СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционной работы «Ритмика» 1В класс ( Иванов Иван) Базовый уровень Учителя хореографии 1КК

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа Коррекционный курс « Ритмика» - программа художественной направленности.

Модификация данной программы  заключается в первую очередь в адаптации и спецификации программы для детей с ЗПР, расширении круга решаемых задач и методов их осуществления, доработки условий реализации программ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционной работы «Ритмика» 1В класс ( Иванов Иван) Базовый уровень Учителя хореографии 1КК»


«Рассмотрено»

Руководитель МО

______ (……….)


Протокол №__от

«___»________г.

«Согласовано»

Заместитель директора гимназии по УВР

______(………….)


«___»____________г.

«Утверждено»

Директор гимназии

______(…………...)


Приказ №___от «___»_________г.





Рабочая программа

коррекционной работы

«Ритмика»

1В класс ( Иванов Иван)

Базовый уровень

Учителя хореографии 1КК



Сенченко Елена Алексеевна



Принято на заседании

Педагогического совета гимназии

Протокол №_______от «____»____г.
















______________ учебный год




Пояснительная записка



Образовательная программа Коррекционный курс « Ритмика» - программа художественной направленности.

Модификация данной программы заключается в первую очередь в адаптации и спецификации программы для детей с ЗПР, расширении круга решаемых задач и методов их осуществления, доработки условий реализации программ.

Актуальность и педагогическая целесообразность

В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 5.п.5.1) в целях реализации права каждого человека на образование в РФ создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из психолого-педагогических ресурсов социальной интеграции и социальной адаптации детей с ЗПР в сообществе сверстников, развития детско-родительских отношений является дополнительное образование.

Ритмика является начальной ступенью танца. Ритмика – это разнообразные движения под музыкальное сопровождение. Занятия ритмикой развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д.)

Ритмика развивает в ребенке, в первую очередь, хорошее владение собственным телом, что является одной из приоритетных задач для детей с ЗПР.

Также на занятиях ритмикой важным является элемент игры. Задания даются с учетом дидактических принципов: от простого к сложному, с учетом естественного интереса и желания обучающихся, их психологических и физиологических особенностей и способностей, а также творческих возможностей детей. Очень часто именно по этой причине, сценариями танцев являются сюжеты сказок про лес и деревья, времена года, жизнь зверей или же используются специальные фонограммы для детей.

Концепция программы

Цель - создание условий для творческой социализации, социальной адаптации, социального взаимодействия детей с ЗПР, развитие у ребенка творческого потенциала, психологической уверенности в собственной социальной значимости. Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности обучающегося с ЗПР в процессе восприятия музыки.

Коррекционная работа на занятиях ритмикой базируется на постоянном взаимодействии музыки, движений и устной речи: музыка и движения, музыка и речь, движения и речь, музыка, движения и речь. На занятиях осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся.

Основные направления работы по Ритмике:

восприятие музыки (в исполнении педагога и аудиозапси): определение на слух начала и окончания звучания музыки; различение и опознавание на слух громкой, тихой, негромкой музыки; быстрого, медленного, умеренного темпа; различение и опознавание на слух музыки двухдольного, трехдольного, четырехдольного метра (полька, марш, вальс); плавной и отрывистой музыки;

упражнения на ориентировку в пространстве: простейшие построения и перестроения (в одну и две линии, в колонну, в цепочку, в одну и две шеренги друг напротив друга, в круг, сужение и расширение круга, свободное размещение в классе, различные положения в парах и т. д.); ходьба в шеренге (вперед, назад), по кругу, в заданном направлении, разными видами шага; повороты;

ритмико-гимнастические упражнения: общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление мышц;

упражнения с детскими музыкальными инструментами: игра на элементарных музыкальных инструментах (погремушка, металлофон, бубен, ксилофон, барабан, румба, маракас, треугольник, тарелки и др.);

игры под музыку: музыкальные игры и игровые ситуации с музыкально-двигательными заданиями с элементами занимательности, соревнования (кто скорее, кто лучше, кто более и т.д.),игры по ориентировке в пространстве;

танцевальные упражнения: выполнение под музыку элементов танца и пляски, несложных композиций народных, бальных и современных танцев;

декламация песен под музыку: выразительная декламация песен под музыкальное сопровождение и управление педагога, воспроизведение ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера звуковедения (плавно, отрывисто), соответствующей манере исполнения (легко, более твердо и др.).

