СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критериальное оценивание образовательных результатов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст выступления на республиканской конференции. Полный "сценарий" выступления, включающий в себя все необходимые схемы и таблицы для работы с аудиторией. 

Просмотр содержимого документа
«Критериальное оценивание образовательных результатов»


  1. Добрый день, уважаемые коллеги! Мы – молодые специалисты Лицея имени А. Г. Баженова города Черногорска и сегодня мы хотели бы провести вместе с вами семинар на тему «Модель системы оценки образовательных результатов обучающихся МБОУ «Лицей им. А.Г. Баженова»».

  2. Задание в группах

Прежде, чем мы с вами перейдем непосредственно к материалу нашего сегодняшнего семинара, давайте определим главные, ключевые слова нашего выступления. У вас на столах лежат карточки, переверните их! У вас есть полторы минуты на составление слова.

(из букв составить слова, которые разместить на доске)


оценка система критерии результат уровень


- Какие ассоциации у вас возникают, когда вас просят вас что-то оценить? (Ответы участников: баллы, урок, цифры, проверка)



2.Представляем модель системы оценки образовательных результатов (модель строить на доске и сопровождать словами- статья система оценки)


Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы. Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования.

Основные функции системы оценки:

 ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

 обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само­ и взаимооценки не только дают возможность педагогам и обучающимся освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, но и способствуют развитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Модель системы оценки планируемых результатов освоения образовательных результатов учащихся МБОУ «Лицей имени А.Г. Баженова»


Формы представления образовательных результатов:

 проектная деятельность (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);

 тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);

 устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;

 портфолио;


Критерии трех уровней успешности универсальны для всех случаев субъективного оценивания:

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания. Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки  «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:  либо действие в новой, непривычной ситуации;  либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний. Здесь важно умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (необязательный)  решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка  «превосходно».


3.Наши «изюминки» или приемы, которые используют педагоги


ЛИСТЫ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ


Критериальное самооценивание

Основной смысл критериального самооценивания, заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящей к этому результату.

Критериальное оценивание является основой практически всех оценочных методик.

Дальше предлагаю примеры того, как может быть организовано самооценивание учеников начальных классов.

Начиная с 1-го класса использую приём «Цветовые пометки», который позволяет ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трёх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой. Красный цвет – это сигнал тревоги: «Я этого не могу, мне трудно». Жёлтый – цвет неуверенности: «Я не совсем в этом разобрался». Зелёный – цвет благополучия: «Мне всё ясно, я с этим справлюсь». Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.

«Знаковый символ»: «!» выполнил без ошибок, «+»  допустил ошибку, «-» не справился с работой.

Во 2 - 4 классах процесс формирования адекватной самооценки постепенно меняет форму. Самооценка ученика дифференцируется, то есть складывается из оценок своей работы по целому ряду критериев. Критерии оценки должны быть однозначными и предельно четкими, выработанные совместно педагогом и учащимися или озвученные педагогом на уроке. В таком случае ребёнок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

Начиная со второго класса для самооценки используем «Линеечки». После выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат по уровневой шкале. Вместе с учителем класс договаривается о том, по каким критериям будет оцениваться работа. Можно использовать два критерия: правильность и аккуратность оформления работы.

На полях тетради ученики чертят три отрезка – линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, повышенный, средний, низкий. Каждая линеечка помечается буквой «П» и «А»: П – правильность, А – аккуратность. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы.

Уровни выполнения работы

Уровни

Правильность (П)

Аккуратность (А)

высокий уровень

У меня нет ошибок, и я хорошо выполнил работу

Мне очень нравится, как я написал

повышенный

У меня есть одна-две ошибки

Мне нравится, как я написал, но у меня есть несколько исправлений

средний уровень

У меня есть три-четыре ошибки

Я не очень красиво и правильно написал буквы или цифры, у меня есть исправления и помарки

низкий уровень

У меня почти все неправильно, я совсем не справился с заданием

Мне не нравится, как я написал, у меня грязно и плохо написано


Критерии оценивания разных умений по предметам обязательно доводятся до сведения учащихся и их родителей. Эти критерии необходимо вывесить в учебном кабинете на видном и доступном для всех месте.

Дети периодически на уроках по заданию учителя самостоятельно оценивают по предложенным критериям свои работы и работы одноклассников.

«Рефлексивная мишень» На листе рисуется мишень, которая делится на сектора. Каждый сектор – это урок. Пять секторов – четыре урока русского языка и один урок родного языка в неделю. Каждый из секторов поделён на части – этапы урока, предполагающие определённую деятельность. Согласитесь, практически каждый урок русского языка предполагает такие виды деятельности:

  1. проверка домашней работы,

  2. словарная работа,

  3. списывание,

  4. выполнение грамматических заданий.

Пятую часть сектора ребята заполняют самостоятельно. Тут они могут написать свои мысли, продолжив одно из предложений: «Было важно…», «Было сложно…», «Я умею …», «У меня получилось».

В течение недели ученик закрашивает определённым цветом – оценка результата деятельности, часть сектора, соответствующего виду деятельности. С критериями оценивания мы договорились совместно:

- зелёный цвет – «Я доволен своей работой; ошибок нет»;

- жёлтый цвет – «Я старался, но не всё получилось»;

- красный цвет – «У меня много ошибок, исправлений. Я недоволен своей работой».

Заполняя «рефлексивную мишень» в течение недели можно проследить за результатами каждого вида работ: есть динамика или стабильность.

