СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематические контрольные работы для 8 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжаю печатать разработки контрольно-измерительных материалов по физике. В данной разработке предложены контрольные работы для 8 класса для УМК А.В.Пёрышкин. Предлагаю 4 контрольные работы по основным темам курса физики 8 класса: тексты, ответы и указания к выполнению работ. Первые две работы содержат 4 варианта, другие две - два варианта. Контрольные работы соответствуют ФГОСам. 

Просмотр содержимого документа
«Тематические контрольные работы для 8 класса»

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ


8 класс


1.Количество теплоты. Внутренняя энергия (четыре варианта)

2.Агрегатные состояния вещества (четыре варианта)

3.Законы постоянного тока (четыре варианта)

4.Световые явления (четыре варианта)


Для всех контрольных работ

Схема анализа контрольной работы


Тема контрольной работы __________________________________________________________

Дата выполнения работы: «___» ________________ 20 ___ г. Класс:______________________

Учитель:________________________________________________________________________

Ассистенты:_____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


Количество обучающихся по списку: _______ об.

Выполняло работу: ____________ об. _______ %.

Отсутствовало: _______________ об. _______ %.

Отсутствовало по уважительной причине: ____________ об. ______ %.

Выполнили на «%» (отлично): ___________ об. ________ %.

Выполнили на «4» (хорошо): ____________ об. ________ %.

Выполнили на «3» (удовлетворительно): _________ об. ________ %.

Получили за работу «2» (неудовлетворительно): _________ об. ________ %.


Допустили ошибки при переводе единиц: _________ об. ________ %.

Допустили ошибки при вычислениях: ____________ об. ________%.

Допустили ошибки при записи и/или выводе формул: ______________ об. _______ %.
























Контрольная работа №1 «Внутренняя энергия. Количество теплоты»

8 класс

Вариант I

№1

Как изменяется внутренняя энергия воды в кастрюле по мере её нагревания?

А. Уменьшается; Б. Увеличивается;

В. Не изменяется; Г. Уменьшается, а потом увеличивается.

№2

Какое из перечисленных ниже веществ обладает самой низкой теплопроводностью?

А. Картон; Б. Железо; В. Резина; Г. Вата.

№3

Каким количеством теплоты можно нагреть 0,3 кг воды от 12 0С до 20 0С?

А. 1750 Дж; Б. 33600 Дж; В. 10080 Дж; Г. 10080 кДж.

№4

Сколько сухих дров надо сжечь, чтобы получить 60 МДж теплоты?

А. 6 кг; Б. 600 кг; В. 0,6 кг; Г. 60 кг.

№5

В каких телах наблюдается конвекция?

А. Твёрдых; Б. Только в жидкостях; В. В газах и жидкостях; Г. В вакууме.

№6

На сколько градусов нагреется 3 кг воды, если вся теплота, выделившаяся при полном сгорании 10 г спирта, пошла на её нагревание?

№7

В железный котёл массой 10 кг налита вода массой 20 кг. Какое количество теплоты нужно передать котлу с водой для изменения их температуры от 10 0С до 100 0С?

№8

Смешали 6 кг воды при 42 0С и 4 кг воды при 72 0С. Определите температуру смеси.


Справочные данные: удельная теплоёмкость воды – 4200 Дж/(кг•0С)

железа – 460 Дж/(кг•0С)

удельная теплота сгорания сухих дров – 10 МДж/кг

спирта – 27 МДж/кг

Указания для обучающихся:

Пользоваться учебниками, справочными материалами и рабочей тетрадью нельзя!

К задачам №№1, 2, 5 необходимо дать ответ, выбрав его из предложенных;

К задачам №№3, 4, 6 – 8 необходимо полное решение.

Задачи №№1 – 5 по одному баллу каждая;

Задачи №№6, 7 по два балла каждая;

Задача №8 три балла.

Нормы отметок:

«5» (отлично) – 7 баллов и выше (необходимо решение задачи №8);

«4» (хорошо) – 6 баллов;

«3» (удовлетворительно) – 4-5 баллов;

«2» (неудовлетворительно) – менее 4 баллов.


Время выполнения работы – 45 минут.






Контрольная работа №1 «Внутренняя энергия. Количество теплоты»

8 класс

Вариант II

№1

Что можно сказать о внутренней энергии тела, температура которого понизилась?

А. Не изменилась; Б. Увеличилась;

В. Уменьшилась; Г. Уменьшилась, а потом увеличилась.

№2

Какое из перечисленных ниже веществ обладает самой высокой теплопроводностью?

А. Алюминий; Б. Стекло; В. Вода; Г. Водяной пар.

№3

Какое количество теплоты выделилось при охлаждении куска льда массой 200 г от 0 0С до – 10 0С?

А. 8400 кДж; Б. 4200 кДж; В. 2100 кДж; Г. 4,2 кДж.

№4

Сколько нужно сжечь керосина, чтобы выделилось 184 МДж теплоты?

А. 2 кг; Б. 4 кг; В. 8 кг; Г. 5 кг.

№5

Какой вид теплообмена наблюдается при передаче энергии от Солнца к Земле?

А. Теплопроводность; Б. Конвекция; В. Лучистый теплообмен; Г. Все три вида.

№6

Сколько воды можно нагреть от 10 0С до 60 0С, если вся теплота от сгорания каменного угля массой 2 кг пошла на её нагревание?

№7

Какое количество теплоты выделится при остывании алюминиевой кастрюли массой 800 г с водой, масса которой 5 кг, от 100 0С до 20 0С?

№8

Смешали 39 л воды при 20 0С и 21 л воды при 60 0С. Определите температуру смеси.


Справочные данные: удельная теплоёмкость воды – 4200 Дж/(кг•0С)

льда – 2100 Дж/(кг•0С)

алюминия – 920 Дж/(кг•0С)

удельная теплота сгорания керосина – 46 МДж/кг

каменного угля – 27 МДж/кг

плотность воды – 1000 кг/м3


Указания для обучающихся:

Пользоваться учебниками, справочными материалами и рабочей тетрадью нельзя!

К задачам №№1, 2, 5 необходимо дать ответ, выбрав его из предложенных;

К задачам №№3, 4, 6 – 8 необходимо полное решение.

Задачи №№1 – 5 по одному баллу каждая;

Задачи №№6, 7 по два балла каждая;

Задача №8 три балла.

Нормы отметок:

«5» (отлично) – 7 баллов и выше (необходимо решение задачи №8);

«4» (хорошо) – 6 баллов;

«3» (удовлетворительно) – 4-5 баллов;

«2» (неудовлетворительно) – менее 4 баллов.


Время выполнения работы – 45 минут.



Контрольная работа №1 «Внутренняя энергия. Количество теплоты»

8 класс

Вариант III

№1

В каком из перечисленных ниже случаев внутренняя энергия воды изменяется?

А. Воду несут в ведре; Б. Нагревают до кипения;

В. Переливают из ведра в чайник; Г. Поднимают на второй этаж дома.

№2

Какое из перечисленных ниже тел лучше всего поглощает энергию?

А. Белая бумага; Б. Красная ткань; В. Зелёный лист; Г. Тёмный асфальт.

№3

На сколько градусов остыл кипяток в питьевом баке ёмкостью 27 л, если он отдал окружающей среде 1500 кДж теплоты? Температура кипения воды 100 0С.

