Коучинг-занятие
| Содержание | время |
Тема занятия: | Критериальное оценивание как важный фактор процесса обучения в рамках ФГОС |
Цель: | Дать общее представление о новой системе критериального оценивания. Познакомить с аспектами критериального оценивания: суммативное оценивание и формативное оценивание. Показать значимость ОдО для улучшения процесса обучения учащихся. Раскрыть место оценивания в современном образовательном процессе как способа определения степени реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения. |
Результат обучения: | После прохождения коучинг-занятия учителя должны: Усвоить существенные признаки критериальнного, суммативного и формативного оценивания Понимать роль ОдО в достижении успеха в процессе обучения Уметь разрабатывать критерии и дескрипторы для критериального оценивания |
Основные (ключевые) идеи: | ОдО направлено на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей. Использование критериального оценивания позволяет сделать процесс оценивания объективным, прозрачным и конкретным |
Тренинг-разминка | «Друзья по часам» Стикеры: Что вы ожидаете от коучинга? | 4 мин |
Формирование групп: | Цветные стикеры | 3 мин |
Вводное задание: | Работа в группах по оцениванию яблок Оцените яблоки по 5 бальной системе. Почему вы поставили такую оценку? (ГР) Какие ассоциации у вас возникают со словом оценивание? Что такое оценивание? (ФР) | 3 мин |
Виды заданий: | | |
Задание 1: | В группе: Расположите предложенные процедуры совместной (учитель – обучающиеся) разработки критериев в нужной последовательности и пронумеруйте их Взаимопроверка с пометками «+» - правильно, «-» - неправильно. | 5 мин |
Задание 2: | Презентация «Разработанные критерии и перевод баллов в оценку, примеры из практики» | 5 мин |
Задание 3: | Работа в группе: Выберите тему урока (или отдельного задания в рамках одного урока) и разработайте рубрикатор с критериями и конкретными формулировками дескрипторов по выбранной теме. Взаимооценивание. Стратегия «Две звезды и одно пожелание» | 7 мин |
Задание 4: Итоговая рефлексия | Задание 4: Разработать в группе постер на тему «Что такое критериальное (суммативное и формативное) оценивание». Презентация постеров. Взаимооценивание Оцените, насколько полезна полученная информация для вас на данном мастер-классе. Стратегия «Сигнал рукой» | 3 мин |
Коучинг: «Критериальное оценивание как важный фактор процесса обучения в рамках ФГОС» (Слайд 1)
Стикеры: Что вы ожидаете от этой встречи?
Цель коучинг-занятия
Ожидаемый результат (Слайд 2)
Для создания более комфортной обстановки поиграем в игру «Друзья по часам» (ФР)
1) Пожать руку.
2) Похлопать по спине друг друга.
3) Улыбнуться.
4) Помахать рукой.
5) Подмигнуть.
6) Сделать комплимент.
7) Пожелать что-нибудь.
8) Послать воздушный поцелуй.
9) Сделать массаж.
10) Потереться спиной.
11) Рассмешить.
12) Получить комплимент.
Деление на группы по цветным стикерам
Какие ассоциации у вас возникают со словом «оценивание»? (ФР)
Что такое оценивание?
Категория «оценивание» в буквальном переводе с латинского языка означает «сидеть рядом»: один человек тщательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо, в случае самооценивания, размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении.
Слайд 3 Оценивание – категория, которая касается любого вида деятельности, при которой планомерно и систематично ведется сбор свидетельств обучения для принятия заключения о качестве обучения.
Оценивание представляет собой комплексный процесс:
по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания,
по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.
Есть ли проблемы в существующей системе оценивания и какие? (снежный ком)
Слайд 4 //
// Проблемы существующей системы оценивания.
не дает полноценной возможности для формирования у обучающегося оценочной самостоятельности - "краеугольного камня" здания учебной самостоятельности (указанная способность признана сегодня ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания образования);
затрудняет индивидуализацию обучения (учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения);
является малоинформативной (в силу своей формализованности и скрытости критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий - что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка);
часто имеет травмирующий характер (полностью сосредоточенная в руках учителя, "отметочная" система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей)
В рамках ФГОС различают два аспекта оценивания: оценивание обучения и оценивание для обучения.
