СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольные работы для 11 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Контрольные работы для 11 класса

Просмотр содержимого документа
«к.р. №1»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

На тему: «Основные закономерности наследственности и изменчивости»

ВАРИАНТ 1

Часть №1. Выберите правильный ответ (один правильный ответ – 0,1 б), максимум за задание – 1 балл.

1. Скрещивание, при котором скрещивают родительские формы, отличающиеся одним признаком, называют:

а) дигибридным; б) анализирующим; в) сцепленным с полом; г) моногибридным.

2. Особи, дающие в последующих поколениях расщепления по исследуемому признаку, называют:

а) гомозиготами; б) дигетерозиготами; в) гетерозиготами; г) дигомозиготами.

3. Выберите верное утверждение:

а) каждый ген в соматической клетке представлен дважды;

б) при скрещивании гетерозигот у потомков не может проявиться рецессивный аллель;

в) аллельные гены наследуются вместе, сцеплено;

г) каждая из гамет содержит пару гомологичных хромосом.

4. Группой сцепления называют:

а) хромосомы, попавшие в результате мейоза в одну из гамет;

б) гены, расположенные в одной хромосоме;

в) гены, расположенные во всех хромосомах гаплоидного набора хромосом, характерного для данного вида организмов;

г) гены, расположенные в негомологичных хромосомах.

5. Перекрёст хромосом – один из источников:

а) динамики численности популяций; б) наследственности;

в) мутаций; г) наследственной изменчивости.

6. У человека:

а) 24 пары аутосом и 1 пара половых хромосом; б) 20 пар аутосом и 1 пара половых хромосом;

в) 44 аутосомы и 2 половые хромосомы; г) 46 аутосом и 2 половые хромосомы.

7. Цитоплазматическая наследственность по отцовской линии возможна при нахождении генов в:

а) митохондриях; б) цитоплазме; в) ядре; г) пластидах.

8. Хромосомная мутация произошла в клетке кожи человека. Данная мутация:

а) отразится на генотипе и на фенотипе человека и его потомков;

б) отразится на генотипе, может отразиться на фенотипе человека и не передастся потомкам;

в) не отразится на генотипе и фенотипе и не передастся потомкам;

г) не отразится на генотипе и фенотипе человека, но обязательно передастся потомкам.

9. Полиплоидия – пример мутации:

а) хромосомной; б) геномной; в) генной; г) искусственной.

10. Изменение цвета кожи под влиянием ультрафиолетового излучения у человека – пример:

а) модификационной изменчивости; б) мутационной изменчивости;

в) онтогенетической изменчивости; г) комбинативной изменчивости.









Часть №2. Установите соответствие между центром происхождения и его примерами. (Один правильный ответ – 0,25 б), максимум за задание – 1 балл.

Центр происхождения

Пример

А. Средиземноморский;

Б. Центрально-американский;

В. Южно-американский;

Г. Переднеазиатский.


1. Кофе, сорго, арбуз, клещевина.

2. Виноград, лён, груша, инжир, рожь, слива, черёмуха, горох.

3. Табак, тыква, кукуруза, какао, хлопок.

4. Ананас, томат, картофель, хинное дерево.

5. Клевер, маслина, овёс, капуста белокочанная, чечевица.



А

Б

В

Г







Часть №3. Решите задачу. 1,5 балла

У томатов ген, обусловливающий красный цвет плодов, доминирует над геном жёлтой окраски. Какие по цвету плоды окажутся у потомков гомозигот? Какими будут потомки от скрещивания гибридов первого поколения между собой?

Часть №4. Ответьте на вопросы (один правильный ответ – 0,3 б), максимум за задание – 1,5 балла

1. Опишите генеалогический и близнецовый методы изучения наследственности человека.

2. Что называют селекцией, каковы её задачи?

3. Что называют эпистазом?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

На тему: «Основные закономерности наследственности и изменчивости»

ВАРИАНТ 2

Часть №1. Выберите правильный ответ (один правильный ответ – 0,1 б), максимум за задание – 1 балл.

1. Второй закон Менделя – это закон:

а) единообразия первого поколения; б) независимого комбинирования признаков;

в) доминирования; г) расщепления.

2. Согласно второму закону Менделя, гибриды второго поколения:

а) дают расщепление 75% особей с доминантным признаком и 25% – с рецессивным;

б) единообразны;

в) дают расщепление 50% : 50%;

г) дают расщепление 75% особей с рецессивным признаком и 25% – с доминантным.

3. Дигетерозиготы AaBb производят гаметы:

а) Aa, Bb; б) AB, aB, Ab, ab; в) Ab, aB; г) AB, ab.

4. Изучив явления сцепления и перекрёста гомологичных хромосом, можно:

а) применить генеалогический метод; б) провести генеалогический анализ;

в) создать генетическую карту хромосомы; г) изучить нуклеотидную последовательность определённого гена.