А. На 3 0С; Б. На 10 0С; В. На 13 0С; Г. На 15 0С.

№4

При полном сгорании 0,5 кг топлива выделяется 22 МДж теплоты. Какова удельная теплота сгорания топлива?

А. 44 МДж/кг; Б. 22 МДж/кг; В. 11 МДж/кг; Г. 8 МДж/кг.

№5

В какой из перечисленных ниже сред теплопроводность самая низкая?

А. Твёрдое тело; Б. Жидкость; В. Газ; Г. Вакуум.

№6

Сколько воды можно нагреть от 10 0С до 60 0С, если на её нагревание пошла половина энергии, полученной в результате сгорания 40 кг каменного угля?

№7

Какое количество теплоты потребуется для того, чтобы в алюминиевом чайнике массой 700 г вскипятить 2 кг воды? Начальная температура воды 20 0С, температура кипения воды 100 0С.

№8

В латунный калориметр массой 128 г, содержащий 240 г воды при температуре 8,5 0С, опущен металлический цилиндр массой 146 г, нагретый до 100 0С. В результате теплообмена установилась температура 10 0С. Определите удельную темплоёмкость материала цилиндра.


Справочные данные: удельная теплоёмкость воды – 4200 Дж/(кг•0С)

латуни – 380 Дж/(кг•0С)

алюминия – 920 Дж/(кг•0С)

удельная теплота сгорания каменного угля – 27 МДж/кг

плотность воды – 1000 кг/м3


Указания для обучающихся:

Пользоваться учебниками, справочными материалами и рабочей тетрадью нельзя!

К задачам №№1, 2, 5 необходимо дать ответ, выбрав его из предложенных;

К задачам №№3, 4, 6 – 8 необходимо полное решение.

Задачи №№1 – 5 по одному баллу каждая;

Задачи №№6, 7 по два балла каждая;

Задача №8 три балла.

Нормы отметок:

«5» (отлично) – 7 баллов и выше (необходимо решение задачи №8);

«4» (хорошо) – 6 баллов;

«3» (удовлетворительно) – 4-5 баллов;

«2» (неудовлетворительно) – менее 4 баллов.


Время выполнения работы – 45 минут.

Контрольная работа №1 «Внутренняя энергия. Количество теплоты»

8 класс

Вариант IV

№1

В один стакан налита холодная вода, в другой – столько же горячей воды, а в третий стакан положили лёд при 0 0С. В каком стакане вещество обладает наибольшей внутренней энергией? Все стаканы одинаковые.

А. В первом; Б. Во втором; В. В третьем; Г. Во всех стаканах энергия одинакова.

№2

Какое из перечисленных ниже тел слабее всего поглощает энергию?

А. Чернозём; Б. Глина; В. белый снег; Г. Алюминий.

№3

Какова масса железной детали, если на её нагревание от 20 0С до 200 0С пошло 20,7 кДж теплоты?

А. 100 г; Б. 150 г; В. 200 г; Г. 250 г.

№4

Какая масса каменного угля была сожжена в печи, если при его полном сгорании выделилось 81 МДж теплоты?

А. 3 кг; Б. 2,5 кг; В. 2 кг; Г. 1 кг.

№5

Какой из видов теплопередачи играет основную роль в нагревании воды в чайнике, стоящем на газовой плите?

А.Теплопроводность; Б. Конвекция; В. Излучение; Г. Все виды теплообмена.

№6

Слиток серебра массой 120 г при остывании от 66 0С до 16 0С передал окружающей среде 1,5 кДж теплоты. Какова удельная теплоёмкость серебра?

№7

В медной кастрюле массой 5 кг нагревают 5 л воды от 10 0С до кипения. Какое количество теплоты при этом затратили? Температура кипения воды 100 0С.

№8

Вода массой 150 г, налитая в латунный калориметр массой 200 г, имеет температуру 12 0С. Найти температуру, которая установится в калориметре, если в воду опустить железную гирю массой 0,5 кг, нагретую до 100 0С.


Справочные данные: удельная теплоёмкость воды – 4200 Дж/(кг•0С)

латуни – 380 Дж/(кг•0С)

железа – 460 Дж/(кг•0С)

меди – 380 Дж/(кг•0С)

удельная теплота сгорания каменного угля – 27 МДж/кг

плотность воды – 1000 кг/м3


Указания для обучающихся:

Пользоваться учебниками, справочными материалами и рабочей тетрадью нельзя!

К задачам №№1, 2, 5 необходимо дать ответ, выбрав его из предложенных;

К задачам №№3, 4, 6 – 8 необходимо полное решение.

Задачи №№1 – 5 по одному баллу каждая;

Задачи №№6, 7 по два балла каждая;

Задача №8 три балла.

Нормы отметок: «5» (отлично) – 7 баллов и выше (необходимо решение задачи №8);

«4» (хорошо) – 6 баллов; «3» (удовлетворительно) – 4-5 баллов;

«2» (неудовлетворительно) – менее 4 баллов.

Время выполнения работы – 45 минут.

Ответы к задачам контрольной работы №1 «Внутренняя энергия. Количество теплоты»


вариант

номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

I

Б

Г

В

А

В

21 0С

7974000 Дж

54 0С

II

В

А

Г

Б

В

257 кг

1738880 Дж

34 0С

III

Б

Г

В

А

Г

2571 кг

723520 Дж

120 Дж/(кг•0С)

IV

Б

В

Г

А

Б

250 Дж/(кг•0С)

2061000 Дж

≈ 34 0С


Возможное решение задачи №8

Вариант I

Воспользуемся уравнением теплового баланса. При смешивании воды при 42 0С с водой при температуре 72 0С, горячая вода отдаёт энергию холодной воде. Процесс продолжается до тех пор, пока в системе не установится тепловое равновесие при некоторой температуре tк. Запишем количество теплоты для воды разной температуры:

Q1 = c1m1(tк – tн1) – для холодной воды;

Q2 = c2m2(tк – tн2) – для горячей воды.

Согласно уравнению теплового баланса: Q1 + Q2 = 0 или c1m1(tк – tн1) + c2m2(tк – tн2) = 0. Так как теплоёмкости холодной и горячей воды одинаковы, то получаем

tк = = 54 0C.

Ответ: 54 0C.

Вариант II

Воспользуемся уравнением теплового баланса. При смешивании воды при 20 0С с водой при температуре 60 0С, горячая вода отдаёт энергию холодной воде. Процесс продолжается до тех пор, пока в системе не установится тепловое равновесие при некоторой температуре tк. Запишем количество теплоты для воды разной температуры:

Q1 = c1m1(tк – tн1) – для холодной воды;

Q2 = c2m2(tк – tн2) – для горячей воды.

Согласно уравнению теплового баланса: Q1 + Q2 = 0 или c1m1(tк – tн1) + c2m2(tк – tн2) = 0. Так как теплоёмкости холодной и горячей воды одинаковы и m = ρV, то получаем

tк = = 34 0C.

Ответ: 34 0C.

