СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критериальное оценивание

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система критериального оценивания учебных достижений

         Неотъемлемой частью содержания образования является объективная и достоверная система оценки учебных достижений учащихся.

         На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков, поэтому в школах необходимо разработать и внедрить новую систему оценивания учебных достижений учащихся в соответствии с целями, задачами и  ожидаемыми  результатами  обучения.

         Под системой оценивания понимается  механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся

            Традиционно в большинстве отечественных школ сохраняется система оценивания, построенная на системе из четырех баллов: 2 ("неудовлетворительно"), 3 ("удовлетворительно"), 4 ("хорошо"), 5 ("отлично") и отношения учителя, потому что учитель при выставлении отметки ориентируется на целый ряд позиций:

·        уровень учащегося относительно определенного эталона,

·        уровень учащегося относительно класса в целом,

·        уровень учащегося относительно его же самого в предшествующий период

При критериальном оценивании

·        ученик становится настоящим субъектом своего обучения

·        снижается школьная тревожность ученика

·        учитель от роли “судьи в последней инстанции” переходит к роли консультанта, специалиста, тьютора

Просмотр содержимого документа
«Критериальное оценивание»

Система критериального оценивания учебных достижений

Неотъемлемой частью содержания образования является объективная и достоверная система оценки учебных достижений учащихся.

На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков, поэтому в школах необходимо разработать и внедрить новую систему оценивания учебных достижений учащихся в соответствии с целями, задачами и ожидаемыми результатами обучения.

Под системой оценивания понимается механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся

Традиционно в большинстве отечественных школ сохраняется система оценивания, построенная на системе из четырех баллов: 2 ("неудовлетворительно"), 3 ("удовлетворительно"), 4 ("хорошо"), 5 ("отлично") и отношения учителя, потому что учитель при выставлении отметки ориентируется на целый ряд позиций:

  • уровень учащегося относительно определенного эталона,

  • уровень учащегося относительно класса в целом,

  • уровень учащегося относительно его же самого в предшествующий период

При критериальном оценивании

  • ученик становится настоящим субъектом своего обучения

  • снижается школьная тревожность ученика

  • учитель от роли “судьи в последней инстанции” переходит к роли консультанта, специалиста, тьютора

Таким образом, критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей.

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Крите́рий— признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. Критерии описываются дескрипторами, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание согласно дескриптору – это определение степени приближения ученика к данной цели.

Система критериального оценивания предоставляет возможность

  • определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал;

  • сформирован ли тот или иной практический навык;

  • возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс

Понимание критериев оценивания на предметном уровне:

  • Критерии оценки по предмету являются предметными образовательными целями, которые при переводе на язык характеристик ученика дают портрет идеально обученного человека.

  • Критерии оценки - это инструмент оценивания, который содержит шкалу для измерения значимых разделов работы.

  • Позволяют учителям и учащимся оценить проделанную работу

  • Задают ориентиры, в направлении которых учащиеся и учителя должны двигаться

    • Критерии оценки включают:

- Фиксированную измерительную шкалу

- Список четких критериев, описывающих характеристики каждого из компонентов в баллах

Формативное (текущее) оценивание - определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы на уроке и/или дома, осуществление оперативной взаимосвязи между учеником и учителем в процессе обучения. Оно позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала и достигают целей и задач обучения.

Суммативное внутреннее оценивание - определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации. Суммативное внутреннее оценивание осуществляется педагогами или администрацией школы.

Суммативное внешнее оценивание - определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении уровня обучения - начальной школы (5 кл), основной школы (10 кл), старшей школы (11-12 кл). Отметки, выставленные за суммативные работы, являются основой для определения итоговых отметок за отчетные периоды обучения.

Отчет о достижениях учащихся - это информация, которая составляется за определенный период времени и свидетельствует о том, какой набор навыков сформирован у учащегося и как он может их применять в обучении, а также на практике.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося в определённый период его обучения, которые показывают его результаты обучения, прогресс и достижения по одному или нескольким предметам. Портфолио вводится в целях повышения объективности и прозрачности оценивания результатов учащихся при внедрении критериальной системы.

Модерация – процесс обсуждения суммативных работ учащихся учителями по одному предмету и классу с целью стандартизации оценок для обеспечения объективности и прозрачности оценивания. Модерация позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса.

Основные задачи критериального оценивания:

- определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;

- определение и отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика;

- мотивирование учащихся на развитие умений и навыков широкого спектра для достижения ожидаемых результатов обучения;

- дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;

- обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления качества усвоения учебного материала и особенностей организации учебного процесса.

