СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коучинг "Критериальное оценивание как важный фактор процесса обучения в рамках ФГОС"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель коучинга: 

Дать общее представление о новой системе критериального оценивания.

Познакомить с аспектами критериального оценивания: суммативное оценивание и формативное оценивание. Показать значимость ОдО для улучшения процесса обучения учащихся.

Раскрыть место оценивания в современном образовательном процессе  как способа определения степени реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения.

Просмотр содержимого документа
«Коучинг "Критериальное оценивание как важный фактор процесса обучения в рамках ФГОС"»

Коучинг-занятие



Содержание

время

Тема занятия:

Критериальное оценивание как важный фактор процесса обучения в рамках ФГОС

Цель:

Дать общее представление о новой системе критериального оценивания.

Познакомить с аспектами критериального оценивания: суммативное оценивание и формативное оценивание. Показать значимость ОдО для улучшения процесса обучения учащихся.

Раскрыть место оценивания в современном образовательном процессе как способа определения степени реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения.

Результат обучения:

После прохождения коучинг-занятия учителя должны:

  • Усвоить существенные признаки критериальнного, суммативного и формативного оценивания

  • Понимать роль ОдО в достижении успеха в процессе обучения

  • Уметь разрабатывать критерии и дескрипторы для критериального оценивания

Основные (ключевые) идеи:

ОдО направлено на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей. Использование критериального оценивания позволяет сделать процесс оценивания объективным, прозрачным и конкретным

Тренинг-разминка

«Друзья по часам»

Стикеры: Что вы ожидаете от коучинга?

4 мин

Формирование групп:

Цветные стикеры


3 мин

Вводное задание:

Работа в группах по оцениванию яблок

Оцените яблоки по 5 бальной системе. Почему вы поставили такую оценку? (ГР)

Какие ассоциации у вас возникают со словом оценивание?

Что такое оценивание? (ФР)

3 мин

Виды заданий:






Задание 1:





В группе: Расположите предложенные процедуры совместной (учитель – обучающиеся) разработки критериев в нужной последовательности и пронумеруйте их

Взаимопроверка с пометками «+» - правильно, «-» - неправильно.

5 мин

Задание 2:


Презентация «Разработанные критерии и перевод баллов в оценку, примеры из практики»

5 мин

Задание 3:





Работа в группе: Выберите тему урока (или отдельного задания в рамках одного урока) и разработайте рубрикатор с критериями и конкретными формулировками дескрипторов по выбранной теме.

Взаимооценивание.

Стратегия «Две звезды и одно пожелание»

7 мин

Задание 4:

Итоговая рефлексия

Задание 4:

Разработать в группе постер на тему «Что такое критериальное (суммативное и формативное) оценивание».

Презентация постеров. Взаимооценивание

Оцените, насколько полезна полученная информация для вас на данном мастер-классе.

Стратегия «Сигнал рукой»

3 мин


Коучинг: «Критериальное оценивание как важный фактор процесса обучения в рамках ФГОС» (Слайд 1)


  1. Стикеры: Что вы ожидаете от этой встречи?

Цель коучинг-занятия

Ожидаемый результат (Слайд 2)

  1. Для создания более комфортной обстановки поиграем в игру «Друзья по часам» (ФР)

1) Пожать руку.

2) Похлопать по спине друг друга.

3) Улыбнуться.

4) Помахать рукой.

5) Подмигнуть.

6) Сделать комплимент.

7) Пожелать что-нибудь.

8) Послать воздушный поцелуй.

9) Сделать массаж.

10) Потереться спиной.

11) Рассмешить.

12) Получить комплимент.

  1. Деление на группы по цветным стикерам

  2. Какие ассоциации у вас возникают со словом «оценивание»? (ФР)

Что такое оценивание?

Категория «оценивание» в буквальном переводе с латинского языка означает «сидеть рядом»: один человек тщательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо, в случае самооценивания, размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении.


Слайд 3 Оценивание – категория, которая касается любого вида деятельности, при которой планомерно и систематично ведется сбор свидетельств обучения для принятия заключения о качестве обучения.

Оценивание представляет собой комплексный процесс:

    • по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания,

    • по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.


Есть ли проблемы в существующей системе оценивания и какие? (снежный ком)

Слайд 4 //

// Проблемы существующей системы оценивания.