Содержание коррекционно-развивающей области может быть дополнено Организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР обучающихся с ЗПР.

Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание самостоятельно определяется Организацией, исходя из психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.




Задачи программы:

1. Помощь ребенку в процессе самопознания и саморазвития. Максимальное раскрытие его творческих возможностей, гармонизация процессов роста.

2. Активизация познавательных интересов, расширение горизонтов познания.

3. Помощь в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.

В обучении:

- формирование интереса к хореографическому искусству, раскрытие его многообразия и красоты;

-ознакомление с основами хореографии;

- умение ориентироваться в пространстве;

- обучение восприятию произведения танцевального искусства;

-научиться пользоваться своим мышечным аппаратом;

-освоение работы в паре с партнером;

- формирование ориентировки в пространстве, умения исполнять движения в комбинации;

- развитие памяти движений.

В развитии:

- развитие умения и навыка слышать и слушать музыку, передавать ее в движение;

- развить чувство ритма;

- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;

- развивать танцевальную выразительность, выносливость, координацию;

- развивать и укреплять костно-мышечный аппарат;

- развивать выразительность, выносливость, координацию;

В воспитании:

- воспитание коммуникативных и коллективистских навыков, навыков социального взаимодействия;

- воспитание необходимых психологических качеств танцора - актёра: внимания, быстроты реакции, воображения, чуткого и внимательного отношения к партнёру по сцене, друзьям и близким; раскрепощенности и свободы действий в обыгрывании танца на сцене.

В основу программы положены следующие педагогические принципы:

  • Принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений - личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса и включающими сотрудничество, мастерство общения.

  • ​  Принцип интенсивного восприятия - предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний.

  • ​ Принцип открытого общения - способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха.

  • ​ Принцип психологической комфортности, предполагающий охрану и укрепление психологического здоровья ребенка.

Организация образовательного процесса

Образовательная программа Коррекционный курс «Ритмика» рассчитана на 1 год обучения ; составлена с учётом норм и требований СанПиН 2.4.4 1251-03, СанПиН 2.4.1. 2791-10, СанПиН 2.4.2. 2821-10, СанПиН 2.4.4.3172-14.

Образовательный процесс по дисциплине Коррекционный курс «Ритмика» предполагает аудиторные занятия. Аудиторные занятия проводятся в кабинете.

Программа предполагает следующие формы организации аудиторных занятий:

• вводные занятия, которые проводятся в начале года обучения и включают беседы: «Правила техники безопасности», «Правила поведения на занятиях».

​  учебные занятия,

​  итоговые занятия.


Механизм реализации программы

Работа по программе Коррекционный курс « Ритмика» учитывает психолого-педагогические особенности развития учащегося.

Учитывая, что основным видом деятельности учащегося является игра, ведущим методом обучения является игровой.

Для предупреждения эмоциональной и физической перегрузки подбор музыкального материала для занятий и детский репертуар танцев составляется на принципах доступности, заинтересованности восприятия и простоте исполнения для ребенка данного возраста.

Методически продуманное использование музыкальных игр и импровизационных заданий способствует развитию музыкальности, формирует музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки, развивает чувство ритма.

В процессе реализации программы закрепляются основные знания особенностей народных танцев, их географию. Формируются основные навыки актерского мастерства в танцах. Совершенствуется четкость, ритмичность, музыкальность и выразительность движений исполняемых танцев. Формируется нравственно-эстетические качества личности каждого ребенка.