Вариант III

Воспользуемся уравнением теплового баланса. При опускании металлического цилиндра в латунный калориметр с водой при 8,5 0С, он отдаёт энергию холодной воде и калориметру. Процесс продолжается до тех пор, пока в системе не установится тепловое равновесие при некоторой температуре tк. Запишем количество теплоты для указанных в задаче тел:

Q1 = c1m1(tк – tн1) – для латунного калориметра;

Q2 = c2m2(tк – tн1) – для холодной воды;

Q3 = c3m3(tк – tн2) – для металлического цилиндра;

Тогда Q1 + Q2 + Q3 = 0 или c1m1(tк – tн1) + c2m2(tк – tн2) + c3m3(tк – tн2) = 0. Отсюда находим

с3 = ≈ 120 Дж/(кг•0C).

Ответ: ≈ 120 Дж/(кг•0C).



Вариант IV

Воспользуемся уравнением теплового баланса. При опускании железной гири в латунный калориметр с водой, гиря отдаёт энергию холодной воде и калориметру. Процесс продолжается до тех пор, пока в системе не установится тепловое равновесие при некоторой температуре tк. Запишем количество теплоты для указанных в задаче тел:

Q1 = c1m1(tк – tн1) – для холодной воды;

Q2 = c2m2(tк – tн1) – для латунного калориметра;

Q3 = c3m3(tк – tн2) – для железной гири;

Тогда Q1 + Q2 + Q3 = 0 или c1m1(tк – tн1) + c2m2(tк – tн2) + c3m3(tк – tн2) = 0. Отсюда находим

t3 = ≈ 34 0С.

Ответ: ≈ 34 0С.


Критерии оценки задачи №8


Записаны выражения количества теплоты для указанных в задаче тел – 1 балл.

Записано уравнение теплового баланса – 1 балл.

Получено выражение для искомой величины и её числовое значение – 1 балл.



































Контрольная работа №2 «Агрегатные состояния вещества»

8 класс

Вариант I

№1

На рисунке изображён график изменения температуры t, 0С D

нафталина от времени нагревания. Какому состоянию

соответствует участок графика ВС? 100

А. Твёрдому; Б. Жидкому и твёрдому; В

В. Газообразному; Г. Плазменному. С


40

А 2 4 6 t, мин

№2

Сколько энергии необходимо затратить, чтобы расплавить кусок серебра массой 100 г, взятый при температуре плавления?

А. 870 кДж; Б. 8700 кДж; В. 8,7 кДж; Г. 0,87 кДж.

№3

Какое количество теплоты требуется для превращения в пар воды массой 4 кг, взятой при температуре 100 0С?

А. 0,575 МДж; Б. 9,2 МДж; В. 920 МДж; Г. 92 МДж.

№4

При сгорании нефти выделилось 22 МДж энергии. Определите массу сгоревшей нефти.

А. 500 г; Б. 50 г; В. 5 кг; Г. 0,005 кг.

№5

За ночь поверхность воды в озере покрылась льдом. Что можно сказать о количестве теплоты в указанном процессе?

А. Выделяется; В. Не выделяется и не поглощается;

Б. Поглощается; Г. Выделяется, а затем поглощается.

№6

Сколько потребуется теплоты, чтобы изо льда массой 3 кг, взятого при температуре –20 0C, получить воду при температуре 10 0С?

№7

Какое количество теплоты выделяется при превращении паров спирта в жидкость и её охлаждении до 18 0С? Масса получившегося жидкого спирта 100 г, его начальная температура 78 0С.

№8

Сколько необходимо сжечь спирта, чтобы расплавить 2 кг меди, взятой при температуре 85 0С? КПД нагревателя 50%.


Указания для обучающихся:

Пользоваться учебниками, справочными материалами и рабочей тетрадью нельзя!

К задачам №№1, 5 необходимо дать ответ, выбрав его из предложенных;

К задачам №№2, 3, 4, 6 – 8 необходимо полное решение.

Задачи №№1 – 5 по одному баллу каждая;

Задачи №№6, 7 по два балла каждая;

Задача №8 три балла.

Нормы отметок:

«5» (отлично) – 7 баллов и выше (необходимо решение задачи №8);

«4» (хорошо) – 6 баллов; «3» (удовлетворительно) – 4-5 баллов;

«2» (неудовлетворительно) – менее 4 баллов.

Время выполнения работы – 45 минут.


Справочные данные: удельная теплоёмкость воды – 4200 Дж/(кг•0С)

льда – 2100 Дж/(кг•0С)

спирта – 2500 Дж/(кг•0С)

меди – 380 Дж/(кг•0С)

удельная теплота плавления серебра – 87 кДж/кг

льда – 340 кДж/кг

меди – 210 кДж/кг

удельная теплота парообразования воды – 2,3 МДж/кг

спирта – 0,9 МДж/кг

удельная теплота сгорания нефти – 44 МДж/кг

спирта – 27 МДж/кг

температура плавления льда – 0 0С

меди – 1085 0С

нафталина – 80 0С

температура кипения воды – 100 0С

спирта – 78 0С


Ответы к задачам контрольной работы №2 «Агрегатные состояния вещества»


вариант

номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

I

Б

В

Б

А

А

1272 кДж

–105 кДж

87 г


Возможное решение задачи №8


Запишем формулу для КПД нагревателя: КПД = (Qп/Qз)•100%. Затраченное количество теплоты равно Qз = qm2, q – удельная теплота сгорания топлива (спирта), m2 – масса сгоревшего спирта. Для плавления меди потребуется энергия, равная Qп = сm1(tк – tн) + λm1, с – удельная теплоёмкость меди, λ – удельная теплота плавления меди, tк – температура плавления меди,tн – начальная температура меди, m1 – масса меди. Таким образом, получаем:

КПД = •100%.

Отсюда находим: m2 = •100% ≈ 87 г.

Ответ: ≈ 87 г.


Критерии оценки задачи №8


Записана формула для КПД нагревателя – 1 балл.

Записаны формулы для количества теплоты Qз и Qп – 1 балл.

Получена формула для искомой величины и её числовое значение – 1 балл.












Контрольная работа №2 «Агрегатные состояния вещества»

8 класс

Вариант II

№1

На рисунке изображён график изменения температуры t, 0С D

нафталина от времени нагревания. Какому состоянию

соответствует участок графика АВ? 100

А. Твёрдому; Б. Жидкому и твёрдому; В

В. Газообразному; Г. Плазменному. С


40

А 2 4 6 t, мин

№2

Какое количество теплоты выделяется при отвердевании ртути массой 2 кг, взятой при температуре плавления?

А. 240 кДж; Б. –24 кДж; В. 0,24 кДж; Г. –2400 кДж.

№3

Какое количество теплоты выделяется при превращении водяного пара при 100 0С в воду массой 5 кг при той же температуре?

А. –115 МДж; Б. –1150 МДж; В. –1,15 МДж; Г. –11,5 МДж.

№4

При сгорании торфа выделилось 42 МДж энергии. Определите массу сгоревшего торфа.

А. 1 кг; Б. 2 кг; В. 3 кг; Г. 4 кг.

№5

Днём слой льда на поверхности озера растаял. Что можно сказать о количестве теплоты в указанном процессе?

А. Выделяется; В. Не выделяется и не поглощается;

Б. Поглощается; Г. Выделяется, а затем поглощается.

№6

Расплавленный свинец находился при температуре 427 0С. В ходе некоторых процессов температура свинца упала до 27 0С. Какое количество теплоты выделилось при этом, если масса свинца 4 кг?

№7

Какое количество теплоты необходимо, чтобы эфир массой 500 г, взятый при температуре 5 0С, перевести в парообразное состояние?

