СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Западная Сибирь"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Западная Сибирь. Особенности природы" с использованием технологии критического мышления, групповой и игровой технологий.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Западная Сибирь"»

Рыбина Л.Л. МБОУ СОШ № 33

«Западно-Сибирская равнина. Особенности природы.


Конспект урока по географии в 8-А классе по теме

«Западная Сибирь. Особенности природы»

Дата проведения – 14.03.2017 г.

Форма проведения: Урок – поиск.

Тип урока – изучение нового материала (формирование новых знаний и совершенствование умений).

Цель урока – познакомить учащихся с особенностями природы региона.

Задачи урока:

  1. Обучающие:

  • Познакомить учащихся с особенностями географического положения региона.

  • Углубить знания о взаимосвязях природных компонентов.

  • Показать уникальность природы Западной Сибири.

  1. Развивающие:

  • Продолжить развитие умений работать с картографическим материалом, сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, умение анализировать полученную информацию и делать выводы.

  • Развивать познавательные интересы учащихся, коммуникативные способности и воображение учащихся.

  1. Воспитательные:

  • Воспитание любви к красоте родной природы, гордости за наши природные богатства, воспитание культуры общения в коллективе.

  • Учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения.


Технологии: ИКТ, групповая технология, технология критического мышления, игровая технология.

Обеспечение урока:

  • Мультимедиапроектор, компьютер, экран.

  • Карты России: физическая, климатическая, природных зон.

  • Учебник: География: Природа России, 8 кл./И.И.Баринова. – М.: Дрофа, 2014

  • Атлас: География 8 класс – М.: Дрофа: Издательство ДИК, 2016.

  • Презентация «Западная Сибирь. Особенности природы».


План урока

Этап урока

Содержание (цель) этапа

Время

1.

Организационный этап

Активизация внимания

1 мин

2.

Постановка темы, цели и задач урока (целеполагание)

Постановка темы, цели и задач урока. Мотивация (подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала)

4 мин

3.

Изучение нового материала (игра – путешествие)

Изучение нового материала, формирование компетенций

33 мин

4.

Закрепление и обобщение новых знаний

Оценивание знаний учащихся, оценка работы групп

3 мин

5.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Самооценка эмоционального состояния

2 мин

6.

Домашнее задание

Развитие умений работать с тематическими картами, закрепление знаний по теме

2 мин











Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку.


  1. Постановка темы, цели и задач урока.

- Ребята, мы с вами уже изучили природу регионов Европейской части России и Урала, и теперь нам предстоит начать изучение ее Азиатской части.

- В поэме А. Твардовского «За далью – даль» (слайд 1)говорится:

Урал! Невольною печалью

Я отдаю прощенью дань…

В за Уралом – Зауралье,

И там своя, иная даль.

- Как называется эта «даль», расположенная к востоку от Урала? (ответы учащихся)

- Сегодня на уроке мы будем изучать Западную Сибирь. Тема нашего урока «Западно-Сибирская равнина. Особенности природы». (слайд 2)

Запишите тему урока в тетрадь.

«Неведомая, дикая, седая

Медведицею белою Сибирь,

За камни, за Уралом пропадая,

Звала, звала меня в неведомую ширь.

Что в этой шири, где конец раздолью,

А может быть, и нет у ней конца,

Но к ней тянулись за вольготной долей

Отчаянные русские сердца»

- Откройте атлас на стр. 4 – 5.

-Как вы думаете, почему именно этот регион мы начнем изучать первым? (согласно последовательности изучения регионов, данная равнина является одной из крупных и важных равнин в нашей стране)

- А что мы с вами знаем о Западной Сибири? Запишите свои сведения о Западной Сибири в левую колонку таблицы 1. (Приложение 1).

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Я предлагаю вам попробовать себя в роли молодых ученых, а я буду вашим руководителем. Мы отправимся в экспедицию по Западно-Сибирской равнине.

- Наша цель – познакомиться с особенностями природы Западной Сибири и ответить в конце урока на вопрос: «Может ли плоский рельеф сыграть решающую роль в формировании природных условий?»

- Но, прежде, чем отправиться в путешествие, нужно знать точный адрес нашей с вами цели, т.е. географическое положение Западной Сибири.

- Границы равнины – это отчетливо выраженные естественные рубежи:

- на севере – береговая линия Карского моря (слайд 3);

- на юге – подножия гор Южной Сибири (Казахского мелкосопочника, Алтая, Кузнецкого Алатау и Салаирского Кряжа) (слайд 4),

- на западе – восточнее предгорий Урала (слайд 5);

- на востоке – долина реки Енисей (слайд 6);

- Протяженность равнины с севера на юг 2500 км, а от Урала до Енисея 1900 км (слайд 7). В северной части равнину пересекает северный полярный круг, большая часть равнины расположена в умеренных широтах.