Прогнозируемые результаты

Результаты освоения коррекционно-развивающей области
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования

Результаты освоения коррекционно-развивающей области АООП НОО обучающихся с ЗПР должны отражать:

Коррекционный курс «Ритмика»: развитие чувства ритма, связи движений с музыкой, двигательной активности, координации движений, двигательных умений и навыков; формирование умения дифференцировать движения по степени мышечных усилий; овладение специальными ритмическими упражнениями (ритмичная ходьба, упражнения с движениями рук и туловища, с проговариванием стихов и т.д.), упражнениями на связь движений с музыкой; развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития; овладение подготовительными упражнениями к танцам, овладение элементами танцев, танцами, способствующими развитию изящных движений, эстетического вкуса; развитие выразительности движений и самовыражения; развитие мобильности.

Ребенок должен знать:

  • единые требования по правилам поведения в хореографическом классе, на сцене;

  • требования к внешнему виду на занятиях;

  • музыкальные размеры, темп и характер музыки;

  • хореографические термины изученных элементов;

  • повторить заданный ритм хлопками, упражнениями;

  • владеть корпусом во время исполнения движений;

  • ориентироваться в пространстве;

  • координировать движения;

  • исполнить хореографический этюд ;

  • исполнять жанровый танец в соответствующей манере;

  • через движение передавать характер, особенность танца .

  • уметь двигаться в различных ритмах

Механизм выявления результатов

Отслеживание результативности освоения программного материала осуществляется в течение всего периода обучения на занятиях разных видов: учебные, зачетные, открытые.

Для оценки усвояемости материала по итогам занятий можно применять следующую систему оценок:

Высокий уровень освоения программы

  • Упражнение выполнено технически правильно, уверенно, без напряжения, в нужном темпе и характере.

  • Точное знание терминологии и правил исполнения движений в соответствии с годом обучения;

  • Точность, музыкальность и выразительность исполнения танцевальных комбинаций и этюдов;

Средний уровень освоения программы

  • Упражнение исполнено технически правильно, но недостаточно красиво и изящно, с некоторым напряжением, не совсем уверенно.

  • Неполное владение теоретическими знаниями по танцевальной дисциплине в соответствии с годом обучения;

  • Недостаточно точное исполнение танцевальных комбинаций с точки зрения координации движений и музыкальности;

Низкий уровень освоения программы

  • Упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с большим напряжением, допущены незначительные ошибки в положении головы, рук, ног.

  • Слабое усвоение теоретического программного материала соответствующего года обучения;





Учебно-тематический план


Режим занятий 1 раз в неделю



№ п/п

Название блока


Количество часов



всего


теория



практика


Форма контроля

Знакомство. Прослушивание.

1

0,5


0,5

Анкетирование

наблюдение

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

0,5

0,5

наблюдение

Музыкальная грамота: «музыкальный квадрат», ритм 2/4.

Понятия счета в танце.

Ритмические движения по счет и под музыку.

Движения на развитие координации.

1,5

0,5

1

наблюдение

Знакомство с терминологией и основами классического танца.

Demi plie лицом к станку по I позиции, battements tendu вперед, назад и в сторону, releves по I,II, IV позиций ног.

3,5

0,5

3

Наблюдение

рефлексия

Знакомство с терминологией и основами детского танца.

3,5

0,5

3

рефлексия

Движения на развитие координации.

Объяснить термины - баланс, апломб.

3,5

0,5

3

наблюдение

Прыжковые комбинации.

Развитие «баллона».

3,5

0,5

3

рефлексия

Ознакомление с элементами танцевальной азбуки.

Техника правильного выполнения упражнений

5,5

0,5

5

наблюдение

Элементы танцевальных движений

4,5

0,5

4

Наблюдение

рефлексия


Изучение и закрепление танцевальных элементов

4,5

0,5

4

Наблюдение

рефлексия

Зачетные мероприятия

1

1

Анкетирование

рефлексия

Всего часов

33 часа

5

28


Календарное - тематическое планирование



п/п

Тема занятия

Колич.

