Республиканская школа “Жас Улан” имени С.К.Нурмагамбетова
Критериальное оценивание - как
критерий качества образования.
Узденбекова Айгуль Камитовна
(учитель химии-биологии)
2019 г.
Содержание системы критериального оценивания
ГОСО Требования к уровню подготовки учащихся по образовательным областям (ожидаемые результаты согласно таксономии Б.Блума)
Стандарты оценивания
Учебная программа и план по предмету
Цели обучения, разделы, сквозные темы, подразделы
Уровни мыслительных навыков: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка
Виды речевой деятельности : слушание, говорение, чтение, письмо
Инструменты оценивания
Критерии оценивания - признак, основание, мерило, согласно которым измеряется уровень учебных достижений обучающихся
Разноуровневые задания
Процесс оценивания
Формативное и суммативное
оценивание на основе критериев
Оценка
По завершении
учебного года
Уровни учебных достижений
По завершении каждого раздела и четверти
Баллы
По завершении каждого раздела и четверти
Обратная связь
Ежедневная практика
Результат
Оценивание:
- Оценивание учебных достижений - это процесс установления степени соответствия реально достигнутых обучающимися результатов планируемым целям обучения для корректировки и регулирования образовательного процесса через обратную связь.
- Критериальное оценивание – процесс, основанный на соотнесении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными критериями, соответствующими целям и содержанию образования и понятными для учащихся, родителей и педагогов.
Для чего это необходимо?
Что такое критериальное оценивание?
Какие типы критериального оценивания имеются?
2
Что такое оценивание?
Типы критериального оценивания
Формативное
- Оценивание учащихся в
- Оценивание учащихся в
- Оценивание учащихся в
- Оценивание учащихся в
процессе обучения и преподавания
Суммативное
- Оценивание обучения
- Оценивание обучения
- Оценивание обучения
- Оценивание обучения
- Процесс сбора доказательств
- Использование определенных критериев для оценивания работы на основе доказательств
- Составление выводов о проделанной работе
2
Критериальное оценивание
Термин «критериальное оценивание» впервые был использован Робертом Юджином Глейзером (1963 г.) и характеризует процесс, способствующий определению соответствия между достигнутым и планируемым уровнями учебных достижений обучающихся.
Критериальный подход исключает сравнение и зависимость от достижений других обучающихся, а также направлен на информирование об уровне компетентности каждого обучающегося.
Оценивание, которое измеряется относительно общих, определенных критериев.
Общих , все учащиеся оцениваются относительно одинаковых стандартов.
Определенных , оценивают с установленными стандартами.
2
Основные принципы критериального оценивания
- Взаимосвязь обучения и оценивания . Оценивание является неотъемлемой частью обучения и непосредсвтенно связано с целями учебной программы и ожидаемыми результатами.
- Объективность, достоверность, валидность . Оценивание предоставляет точную и надежную информацию. Существует уверенность в том, что используемые критерии и интсрументы оценивают достижение целей обучения и ожидаемых результатов.
- Ясность и доступность . Оценивание предоставляет понятную и прозрачную информацию, повышает вовлеченность и ответственность всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность . Оценивание является непрерывным процессом, позволяющим своевременно и систематически отслеживать прогресс учебных достижений обучающихся.
- Направленность на развитие. Результаты оценивания инициируют и определяют направление развития системы образования, школы, учителей и обучающихся.
Закон «Об образовании» Республики Казахстан от 27 июля 2007 года №319-III
Статья 11. Задачи системы образования
Задачами системы образования являются: 1) создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики; 2) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности; 3) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - Республике Казахстан, уважения к государственным символам и государственному языку, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям; 4) воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям; 5) приобщение к достижениям отечественной и мировой культуры; изучение истории, обычаев и традиций казахского и других народов республики; овладение государственным, русским, иностранным языками; 6) обеспечение повышения социального статуса педагогических работников; 7) расширение автономности, самостоятельности организаций образования, демократизация управления образованием; 8) функционирование национальной системы оценки качества образования, отвечающей потребностям общества и экономики; 9) внедрение и эффективное использование новых технологий обучения, в том числе кредитной, дистанционной, информационно-коммуникационных, способствующих быстрой адаптации профессионального образования к изменяющимся потребностям общества и рынка труда; 10) развитие систем обучения в течение жизни, обеспечивающих взаимосвязь между общим обучением, обучением по месту работы и потребностями рынка труда и помогающих каждому максимально использовать свой личный потенциал в обществе, основанный на знании и компетентности; 11) интеграция образования, науки и производства; 12) обеспечение профессиональной мотивации обучающихся; 13) обеспечение опережающего развития технического и профессионального образования путем активного взаимодействия с работодателями и другими социальными партнерами; 14) создание специальных условий для получения образования лицами (детьми) с особыми образовательными потребностями.