Слайд 5
Оценивание обучения (суммативное оценивание) суммирует знания ученика, установленные в соответствии с предварительно разработанными критериями (критериальное оценивание): установленными нормами или уровнями.
Целью оценивания является суммирование того, что изучил ученик на конкретный момент.
Оценивание обучения необходимо для непосредственного выставления отметок и составления количественной отчетности и мониторинга.
Второй тип оценивания с 1990 года стал популярен в школах Великобритании и известен как «оценивание для обучения» или «формативное оценивание»
Оценивание для обучения (формативное оценивание) – текущее оценивание обучения, которое обеспечивает учителей, обучающихся и других информацией, необходимой для определения возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей.
ОдО – это процесс поиска, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения (характер и причины их сильных и слабых сторон), а также – направления, в котором следует развиваться, и установления оптимальных и эффективных путей достижения необходимого уровня.
К примеру, если просто осведомить ученика о достигнутом им определенном уровне, это не поможет ему понять, что необходимо предпринять для достижения наилучшего результата.
Вместе с тем, если проанализировать с ним совместно, что в его работе привело к такому результату и объяснить критерии оценивания, это позволит ему понять, что делать дальше для улучшения полученного результата.
Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп – это формативная оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это суммативная оценка. Другими словами, формативная оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт в реальном мире.
ОдО помогает ответить на главный вопрос «Что можно предпринять, чтобы развиваться дальше и каким образом лучше это сделать?»
При формативном оценивании учителя не являются единственными оценивающими лицами. Ученики могут быть вовлечены в процесс оценивания своих одноклассников и самих себя.
Пять принципов ОдО:
Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя обучающимся комментарий, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
Обучающиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения: целеполагание, ознакомление и обсуждение критериев успешности на уроке.
Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения обучающихся.
Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку обучающихся.
Учитель осознает необходимость научить обучающихся принципам самооценки, взаимооценки и способам улучшения собственных результатов
Какой вид оценивания можно отнести к формативному?
Формативное оценивание – это оценивание без отметки:
(Гиперссылка на презентацию «Приёмы само- и взаимооценивания»)
Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна. Этой точности и достоверности мы можем достигнуть, используя в своей практике критериальное оценивание.
Что же такое критериальное оценивание? Оценивание - это сравнение полученных результатов с нормой или эталоном. Само понятие критериальное оценивание возникло первоначально в таких сферах как обучение пилотов. В чем же отличие понятий нормы от критерия? Критерий – это эталон. Норма – показатель большинства. Т.е. мы чему-то учили, некие результаты получили. И большинство обучающихся то, чему мы учили, усвоили. И здесь встает вопрос. А если мы плохо учим? Тогда у нас и норма будет другой.//
//СЛАЙД 6: Итак, критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений обучающихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности обучающихся.
СЛАЙД 7: Мы привыкли к ситуации, когда оценивание традиционно осуществляется в два шага. Работа сначала условно оценивается в пять баллов, которые потом начинают снижаться (минус за каждую обнаруженную ошибку). В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. При этом оценивается приращение: ты что-то сделал, пусть не много, но это уже хорошо, и ты получаешь за это балл. Ты сам несешь ответственность за свою учебу. Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля. Это делает очевидным, что оценивается не личность ученика, а его деятельность.
Чтобы пользоваться критериями как инструментом оценивания, необходимо сначала познакомиться со следующими терминами.
Слайды 8-9-10:
Крите́рий — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. Критерии расшифровываются дескрипторами, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание согласно дескриптору – это определение степени приближения ученика к данной цели.
Дескриптор – описание уровней достижения конкретного балла, которое последовательно показывает все шаги обучающегося по достижению наилучшего результата, каждый уровень оценивается определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл по данному критерию.