часов

Дата проведения


По пл. Факт.

1

Знакомство. Прослушивание.


05.09


2

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.


05.09


3

Музыкальная грамота: «музыкальный квадрат», ритм 2/4.

Понятия счета в танце.

Ритмические движения по счет и под музыку.

Движения на развитие координации.






12.09



4

Музыкальная грамота: «музыкальный квадрат», ритм 2/4.

Понятия счета в танце.

Ритмические движения по счет и под музыку.

Движения на развитие координации.


19.09



5

Знакомство с терминологией и основами классического танца.

Demi plie лицом к станку по I позиции, battements tendu вперед, назад и в сторону, releves по I,II, IV позиций ног.


26.09


6

Знакомство с терминологией и основами классического танца.

Demi plie лицом к станку по I позиции, battements tendu вперед, назад и в сторону, releves по I,II, IV позиций ног.




03.10





7

8

Знакомство с терминологией и основами классического танца.

Demi plie лицом к станку по I позиции, battements tendu вперед, назад и в сторону, releves по I,II, IV позиций ног.


10.10


17.10







9

Знакомство с терминологией и основами детского танца.



24.10



10

Знакомство с терминологией и основами детского танца.



11.11




11

Знакомство с терминологией и основами детского танца.



18.11




12

Знакомство с терминологией и основами детского танца.


25.11



13

Движения на развитие координации.

Объяснить термины - баланс, апломб.



02.12



14

Движения на развитие координации.

Объяснить термины - баланс, апломб.



09.12




15

Движения на развитие координации.

Объяснить термины - баланс, апломб.


16.12




16

Движения на развитие координации.

Объяснить термины - баланс, апломб.


23.12




17

Ознакомление с элементами танцевальной азбуки.

Техника правильного выполнения упражнений


30.12




18

Ознакомление с элементами танцевальной азбуки.

Техника правильного выполнения упражнений


20.01



19

Ознакомление с элементами танцевальной азбуки.

Техника правильного выполнения упражнений



27.01


20

Ознакомление с элементами танцевальной азбуки.

Техника правильного выполнения упражнений





03.02


21

Ознакомление с элементами танцевальной азбуки.

Техника правильного выполнения упражнений





17.02



22


23

Ознакомление с элементами танцевальной азбуки.

Техника правильного выполнения упражнений Элементы танцевальных движений


03.03


10.03



24

Элементы танцевальных движений


17.03



25

Элементы танцевальных движений


24.03




26

Элементы танцевальных движений


07.04


27

Элементы танцевальных движений







14.04



28

Изучение и закрепление танцевальных элементов



21.04



29

Изучение и закрепление танцевальных элементов


28.04



30

Изучение и закрепление танцевальных элементов



05.05



31

Изучение и закрепление танцевальных элементов



12.05



32

Изучение и закрепление танцевальных элементов


19.05



33

Зачетные мероприятия


26.05














Содержание


  1. Знакомство.

Теория. Знакомство с ребенком и родителями. Знакомство с программой по ритмике.

Практика. Просмотр ребенка на основе элементарных движений, проверка на координацию, проверка слуха.

2. Вводное занятие.

Теория. Беседа о значении танца в жизни людей разных национальностей. Инструктаж по технике безопасности и поведения на уроке. Знакомство с правилами поведения и внутреннего распорядка.

Практика. Знакомство с обучающимся. Выявление интересов ребенка, уровня из знаний, возможностей. Введение в курс обучения по данной программе, ознакомление с планами работы на год.

3. Музыкальная грамота: «музыкальный квадрат», ритм 2/4

Теория. Основы музыкальной грамотности. Понятия счета в танце. Точное начало и окончание движение вместе с началом и концом музыкальной части и фразы. Элементарное знакомство с длительностями: целыми, четвертями, восьмыми, половинными.

Практика.

Ритмические движения по счет и под музыку.

Движения на развитие координации.

Упражнения в ритме 2/4.