- Черты ФГП:

  • Удаленность от Атлантического и Тихого океанов;

  • Открытость к Северному Ледовитому океану;

  • Большая протяженность по широте и долготе;

  • Расположенность в умеренных широтах.


  1. Изучение нового материала:

- Итак, мы отправляемся в путешествие и начинаем работу в группах исследователей:

1-я группа – «Геоморфологи – геологи» - будет исследовать рельеф Западно-Сибирской равнины и полезные ископаемые и ответит на вопрос «Какие формы рельефа наиболее характерны для Западно-Сибирской равнины?»

2-я группа – «Климатологи» - исследует климат Западно-Сибирской равнины и ответит на вопрос «Чем характеризуется климат Западно – Сибирской равнины?»

3-я группа – «Гидрологи» - будет исследовать внутренние воды Западно-Сибирской равнины и даст ответ на вопрос «Каковы главные особенности внутренних вод Западно-Сибирской равнины?»

4-я группа – «Ландшафтоведы» - исследует ландшафт Западно-Сибирской равнины и ответит на вопрос «Каковы наиболее характерные черты современных ландшафтов Западно-Сибирской равнины?»

На работу отводится 10 минут





  1. Отчет по группам.

Предполагаемые ответы учащихся:

Геоморфологи

В основании Западно-Сибирской низменности лежит молодая плита палеозойского возраста. В мезозое и кайнозое равнина испытывала опускания и не раз покрывалась морями. Мощная толща морских отложений покрыла фундамент и выровняла поверхность (слайд 8).

Эта плита перекрыта горизонтальным наслоением осадочных пластов мощностью 3 – 4 км.

Нигде в мире нет такого огромного пространства с таким плоским рельефом. Западно-Сибирская равнина имеет вогнутую форму. Самые низкие ее участки имеют высоту 50 – 100 м над уровнем моря и располагаются в центральной части (Среднеобская низменность). Если исходить из течения рек, то равнина имеет общее понижение к северу.

Именно эта особенность тектонического строения равнины обусловила равнинность рельефа (слайды 9, 10).

Влияние на характер рельефа Западной Сибири оказал ледник. В основном его воздействию подверглась северная часть равнины. Ледник не пересекал 60-й параллели, но когда он отступал, то оставил после себя небольшие моренные гряды – Сибирские Увалы со средней высотой 140 – 150 м.

Работая с «Тектонической картой», мы выяснили, что Западная Сибирь очень богата месторождениями нефти и природного газа, на юге – богатейшие месторождения соли (поваренной и глауберовой), 60% запасов торфа России, бурый уголь в Тюменской области, на юго-востоке – железные руды с содержанием железа до 36% (слайд 11).



Климатологи

Климат Западной Сибири – континентальный и довольно суровый.

  1. Северная часть равнины заходит за Северный Полярный круг, а остальная часть находится в умеренных широтах. Т.е. территория получает мало солнечной радиации. На севере равнины климат субарктический с холодной и ветреной зимой и прохладным летом. За полярным кругом солнечного тепла и света совсем мало, несколько недель даже длится полярная ночь.

  2. Западно-Сибирская равнина удалена и от Атлантического и от Тихого океанов. Это обусловливает континентальность климата. На пути атлантических воздушных масс встают Уральские горы. Они задерживают влагу с Атлантики. Поэтому в Западной Сибири осадков выпадает меньше, чем на Русской равнине. Здесь в среднем выпадает на севере – 400-500 мм, а на юге – менее 400мм.

  3. Равнинность территории и отсутствие гор на севере позволяют холодным арктическим воздушным массам с Северного Ледовитого океана проникать далеко на юг. Летом такое проникновение воздуха может вызвать заморозки. Но, одновременно с этим, далеко на север могут продвигаться сухие и теплые воздушные массы из Казахстана и Средней Азии.

  4. В целом, зима здесь холоднее, чем на Русской равнине, т.к. сюда из Монголии приходит холодный Сибирский антициклон и приносит ясную, сухую, морозную погоду. Лето – теплое, на юге в степях средняя температура июля составляет +21…+230.

  5. Снега за зиму здесь выпадает меньше, чем на Русской равнине, но толщина снежного покрова больше, т.к. зимой здесь не бывает оттепелей. Снег выпадает осенью и не тает до весны. Континентальность климата здесь возрастает с севера на юг – меньше выпадает осадков и больше амплитуда температур (холоднее зима и теплее лето).

Гидрологи

Территория Западно-Сибирской равнины богата внутренними водами – это реки и озера, болота и подземные воды (слайд 12).

