборы и летательные аппараты для изучения космоса; 1.4.1.1 определять форму Земли на основе ее искусственной модели 1.4.3.1 объяснять важность времени; 1.4.3.2 определять средства измерения времени | 1 | | |
| Изучение космоса | 1 | | |
| Изучение космоса | 1 | | |
| Земля – планета | 1 | | |
| Время | 1 | | |
| Время | 1 | | |
| 6.Физика природы. Тепло. Электричество. Магнетизм (в контексте скозной темы «Традиции и фольклор») | Что такое энергия. Что такое тепло | 1.5.4..1. –определять приборы для получения тепла 1.5.5.1 объяснять важность электроэнергии в повседневной жизни людей 1.5.6.1 определять тела, обладающие магнитными свойствами; 1.5.6.2 исследовать свойства магнитов 1.1.2.1 проводить наблюдения за явлениями окружающего мира; 1.1.2.2 объяснять демонстрируемый эксперимент | 1 | | |
| Что такое электричество | 1 | | |
| Что такое магнит | 1 | | |
4 четверть |
| 7. Физика природы. Свет (в контексте скозной темы «Еда и напитки») | Что такое свет | 1.5.2.1 сравнивать свет и темноту; 1.5.2.2 различать естественные и искусственные источники света; 1.5.2.3 определять необходимость искусственного освещения и его источники; 1.1.2.1 проводить наблюдения за явлениями окружающего мира; 1.1.2.2 объяснять демонстрируемый эксперимент | 1 | | |
| Естественные источники света | 1 | | |
| Искусственные источники света | 1 | | |
| Что такое темнота | 1 | | |
| 8. Физика природы. Звук (в контексте скозной темы «В здоровом теле здоровый дух») | Что такое звук | 1.5.3.1 объяснять особенности распространения звука; 1.5.3.2 различать естественные и искусственные источники звука 1.1.2.1 проводить наблюдения за явлениями окружающего мира; 1.1.2.2 объяснять демонстрируемый эксперимент | 1 | | |
| Как распространяется звук | 1 | | |
| Естественные источники звука | 1 | | |
| Искусственные источники звука | 1 | | |