4.Знакомство с терминологией и основами классического танца. ( Demi plie лицом к станку по I позиции, battements tendu вперед, назад и в сторону, releves по I,II, IV позиций ног)

Теория. Познакомить учащегося с терминологией классического танца. Знакомство с балетом.

Практика.

-Изучение:

I,II,III позиций рук и I,II,III и IV позиций ног.

-Demi plie лицом к станку по I позиции

-battements tendu вперед, назад и в сторону

- releves по I,II, IV позиций ног

-перегибы корпуса вперед, назад и в сторону.

5. Знакомство с терминологией и основами детского танца.

Теория. Знакомство с терминологией детского танца. Просмотр видео материалов с детскими танцами.

Практика. Исполнение элементарных движений детского танца (подскоки, галоп), различные виды прыжков и бега.

Работа над образами в танце.

Танец в паре. ( С учителем)

Изучения танца «Утят»,

«Раз ладошка, два ладошка».

6. Движения на развитие координации. Баланс, Апломб.

Теория. Объяснить термины - баланс, апломб. Теоретическое объяснение учащимся понятий и исполнения упражнений.

Практика.

Упражнения на баланс на двух ногах.

Упражнение на баланс «Цапля»,

Упражнение на координацию движений «Лесенка»,

Упражнение- танец «Арам-зам-зам».

7.Прыжковые комбинации. Развитие «баллона».

Теория. Основная техника выполнения прыжков. Чередование с хлопками.

Практика. Прыжковые комбинации.

Прыжок Sautes.

Трамплинные прыжки.

Прыжки с поджатыми ногами.

Прыжки «Пингвин».

8. Ознакомление с элементами танцевальной азбуки

Теория. Техника правильного выполнения упражнений.

Практика

- упражнения для головы: наклоны головы вперед, назад, в стороны, по полукругу;

-упражнения для плеч: спокойные или быстрые подъемы плеч вверх и

опускания их вниз;

-упражнения для рук, кистей, пальцев. Работа над выразительностью подъема

рук в стороны или вверх;

- упражнения с предметами.

- Постановка корпуса: продолжение работы над подтянутостью

спины, постановкой головы.

9. Ознакомление с элементами танцевальных движений

Теория. Техника правильного выполнения упражнений

Практика.

- равномерный бег с захлёстом голени;

- легкие, равномерные, высокие прыжки;

-перескоки с ноги на ногу;

- простой танцевальный шаг, приставной шаг

-шаги на полупальцах и пятках;

-притопы: удары стопы в пол равномерно и по три;

Выполнение проученных элементов танцевальных движений.

11. Изучение и закрепление танцевальных элементов

Теория. Техника правильного выполнения упражнений.

Практика. Исполнение правильно и четко:

Полуприседания; повороты на двух ногах; вынос ноги на пятку; ознакомление ребенка с танцевальными рисунками; проведение игр для развития ориентации ребенка в пространстве; выполнение проученных рисунков и упражнений по ориентации в пространстве.

12. Итоговые занятия и мероприятия

  • Сочинение танцевальных элементов в статичном положении или в продвижении.

  • Слушание музыки, сказок и придумывание музыкальных образов, танцевальных этюдов.

  • Отгадывание музыкальных загадок.

  • показ родителям проученного материала;

  • выступление на сценической площадке с танцевальным номером.


Учебный план


Наименование блоков

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теоретических

практических

1

знакомство

2 часа

1 час

1 час

Анкетирование наблюдение

2

Основная часть

30часов

4 часа

26 часов

Наблюдение рефлексия

3

Подведение итогов

1 час


1 час

Анкетирование рефлексия

Итого:

33 часа

5 часов

28 часов










Условия реализации программы

Перечень учебно-методического обеспечения для реализации программы:

  1. Хореографический класс с зеркальным оформлением стен.

  2. Нотно-методическая литература.

  3. Учебники, методические пособия по всем разделам хореографической деятельности.

  4. Аудиокассеты, СД – диски, флеш-карты.