№8

Сколько дров надо сжечь в печке с КПД 40%, чтобы получить из 200 кг снега, взятого при температуре 0 0С, воду при 20 0С?


Указания для обучающихся:

Пользоваться учебниками, справочными материалами и рабочей тетрадью нельзя!

К задачам №№1, 5 необходимо дать ответ, выбрав его из предложенных;

К задачам №№2, 3, 4, 6 – 8 необходимо полное решение.

Задачи №№1 – 5 по одному баллу каждая;

Задачи №№6, 7 по два балла каждая;

Задача №8 три балла.

Нормы отметок:

«5» (отлично) – 7 баллов и выше (необходимо решение задачи №8);

«4» (хорошо) – 6 баллов; «3» (удовлетворительно) – 4-5 баллов;

«2» (неудовлетворительно) – менее 4 баллов.

Время выполнения работы – 45 минут.


Справочные данные: удельная теплоёмкость воды – 4200 Дж/(кг•0С)

жидкого свинца – 160 Дж/(кг•0С)

твёрдого свинца – 140 Дж/(кг•0С)

эфира – 2350 Дж/(кг•0С)

удельная теплота плавления ртути – 12 кДж/кг

льда – 340 кДж/кг

свинца – 25 кДж/кг

удельная теплота парообразования воды – 2,3 МДж/кг

эфира – 0,4 МДж/кг

удельная теплота сгорания торфа – 14 МДж/кг

дров – 10 МДж/кг

температура плавления льда – 0 0С

свинца – 327 0С

нафталина – 80 0С

температура кипения воды – 100 0С

эфира – 35 0С


Ответы к задачам контрольной работы №2 «Агрегатные состояния вещества»


вариант

номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

II

А

Б

Г

В

Б

–332 кДж

235250 Дж

21 г


Возможное решение задачи №8


Запишем формулу для КПД нагревателя: КПД = (Qп/Qз)•100%. Затраченное количество теплоты равно Qз = qm2, q – удельная теплота сгорания топлива (дров), m2 – масса сгоревших дров. Снег растаял, и получившаяся вода нагрелась от 0 0С до 20 0С. Для этого потребовалась энергия, равная Qп = сm1(tк – tн) + λm1, с – удельная теплоёмкость воды, λ – удельная теплота плавления снега, tн – температура плавления снега,tк – конечная температура воды, m1 – масса воды. Таким образом, получаем:

КПД = •100%.

Отсюда находим: m2 = •100% ≈ 21 г.

Ответ: ≈ 21 г.


Критерии оценки задачи №8


Записана формула для КПД нагревателя – 1 балл.

Записаны формулы для количества теплоты Qз и Qп – 1 балл.

Получена формула для искомой величины и её числовое значение – 1 балл.











Контрольная работа №2 «Агрегатные состояния вещества»

8 класс

Вариант III

№1

На рисунке изображён график изменения температуры t, 0С

воды от времени нагревания. Какому состоянию В D

соответствует участок графика ВС? 100

А. Твёрдому; Б. Жидкому и газообразному; С

В. Газообразному; Г. Плазменному.


40

А 2 4 6 t, мин

№2

Какое количество теплоты потребуется для плавления олова массой 100 г, взятого при температуре плавления?

А. 590 кДж; Б. 59 кДж; В. 5,9 кДж; Г. 0,59 кДж.

№3

Какое количество теплоты необходимо для обращения в пар 10 кг эфира, взятого при температуре 35 0С?

А. 4 МДж; Б. 2 МДж; В. 1 МДж; Г. 0,4 МДж.

№4

При сгорании каменного угля выделилось 6 ГДж энергии. Определите массу сгоревшего топлива.

А. 100 кг; Б. 200 кг; В. 300 кг; Г. 400 кг.

№5

Что вызывает гораздо более сильное ощущение холода: когда руку смочили водой или эфиром?

А. Водой; В. В обоих случаях рука не ощущает холода;

В. Эфиром; Г. И водой, и эфиром.

№6

Какое количество теплоты необходимо для плавления 100 г нафталина, взятого при температуре 20 0С?

№7

Сколько выделится теплоты при конденсации 300 г эфира, находящегося при температуре 35 0С и его дальнейшем охлаждении до 15 0С?

№8

На газовую плиту поставили чайник, вмещающий 3 л воды при 20 0С. Какое количество природного газа было израсходовано, если после кипячения в чайнике осталось 2,5 л воды? КПД плиты 30%.


Указания для обучающихся:

Пользоваться учебниками, справочными материалами и рабочей тетрадью нельзя!

К задачам №№1, 5 необходимо дать ответ, выбрав его из предложенных;

К задачам №№2, 3, 4, 6 – 8 необходимо полное решение.

Задачи №№1 – 5 по одному баллу каждая;

Задачи №№6, 7 по два балла каждая;

Задача №8 три балла.

Нормы отметок:

«5» (отлично) – 7 баллов и выше (необходимо решение задачи №8);

«4» (хорошо) – 6 баллов; «3» (удовлетворительно) – 4-5 баллов;

«2» (неудовлетворительно) – менее 4 баллов.

Время выполнения работы – 45 минут.

Справочные данные: удельная теплоёмкость воды – 4200 Дж/(кг•0С)

нафталина – 1200 Дж/(кг•0С)

эфира – 2350 Дж/(кг•0С)

удельная теплота плавления олова – 59 кДж/кг

нафталина – 150 кДж/кг

удельная теплота парообразования воды – 2,3 МДж/кг

эфира – 0,4 МДж/кг

удельная теплота каменного угля – 30 МДж/кг

природного газа – 44 МДж/кг

температура плавления олова – 232 0С

нафталина – 80 0С

температура кипения воды – 100 0С

эфира – 35 0С

плотность воды – 1000 кг/м3


Ответы к задачам контрольной работы №2 «Агрегатные состояния вещества»


вариант

номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

III

Б

В

А

Б

В

22,2 кДж

–134,1 кДж

≈ 163 г


Возможное решение задачи №8


Запишем формулу для КПД нагревателя: КПД = (Qп/Qз)•100%. Затраченное количество теплоты равно Qз = qm3, q – удельная теплота сгорания топлива (природного газа), m3 – масса сгоревшего газа. Вода в чайнике нагрелась, и часть её испарилась. Для этого потребовалась энергия, равная Qп = сm1(tк – tн) + rm2, с – удельная теплоёмкость воды, r – удельная теплота парообразования воды, tк – температура кипения воды,tн – начальная температура воды, m1 – масса воды, нагретой до 100 0С, m2 – масса испарившейся воды. Таким образом, получаем:

КПД = •100%.

Отсюда находим: m3 = •100% ≈ 163 г.

Ответ: ≈ 163 г.


Критерии оценки задачи №8


Записана формула для КПД нагревателя – 1 балл.

Записаны формулы для количества теплоты Qз и Qп – 1 балл.

Получена формула для искомой величины и её числовое значение – 1 балл.












Контрольная работа №2 «Агрегатные состояния вещества»

8 класс

Вариант IV

№1

На рисунке изображён график изменения температуры t, 0С

воды от времени нагревания. Какому состоянию В D

соответствует участок графика СD? 100

А. Твёрдому; Б. Жидкому и газообразному; С

В. Газообразному; Г. Плазменному.


