ДАТА 14.04.2016
Авторы, разработчики: | Учитель географии Крылов О.Ю. |
Предмет | География (рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по географии Алексеева А.И. и ориентирована на использование учебника География России, Хозяйство и географические районы, 9 класс, под ред. А.И.Алексеева, 2013) |
Класс | 9 класс |
Тип урока | Изучение нового материала, частично-поисковый |
Технология урока | Технология проблемно-диалогического обучения, ИКТ |
Тема | «Западно-Сибирский экономический район. ЭГП, природные условия и ресурсы». |
Цель | Изучить влияние ЭГП района и обеспеченность природными ресурсами на развитие района и его хозяйственную специализацию. |
Задачи | Образовательные: выявить особенности географического положения и природно-ресурсного потенциала района; составить “образ территорий”, входящих в состав экономического района Западная Сибирь; дать характеристику отраслям специализации района и факторам их развития; определить состояние экономики и проблемы. Развивающие: развитие внимательности, логического мышления и расширение кругозора, подготовка учащихся к жизни в постиндустриальном обществе, закрепить умение извлекать информацию из карт атласа; умение анализировать данные и формулировать выводы; раскрыть причины зависимости природно-ресурсного потенциала и отраслей хозяйства; а также зависимость развития района от особенностей ЭГП. Воспитательные: развитие внимательности, логического мышления и расширение кругозора, подготовка учащихся к жизни в постиндустриальном обществе, закрепить умение извлекать информацию из карт атласа; умение анализировать данные и формулировать выводы; раскрыть причины зависимости природно-ресурсного потенциала и отраслей хозяйства; а также зависимость развития района от особенностей ЭГП. |
Планируемые образовательные результаты | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Познавательные УУД: - работать с текстом с целью поиска необходимой информации. Личностные УУД: - обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению. Коммуникативные УУД: - осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий; - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные результаты: Предметные УУД: - выделять главные мысли в содержании текста, находит ответы на вопросы; - воспроизводить информацию. |
Основные термины, понятия | Область, край, республика, Западная Сибирь, |
Методы и приемы обучения | Участие в обсуждении проблем и перспектив района Работа со специализированным текстом (метод «инсерт») Формулирование выводов о специфике и особенностях региона Работа с картографическим материалом Анализ и обобщение тематического материала Использование методов «Кластер», «Инсерт». |
Образовательные ресурсы | Учебник География России, Хозяйство и географические районы, 9 класс, под ред. Алексеева А.И. |
Оборудование | Физическая и социально-экономическая карты Западной Сибири, мультимедийный проектор, атласы – 9 класс, контурные карты, учебник |
Наглядно-демонстрационный материал | Презентация «Западно-Сибирский экономический район» Раздаточный материал |
План урока
№ | Этап урока | Содержание (цель) этапа | Время |
1 | Организационный этап | Активизация внимания | 1 мин |
2 | Постановка темы, цели и задач урока (целеполагание) | Постановка темы, цели и задач урока. Мотивация (подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала) | 4 мин |
3 | Изучение нового материала | Изучение нового материала, формирование компетенций | 28 мин |
4 | Закрепление и обобщение новых знаний. | Оценивание знаний учащихся, оценка работы групп | 3 мин |
5 | Подведение итогов урока. Рефлексия | Самооценка эмоционального состояния | 2 мин |
6 | Домашнее задание. | Развитие умений работать с тематическими и контурными картами, закрепление знаний по теме | 2 мин |
Ход урока
Ориентационно-мотивационный этап.
Деятельность учителя: Презентация
Ребята! Сегодня мы продолжаем знакомиться с экономическими районами нашей страны. Какой же район мы будем изучать сегодня? Попробуйте догадаться сами. Слайд 1
Урал! Невольною печалью
Я отдаю прощанью дань…
А за Уралом – Зауралье,
А там своя, иная даль.
А. Твардовский
Как называется эта «даль», расположенная к востоку от Урала? (Западная Сибирь)
Запишите тему урока в тетрадь.
