Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Ритмика» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
Учебный план (вариант 1) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год.
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Коррекционный курс «Ритмика» является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу «Ритмика» в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи коррекционного курса «Ритмика».
Цель коррекционных занятий по ритмике - осуществление коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых школьников средствами музыкально - ритмической деятельности.
Основными задачами занятий по ритмике являются:
развитие двигательных навыков и умений, развитие координации движений, формирование правильной осанки, красивой походки;
обогащение двигательного опыта обучающихся разнообразными видами движений;
расширение кругозора школьников через знакомство с музыкальной культурой (классической, народной, современной музыкой) и музыкальными инструментами;
создание условий для творческого самовыражения ребёнка;
формирование у детей эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения;
коррекция высших психических функций, коррекция моторно-двигательной сферы.
Решение поставленных задач имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития обучающихся с особыми образовательными потребностями, их познавательных возможностей и интересов.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция - развитие двигательной памяти;
коррекция - развитие внимания.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности;
воспитание самостоятельности принятия решения; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция - развитие речи:
развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия.
Место реализации программы
Республика Бурятия, Заиграевский район, с.Новая Брянь, улица Школьная 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат», (кабинет ЛФК).
Планируемые результаты освоения
коррекционного курса «Ритмика»
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру овладения ими социокультурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения ФАООП имеют 2 уровня: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов коррекционного курса «Ритмика»
Достаточный уровень
развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;
замечать изменения в звучании (тихо-громко, быстро-медленно);
выполнять легко и выразительно танцевальные движения, ориентироваться в пространстве, кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (платочками, листьями, флажками и т.д.);
двигаться в соответствии двухчастной форме музыки и силе её звучания, реагировать на начало и окончание музыки;
выразительно и эмоционально передавать игровые и сказочные образы героев (медведя, кошки, мышки, зайца и т.д.);
выполнять несложный ритмический рисунок на детских музыкальных инструментах.
Минимальный уровень
узнавать знакомые мелодии и эмоционально реагировать на них;
двигаться при помощи взрослого в соответствии с характером и темпом музыки;
выполнять с помощью взрослого несложные движения под музыку: шагать, бегать, прыгать, притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, выполнять движения с предметами (платком, погремушкой, флажком, мячиком и.т.д.).
Формирование базовых учебных действий
Личностные базовые учебные действия | - эмоциональная отзывчивость на музыку; - любовь к родине, к русской народной музыке; - учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу; - мотивация к разным видам музыкальной деятельности; - основа для формирования ЗОЖ, организация культурного досуга. |
Регулятивные базовые учебные действия | - выполнять задания, оценивать результаты своей деятельности; - корректировать собственное исполнение; - формирование волевых усилий; - воспринимать мнение сверстников и взрослых; - принимать участие в музыкальных инсценировках. |
Познавательные базовые учебные действия | - воспринимать музыку, выражать свое отношение к музыкальным произведениям; - расширить свои представления о жанре и характере музыки; - выявлять настроения и чувства, выражаемые в музыке; - эмоциональное сопереживание музыке. |
Коммуникативные базовые учебные действия | - высказывать свое мнение о музыке (монолог, диалог); -задавать вопросы; - проявлять творческую активность в процессе хорового пения, коллективной творческой деятельности; -эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям. |
Критерии оценки предметных результатов
Во время обучения в 3 классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является проявление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассников. Такая оценка деятельности ребенка в 3 классе дается в словесной форме и носит преимущественно характер поощрения, похвалы. Это не включает возможности отметить те или иные негативные стороны в работе ученика. Однако во всех случаях оценка дается доброжелательным тоном и несет положительных стимулы к дальнейшей работе ученика. Важно, чтобы все замечания и указания учителя аргументированы на языке, доступном пониманию ребенка.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно- развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социального опыта.
Система оценки результатов включает целостную характеристику выполнения обучающимися целей и задач программы, отражающую взаимодействие следующих компонентов образования:
что обучающийся должен знать и уметь на данной ступени обучения;
что из полученных знаний он может и должен применять на практике;
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Содержание обучения
В системе образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) курс «Ритмика» в школе является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Данный курс направлен на коррекцию недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Наиболее адекватным методом коррекции различных психомоторных нарушений у детей с умственной отсталостью является коррекционная ритмика, в которой ярко выражено единство музыки, движений и ритма как их стержня.