2
Формативное
оценивание
Суммативное
оценивание
Вид оценивания, которое проводится по завершении определенного учебного периода (четверть, триместр, учебный год, уровень среднего образования), а также разделов/сквозных тем учебных программ с выставлением суммарных баллов и итоговых оценок.
Это вид оценивания, который проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учеником и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и оценок. Проводится на протяжении всех занятий. Его задание — скорректировать деятельность ученика и педагога путем изменения учебных заданий, чтобы улучшить результаты ребенка.
2
2
Формативное оценивание
Проводится
Информирует
Роль ученика
учащихся, насколько правильно они выполняют задания в период изучения материала;
учителем в течение четверти
активное участие в обучении;
понимание критериев оценивания/ дескрипторов;
учителей о прогрессе учащихся для коррекции процесса преподавания.
самоооценивание/ взаимооценивание.
Роль учителя
Формы проведения
четкое формулирование критериев оценивания в соответствии с целями обучения;
составление заданий в соответствии с целями обучения и критериями оценивания;
разработка дескрипторов к заданиям;
обеспечение учащихся эффективной обратной связью;
корректировка процесса преподавания и оценивания.
- индивидуальная
- в парах
- в группах
- в группах сменного состава
Включить определение Формативное оценивание
Текущее оценивание обучения, которое обеспечивает учителей, обучающихся и других участников педагогического процесса информацией, необходимой для совершенствования обучения. Формативное оценивание осуществляется в процессе повседневной работы в классе, является показателем текущей успеваемости обучающихся, обеспечивает обратную связь между учеником и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс
2
Система критериального оценивания
Критериальное оценивание
Суммативное оценивание
Формативное оценивание
Суммативное оценивание за уровень образования
Суммативное оценивание за четверть
Суммативное оценивание за раздел/сквозную тему
Если они не согланны то внести изменения за четверть, за раздел,
2
Обратная связь
- Обратная связь – процесс сообщения и получения комментариев о конкретных действиях, ситуациях, спорных вопросах, которые ведут к достижению цели.
- Создание эффективной обратной связи является основой обучения школьников. Обратная связь – это инструмент, дающий представление о том, как идет процесс обучения, информирует учителя о достижениях и проблемах учащихся, позволяя определить уровень достижения цели и решения учебных задач.
- Оценочные листы.
- Оценочные листы.
- Сэндвич похвалы.
- Сэндвич похвалы.
- Лестница успеха
- Лестница успеха
М О Д Е Р А Ц И Я
Условия для проведения успешной модерации
Процесс обсуждения результатов суммативных работ учащихся для установления единых стандартов оценивания.
Культура сотрудничества
Модерация предназначена:
- для обсуждения учителями результатов суммативных работ учащихся с целью стандартизации оценивания.
Модерация проходит:
- при участии учителей, работающих в одной параллели;
- они обсуждают предварительное оценивание работ по определенному предмету с целью одинакового подхода в применении схемы выставления баллов.
Важно знать:
- По итогам модерации результат суммативного оценивания за четверть может быть изменен.
- Председателем модерации может быть как руководитель методического объединения, так и любой учитель-предметник.
Открытая и прозрачная коммуникация
Конструктивная обратная связь
Профессиональная поддержка
2
РЕГИСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Электронный журнал
2
Табель учащегося
Портфолио учащегося
Демонстрирует прогресс
Интегрирует современные техники
Повышает вовлеченность и мотивацию
Порождает разнообразие подходов
12
13
Развивает знания и навыки учителя
Система
Объединяет навыки 21 века