  • не дает полноценной возможности для формирования у обучающегося оценочной самостоятельности - "краеугольного камня" здания учебной самостоятельности (указанная способность признана сегодня ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания образования);

  • затрудняет индивидуализацию обучения (учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения);

  • является малоинформативной (в силу своей формализованности и скрытости критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий - что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка);

  • часто имеет травмирующий характер (полностью сосредоточенная в руках учителя, "отметочная" система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей)


В рамках ФГОС различают два аспекта оценивания: оценивание обучения и оценивание для обучения.

Слайд 5

Оценивание обучения (суммативное оценивание) суммирует знания ученика, установленные в соответствии с предварительно разработанными критериями (критериальное оценивание): установленными нормами или уровнями.

Целью оценивания является суммирование того, что изучил ученик на конкретный момент.

Оценивание обучения необходимо для непосредственного выставления отметок и составления количественной отчетности и мониторинга.


Второй тип оценивания с 1990 года стал популярен в школах Великобритании и известен как «оценивание для обучения» или «формативное оценивание»


Оценивание для обучения (формативное оценивание) – текущее оценивание обучения, которое обеспечивает учителей, обучающихся и других информацией, необходимой для определения возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей.

ОдО – это процесс поиска, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения (характер и причины их сильных и слабых сторон), а также – направления, в котором следует развиваться, и установления оптимальных и эффективных путей достижения необходимого уровня.

К примеру, если просто осведомить ученика о достигнутом им определенном уровне, это не поможет ему понять, что необходимо предпринять для достижения наилучшего результата.

Вместе с тем, если проанализировать с ним совместно, что в его работе привело к такому результату и объяснить критерии оценивания, это позволит ему понять, что делать дальше для улучшения полученного результата.

Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп – это формативная оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это суммативная оценка. Другими словами, формативная оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт в реальном мире.

ОдО помогает ответить на главный вопрос «Что можно предпринять, чтобы развиваться дальше и каким образом лучше это сделать?»

При формативном оценивании учителя не являются единственными оценивающими лицами. Ученики могут быть вовлечены в процесс оценивания своих одноклассников и самих себя.


Пять принципов ОдО:

  1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя обучающимся комментарий, замечания и т.п. по поводу их деятельности.

  2. Обучающиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения: целеполагание, ознакомление и обсуждение критериев успешности на уроке.

  3. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения обучающихся.

  4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку обучающихся.

  5. Учитель осознает необходимость научить обучающихся принципам самооценки, взаимооценки и способам улучшения собственных результатов


Какой вид оценивания можно отнести к формативному?


Формативное оценивание – это оценивание без отметки:

  • устный комментарий

  • похвала

  • поощрение

  • запись в дневнике (рекомендации по итогам четверти и года)

  • баллы

  • бонусы

  • самооценка

  • взаимооценка


(Гиперссылка на презентацию «Приёмы само- и взаимооценивания»)


Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна. Этой точности и достоверности мы можем достигнуть, используя в своей практике критериальное оценивание.

Что же такое критериальное оценивание? Оценивание - это сравнение полученных результатов с нормой или эталоном. Само понятие критериальное оценивание возникло первоначально в таких сферах как обучение пилотов. В чем же отличие понятий нормы от критерия? Критерий – это эталон. Норма – показатель большинства. Т.е. мы чему-то учили, некие результаты получили. И большинство обучающихся то, чему мы учили, усвоили. И здесь встает вопрос. А если мы плохо учим? Тогда у нас и норма будет другой.//

//СЛАЙД 6: Итак, критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений обучающихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности обучающихся.

СЛАЙД 7: Мы привыкли к ситуации, когда оценивание традиционно осуществляется в два шага. Работа сначала условно оценивается в пять баллов, которые потом начинают снижаться (минус за каждую обнаруженную ошибку). В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. При этом оценивается приращение: ты что-то сделал, пусть не много, но это уже хорошо, и ты получаешь за это балл. Ты сам несешь ответственность за свою учебу. Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля. Это делает очевидным, что оценивается не личность ученика, а его деятельность.

Чтобы пользоваться критериями как инструментом оценивания, необходимо сначала познакомиться со следующими терминами.

Слайды 8-9-10:

  • Крите́рий — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. Критерии расшифровываются дескрипторами, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание согласно дескриптору – это определение степени приближения ученика к данной цели.

  • Дескриптор – описание уровней достижения конкретного балла, которое последовательно показывает все шаги обучающегося по достижению наилучшего результата, каждый уровень оценивается определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл по данному критерию.