  5. Аппаратура для озвучивания занятий: магнитофон, музыкальный центр.

  6. Фортепиано.

  7. Коврики.

  8. Форма для занятий ритмикой.

  9. Костюмы для концертной деятельности.


Методическое обеспечение программы

Занятия проходят в форме музыкальных игр и импровизационных заданий, способствующих развитию музыкальности: формируют музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки, развивают чувство ритма.

Это игры с музыкальными заданиями, с элементами соревнования (плетень, один лишний), импровизационные задания: образное перевоплощение под музыку (животные, снежинки, игрушки).

Занятия хореографией можно разделить на несколько видов:

  1. Обучающие занятия: детально разбирается движение. Раскладка и разучивание упражнений в медленном темпе. Объяснение приема его исполнения. На занятии может быть введено не более 3-4 комбинаций.

  2. Закрепляющие занятия: повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих движение правильно, лучше других, или идет соревнование - игра между второй и первой линиями. И в этом и в другом случае дети играют роль солиста или как бы помощника педагога.

  3. Итоговые занятия: обучающийся практически самостоятельно, без подсказки, выполняют все заученные ими движения и танцевальные комбинации, демонстрирует знания и владение основной терминологией.

  4. Импровизационная работа: на этих занятиях ребенок танцует придуманные им вариации или сочиняет танец на тему, данную им педагогом. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа.


Занятия на каждом этапе обучения строятся по следующей схеме: подготовительная часть, основная часть, заключительная часть.

При обучении и разучивании танцев важное место на занятиях отводится тренажу — это определённая система тренировочных упражнений, которые помогают обучающемуся легче разучить и усвоить танцевальный репертуар. Построенные по степени усложнения, упражнения подготавливают к более сложным движениям, и физической нагрузке, укрепляют мышцы спины и ног, способствуют координации движений. Каждый элемент танца раскладывается на ряд более простых движений. По мере усвоения схемы движения добавляются детали, постепенно доводящие данный элемент до его законченной формы.

Обычно педагог показывает и объясняет движения, проделывает их совместно с учащимся сначала в медленном темпе, со счётом вслух, без музыкального сопровождения; затем с музыкой — в спокойном темпе, пока они не будут усвоены обучающимся.

На последнем занятии повторяются и закрепляются эти движения, постепенно совершенствуя их и сочетая с элементами танца.

Параллельно с отрабатыванием движений ног, рук и корпуса, идет работа над выразительностью мимики лица, выражением глаз. Чувствуя и пропуская через себя образ, который ребенок воплощает в танце, он с большим удовольствием работает над артистичностью исполнения танца.

На первых годах обучения преобладает подражательный характер усвоения программы, тогда как на третьем и четвёртом годах - поисковый, коммуникативный.

Теоретическая часть даётся по ходу занятий в соответствии с

содержанием нового материала /историческая справка, сведения о жизни и творчестве выдающихся танцоров, характере музыкальных произведений в сочетании с танцевальными движениями, этике поведения и сценической культуре/.

Практическая часть зависит от уровня навыков, желания ребёнка (особенно на начальном этапе), сложности отдельных элементов танца.

Основная часть занятия — разучивание танца. Сначала даётся общее представление о цели — показ танца в законченной форме. Приступая к разбору и разучиванию танца, сначала прослушивается музыка к нему, определяется характер, стиль, разучиваются отдельные движения танца и лишь затем вся композиция. Главным приёмом в работе над танцем является развитие самостоятельности и инициативы у ребенка, подчёркивание его индивидуальности.

Учащемуся предлагается составлять небольшие танцевальные композиции, вносить элементы импровизации, способствуя развитию творческой активности.

Организация творческой деятельности позволяет педагогу увидеть характер в ребёнке, выявить движения его души, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, потребности в данного рода деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.