1 ступень «Что будем изучать?»
Деятельность учителя: Слайд 2
Просмотрите, пожалуйста, короткий видеоролик и попробуйте догадаться, о чем мы сегодня будем говорить.
Показ видеоролика о Западной Сибири.
Деятельность учеников:
Предлагают тему урока.
2 ступень «Характеристика ЭГП района»
Деятельность учителя:
С чем ассоциируется у вас Западная Сибирь? (ответы учащихся)
Операционно-исполнительный этап.
Определимся с планом урока. С чего начинается знакомство с экономическим районом? Слайды 3, 4
План урока:
1.Состав, ЭГП Западной Сибири.
2. Природные условия
3. Проблемы, пути их решения.
Задание 1. Работая с политико-административной картой России, определите состав экономического района Западная Сибирь.
Учитель по карте показывает район. Слайды 5, 6, 7
Состав:
5 областей: 1.Тюменская (Ханты-Мансийский АО-Югра, Ямало-Ненецкий АО);
2. Новосибирская;
3. Томская;
4. Омская;
5. Кемеровская.
1 край - Алтайский край (г. Барнаул).
1 республика – Алтай (г. Горно-Алтайск).
Деятельность учеников: (работа в группе на компьютере с картой атласа)
Задание 2. Дайте оценку ЭГП Западной Сибири. Для выполнения задания вы можете использовать интерактивный атлас и П.41.
Посмотрите на следующий слайд (Слайд 8). Что с первого взгляда вы можете сказать о рельефе Западной Сибири?
Возьмите карточку 1 и заполните пропуски в тексте (время работы 5-7 мин) Слайд 9
1.Площадь района составляет 2.451.1 тыс.км2, из них около 2 млн. км2 – нефтегазоносные земли. Здесь проживает 14545 млн. чел.
2.Положение района на территории страны (окраинное, приморское, пограничное, центральное) окраинное, пограничное, приморское
3.На севере район имеет выход к Карскому морю.
4.На юге Западная Сибирь граничит с 3 государствами: Казахстаном, Монголией, Китаем.
5. На западе соседями являются Уральский, Евр.Север экономические районы.
6.На востоке граничит с Восточно-Сибирским экономическим районом.
7.По территории района проходят две важные транспортные магистрали: Транссибирская ж/д, Северный морской путь.
8.Наиболее тесные связи налажены с Уральским экономическим районом.
9. Оцените особенности ЭГП Западной Сибири:
+ -
Выход к морю Удаленность от Центра
Пограничное положение Суровый климат
Соседство с Уральским ЭР Заболоченность
10. В чем преимущество ЭГП Западно-Сибирского экономического района перед другими экономическими районами Восточного макрорегиона?
- близость к Центральной России
- более развитая инфраструктура
Проверка задания: Слайд 10
Отметьте правильные ответы знаком +, кто правильно оценил ЭГП района? Сколько плюсов вы набрали?
В чем были затруднения?
3 ступень: Работа со специализированным текстом.
Деятельность учителя: Сейчас ваша задача изучить предложенный текст, чтобы впоследствии использовать его для решения очередных заданий. Вам следует во время чтения проставлять специализированные знаки после каждого абзаца. Слайд 11
Все по отдельности:
(учащиеся работают со специализированным текстом, используя метод «инсерт», ученики должны внимательно прочитать текст и расставить на полях специализированные знаки, помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте, таким образом соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
«V» | «+» | «- » | «?» |
Поставьте «V» на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете. | Поставьте «+» на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым. | Поставьте «-» на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете. | Поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. |
Природные условия и ресурсы «Западной Сибири» (специализированный текст)
Западная Сибирь — величайшая равнина Евразии с огромными площадями болот, запасами нефти и газа мирового значения; главная топливная база России.