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью.
Разделы: Упражнения на ориентирование в пространстве
Ходьба разным шагом. Чередование видов ходьбы. Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в два, три круга. Перестроение из одного круга в концентрические круги. Выполнение движений с предметами.
Ритмико-гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях. Поднимание на носках и приседание. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Одновременные движения рук и ног. Круговые движения ног и рук. Упражнения с предметами. Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков.
Упражнения на расслабление мышц. Напряжение и расслабление мышцы рук, пальцев, плеча. Перенесение тяжести тела.
Координация движений, регулируемых музыкой
Упражнение с барабанными палочками. Исполнение гаммы на музыкальных инструментах. Исполнение различных ритмов на барабане и бубне.
Игры под музыку
Передача в движениях частей музыкального произведения. Передача в движении динамического нарастания в музыке. Ускорение и замедление темпа движений. Широкий, высокий бег; элементы движений и танца. Передаче игровых образов. Смена ролей в импровизации. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные игры с пением и речевым сопровождением.
Танцевальные упражнения
Элементы хороводного танца, шаг на носках, шаг польки, сильные поскоки, боковой галоп. Движения парами: боковой галоп, поскоки. Элементы русской пляски. Основные движения народных танцев.
Содержание разделов
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Упражнения на ориентирование в пространстве (ходьба разным шагом, чередование видов ходьбы, построение в колонны по три, перестроение из одного круга в два, три круга). | 6 |
2 | Ритмико-гимнастические упражнения: Общеразвивающие упражнения Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях. Поднимание на носках и приседание. Упражнения на выработку осанки. | 10 |
3 | Координация движений, регулируемых музыкой (упражнение с барабанными палочками, исполнение гаммы на музыкальных инструментах, исполнение различных ритмов на барабане и бубне). | 3 |
4 | Танцевальные упражнения | 7 |
5 | Игры под музыку (передача в движениях частей музыкального произведения, подвижные игры с пением и речевым сопровождением). | 8 |
Итого: | 34 |
Календарно - тематическое планирование 3 класс
№ | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
I четверть |
1 | Упражнения на ориентировку в пространстве. Ходьба разным шагом. | | |
2 | Чередование видов ходьбы. | | |
3 | Построение в колонны по три. | | |
4 | Наклоны, повороты и круговые движения головы. | | |
5 | Движения рук в разных направлениях | | |
6 | Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Одновременные движения рук и ног. | | |
7 | Круговые движения ног и рук. | | |
8 | Напряжение, расслабление мышц рук, пальцев, плеча. | | |
II четверть |
1 | Передача в движениях частей музыкального произведения | | |
2 | Передача в движении динамического нарастания в музыке | | |
3 | Элементы хороводного танца | | |
4 | Шаг на носках | | |
5 | Шаг польки. | | |
6 | Шаг польки. | | |
7 | Перестроение из одного круга в два, три круга | | |
8 | Перестроение из одного круга в концентрические круги | | |
III четверть |
1 | Упражнение с барабанными палочками. | | |
2 | Выполнение движений с предметами | | |
3 | Поднимание на носках и приседание | | |
4 | Упражнения на выработку осанки. | | |
5 | Упражнения с предметами | | |
6 | Одновременное прохлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков. | | |
7 | Перенесение тяжести тела | | |
8 | Исполнение различных ритмов на барабане и бубне. | | |
9 | Игры под музыку. Ускорение и замедление темпа движений | | |
10 | Игры под музыку. Широкий, высокий бег. Элементы движений и танца. | | |
IV четверть |
1 | Передача игровых образов. | | |
2 | Смена ролей в импровизации. | | |
3 | Действия с воображаемыми предметами | | |
4 | Подвижные игры с пением и речевым сопровождением | | |
5 | Сильные поскоки, боковой галоп | | |
6 | Движения парами: боковой галоп, поскоки. | | |
7 | Элементы русской пляски | | |
8 | Основные движения народных (бурятских) танцев | | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Методический комплект для учителя
Н.В. Полевая, Л.В. Перминова - «Комплекс коррекционно-музыкальных занятий «Дружная семейка» Санкт-Петербург. Детство-пресс. 2010 год.