Наиболее крупный водный объект – это река Обь с притоком Иртыш. Обь образуется от слияния рек Бия и Катунь (слайд 13). Это одна из величайших рек мира. В России эта река занимает 1-е место по длине и площади бассейна.

Длина реки 3650 км, а с Иртышом – 4248 км.

В питании рек участвуют талые снеговые воды и летне – осенние дожди.

Обь – это типично равнинная река, ее ширина – 3-4 км, а в устье – до 10 км. Глубина реки около 40 м. это одна из многоводных рек Сибири.

А про Иртыш есть старинная народная сказка. Богатырь Иртыш вырвался из каменного плена, бежал из отцовских хором на волю, чтобы отдать свою силу земле и людям, чтобы соединиться с красавицей Обью.

К крупным судоходным рекам Западной Сибири можно отнести такие реки, как Тобол, Надым, Пур, Таз.

Так как Западная Сибирь – это плоская равнина с маленьким уклоном, то и реки здесь имеют медленное течение.

Самым крупным озером равнины является озеро Чаны. Озеро располагается на высоте 106 м над уровнем моря. Его максимальная глубина 7 м, а средняя – 2 м. Вода в озере соленая (слайд 14).

По количеству болот Западная Сибирь – рекордсмен. Нигде в мире нет такой большой заболоченной территории. Площадь болот – 800 кв.км. ярким примером заболоченности является Васюганье – это область в междуречье Оби и Иртыша (слайды 15, 16).

Что поспособствовало образованию здесь болот?

  • Плоский рельеф;

  • Низкие температуры;

  • Избыточное увлажнение;

  • Торф (он может удерживать влагу, во много раз превышающую вес торфяной массы);

  • Многолетняя мерзлота.

Ландшафтоведы

Огромные размеры Западно-Сибирской равнины, плоский рельеф и большая протяженность с севера на юг позволяют разместиться здесь нескольким природным зонам – от тундры на севере до степей на юге.

Тундра выделяется очень суровым климатом – долгая, холодная, ветреная зима и короткое, прохладное лето со средней температурой июля от +5 до + 100. Осадков в тундре выпадает очень мало 200-300 мм, но, так как мало тепла, то и испарение невелико (слайды 17, 18, 19). Для тундры характерно избыточное увлажнение и повсеместное распространение многолетней мерзлоты. Из растений здесь можно увидеть мхи, лишайники, карликовые березы и ивы, а так же ягоды – морошка, клюква, брусника. Животные – лемминги, песцы, олени (слайд 20).

К югу от тайги располагается таежная зона (слайд 21). Ее здесь называют лесоболотной. Это царство ели и пихты, кедра и лиственницы, сосны. Южная часть лесной зоны представлена березово-осиновыми мелколиственными лесами. Зона широколиственных лесов здесь отсутствует. Причины заболоченности лесной зоны те же, что и в тундре. Из животных здесь встречаются медведь, волк, лиса, куница, соболь, барсук. Много птиц – глухарь, рябчик, горлица, кулик и многие другие. В междуречье Оби и Иртыша встречаются заболоченные участки тайги. Здесь они называются УРМАНАМИ (слайд 22).

К югу от лесной зоны находится лесостепь(слайд 23). Она тянется узкой полосой с запада на восток. Здесь много небольших озер, более плодородные почвы, в сосновых борах можно встретить степных животных – тушканчиков и овсянок. Часть лесостепной зоны распахана. На юге этой зоны можно встретить рощи берез и осин – КОЛКИ (слайд 24). И песчаные гряды высотой до 10 м – ГРИВЫ (слайд 25). В условиях недостатка влаги здесь можно встретить солонцы и солончаки.

На самом юге Западной Сибири находятся степи (слайд 26). Осадков здесь выпадает мало – около 300 мм. Но почвы здесь плодородные черноземные и каштановые. Степь вся распахана. Но здесь мешает сельскому хозяйству недостаток влаги и пыльные бури в начале лета.

  1. Подведение итогов.

Мы рассмотрели основные особенности природы Западной Сибири. Готовы ли вы ответить на наш вопрос «Может ли плоский рельеф сыграть решающую роль в формировании природных условий?» (дети дают ответ)

- Западная Сибирь – ее необъятные просторы, ее бескрайняя тайга, ее топкие болота, ее богатые природные ресурсы, ее плодородные земли степей – все это наша Родина. Ее нельзя не любить!

- Удивительная и неповторимая по своей красоте природа, давно воспета на полотнах художников, она живет в волшебных словах наших писателей и поэтов. Вот такие слова написал об этой равнине поэт И. Фролов:

Равнина. Равнина.

Ни яра, ни пади.

Равнина – на север,

Равнина – на юг.

Как будто гористую

Землю разгладил

Какой-то гигантский утюг!