5. У человека пол будущего ребёнка определяется:

а) тем, с какой половой хромосомой будет оплодотворена яйцеклетка;

б) внешними факторами;

в) особенностями прохождения гаметогенеза у родителей;

г) тем, с какой половой хромосомой сперматозоид оплодотворит яйцеклетку.

6. Наследование, сцепленное с полом, обусловлено нахождением генов:

а) в половых хромосомах; б) только в Х-хромосоме; в) в одной из аутосом; г) только в Y-хромосоме.

7. Известно, что люди с синдромом Марфана (удлинённые кости скелета) имеют также патологию хрусталика глаза и порок сердца. Это пример:

а) множественного действия гена; б) новообразования при скрещивании;

в) цитоплазматической наследственности; г) дигибридного скрещивания.

8. К типам мутаций НЕ относят:

а) геномные; б) хромосомные; в) генные; г) полиплоидные.

9. Мутацию, приводящую к удвоению гена в хромосоме, называют:

а) дупликацией; б) инверсией; в) транслокацией; г) делецией.

10. Диапазон значений, в котором может изменяться признак, демонстрирует:

а) демонстрационный ряд; б) кривая численности;

в) стратиграфическая колонка; г) вариационный ряд.











Часть №2. Установите соответствие между терминами и их определениями. (Один правильный ответ – 0,25 б), максимум за задание – 1 балл.


Термин

Определение

А) Наследственность

Б) Изменчивость

В) Ген

Г) Генотип

1) Структурная и функциональная единица наследственности, контролирующая развитие определённого признака или свойства.

2) Свойство организмов приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития.

3) Совокупность всех внешних и внутренних признаков.

4) Свойство организмов передавать потомству при размножении признаки и особенности развития.

5) Совокупность всех генов организма.


А

Б

В

Г







Часть №3. Решите задачу. 1,5 балла

Чёрная самка мыши скрещивается с коричневым самцом. Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения, если родители – гомозиготы, и чёрный цвет доминирует над коричневым?

Часть №4. Ответьте на вопросы (один правильный ответ – 0,3 б), максимум за задание – 1,5 балла

1. Опишите цитогенетический и биохимический методы изучения наследственности человека.

2. Охарактеризуйте понятие комплементарного взаимодействия неаллельных генов.

3. Что называют модификационной изменчивостью, нормой реакции?





Просмотр содержимого документа
«к.р. №2 — копия»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2

На тему: «Эволюция»

ВАРИАНТ 1

Часть №1. Выберите правильный ответ (один правильный ответ – 0,1 б), максимум за задание – 1 балл.

1. Основателем первого эволюционного учения был:

а) Ж. Б. Ламарк; б) Ч. Дарвин; в) Г. Мендель; г) Т. Морган.

2. Один из главных критериев вида:

а) одинаковое поведение особей; б) определённый ареал;

в) свободное скрещивание особей; г) одинаковый набор хромосом.

3. Элементарной эволюционной единицей считают:

а) вид; б) особь; в) популяцию; г) отряд.

4. Учёный, обосновавший роль мутационного процесса в эволюции, – это:

а) Г. Мендель; б) Т. Морган; в) В. И. Вавилов; г) С. С. Четвериков.

5. Форму отбора, действие которого привело к сохранению на Земле древних форм растений и животных, называют:

а) искусственный отбор; б) стабилизирующий отбор;

в) движущий отбор; г) дизруптивный отбор.

6. Макроэволюционные процессы:

а) можно непосредственно наблюдать и изучать;

б) приводят к формированию новых популяций живых организмов;

в) протекают миллионы лет и недоступны непосредственному наблюдению;

г) приводят к изменению сред обитания живых организмов.

7. Увеличение разнообразия и численности особи популяций вида служит показателем:

а) биологического регресса; б) искусственного отбора;

в) биологического прогресса; г) естественного отбора.

8. Эволюционные изменения строения и функций организмов, повышающие уровень их организации, называют:

а) идиоадаптацией; б) дегенерацией; в) ароморфозом; г) прогрессом.

9. Укажите эру, для которой характерно появление эукариотической клетки:

а) протерозой; б) архей; в) палеозой; г) мезозой.

10. В девоне в результате пересыхания многих озёр и рек передвигаться по суше могли:

а) хрящевые рыбы; б) кистепёрые рыбы;

в) панцирные рыбы; г) костные рыбы.













Часть №2. Установите соответствие между путём достижения биологического прогресса и его примерами. (Один правильный ответ – 0,2 б), максимум за задание – 1 балл.

Пути достижения биологического прогресса

Пример

А. Ароморфоз;

Б. Дегенерация;

1. Появление семян у растений.

2. Отсутствие глаз у некоторых почвенных животных.