Рубрикатор (инструкция по оцениванию) – подробное описание уровней достижений обучающихся по каждому критерию и соответствующее им количество баллов.
Обязательное условие при критериальном оценивании – “общественный договор” понятный всем участникам. Необходимо разработать рубрикаторы, которые делают процедуру оценивания максимально “прозрачной”. Рубрикатор должен содержать подробное описание уровней достижений обучающегося и соответствующее им количество баллов. Такие рубрикаторы составляются для каждого вида оценочной работы, причем наполнение критерия подбирается в зависимости от содержания темы. Важно, чтобы в рубрикаторе давалась характеристика не ученику, а выполненной им работе.
Каковы же эффективные процедуры совместной разработки критериев?
Задание 1: Обсудите в группе данный вопрос, поделитесь своим мнением. (РГ)
Расположите предложенные процедуры совместной (учитель – обучающиеся) разработки критериев в нужной последовательности и пронумеруйте их
Приложение 1
Примерные процедуры совместной (учитель – обучающиеся) разработки критериев
1. Объявите обучающимся цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела.
2. Попросите каждого обучающегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.
3. Запишите на доске критерии, предложенные обучающимися.
4. Убедитесь, что все обучающиеся поняли предложенные критерии.
5. Расположите критерии по степени важности.
6. В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии.
7. Если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия или произведите его градацию (разбивку на уровни выполнения задания).
В дальнейшем работы обучающихся необходимо оценивать только в соответствии с разработанными критериями.
Взаимопроверка с пометками «+» - правильно, «-» - неправильно. В группах поднимают руку, если выполнили так же, хлопок, если не согласны. Затем самопроверка по образцу на слайде 11.
Слайд 12: Для оценивания достижений обучающихся мы применяем четыре критерия. Названия критериев и краткое описание их содержания приводится в таблице:
Обозначение критерия | Название критерия | Краткое описание содержания критерия |
А | Знание и понимание | Обучающийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях. |
В | Исследование закономерностей | Обучающийся исследует какую-либо задачу, применяя методы, находит закономерности, описывает с помощью языка науки взаимосвязь между ними. |
С | Передача информации | Обучающийся способен передавать информацию, используя, соответствующую научную терминологию, условные обозначения |
D | Размышления | Обучающийся размышляет о правильности и рациональности выбранного метода решения |
Приведу пример критериев и рубрикаторов, разработанных для оценивания достижений учащихся по критериям А, В, С на разных уроках и различных заданиях. (Приложение 2. Раздаточный материал)
Задание 2: Показ слайдов 13-29. Разработанные критерии и перевод баллов в оценку, примеры из практики. (ФР)
Очень важно при разработке дескрипторов использовать предельно конкретные формулировки градации критерия (дескриптора).
Рассмотрим пример конкретных и неконкретных формулировок дескрипторов по теме «Экология. Проблемы окружающей среды» (Приложение 3)
Деление на группы в зависимости от преподаваемого предмета
Задание 3 (РГ)
Работа в группе: Выберите тему урока (или отдельного задания в рамках одного урока) и разработайте рубрикатор с критериями и конкретными формулировками дескрипторов по выбранной теме.
Оглашение результатов, взаимооценивание.
- Оцените работы коллег. Стратегия «Две звезды и одно пожелание»
Деление на группы (по желанию)
Задание 4:
Итоговая рефлексия: разработать в группе постер на тему «Что такое критериальное (суммативное и формативное) оценивание». (РГ)
Презентация постеров.
Взаимооценивание:
- Прикрепите свой стикер на лучший, по вашему мнению, постер
Слайд 30. Итак, критериальное оценивание позволяет
учителю:
разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;
иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
улучшить качество преподавания;
выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
Слайд 31
обучающимся:
Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;
Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;
Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
родителям:
Получать доказательства уровня обученности ребенка;
Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.
Слайд 32: «За» и «против» критериального обучения
Итоговая рефлексия: Оцените, насколько понятна и полезна полученная информация для вас на данном мастер-классе. Стратегия «Сигнал рукой» (ИР)