Район занимает территории Западно-Сибирской низменности и горных районов Алтая, Кузнецкого Алатау и Салаирского кряжа. В формировании современного рельефа Западно-Сибирской низменности большую роль сыграли неоднократные наступания моря и ледников, отложивших мощную толщу осадочных пород. Поэтому рельеф имеет выровненный характер. Через Западную Сибирь от Оби до Енисея в широтном направлении на 900 км протянулась система моренных возвышенностей — Сибирские Увалы с максимальной высотой 286 м. По этой слабо наклоненной поверхности огромной западносибирской «чаши» очень медленно текут реки. Их насчитывается свыше 2 тыс. Отличительной чертой сибирских рек являются их неглубокие, но зато чрезвычайно широкие долины с многочисленными протоками и озерами-старицами. Весной реки разливаются на многие километры вокруг. На долю Западной Сибири приходится четвертая часть стока российских рек. Крупные реки имеют большое значение для судоходства. В засушливой южной части Западной Сибири, на границе с Казахстаном, речная вода используется для орошения.
Для климата Западной Сибири характерны континентальные черты, усиливающиеся на юге равнины. Зимой господствует безветренная солнечная морозная погода. Летом, при столкновении арктических воздушных масс с разогретым южным воздухом, происходит возникновение циклонов, сопровождающееся выпадением осадков. Жаркое западносибирское лето переносится очень тяжело из-за повышенной влажности и несметных полчищ гнуса: комаров, мошки и слепней.
Царство болот и тайги Западной Сибири — это несметные, не поддающиеся никакому исчислению тучи всякого рода кровососущих насекомых. И здесь, пожалуй, с полным правом хозяином тайги можно назвать не медведя, росомаху или соболя, а обыкновенного комара. Специальным учетом установлено, что в местах, где гнуса много, на человека в течение 3 минут нападает свыше тысячи комаров, более 2 тыс. мошек!
Огромная протяженность в меридиональном направлении обусловила отчетливое проявление широтной зональности в природе Западной Сибири. Здесь отсутствуют только зоны широколиственных и смешанных широколиственно-хвойных лесов. Крайний Север Западной Сибири (полуострова Ямал, Тазовский и Гыданский) занят зоной тундр. Лесотундра — это лиственничное и березовое криволесье, к которому у южной границы добавляются сосна и кедр. Лесные массивы в лесотундрах приурочены к речных долинам, наиболее дренированным и теплым, так как сюда с юга речная вода приносит тепло. В тундре и лесотундре сосредоточены основные оленьи пастбища.
Из-за широкого распространения болот в лесной зоне Западной Сибири ее называют лесоболотной зоной. Плоские недренируемые участки заняты болотными массивами, а собственно таежные леса занимают преимущественно склоны речных долин, наклонные и возвышенные участки междуречий. Леса Западной Сибири составляют ее важнейший природный ресурс, правда, местная древесина, выросшая на заболоченных землях, обладает в целом низкими качествами. Болотами занято почти 40% территории района. Васюганская равнина (Томская область), расположенная в междуречье Оби и Иртыша, представляет одно гигантское непроходимое болото, растянувшееся на многие сотни километров. Высокая заболоченность усложняет освоение богатейших ресурсов этого края, затрудняет строительство дорог и поселков. Во многих районах передвигаться по суше можно только зимой, когда болота замерзают. В то же время западносибирские болота обладают несметными запасами торфа, который может использоваться как химическое сырье, топливо, органическое удобрение, подстилочный материал в животноводстве.
Крайний юг Западной Сибири — это степная зона с распаханными черноземными и каштановыми почвами. Обширные массивы бывших целинных земель заняты преимущественно полями яровой пшеницы. Особенно высокую ценность представляют пойменные луга крупнейших западносибирских рек — важнейшие пастбищные и сенокосные угодья региона. Луга Барабинского лесостепья (Новосибирская обл.) — важнейший район маслоделия Западной Сибири.
Западно-Сибирская низменность сформировалась на Западно-Сибирской плите с глубоко опущенным складчатым палеозойским фундаментом. На нем залегает мощная, почти шестикилометровая толща «слоеного пирога», состоящего из осадочных пород, представленных глинами, песчаниками и песками морского и континентального происхождения.