40

А 2 4 6 t, мин

№2

Какое количество теплоты выделится при кристаллизации свинца массой 1 кг, взятого при температуре 327 0С?

А. –250 кДж; Б. –25 кДж; В. 25 кДж; Г. 5 кДж.

№3

Сколько теплоты выделится при конденсации 3 кг аммиака, взятого при температуре кипения?

А. 2 МДж; Б. 2,5 МДж; В. 3 МДж; Г. 4,2 МДж.

№4

При полном сгорании нефти выделилось 22 МДж теплоты. Определите массу сгоревшего топлива.

А. 0,25 кг; Б. 0,5 кг; В. 1 кг; Г. 1,25 кг.

№5

В каком процессе жидкость быстрее превращается в пар: при кипении или испарении?

А. При испарении; В. В обоих случаях одинаково;

В. При кипении; Г. Может как при испарении, так и при кипении.

№6

500 г расплавленного свинца, взятого при температуре плавления, необходимо охладить до температуры 27 0С. Сколько при этом выделится теплоты?

№7

Сколько воды, взятой при температуре кипения, можно обратить в пар, если затратить всю теплоту, выделившуюся при полном сгорании 40 г керосина?

№8

Алюминиевый чайник массой 1,2 кг содержит 2 л воды при 15 0С. При нагревании чайника с водой было израсходовано 50% теплоты, полученной при сгорании в примусе 50 г керосина, при этом вода в чайнике закипела, и часть её испарилась. Какое количество воды испарилось?


Указания для обучающихся:

Пользоваться учебниками, справочными материалами и рабочей тетрадью нельзя!

К задачам №№1, 5 необходимо дать ответ, выбрав его из предложенных;

К задачам №№2, 3, 4, 6 – 8 необходимо полное решение.

Задачи №№1 – 5 по одному баллу каждая;

Задачи №№6, 7 по два балла каждая;

Задача №8 три балла.

Нормы отметок:

«5» (отлично) – 7 баллов и выше (необходимо решение задачи №8);

«4» (хорошо) – 6 баллов; «3» (удовлетворительно) – 4-5 баллов;

«2» (неудовлетворительно) – менее 4 баллов.

Время выполнения работы – 45 минут.

Справочные данные: удельная теплоёмкость воды – 4200 Дж/(кг•0С)

свинца – 140 Дж/(кг•0С)

алюминия – 920 Дж/(кг•0С)

удельная теплота плавления свинца – 25 кДж/кг

удельная теплота парообразования воды – 2,3 МДж/кг

аммиака – 1,4 МДж/кг

удельная теплота нефти – 44 МДж/кг

керосина – 46 МДж/кг

температура плавления свинца – 327 0С

температура кипения воды – 100 0С

плотность воды – 1000 кг/м3


Ответы к задачам контрольной работы №2 «Агрегатные состояния вещества»


вариант

номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

IV

В

Б

Г

Б

В

–33,5 кДж

800 г

≈ 150 г


Возможное решение задачи №8


Запишем формулу для КПД нагревателя: КПД = (Qп/Qз)•100%. Затраченное количество теплоты равно Qз = qm4, q – удельная теплота сгорания топлива (керосина), m4 – масса сгоревшего керосина. По условию задачи нагревается чайник с водой до температуры кипения, и часть воды испаряется. Для этого потребовалась количество теплоты, равное Qп = с1m1(tк – tн) + с2m2(tк – tн) + rm3, с1 и с2 – удельные теплоёмкости воды и алюминия соответственно, r – удельная теплота парообразования воды, tк – температура кипения воды,tн – начальная температура воды и чайника, m1 – масса воды в чайнике до кипения, m2 – масса чайника, m3 – масса испарившейся воды. Таким образом, получаем:

КПД = •100%.

Отсюда находим: m3 = ≈ 150 г.

Ответ: ≈ 150 г.


Критерии оценки задачи №8


Записана формула для КПД нагревателя – 1 балл.

Записаны формулы для количества теплоты Qз и Qп – 1 балл.

Получена формула для искомой величины и её числовое значение – 1 балл.














Контрольная работа №3 «Законы постоянного тока»

8 класс

Вариант I

№1

Сила тока в электрической лампе 700 мА, а сопротивление лампы 310 Ом. Под каким напряжением работает лампа?

А. 217000 В; Б. 217 В; В. 443 В; Г. 2 мВ.

№2

Реостат изготовлен из никелиновой проволоки длиной 40 м и площадью поперечного сечения 0,5 мм2. Напряжение на зажимах реостата равно 80 В. Чему равна сила тока, проходящего через реостат? Удельное сопротивление никелина равно 0,4 Ом•мм2/м.

А. 1 А; Б. 1,5 А; В. 2 А; Г. 2,5 А.

№3

Чему равно общее сопротивление двух последовательно соединённых ламп, если сопротивление одной из них равно 20 Ом, а сопротивление другой – 0,03 кОм?

А. 20,03 Ом; Б. 12 Ом; В. 50 Ом; Г. 0,23 кОм.

№4

Чему равна мощность лампы сопротивлением 806 Ом, работающей под напряжением 220 В?

А. 60 Вт; Б. 0,3 Вт; В. 10 Вт; Г. 1 кВт.

№5

К сети напряжением 120 В параллельно подключены две электрические лампы сопротивлением 200 Ом и 300 Ом соответственно. Чему равно напряжение на каждой лампе, их общее сопротивление, общая сила тока, а также сила тока в каждой лампе?

№6

Сопротивления резисторов электрической цепи равны

R1 = 2 Ом, R2 = 6 Ом, R3 = 2 Ом. Сила тока I1 = 4 А. Что R1 R2 А1

показывают второй амперметр и какое количество теплоты

выделяется за 5 минут в резисторе R3? Какова сила тока в R3 А2

цепи и напряжение на концах цепи?


Указания для обучающихся:

Пользоваться учебниками, справочными материалами и рабочей тетрадью нельзя!

Ко всем задачам необходимо полное решение.

Задачи №№1 – 4 по одному баллу каждая; задача №5 – два балла; задача №6 – три балла.

Нормы отметок:

«5» (отлично) – 6-7 баллов и выше (необходимо решение задачи №6);

«4» (хорошо) – 5 баллов (необходимо решение задачи №5 или №6);

«3» (удовлетворительно) – 3-4 балла;

«2» (неудовлетворительно) – менее 3 баллов.

Время выполнения работы – 45 минут.













Контрольная работа №3 «Законы постоянного тока»

8 класс

Вариант II

№1

Напряжение на зажимах электрического утюга 220 В, а сопротивление нагревательного элемента утюга 50 Ом. Чему равна сила тока в нагревательном элементе утюга?

А. 11 кА; Б. 11 А; В. 4,4 А; Г. 8 А.

№2

Сила тока в железном проводнике длиной 15 см и площадью поперечного сечения 0,02 мм2 равна 250 мА. Каково напряжение на концах проводника? Удельное сопротивление железа равно 0,1 Ом•мм2/м. Ответ округлить до десятых.

А. 3,0 В; Б. 0,2 В; В. 0,3 В; Г. 1,0 В.

№3

Чему равно общее сопротивление двух параллельно соединённых резисторов, сопротивления которых равны 3 Ом и 7 Ом?

А. 2,1 Ом; Б. 10 Ом; В. 5 Ом; Г. 12 Ом.