  • Рубрикатор (инструкция по оцениванию) – подробное описание уровней достижений обучающихся по каждому критерию и соответствующее им количество баллов.

Обязательное условие при критериальном оценивании – “общественный договор” понятный всем участникам. Необходимо разработать рубрикаторы, которые делают процедуру оценивания максимально “прозрачной”. Рубрикатор должен содержать подробное описание уровней достижений обучающегося и соответствующее им количество баллов. Такие рубрикаторы составляются для каждого вида оценочной работы, причем наполнение критерия подбирается в зависимости от содержания темы. Важно, чтобы в рубрикаторе давалась характеристика не ученику, а выполненной им работе.

Каковы же эффективные процедуры совместной разработки критериев?

Задание 1: Обсудите в группе данный вопрос, поделитесь своим мнением. (РГ)

Расположите предложенные процедуры совместной (учитель – обучающиеся) разработки критериев в нужной последовательности и пронумеруйте их

Приложение 1

Примерные процедуры совместной (учитель – обучающиеся) разработки критериев

1. Объявите обучающимся цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела.

2. Попросите каждого обучающегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.

3. Запишите на доске критерии, предложенные обучающимися.

4. Убедитесь, что все обучающиеся поняли предложенные критерии.

5. Расположите критерии по степени важности.

6. В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии.

7. Если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия или произведите его градацию (разбивку на уровни выполнения задания).

В дальнейшем работы обучающихся необходимо оценивать только в соответствии с разработанными критериями.

Взаимопроверка с пометками «+» - правильно, «-» - неправильно. В группах поднимают руку, если выполнили так же, хлопок, если не согласны. Затем самопроверка по образцу на слайде 11.

Слайд 12: Для оценивания достижений обучающихся мы применяем четыре критерия. Названия критериев и краткое описание их содержания приводится в таблице:

Обозначение критерия

Название критерия

Краткое описание содержания критерия

А

Знание и понимание

Обучающийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях.

В

Исследование закономерностей

Обучающийся исследует какую-либо задачу, применяя методы, находит закономерности, описывает с помощью языка науки взаимосвязь между ними.

С

Передача информации

Обучающийся способен передавать информацию, используя, соответствующую научную терминологию, условные обозначения

D

Размышления

Обучающийся размышляет о правильности и рациональности выбранного метода решения



Приведу пример критериев и рубрикаторов, разработанных для оценивания достижений учащихся по критериям А, В, С на разных уроках и различных заданиях. (Приложение 2. Раздаточный материал)

Задание 2: Показ слайдов 13-29. Разработанные критерии и перевод баллов в оценку, примеры из практики. (ФР)

Очень важно при разработке дескрипторов использовать предельно конкретные формулировки градации критерия (дескриптора).

Рассмотрим пример конкретных и неконкретных формулировок дескрипторов по теме «Экология. Проблемы окружающей среды» (Приложение 3)


Деление на группы в зависимости от преподаваемого предмета

Задание 3 (РГ)

Работа в группе: Выберите тему урока (или отдельного задания в рамках одного урока) и разработайте рубрикатор с критериями и конкретными формулировками дескрипторов по выбранной теме.


Оглашение результатов, взаимооценивание.


- Оцените работы коллег. Стратегия «Две звезды и одно пожелание»


  • Какие формы формативного оценивания были использованы в процессе этой работы со стороны тренера, непосредственных участников?


Деление на группы (по желанию)


Задание 4:

Итоговая рефлексия: разработать в группе постер на тему «Что такое критериальное (суммативное и формативное) оценивание». (РГ)

Презентация постеров.

Взаимооценивание:

- Прикрепите свой стикер на лучший, по вашему мнению, постер


Слайд 30. Итак, критериальное оценивание позволяет

учителю:

  • разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;

  • иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;

  • улучшить качество преподавания;

  • выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;

  • использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;

  • вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

Слайд 31

обучающимся:

  • Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;

  • Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;

  • Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;

  • Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

родителям:

  • Получать доказательства уровня обученности ребенка;

  • Отслеживать прогресс в обучении ребенка;

  • Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.


Слайд 32: «За» и «против» критериального обучения


Итоговая рефлексия: Оцените, насколько понятна и полезна полученная информация для вас на данном мастер-классе. Стратегия «Сигнал рукой» (ИР)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!