С осадочным чехлом Западно-Сибирской равнины связаны крупнейшие в стране месторождения нефти и природного газа (Западно-Сибирский нефтегазоносный район). Здесь выявлено свыше 500 месторождений этих важнейших горючих полезных ископаемых, в которых содержится более 60% российских запасов нефти и около 90% природного газа. Важнейшие нефтяные месторождения сосредоточены в Ханты-Мансийском (Самотлорское, Мегионское, Салымское, Мамонтовское, Усть-Балыкское и другие), а природного газа — в Ямало-Ненецком автономном округе (крупнейшие в мире Уренгойское и Ямбургское месторождения, а также Медвежье около г. Надым, Заполярное и др.). Интенсивная добыча нефти, все расширяющаяся паутина трубопроводов уже нанесли непоправимый вред природным комплексам Западной Сибири: «разливы» нефти при добыче и транспортировке (зимой лопаются трубы, проложенные прямо на поверхности земли) обернулись загубленными оленьими пастбищами и лесными угодьями, погибшей рыбой в тундровых и таежных реках и озерах.
Интенсивное промышленное освоение природных богатств Западной Сибири нанесло серьезный ущерб не только природе, но и коренным народам (ненцам, ханты, манси и другим), лишив их значительной части охотничьих и рыбопромысловых угодий. Чтобы защитить традиционные виды хозяйственной деятельности и культуру этих народов, в Ханты-Мансийском автономном округе, например, были выделены специальные территории приоритетного природопользования — родовые угодья. Величайшая равнина мира, Западно-Сибирская низменность обладает огромными ресурсами: лесными, минеральными, агроклиматическими, почвенными и другими. Эти богатства— основа развития хозяйства района; стратегический резерв нашей страны.
4 СТУПЕНЬ «Природные условия»
Деятельность учителя:
Карточка № 2 – каждая группа выбирает карточку (кому что попадет)
1 группа – «Геоморфологи» - будет исследовать рельеф Западно-Сибирской равнины и ответит на вопрос: «Какие формы рельефа наиболее характерны для Западно-Сибирской равнины?»
2 группа – «Климатологи» - исследует климат Западно-Сибирской равнины и ответит на вопрос: «Чем характеризуется климат Западно-Сибирской равнины?»
3 группа – «Гидрологи» - будет исследовать внутренние воды Западно-Сибирской равнины и даст ответ на вопрос: «Каковы главные особенности внутренних вод Западно-Сибирской равнины?»
Деятельность учеников: включение учащихся в дискуссию, представление результатов деятельности.
Проверка задания: один человек из группы представляет сообщение.
Деятельность учителя:
- И теперь результаты все ваших предыдущих исследований в краткой форме вам предстоит занести в итоговую таблицу. Она есть у вас на карточке № 3, осталось только заполнить правый столбец. Слайд 13
Самопроверка задания (знаками + отмечают правильные ответы) Слайд 14
5 ступень. Рефлексивно-оценочная
Каждый ученик должен записать предложение из 5 слов по теме (СИНКВЕЙН). Слайд 15
Правила составления синквейна: (стихотворение из пяти строк)
Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь, возможно тема урока.
Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета
Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия
Фраза из четырех-пяти слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.
Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта. Это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Пример синквейна:
Район
Богатый, многоликий
Добываем, исследуем, восхищаемся
«Могущество Российское прирастать будет Сибирью»
Богатство или будущее
Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание:
6* ступень. Природные ресурсы Западной Сибири
Мы с вами выяснили особенности природных условий Западной Сибири. Теперь нам предстоит дать оценку природных ресурсов этого района. Но вернемся опять к нашему тексту. Вы уже практически дважды его читали сегодня. Вспомните, о каких ресурсах идет речь в этом тексте? – топливные (нефть, газ, уголь, торф), лесные, почвенные, агроклиматические. Попробуйте составить кластер (схему) на основе этих данных, а затем расширьте его.
Образец:
11