№4

Какую работу совершает электрический ток в проводнике за 10 минут, если сопротивление проводника 6 Ом и он находится под напряжением 6 В?

А. 2 кДж; Б. 3,6 кДж; В. 5 кДж; Г. 12 кДж.

№5

Два последовательно соединённых проводника сопротивлениями 6 Ом и 4 Ом включены в сеть напряжением 20 В. Определите общую силу тока в цепи, силу тока и напряжение в каждом проводнике?

№6

Сопротивления резисторов электрической цепи равны

R1 = 2,4 Ом, R2 = 8 Ом, R3 = 2 Ом. Сила тока I1 = 4 А. R2 А2

Что показывает второй амперметр, и какая мощность

выделяется на втором резисторе? Найти сила тока в R1 А1 R3

третьем резисторе и напряжение на концах цепи?


Указания для обучающихся:

Пользоваться учебниками, справочными материалами и рабочей тетрадью нельзя!

Ко всем задачам необходимо полное решение.

Задачи №№1 – 4 по одному баллу каждая; задача №5 – два балла; задача №6 – три балла.

Нормы отметок:

«5» (отлично) – 6-7 баллов и выше (необходимо решение задачи №6);

«4» (хорошо) – 5 баллов (необходимо решение задачи №5 или №6);

«3» (удовлетворительно) – 3-4 балла;

«2» (неудовлетворительно) – менее 3 баллов.

Время выполнения работы – 45 минут.












Контрольная работа №3 «Законы постоянного тока»

8 класс

Вариант III

№1

Какой силы ток возникает в реостате сопротивлением 650 Ом, если к нему приложено напряжение 13 В?

А. 100 мА; Б. 50 мА; В. 20 мА; Г. 10 мА.

№2

Определите длину никелиновой проволоки, если при напряжении на её концах 45 В сила тока равна 2,25 А.Площадь поперечного сечения проволоки 1 мм2. Удельное сопротивление никелина равно 0,4 Ом•мм2/м.

А. 20 м; Б. 30 м; В. 40 м; Г. 50 м.

№3

Чему равно общее сопротивление трёх последовательно соединённых ламп? Сопротивления ламп равны: R1 = 5 Ом, R2 = 10 Ом, R3 = 15 Ом?

А. 30 Ом; Б. 15 Ом; В. 10 Ом; Г. 5 Ом.

№4

Какое количество теплоты выделяется за 5 минут в лампе сопротивлением 30 Ом, если сила тока в ней равна 2 А?

А. 26 кДж; Б. 36 кДж; В. 46 кДж; Г. 56 кДж.

№5

Вольтметр, подключённый к двум параллельно соединённым резисторам, показал 9,6 В. Сопротивления резисторов равны 8 Ом и 12 Ом соответственно. Чему равно общее сопротивление цепи, сила тока в цепи и сила тока через каждый резистор?

№6

Три резистора соединены как показано на схеме. Сопротивления

резисторов R1 = 10 Ом, R2 = 40 Ом, R3 = 2 Ом. Сила тока через R1

второй резистор равна 0,2 А. Что показывает амперметр? Чему R3 А

равна сила тока в первом резисторе и выделяемая на нём R2

мощность? Каково напряжение на концах цепи?


Указания для обучающихся:

Пользоваться учебниками, справочными материалами и рабочей тетрадью нельзя!

Ко всем задачам необходимо полное решение.

Задачи №№1 – 4 по одному баллу каждая; задача №5 – два балла; задача №6 – три балла.

Нормы отметок:

«5» (отлично) – 6-7 баллов и выше (необходимо решение задачи №6);

«4» (хорошо) – 5 баллов (необходимо решение задачи №5 или №6);

«3» (удовлетворительно) – 3-4 балла;

«2» (неудовлетворительно) – менее 3 баллов.

Время выполнения работы – 45 минут.












Контрольная работа №3 «Законы постоянного тока»

8 класс

Вариант IV

№1

Определите сопротивление электрической лампы, сила тока в которой равна 0,5 А при напряжении 120 В.

А. 60 Ом; Б. 100 Ом; В. 200 Ом; Г. 240 Ом.

№2

Рассчитайте силу тока, проходящего по медному проводнику длиной 100 м и площадью поперечного сечения 0,5 мм2 при напряжении 6,8 В. Удельное сопротивление меди принять равным 0,017 Ом•мм2/м.

А. 10 А; Б. 5 А; В. 2 А; Г. 1 А.

№3

Два резистора сопротивлениями 10 Ом и 30 Ом подключены параллельно друг другу. Чему равно их общее сопротивление?

А. 7,5 Ом; Б. 15 Ом; В. 10,5 Ом; Г. 20 Ом.

№4

Определите мощность тока в электролампе, если при напряжении 3 В сила тока в ней 100 мА.

А. 0,05 Вт; Б. 0,3 Вт; В. 0,15 Вт; Г. 0,5 Вт.

№5

Три проводника сопротивлениями 7 Ом, 9 Ом и 8 Ом соединены последовательно и подключены к сети напряжением 12 В. Определите силу тока в цепи и в каждом проводнике, напряжение на каждом проводнике?

№6

Лампочка и два резистора включены по указанной схеме.

Сопротивления лампочки и резисторов: 4 Ом, 4 Ом, 6 Ом. R1 А1

Амперметр показывает силу тока 3 А. Какова сила тока в

лампе и на втором резисторе? Чему равна мощность на R2

лампе и каково напряжение на концах цепи?


Указания для обучающихся:

Пользоваться учебниками, справочными материалами и рабочей тетрадью нельзя!

Ко всем задачам необходимо полное решение.

Задачи №№1 – 4 по одному баллу каждая; задача №5 – два балла; задача №6 – три балла.

Нормы отметок:

«5» (отлично) – 6-7 баллов и выше (необходимо решение задачи №6);

«4» (хорошо) – 5 баллов (необходимо решение задачи №5 или №6);

«3» (удовлетворительно) – 3-4 балла;

«2» (неудовлетворительно) – менее 3 баллов.

Время выполнения работы – 45 минут.












Ответы к задачам контрольной работы №3 «Законы постоянного тока»


вариант

номер задания

1

2

3

4

5

6

I

Б

Г

В

А

120 В; 120 Ом; 1 А; 0,6 А; 0,4 А

16 А; 153,6 кДж; 20 А; 32 В


Возможное решение задачи №6

Так как первый и второй резисторы соединены последовательно, то их общее сопротивление равно R1-2 = R1 + R2 = 8 Ом. Напряжение на этом участке цепи равно U1-2 = I1• R1-2 = 32 В. Третий резистор включён параллельно двум первым. Поэтому I2 = U3/R3 = U1-2/R3 = 16 А. На этом резисторе выделяется количество теплоты Q3 = R3t = 153,6 кДж. Сила тока в цепи равна I = I1 + I2 = 20 А.

Критерии оценки задачи №6


Вычислено напряжение на концах цепи – 1 балл.

Найдены показания второго амперметра – 1 балл.

Записаны формулы для количества теплоты и силы тока в цепи и получены их числовые значения – 1 балл.