Участие детей в работе, организованной таким образом, позволяет сделать процесс оценивания достижений каждого ученика открытым и прозрачным.


На уроках математики, перед самостоятельной работой,  мы обсуждаем, как будем оценивать то или иное задание и сколькими максимально баллами может быть оценена вся работа.  Например, задача – 5 баллов :

- 1 балл – наличие чертежа или краткой записи;

- 1 балл – верный ход решения задачи;

- 1 балл – верно выполненные вычисления;

- 1 балл - пояснения к действиям;

- 1 балл – полный ответ.

На уроках литературного чтения при устном взаимооценивании, например, для пересказа у доски перед всем классом или в паре выбираются совместно с учащимися следующие критерии: громкость, последовательность, выразительность, темп. Для чтения наизусть – точность, громкость, темп, интонация, обязательное называние автора и заголовка. При чтении художественного текста к предыдущим критериям добавляется умение читать целыми словами, соблюдение знаков препинания, умение читать без ошибок.

Ребята с большим вниманием следят за пересказом, чтением своих одноклассников. Большая часть ребят оценивает адекватно.



Карта понятий

Следующая оценочная методика – это карта понятий (кластерные, ментальные карты). Карта состоит из названий и понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному.

Например, при изучении темы «Разнообразие мира растений
(флора). Водоросли. Мхи. Папоротники» по окружающему миру в 3-ем классе в результате самостоятельной работы у учащихся будет составлен вот такой кластер:

Основная цель данной методики – определить, насколько хорошо ученики видят общую картину всего курса или отдельной темы. Используя карты, учителя и ученики организуют свои знания и представляют информацию логичным и содержательным способом. 


Составление тестов

Составление тестов представляет собой индивидуальную творческую работу учащегося, которая проявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию.

Использование тестов наиболее эффективно на этапе закрепления материала, когда тема уже пройдена. Но этот метод выполняет свои функции и в ситуации, когда новая тема только заявлена. Своими вопросами по новой теме учащиеся демонстрируют учителю свой стартовый уровень знаний, свою заинтересованность в их расширении и углублении. Оценить качество вопросов, учитель может взять наиболее интересные за основу и организовать обсуждение в классе. Можно также использовать вопросы для проверочных работ, предварительно их обработав.

Поначалу можно оценивать только, подходит вопрос для включения в проверочную работу или нет. Впоследствии можно присваивать удачным вопросам различное  количество баллов в зависимости от их сложности или оригинальности. Шкалу оценки можно придумать вместе с учениками.

Пример такой шкалы:

1 балл – тестовое задание на фактическое знание по данной теме (задание с выбором верного ответа из набора предлагаемых);

2 балла – тестовое задание на дополнение (пропущенное место должно быть заполнено учащимися);

3 балла – тестовое задание перекрестного выбора (в них предлагается сразу несколько заданий и несколько ответов к ним);

4 балла – тестовое задание, требующие приведение примера;

5 баллов – тестовое задание на применение знания по данной теме, требующие размышления (ввод предполагаемого ответа на задание самим тестируемым).

Работа с группами.

1 этап. Задание: Составить тест по тексту из трёх заданий.

Текст для чтения.

Яблоко бывает желтого, светло-зеленого, розовато-красного цвета, иногда с розовыми и красными полосками на кожуре. Оно держится на ветке на небольшом коричневом черешке. Внутри созревшего яблока находятся маленькие продолговатые темно-коричневые семена. В зависимости от сорта его кожица и его мякоть могут быть окрашены по-разному.

Спелые яблоки сорта антоновка зеленовато-желтые, душистые, мякоть у них желтовато-белого или светло-зеленого цвета.

Одни сорта яблок созревают в августе, другие в начале осени. В народе примечают: «Месяц август яблоками пропах». Ранние сорта нежные, сахаристые, мягкие. Долго они не хранятся.

Издавна в русских деревнях 19 августа отмечали светлый праздник — Яблочный Спас. Говорили: «Пришел Спас — всему час». С этого дня начинают сбор многих плодов и овощей. С яблонь снимали созревшие плоды торжественно освящали их в храмах, а потом угощали друг друга яблоками.

2 этап. Оценивание составленных тестов.



4. Подведение итогов


Необходимо дополнить таблицу (фронтально с аудиторией)

Традиционная система оценивания

переход

Формирующее оценивание

традиционные письменные работы


неявные критерии оценивания


конкуренция


оценки результата


оценивание учителем


значимость и важность оценки


итоговое, суммарное оценивание


Слова для справок:

оценивание при участии учащихся;

проекты, творческие работы, исследовательские работы, тесты;

значимость учения;

развивающее оценивание;

позитивное оценивание;

оценивание понимания, интерпретации, анализа, синтеза;

оценивание навыков и умений;

оценивание процесса;

чёткие и прозрачные критерии оценивания;

сотрудничество, сотворчество.


Слаёды 16 – 23. Обсуждение результатов

Традиционная система оценивания

переход

Формирующее оценивание

традиционные письменные работы

проекты, творческие работы, исследовательские работы, тесты

неявные критерии оценивания

чёткие и прозрачные критерии оценивания

конкуренция

сотрудничество, сотворчество

оценки результата

оценивание навыков и умений

оценивание учителем

оценивание при участии учащихся

значимость и важность оценки

значимость учения

итоговое, суммарное оценивание

развивающее оценивание














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!