3. Появление шерстного покрова у млекопитающих.

4. Отсутствие ног у змей.

5. Появление проводящей системы у папоротникообразных.



1

2

3

4

5








Часть №3. Кратко заполните таблицу. 1,5 балла

Эра

Период

Геологические условия

Растительный мир

Животный мир

Палеозой

Кембрий




Ордовик




Силур





Часть №4. Ответьте на вопросы (один правильный ответ – 0,5 б), максимум за задание – 1,5 балла

1. Какие биологические факторы способствовали эволюции человека?

2. Какие особенности строения гоминид связаны с прямохождением?

3. Почему наследственная изменчивость остается важным фактором эволюции человека?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2

На тему: «Эволюция»

ВАРИАНТ 2

Часть №1. Выберите правильный ответ (один правильный ответ – 0,1 б), максимум за задание – 1 балл.

1. Длинная шея у жирафа сформировалась в результате её постоянного упражнения. Так считал:

а) Ч. Дарвин; б) Ж. Б. Ламарк; в) Г. Мендель; г) Т. Морган.

2. Лошака (гибрид жеребца и ослицы) не считают видом, так как:

а) особи обитают в разных регионах Земли;

б) животные имеют разную окраску;

в) организмы бесплодны и не дают плодовитого потомства;

г) животные не выживают в естественных биоценозах.

3. Микроэволюционные преобразования происходят на уровне:

а) популяции; б) биоценоза; в) отдельных организмов; г) биосферы.

4. В основе генного потока лежит:

а) миграция живых организмов; б) возникновение мутаций;

в) наследственность; г) борьба за существование.

5. Отсутствие скрещивания особей популяций песцов Командорских островов и Камчатки – это пример:

а) географической изоляции; б) экологической изоляции;

в) дивергенции; г) искусственного отбора.

6. Сходство в строении конечностей морских млекопитающих является примером:

а) ароморфоза; б) параллелизма; в) идиоадаптации; г) конвергенции.

7. Основная мысль закона необратимости эволюции:

а) онтогенез есть краткое повторение филогенеза;

б) филогенез есть краткое повторение онтогенеза;

в) каждая клетка от клетки;

г) вид, исчезнувший однажды, не может появиться вновь.

8. Укажите эру, когда живые организмы были представлены только прокариотами:

а) протерозой; б) палеозой; в) архей; г) мезозой.

9. Псилофиты – это:

а) древнейшие бактерии; б) первые наземные животные;

в) первые многоклеточные водоросли; г) первые наземные растения.

10. Лёгкие наземных животных сформировались из:

а) трахей насекомых; б) жаберного аппарата рыб;

в) плавательного пузыря рыб; г) части кишечника рыб.











Часть №2. Установите соответствие между эрой и периодами, для неё характерными. (Один правильный ответ – 0,2 б), максимум за задание – 1 балл.


Термин

Определение

А) Палеозой

Б) Мезозой

В) Кайнозой

1) Триас.

2) Палеоген.

3) Ордовик.

4) Кембрий.

5) Четвертичный.


1

2

3

4

5








Часть №3. Кратко заполните таблицу. 1,5 балла

Эра

Период

Эпоха

Геологические условия

Растительный мир

Животный мир

Кайнозой

Третичный

Плиоцен




Четвертичный

Плейстоцен




Современная





Часть №4. Ответьте на вопросы (один правильный ответ – 0,5 б), максимум за задание – 1,5 балла

1. Какие особенности строения приматов связаны с жизнь на деревьях?

2. Какие социальные факторы способствовали эволюции человека?

3. Почему за 40 000 лет человек современного типа не изменился?



Просмотр содержимого документа
«к.р. №2»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2

На тему: «Эволюция»

ВАРИАНТ 1

Часть №1. Выберите правильный ответ (один правильный ответ – 0,1 б), максимум за задание – 1 балл.

1. Основателем первого эволюционного учения был:

а) Ж. Б. Ламарк; б) Ч. Дарвин; в) Г. Мендель; г) Т. Морган.

2. Один из главных критериев вида:

а) одинаковое поведение особей; б) определённый ареал;

в) свободное скрещивание особей; г) одинаковый набор хромосом.

3. Элементарной эволюционной единицей считают:

а) вид; б) особь; в) популяцию; г) отряд.

4. Учёный, обосновавший роль мутационного процесса в эволюции, – это:

а) Г. Мендель; б) Т. Морган; в) В. И. Вавилов; г) С. С. Четвериков.

5. Форму отбора, действие которого привело к сохранению на Земле древних форм растений и животных, называют:

а) искусственный отбор; б) стабилизирующий отбор;

в) движущий отбор; г) дизруптивный отбор.