Система критериального оценивания позволяет:

- объективно оценить учебные достижения учащихся;

- определить индивидуальную траекторию развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных способностей;

- повысить мотивацию учащихся на развитие умений и навыков для достижения ожидаемых результатов:

- улучшить качество преподавания и обучения;

- разработать систему работы по осуществлению взаимосвязи учитель – родитель – ученик для выявления качества усвоения учебного материала и особенностей организации учебного процесса.


Прибавление, а не уменьшение

Мы привыкли к ситуации, когда оценивание традиционно осуществляется в два шага: работа сначала условно оценивается в пять баллов, которые потом начинают снижаться (минус за каждую обнаруженную ошибку).

В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу.

При этом оценивается приращение: «Ты что-то сделал, пусть немного, но это уже хорошо, и ты получаешь за это балл. Ты сам несешь ответственность за свою учебу...» Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля.

Это делает очевидным, что оценивается не личность ученика, а его деятельность




Сравнение с самим собой

  • При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими.

  • Ты успешен по одному критерию, а я – по другому.

  • Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой, зато появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию.

  • Критериальное оценивание не предполагает отказа от цифровой, формальной отметки, от балльной системы.

  • Важно только, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений.

Итоговое оценивание

  • По каждому из критериев выводится итоговый балл, затем итоговые баллы критериев суммируются, и через специальную переводную шкалу трансформируется в 5 –балльную.


Зачем необходимо оценивание по критериям?

  • При помощи критериев оценивается только конкретная работа, выполненная учащимся, но ни в коем случае, не он сам и не уровень его способностей.

  • Практически исчезают при этом и текущие отметки "за работу на уроке" в процессе изучения нового материала.

  • Фактически каждая отметка рассматривается как замер уровня освоения того или иного навыка или фактического, понятийного материала, который осуществляется с целью корректировки обучения, выявления "слабых мест" с целью их последующего устранения.

  • Критериальная отметка не может рассматриваться в данном контексте как средство наказания или воздействия - она оказывается лишь средством информации, не больше


Что важно для работы системы?

Крайне желательным обстоятельством является участие школьников в процессе оценивания во всех четырех доступных для этого формах:

*самооценивания,

*взаимного оценивания,

*участия в разработке критериев оценки

*рефлексивного разбора результатов выполненных учебных действий


Алгоритм разработки критериального оценивания

  • Определите наиболее важные учебные концепции

  • Определите то, по каким критериям будет производиться оценка

  • Что необходимо оценить?

  • Разработайте описания для каждого критерия

  • Используйте ясные и понятные описания

  • Разработайте шкалу и поместите на нее основные концепции и соответствующие им критерии

  • Обсудите критерии оценки с учащимся в начале работы

  • Оцените итоговый продукт на основе критериев оценки

  • Опишите то, чего вы хотите получить в итоге!

Использование критериальной системы оценивания накладывает определенные требования и на составление заданий к самостоятельным, проверочным, контрольным и прочим работам. Каждый из критериев ориентирован на оценку определенной группы навыков, поэтому задание должно быть ориентировано специально на эту группу навыков. Система критериев изначально задает и постоянно поддерживает рамки сбалансированного обучения, направленного на приобретение реально значимых умений.





Возможные риски

1. Формальный подход педагогов к разработке необходимых материалов для критериального оценивания и проведения анализа результатов.

2. Издержки адаптационного периода при внедрении критериального оценивания.

3. Недопонимание системы критериального оценивания со стороны родителей.

4. Недостаточная теоретическая подготовка некоторых педагогов по основным вопросам критериального оценивания, отсутствие у них практических навыков для внедрения этой системы.

5. Отсутствие должного контроля и поддержки со стороны администрации школ при внедрении критериального оценивания.


Практическая значимость

Практическая значимость критериального оценивания определяется следующими преимуществами:

- оценивается только работа учащегося, а не его личность;

- работа учащегося проверяется по критериям оценивания, которые известны им заранее;

- оценки учащимся выставляются только за то, что они изучали, так как критерии оценивания представляют конкретное выражение учебных целей;

- учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень успешности своего обучения и информировать родителей;

- повышается мотивация учащихся к самооцениванию и обучению.


Технология критериального оценивания способствует снижению школьной тревожности ученика, а учителя избавляет от бремени «судьи в последней инстанции», способствует формированию у учащихся навыков: самоанализа, самооценивания, ответственности за результаты своего труда.

Следовательно, применение данной технологии обучения приводит к повышению уровня образованности и воспитанности каждого ученика, всего класса, всей школы - значит, и всего общества.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!