  1. Закрепление и обобщение новых знаний.

- Для закрепления изученного материала предлагаю поработать с таблицей 1 и заполнить правую колонку таблицы (что нового вы узнали).

- Составьте СИНКВЕЙ (пятистишие)

Придумайте к слову «Сибирь»:

1 строчка – главное слово

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – три глагола

4 строчка – крылатая фраза, утверждение

5 строчка – существительное-синоним, который выражает суть слова Сибирь.

- Прошу вас закончить фразу:

Сегодня на уроке :

  • я научился –

  • мне было интересно -

  • мне понравилось больше всего задание –

  • мне показалось сложным –

Оценка работы групп.


  1. Домашнее задание - § 40, 41, самостоятельная работа по теме «Сравнение особенностей природы Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнины» (слайд 27).


Закончить наш урок позвольте стихами В. Маяковского:

Чем больше гляжу я на снежную ширь,

Тем думаю все упорнее:

Черт возьми, да ведь наша Сибирь

Богаче, чем солнечная Калифорния.


Урок окончен, спасибо за работу (слайд 27).

Таблица 1

Западно-Сибирская равнина

Я знаю

Я узнал на уроке













Карточка-задание № 1

«Западно-Сибирская равнина. Особенности природы».


Геоморфологи – ученые, изучающие рельеф земной поверхности.


Задача:


Используя учебник §40 с. 198-199 и карты атласа с.10 – 11, с.43, исследовать рельеф Западной Сибири и ответить на вопросы:


  1. Что лежит в основе Западно-Сибирской равнины? (см. «Тектоническая карту» - с. 10 – 11)

  2. Каков соответственно рельеф? (см. «Физическая карта» - с. 43)

  3. Преобладающие высоты.

  4. Какое влияние на рельеф оказал ледник?

  5. Что такое Северные Увалы?

  6. Перечислить полезные ископаемые, встречающиеся на равнине (см. «Тектоническая карта» - с. 10 – 11)


ВЫВОД: Какие формы рельефа наиболее характерны для Западной Сибири?



Карточка-задание № 2

«Западно-Сибирская равнина. Особенности природы».


Климатологи – ученые, изучающие климат.


Задача:


Используя учебник §40 с. 199-200 и карты атласа с. 14-15, с.43, исследовать климат Западно-Сибирской равнины и ответить на вопросы:


  1. В пределах каких климатических поясов расположена территория равнины?

  2. Какие факторы сформировали континентальный и суровый климат?

  • широта,

  • рельеф,

  • океаны,

  • атмосферные фронты, циклоны,

  • горы по периферии.


ВЫВОД: Чем характеризуется климат Западно-Сибирской равнины?


Карточка-задание № 3

«Западно-Сибирская равнина. Особенности природы».


Гидрологи – ученые, изучающие природные воды гидросферы.


Задача:


Используя учебник §40 с. 200-201 и карты атласа с.16 – 17, с.43, исследовать внутренние воды Западно-Сибирской равнины и ответить на вопросы:


  1. Какими видами представлены внутренние воды равнины?

  2. Привести пример. Показать на карте.

  3. К бассейну какого океана относятся реки и почему?

  4. Почему реки Западной Сибири имеют медленное течение?

  5. Почему весной река Обь разливается на десятки км.?


Причины заболоченности равнины:

  • плоский рельеф,

  • многолетняя мерзлота,

  • избыточное увлажнение,


ВЫВОД: Каковы главные особенности внутренних вод Западно-Сибирской равнины?

Карточка-задание № 4

«Западно-Сибирская равнина. Особенности природы».


Ландшафтоведы – ученые, изучающие природно-территориальные комплексы, в том числе и природные зоны.


Задача:


Используя учебник §41 с.201 – 204 и карты атласа с. 22 – 23, с.43, исследовать ландшафт Западно-Сибирской равнины и ответить на вопросы:


  1. Какие природные зоны находятся на Западно-Сибирской равнине?

  2. Какая природная зона занимает большую площадь?

  3. Какие виды хвойных пород преобладают?

  4. В чем особенность лесостепи и степи, их хозяйственное освоение?

  5. Новые понятия: КОЛКИ, ГРИВЫ, УРМАНЫ.


ВЫВОД: Каковы наиболее характерные черты современных ландшафтов Западно-Сибирской равнины?


8 класс

Кроссворд по теме

«Номенклатура Западной Сибири»








З








РЕКА







А








РЕКА







П








РЕКА







А








РЕКА







Д








РЕКА







Н








ОЗЕРО







А








РЕКА







Я








ПОЛУОСТРОВ
























С








РЕКА







И








РЕКА







Б








РЕКА







И








РЕКА







Р








РЕКА







Ь








РЕКА


17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!