вариант

номер задания

1

2

3

4

5

6

II

В

Б

А

Б

2 А;12 В; 8 В

0,8 А; 5,12 Вт; 3,2 А; 16 В


Возможное решение задачи №6

Напряжение на первом резисторе U1 = I1R1 = 9,6 В. Общее сопротивление смешанного соединения находим по формуле R = R1 + R2R3/(R2 + R3) = 4 Ом. Напряжение на концах цепи равно U = I1• R = 16 В. Второй и третий резисторы соединены параллельно. Поэтому U2 = U3 = U – U1 = 6,4 В. Сила тока через второй резистор I2 = U2/R2 = 0,8 А. Мощность на этом резисторе равна Р2 = U2I2 = 5,12 Вт. Сила тока через третий резистор I3 = I1 – I2 = 3,2 А.


Критерии оценки задачи №6


Вычислено напряжение на концах цепи – 1 балл.

Найдены показания второго амперметра и мощность тока на втором резисторе – 1 балл.

Найдена сила тока на третьем резисторе – 1 балл.


вариант

номер задания

1

2

3

4

5

6

III

В

Г

А

Б

4,8 Ом; 2 А; 1,2 А; 0,8 А

1 А; 0,8 А; 6,4 Вт; 10 В


Возможное решение задачи №6

Первый и второй резисторы соединены параллельно. Значит, U1 = U2 = I2R2 = 8 В. Сила тока через первый резистор равна I1 = U1/R1 = 0,8 А. Тогда I = I3 = I1 + I2 = 1 А. Мощность, выделяемая на первом резисторе, равна Р1 = I1U1 = 6,4 Вт. Общее сопротивление цепи равно R = R3 + R1R2/(R1 + R2) = 10 Ом. Тогда напряжение на всей цепи будет U = IR = 10 В.


Критерии оценки задачи №6


Вычислена сила тока в первом резисторе – 1 балл.

Найдены показания амперметра и мощность тока на первом резисторе – 1 балл.

Найдено общее напряжение на концах цепи – 1 балл.


вариант

номер задания

1

2

3

4

5

6

IV

Г

В

А

Б

0,5 А; 3,5 В; 4,5 В; 4 В

5 А; 2 А; 100 Вт; 32 В


Возможное решение задачи №6

Напряжение на первом резисторе U1 = I1R1 = 12 В. Второй резистор подключён к первому параллельно. Значит U2 = U1 = 12 В. Тогда I2 = U2/R2 = 2А. Сила тока в лампе и во всей цепи будет равна Iл = I = I1 + I2 = 5 А. Напряжение на лампе равно Uл = Iл• Rл = 20 В. Тогда напряжение на концах цепи будет равно U = Uл + U1 = 32 В. Мощность, выделяющаяся на лампе, равна Рл = UлIл = 100 Вт.


Критерии оценки задачи №6


Найдено значение силы тока во втором резисторе – 1 балл.

Найдены сила тока в лампе и общее напряжение на концах цепи – 1 балл.

Найдена мощность в лампе – 1 балл.





































Контрольная работа №4 «Оптические явления»

8 класс

Вариант I

№1

Угол падения светового луча на зеркало равен 600. Чему равен угол между зеркалом и отражённым лучом? Сделать чертёж.

А. 600; Б. 300; В. 150; Г. 1200.

№2

Какова оптическая сила линзы, у которой фокусное расстояние F = – 4 см? Какая это линза?

А. – 0,25 дп, собирающая; Б.– 25 дп, собирающая;

В. –25 дп, рассеивающая; Г. 25 дп, рассеивающая;

№3

Ёлочка высотой 2 м в солнечный день даёт тень длиной 1 м, а берёза даёт тень длиной 10 м. Какова высота берёзы? Сделать чертёж.

А. 20 м; Б. 8 м; В. 10 м; Г. 2 м.

№4

Световой луч падает на треугольную стеклянную призму как

показано на рисунке. По какому направлению будет выходить 1

луч из призмы? Свой выбор пояснить.

А. 1; Б. 2; В. 3; Г. 4.

2 3


4

№5

Чему равна оптическая сила системы двух линз, одна из которых имеет фокусное расстояние, равное F1 = – 10 см, а другая – оптическую силу D2 = – 4 дп?

№6

На рисунке изображено преломление луча света на границе 1

раздела MN двух прозрачных сред. Какая среда оптически

более плотная? Почему? М N

2

№7

Солнечные лучи падают на поверхность Земли под углом 350 к горизонту. Под каким углом к горизонту необходимо поставить плоское зеркало, чтобы световые лучи направить горизонтально поверхности Земли? Сделать поясняющий чертёж.


Указания для обучающихся:

Пользоваться учебниками, справочными материалами и рабочей тетрадью нельзя!

К задачам №№5-7 необходимо полное решение

К задачам №№1-4 краткое пояснение к решению.

Задачи №№1 – 6 по одному баллу каждая; задача №7 – два балла.

Нормы отметок:

«5» (отлично) – 7-8 баллов (необходимо решение задачи №7);

«4» (хорошо) – 5-6 баллов;

«3» (удовлетворительно) – 3-4 балла;

«2» (неудовлетворительно) – менее 3 баллов.

Время выполнения работы – 45 минут.






Контрольная работа №4 «Оптические явления»

8 класс

Вариант II

№1

Угол между зеркалом и отражённым него лучом равен 400. Чему равен угол между зеркалом и падающим на него лучом? Сделать чертёж.

А. 200; Б. 300; В. 450; Г. 400.

№2

Оптическая сила линзы D = 4 дп. Чему равно фокусное расстояние этой линзы? Какая это линза?

А. –25 см, собирающая; Б. 25 см, собирающая;

В. –25 см, рассеивающая; Г. 25 см, рассеивающая;

№3

Телеграфный столб высотой 4 м, освещённый Солнцем, отбрасывает тень длиной 3 м. Чему равна длина тени от метрового стержня? Сделать чертёж.

А. 1 м; Б. 0,75 м; В. 0,5 м; Г. 0,2 м.

№4

На рисунке изображена собирающая линза и световой луч, 1

падающий на неё. Каков ход луча после преломления в линзе? 2

Свой выбор пояснить. 3 F 4

А. 1; Б. 2; В. 3; Г. 4.

№5

Система состоит из плотно расположенных линз: собирающей и рассеивающей с фокусными расстояниями F1 = 50 см и F2 = – 80 см. Чему равна оптическая сила системы линз?

№6

На рисунке изображено преломление луча света на границе 1

раздела MN двух прозрачных сред. Какая среда оптически

более плотная? Почему? М N

2

№7

Солнечные лучи составляют угол 500 с горизонтом. Как необходимо расположить к горизонту плоское зеркало, чтобы световые лучи направить вертикально вниз? Сделать поясняющий чертёж.


Указания для обучающихся:

Пользоваться учебниками, справочными материалами и рабочей тетрадью нельзя!

К задачам №№5-7 необходимо полное решение

К задачам №№1-4 краткое пояснение к решению.

Задачи №№1 – 6 по одному баллу каждая; задача №7 – два балла.

Нормы отметок:

«5» (отлично) – 7-8 баллов (необходимо решение задачи №7);

«4» (хорошо) – 5-6 баллов;

«3» (удовлетворительно) – 3-4 балла;

«2» (неудовлетворительно) – менее 3 баллов.

Время выполнения работы – 45 минут.







Контрольная работа №4 «Оптические явления»

8 класс

Вариант III

№1

Человек стоит на расстоянии 5 м от плоского зеркала. На каком расстоянии от себя он видит своё изображение? Сделать чертёж.