На выявление и развитие индивидуальности обучающегося, отводится не менее 5 минут на каждом занятии. Это работа с ребенком, требующими повторного показа, дополнительного объяснения или подсказки педагога, как легче и грамотнее выполнить то или иное упражнение, танцевальное движение или сложный элемент танца. Вся работа по индивидуализации процесса обучения строится в тесной взаимосвязи с родителями. Тесный контакт с родителями, беседы с ними открывают многое в характере обучающегося.

Для изучения или закрепления новых, сложных или трудных движений танца используется приём выполнения упражнений с ребенком с последующим анализом результатов педагогом или самим обучающимся (сравнение, выявление удач и ошибок), показ элементов движений педагогом или учащимся.

Все замечания по ходу занятия делаются в спокойной, требовательной, но доброжелательной форме, без намёка на унижение личности ребёнка, с обязательными элементами поощрения и похвалы даже самых незначительных успехов обучающегося.

Важным моментом в реализации данной программы является создание творческой атмосферы, которая позволяет ненавязчиво, исподволь заниматься обучением и воспитанием с учётом специфики занятий ритмикой.

Это творческие ситуации, творческие и проблемные задания, игровые приёмы (индивидуальные и коллективные).

В структуру каждого занятия по ритмики входят все элементы основных частей программы:

  1. партерная гимнастика – растяжка и разогрев основных групп мышц, которые преимущественно будут задействованы на данном занятии;

  2. занятие классическим (народным) тренажем у станка (опоры) – работа над техникой исполнения;

  3. занятие классическим (народным) тренажем на середине зала – работа над устойчивостью, прыжками и т.д.;

  4. диагональ – отработка ритмических элементов, элементов танцев;

  5. постановочная работа – работа над постановкой и отработкой новых танцевальных композиций, разучивание новых композиционных рисунков (перестроений);

  6. игра (импровизация) – музыкальные игры организующего порядка, различные задания на импровизацию, просмотр номеров, придуманных обучающимися.

Целостный процесс обучения танцам можно условно разделить на три этапа:

  • начальный этап - обучению упражнению (отдельному движению);

  • этап углубленного разучивания упражнения;

  • этап закрепления и совершенствования упражнения.

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а ребенок пытается воссоздать увиденное, повторить упражнение.

При обучении несложным упражнениям (например, основные движения руками, ногами, головой, туловищем, простейшие прыжки и др.)

Начальный этап обучения может закончиться уже на первых попытках. При обучении сложным движениям (например, разнонаправленные движения руками, ногами, головой в упражнениях танцевального характера) педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления о технической основе упражнения. Если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод. Например: изучить сначала движение только ногами, затем руками, далее соединить эти движения вместе и только после этого продолжить дальнейшее обучение упражнению.

При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.

Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Задача педагога на этом этапе состоит не только в закреплении двигательного навыка у ребенка, но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно было бы использовать в комбинации с другими упражнениями.

Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным лишь только тогда, когда учащийся начнет свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее изученными упражнениями, в различных комбинациях, комплексах и танцах.


Литература


  1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л.: изд. «Искусства», 1983

  2. БарышниковаТ. Азбука хореографии. Санкт-Петербург, 1996.

  3. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

  4. Богданов Г. Самобытность русского танца. М., 2002.

  5. Богданов Г. Хореографическое образование. М., 2001.

  6. Буданова Г.П. Материалы по определению качества обучения в дополнительном образовании. – М., 1999.

  7. Ваганова А.Я. Основы классического танца. С-Пб., 2003.

  8. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. Петровского. – М.: Педагогика.

  9. Заикин Н. Областные особенности русского народного танца. М., 2002.

10.Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Пособие для практических работников ДОУ. М., 2005

11. Климов А. Основы русского народного танца. М., 2002.

12. Климов А. Особенности русского народного танца. М., 2002.

13. Климов А. Русский народный танец. М., 2002.

14. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. М., 1994.

15. Классический танец: Методическая разработка для преподавателей школ искусств. – М., 1988

16. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989

17. Федорова Г. Танцы для развития детей. М.,2000.

18. Источники интернет ресурсов.



32



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!