М.Ю. Картушина «Логоритмика для малышей» Творческий центр «Сфера» Москва 2005год.
М.А. Касицина, И.Г, Бородина «Коррекционная ритмика».- М.: 2005 год.
Е.А. Медведевой (под редакцией) «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» Москва 2002 год.
Е.А. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика» Санкт-Петербург 2006 год. Барышникова,
Азбука хореографии [Текст]: практическое пособие /Т. Барышникова.- М.: Рольф, 2001. - 272 с.
Колодницкий, Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей [Текст]: практическое пособие / Г. А. Колодницкий. - М.: Гном -Пресс, 2001. - 64 с.
11. Коренева, Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста [: практическое пособие / Т. Ф. Коренева. - М.: Гном - Пресс, 2001. - 72 с.
12. Роот, З. Я. Танцевальный калейдоскоп [Текст]: практическое пособие /З. Я. Роот.- М.: Аркти, 2004.- 47 с.
13. Слуцкая, С. Л. Танцевальная мозаика [Текст]: практическое пособие /С. Л. Слуцкая. - М.: Линка - пресс, 2006. - 272 с.
14. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. - СПб.; ЛОИРО, 2000. - 220 с.
Информационно-коммуникативные средства
Е.Д. Критская. Музыка 1-4 класс. Электронный ресурс.
Видеокурс "Гимнастика для детей".
Музыкальные записи произведений композиторов, звучание оркестра.
Интернет-ресурсы
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по предмету «Музыка».-Режим доступа: http://www.school-collection.edu.ru/
Началка Инфо (www.nachalka.info)
Учитель.ru (http://teacher.fio.ru)
Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: https://www.twirpx.com/file/2705930
Особенности развития чувства ритма у младших школьников /https://elibrary.ru/item.asp
Литература для учащихся:
Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения.- Ярославль: Академия развития: 2000. -112 с.
Боброва Г.А. Искусство грации. - Л.: Детская литература, 2005. - 247с
Интернет -ресурсы:
Игровая ритмика для детей https://vk.com/game_dance
Ритмичные игры онлайн для детей. https://gamaverse.ru/c/rhythm/
Музыкальные игры онлайн для детей. https://allforchildren.ru/online/music.php
Литература для родителей:
Коррекционная ритмика - под ред. М. А. Касицына, И. Г. Бородина - Москва, 2007г.
И.Г. Лопухина. Речь, Ритм, Движение, С-П изд-во «Дельта»
Бенджамин Лоу. Красота спорта / Пер. с английского И.П. Моничева, под ред. В.И. Столярова.- М.: Радуга, 2012. - 241с.
Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков. - М.: Теория и практика физической культуры, 2001. - 332с.
Пуртова Т.В. и др. Учите детей танцевать. - М.: Изд-во Владос, 2003. - 256с
Интернет-ресурсы:
Консультация «Все о ритмике для родителей» https://infourok.ru/konsultaciya-vse-o-ritmike-dlya-roditelej-5275483.html
Что такое ритмика и ее польза для развития детей. https://www.defectologiya.pro/zhurnal
chto_takoe_ritmika_i_v_chem_eyo_polza_dlya_razvitiya_doshkolnikov/
Особенности использования ритмики на занятиях в младшем школьном возрасте https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2019/04/23/osobennosti-ispolzovaniya-ritmiki-na-zanyatiyah-v
Зачем ребенку нужны занятия ритмикой. https://zen.yandex.ru/media/welovedance/zachem-rebenku-nujny-zaniatiia-ritmikoi-5c648bbf553e5800ad2111fd
Поурочное планирование по коррекционному курсу «Ритмика» для 3 класса
№урока | Тема | К-во час | Деятельность учащихся | Коррекционная работа | Ожидаемый результат |
I четверть. Упражнения на ориентировку в пространстве |
1 | Упражнения на ориентировку в пространстве. Ходьба разным шагом. | 1 | Ходить в соответствии с метрической пульсацией. Знать исходное положение, построение в шеренгу | Развитие пространственной ориентации | Занимать исходное положение для каждого упражнения. Уметь построиться в шеренгу. |
2 | Упражнения на ориентировку в пространстве. Чередование видов ходьбы. | 1 | Чередовать ходьбу с приседанием | Развитие быстроты и точности реакции. | Уметь быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. |
3 | Упражнения на ориентировку в пространстве. Построение в колонны по три. | 1 | Ходить на носочках, пятках. Рассчитываться на 1, 2, 3. знать положение рук при выполнении этих упражнений | Развитие пространственной организации собственных движений. | Уметь рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в колонны по три, шеренги. |
Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения |
4 | Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения головы. | 1 | Наклоны, повороты, круговые движения головы | Нормализация мышечного тонуса, тренировка отдельных групп мышц, развитие основных видов движений. | Знать и отличать понятия «наклон», «поворот». Уметь выполнять движения в заданных направлениях разными частями тела. |
5 | Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Движения рук в разных направлениях | 1 | Движения рук в разных направлениях. Повороты туловища. Знать, определять тип музыки | Коррекция переключаемости движений. |
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений |
6 | Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Одновременные движения рук и ног. | 1 | Взмах ногой в разные стороны с одновременным движением рук. Знать, как соединяются ладошки при хлопке. | Коррекция согласованности движений. | Координировать движения рук и ног. Уметь выполнять одноименные и разноименные движения руками и ногами. Уметь сочетать движения с хлопками. |
7 | Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Круговые движения ног и рук. | 1 | Круговые движения ног в сочетании с круговым движением рук (правой, левой) | Развитие точности, координации движений. |
Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц |
8 | Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц. Напряжение, расслабление мышц рук, пальцев, плеча. | 1 | Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус, стоя на полупальцах. Знать положение головы | Преодоление мышечных зажимов. | Уметь быстро расслабить мыщцы и сбросить напряжение в теле. |
II четверть. Игры под музыку |
9 | Игры под музыку. Передача в движениях частей музыкального произведения | 1 | Передавать в движениях частей музыкального произведения | Развитие выразительности движений. | Уметь слушать и слышать музыку, реагировать на изменения в музыке. |
10 | Игры под музыку. Передача в движении динамического нарастания в музыке | 1 | Передать в движении динамическое нарастание в музыке, сильной доли такта | Изменение характера движений в соответствии с изменением контрастов звучания |
Танцевальные упражнения |
11 | Танцевальные упражнения. Элементы хороводного танца | 1 | Элементы танца по программе, выполнять чётко, красиво. Знать положение рук при выполнении движений | Развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова и движений. | Знать что такое «хоровод», уметь согласовывать движение с речевым сопровождением. |
12 | Танцевальные упражнения. Шаг на носках | 1 | Шаг на носках (простой), шаг на носках на счёт три, четыре – опуститься. Шаг польки | Преодоление двигательных зажимов. | Знать особенности выполнения шага на носках, уметь вступить на разный счет. |
13 | Танцевальные упражнения. Шаг польки. | 2 | Высокие подскоки, боковой галоп | Развитие быстроты и точности реакции. | Научиться исполнять шаг польки с высоким и длинным подскоком. |
Упражнения на ориентирование в пространстве |
14 | Упражнения на ориентирование в пространстве. Перестроение из одного круга в два, три круга | 1 | Перестроиться из одного круга в два, три | Развитие оптико-пространственной ориентировки в пространстве зала через движение. | Знать особенности перестроений из линии и колонны в круги. Уметь работать коллективно и слаженно. |
15 | Упражнения на ориентирование в пространстве. Перестроение из одного круга в концентрические круги | 1 | Перестроиться в концентрические круги | Развитие умения выполнять совместные действия. |
III четверть. Координационные движения, регулируемые музыкой |
16 | Музыкальные инструменты. Упражнение с барабанными палочками. | 1 | Сгибать, разгибать, встряхивать, поворачивать руки в разных направлениях. Сжимать, разжимать пальцы в кулак | Коррекция мелкой моторики, подвижности пальцев рук. | Научиться игре на барабане, уметь управляться с барабанными палочками. Повторять ритм, заданный учителем. |
Упражнения на ориентирование в пространстве |
17 | Упражнения на ориентирование в пространстве. Выполнение движений с предметами | 1 | Выполнение движений с лентами, обход их при ходьбе, передаче предметов. | Коррекция двигательных навыков, ловкости, точности. | Научиться манипулировать предметом при выполнении перестроений. |
Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения |
18 | Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Поднимание на носках и приседание | 1 | Приседать, подниматься на носки (движения делать раздельно и слитно) Круговые движения ног (ступни) Выставлять ногу в разных направлениях. | Развитие различных качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения). | Уметь держать осанку и корпус во время движения. Уметь подняться высоко на носочки и низко присесть, при этом соблюдая постановку корпуса. |
19 | Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Упражнения на выработку осанки. | 1 | Упражнения на выработку осанки Перелезание через сцепленные руки, через палку. | Выработка правильной осанки, чувства равновесия. |
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений |
20 | Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Упражнения с предметами | 1 | Выполнять упражнения на координацию движений с предметами | Развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова и движений. | Повторять любой ритм, заданный учителем; Задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами). |
21 | Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Одновременное прохлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков. | 1 | Задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами) | Формирование чувства ритма, восприятия ритмического рисунка. Развитие всех видов памяти. |
Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц |
22 | Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц. Перенесение тяжести тела | 1 | Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую, из стороны в сторону | Коррекция восприятия своего тела и отдельных его частей. | Уметь ощущать вес собственного тела, переносить тяжесть тела с ноги на ногу. |
Координационные движения, регулируемые музыкой |
23 | Координационные движения, регулируемые музыкой. Исполнение различных ритмов на барабане и бубне. | 1 | Составить простой ритмический рисунок повторять любой ритм, заданный учителем. | Развитие произвольности при выполнении движений и действий. | Исполнять ритмы различных мелодий на барабане или бубне. |
Игры под музыку |
24 | Игры под музыку. Ускорение и замедление темпа движений | 1 | Прохлопывать несложный ритмический рисунок | Изменение характера движений в соответствии с изменением контрастов звучания. | Уметь скоординировать свои движения в соответствии с характером и темпом музыки. |
25 | Игры под музыку. Широкий, высокий бег. Элементы движений и танца | 1 | Пружинные движения, плавные, спокойные. Самостоятельно ускорять, замедлять темп упражнений | Развитие произвольности при выполнении движений и действий. | Знать понятия «ширина», «высота». Уметь использовать эти понятия в игре. |
IV четверть. Игры под музыку |
27 | Игры под музыку. Передача игровых образов. | 1 | Передавать образ при инсценировке песни | Развитие способности к созданию выразительного образа с помощью невербальных средств. | Передавать в игровых и плясовых движениях различные образы. |
28 | Игры под музыку. Смена ролей в импровизации. | 1 | Передавать в движении развернутый сюжет | Формирование способности к пониманию различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов. | Уметь импровизировать, исполнять разнохарактерные роли. |
29 | Игры под музыку. Действия с воображаемыми предметами | 1 | Уметь выполнять действия с воображаемым предметом. Придумывать их. | Развитие воображения, коррекция психических процессов. | Развить способность воображать предмет и манипулировать воображаемым предметом. |
30 | Игры под музыку. Подвижные игры с пением и речевым сопровождением | 1 | | Согласование движений с пением. | Уметь согласовывать речь с движением и игрой. |
Танцевальные упражнения |
31 | Танцевальные упражнения. Сильные поскоки, боковой галоп | 1 | Двигаться парами по кругу лицом, боком | Развитие умения выполнять совместные действия. | Уметь выполнять одно и то же движение в паре, одинаково и синхронно. Двигаться по кругу, соблюдая дистанцию и одновременно выполнять танцевальные движения. |
32 | Танцевальные упражнения Движения парами: боковой галоп, поскоки. | 1 | Двигаться парами по кругу лицом, боком | Коррекция коммуникативных навыков. |
33 | Танцевальные упражнения Элементы русской пляски | 1 | Элементы русской пляски на месте, с передвижениями | Развитие точности, координации, плавности, переключаемости движений. | Уметь выполнять движения русских танцев: присядка, ковырялочка. |
34 | Танцевальные упражнения Основные движения народных (бурятских) танцев | 1 | Выполнять основные движения народных танцев | Развитие умения реализовать запрограммированные действия по условному сигналу. |