А. 0 м; Б. 5 м; В. 10 м; Г. 20 м.

№2

Определите фокусное расстояние линзы, имеющей оптическую силу D = – 2 дп. Какая это линза?

А. –50 см, рассеивающая; Б. 50 см, собирающая;

В. 50 см, рассеивающая; Г. –50 см, собирающая;

№3

Длина тени от отвесно поставленной двухметровой линейки равна 1 м, а от дерева – 12 м. Какова высота дерева? Сделать чертёж.

А. 12 м; Б. 18 м; В. 20 м; Г. 24 м.

№4

На рисунке изображена плоскопараллельная пластинка и

Падающий на неё световой луч. По какому направлению 1

будет идти световой луч после выхода из пластинки?

Свой выбор пояснить. 2

А. 1; Б. 2; В. 3; Г. 4. 3 4

№5

Имеются две линзы: собирающая с фокусным расстоянием F1 = 20 см и рассеивающая с оптической силой D2 = – 8 дп. Чему равна оптическая сила этой системы линз?

№6

На рисунке изображено преломление светового луча на М

границе раздела MN двух прозрачных сред. Какая среда 1

оптически более плотная? Почему?

2

N

№7

Солнечные лучи составляют угол 200 с горизонтом. Как необходимо расположить к горизонту плоское зеркало, чтобы световые лучи направить вертикально вверх? Сделать поясняющий чертёж.


Указания для обучающихся:

Пользоваться учебниками, справочными материалами и рабочей тетрадью нельзя!

К задачам №№5-7 необходимо полное решение

К задачам №№1-4 краткое пояснение к решению.

Задачи №№1 – 6 по одному баллу каждая; задача №7 – два балла.

Нормы отметок:

«5» (отлично) – 7-8 баллов (необходимо решение задачи №7);

«4» (хорошо) – 5-6 баллов;

«3» (удовлетворительно) – 3-4 балла;

«2» (неудовлетворительно) – менее 3 баллов.

Время выполнения работы – 45 минут.






Контрольная работа №4 «Оптические явления»

8 класс

Вариант IV

№1

Лучи падающий и отражённый образуют друг с другом угол 1200. Чему равен угол падения луча на плоское зеркало? Сделать чертёж.

А. 600; Б. 450; В. 300; Г. 900.

№2

Фокусное расстояние линзы F = 10 см. Какая это линза? Какова её оптическая сила?

А. –10 дп, рассеивающая; Б. 10 дп, рассеивающая;

В. 10 дп, собирающая; Г. –10 дп, собирающая;

№3

Уличный фонарь висит на высоте 4 м. Какой длины тень отбросит метровая линейка, если установить её вертикально на расстоянии 3 м от основания столба, на котором укрепили фонарь? Сделать чертёж.

А. 2 м; Б. 1 м; В. 0,5 м; Г. 0,1 м.

№4

На рисунке изображена рассеивающая линза и световой луч, 1

падающий на неё. Каков ход луча после преломления в линзе? 2

Свой выбор пояснить. 3 F 4

А. 1; Б. 2; В. 3; Г. 4.

№5

Определите оптическую силу системы двух линз, одна из которых имеет оптическую силу D1 = 6 дп, а другая – фокусное расстояние F2 = 25 см.

№6

На рисунке изображено преломление луча света на границе М

раздела MN двух прозрачных сред. Какая среда оптически 1

более плотная? Почему?

2

N

№7

Падающий луч перпендикулярен плоскому зеркалу. На какой угол надо повернуть зеркало, чтобы отражённый луч отклонился на 500 от своего первоначального направления? Сделать поясняющий чертёж.


Указания для обучающихся:

Пользоваться учебниками, справочными материалами и рабочей тетрадью нельзя!

К задачам №№5-7 необходимо полное решение

К задачам №№1-4 краткое пояснение к решению.

Задачи №№1 – 6 по одному баллу каждая; задача №7 – два балла.

Нормы отметок:

«5» (отлично) – 7-8 баллов (необходимо решение задачи №7);

«4» (хорошо) – 5-6 баллов;

«3» (удовлетворительно) – 3-4 балла;

«2» (неудовлетворительно) – менее 3 баллов.

Время выполнения работы – 45 минут.






Ответы к задачам контрольной работы №4 «Оптические явления»


вариант

номер задания

1

2

3

4

5

6

7

I

Б

В

А

В

– 14 дп

первая,

т.к. α

17,50

72,50

II

Г

Б

Б

Г

0,75 дп

вторая,

т.к.α β

700

III

В

А

Г

В

– 3 дп

вторая,

т.к.α β

350

IV

А

В

Б

А

10 дп

первая,

т.к. α

на 250


Возможное решение задачи №7

Вариант I

А А

B

N

B

М С К L


К О N L С О


M

Решение состоит из двух вариантов (смотри рисунки выше). На рисунках: АО – падающий луч, ОС – отражённый луч, MN – плоское зеркало, ОВ – перпендикуляр к плоскому зеркалу, KL – линия горизонта. По условию задачи угол АОК равен 350. Перпендикуляр к зеркалу делит угол АОС пополам. Для левого рисунка угол АОС равен 1450, а для правого – 350. Угол отражения светового луча для левого рисунка равен 72,50, для правого – 17,50. Угол BON прямой. Значит, для левого рисунка зеркало располагаем к горизонту под углом 17,50, а для правого рисунка зеркало располагаем под углом 72,50.


Вариант II Вариант III

A

M C

A

К O L B


B

N K N L

M O

C

На рисунках вариантов II и III отмечено: АО – падающий луч, ОС – отражённый луч, MN – плоское зеркало, ОВ – перпендикуляр к плоскому зеркалу, KL – линия горизонта. Рассмотрим схему варианта II. По условию задачи угол АОК равен 500. Угол КОС прямой. Тогда угол между падающим и отражённым лучами составляет 1400. Перпендикуляр к зеркалу делит этот угол пополам. Угол BON прямой. Поэтому угол CON равен 200. Значит, зеркало надо поставить под углом 700 к горизонту.

Теперь рассмотрим рисунок к варианту III.Угол КОС прямой, а угол КОА по условию задачи равен 200. Поэтому угол между падающим и отражённым лучами равен 700.Перпендикуляр к зеркалу делит этот угол пополам. Угол МОВ прямой. Угол КОВ равен 550. Значит, зеркало надо расположить под углом 350 к горизонту.

Вариант IV

На рисунке: АО – падающий луч, ОС – отражённый луч, ОВ – перпендикуляр к новому расположению зеркала, MN – начальное расположение зеркала, M1N1 новое расположение зеркала, KL – линия горизонта. По условию задачи угол АОС равен 500. При повороте зеркала поворачивается и перпендикуляр к нему. Он разделит угол АОС пополам. Угол BON1 прямой, угол COL равен 400. Значит, зеркало надо повернуть на угол 250 к горизонту.


А

С

В

М1

N

K L

М О N1



Критерии оценки задачи №7


Полное правильное решение задачи – 2 балла

Есть рисунок и дан правильный ответ без пояснений – 1 балл.

В рисунке неточности, но рассуждения верные и дан правильный ответ – 1 балл

Дан только правильный ответ без рисунка и рассуждений – 0,5 балла

Рисунок с ошибками, нет рассуждений и нет правильного ответа – 0 баллов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!