6. Макроэволюционные процессы:

а) можно непосредственно наблюдать и изучать;

б) приводят к формированию новых популяций живых организмов;

в) протекают миллионы лет и недоступны непосредственному наблюдению;

г) приводят к изменению сред обитания живых организмов.

7. Увеличение разнообразия и численности особи популяций вида служит показателем:

а) биологического регресса; б) искусственного отбора;

в) биологического прогресса; г) естественного отбора.

8. Эволюционные изменения строения и функций организмов, повышающие уровень их организации, называют:

а) идиоадаптацией; б) дегенерацией; в) ароморфозом; г) прогрессом.

9. Укажите эру, для которой характерно появление эукариотической клетки:

а) протерозой; б) архей; в) палеозой; г) мезозой.

10. В девоне в результате пересыхания многих озёр и рек передвигаться по суше могли:

а) хрящевые рыбы; б) кистепёрые рыбы;

в) панцирные рыбы; г) костные рыбы.













Часть №2. Установите соответствие между эрой и периодами, для неё характерными. (Один правильный ответ – 0,2 б), максимум за задание – 1 балл.


Термин

Определение

А) Палеозой

Б) Мезозой

В) Кайнозой

1) Триас.

2) Палеоген.

3) Ордовик.

4) Кембрий.

5) Четвертичный.


1

2

3

4

5







Часть №3. Кратко заполните таблицу. 1,5 балла

Эра

Период

Эпоха

Геологические условия

Растительный мир

Животный мир

Кайнозой

Третичный

Плиоцен




Четвертичный

Плейстоцен




Современная





Часть №4. Ответьте на вопросы (один правильный ответ – 0,5 б), максимум за задание – 1,5 балла

1. Какие особенности строения приматов связаны с жизнь на деревьях?

2. Какие социальные факторы способствовали эволюции человека?

3. Почему за 40 000 лет человек современного типа не изменился?



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2

На тему: «Эволюция»

ВАРИАНТ 2

Часть №1. Выберите правильный ответ (один правильный ответ – 0,1 б), максимум за задание – 1 балл.

1. Длинная шея у жирафа сформировалась в результате её постоянного упражнения. Так считал:

а) Ч. Дарвин; б) Ж. Б. Ламарк; в) Г. Мендель; г) Т. Морган.

2. Лошака (гибрид жеребца и ослицы) не считают видом, так как:

а) особи обитают в разных регионах Земли;

б) животные имеют разную окраску;

в) организмы бесплодны и не дают плодовитого потомства;

г) животные не выживают в естественных биоценозах.

3. Микроэволюционные преобразования происходят на уровне:

а) популяции; б) биоценоза; в) отдельных организмов; г) биосферы.

4. В основе генного потока лежит:

а) миграция живых организмов; б) возникновение мутаций;

в) наследственность; г) борьба за существование.

5. Отсутствие скрещивания особей популяций песцов Командорских островов и Камчатки – это пример:

а) географической изоляции; б) экологической изоляции;

в) дивергенции; г) искусственного отбора.

6. Сходство в строении конечностей морских млекопитающих является примером:

а) ароморфоза; б) параллелизма; в) идиоадаптации; г) конвергенции.

7. Основная мысль закона необратимости эволюции:

а) онтогенез есть краткое повторение филогенеза;

б) филогенез есть краткое повторение онтогенеза;

в) каждая клетка от клетки;

г) вид, исчезнувший однажды, не может появиться вновь.

8. Укажите эру, когда живые организмы были представлены только прокариотами:

а) протерозой; б) палеозой; в) архей; г) мезозой.

9. Псилофиты – это:

а) древнейшие бактерии; б) первые наземные животные;

в) первые многоклеточные водоросли; г) первые наземные растения.

10. Лёгкие наземных животных сформировались из:

а) трахей насекомых; б) жаберного аппарата рыб;

в) плавательного пузыря рыб; г) части кишечника рыб.










Часть №2. Установите соответствие между путём достижения биологического прогресса и его примерами. (Один правильный ответ – 0,2 б), максимум за задание – 1 балл.

Пути достижения биологического прогресса

Пример

А. Ароморфоз;

Б. Дегенерация;

1. Появление семян у растений.

2. Отсутствие глаз у некоторых почвенных животных.

3. Появление шерстного покрова у млекопитающих.

4. Отсутствие ног у змей.

5. Появление проводящей системы у папоротникообразных.



1

2

3

4

5








Часть №3. Кратко заполните таблицу. 1,5 балла

Эра

Период

Геологические условия

Растительный мир

Животный мир

Палеозой

Кембрий




Ордовик




Силур





Часть №4. Ответьте на вопросы (один правильный ответ – 0,5 б), максимум за задание – 1,5 балла

1. Какие биологические факторы способствовали эволюции человека?

2. Какие особенности строения гоминид связаны с прямохождением?

3. Почему наследственная изменчивость остается важным фактором эволюции человека?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!