СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 8 классе "НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: дать понятие назывного предложения. Задачи: Образовательные: •    Ведение понятия «назывные предложения», формирование умения находить главный член и определять способы его выражения. •    Закрепление умения использовать односоставные предложения в речи. Развивающие: •    Развитие речевой культуры. •    Определение роли назывных предложений в художественной литературе. Воспитательные: •    Воспитание любви к предмету. •    Воспитание интереса, любви и бережного отношения к природе родного края. Коммуникативные: •    Совершенствование навыков индивидуальной и групповой работы.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе "НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"»

НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: дать понятие назывного предложения.

Задачи:

Образовательные:

  • Ведение понятия «назывные предложения», формирование умения находить главный член и определять способы его выражения.

  • Закрепление умения использовать односоставные предложения в речи.

Развивающие:

  • Развитие речевой культуры.

  • Определение роли назывных предложений в художественной литературе.

Воспитательные:

  • Воспитание любви к предмету.

  • Воспитание интереса, любви и бережного отношения к природе родного края.

Коммуникативные:

  • Совершенствование навыков индивидуальной и групповой работы.


Цели урока (для учащихся):

  • Знать: виды односоставных предложений, понятие «назывные предложения», признаки назывных предложений.

  • Уметь: находить в тексте односоставные предложения, характеризовать назывные предложения, употреблять в речи назывные предложения

ХОД УРОКА

I. Организация начала урока.

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!

II. Актуализация знаний:

1. Блиц-опрос:

- Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

 - На какие группы делятся односоставные предложения по форме главного члена?  

(По форме главного члена односоставные предложения делятся на две группы: с главным членом – сказуемым и главным членом – подлежащим.)

- Назовите основные группы односоставных предложений с главным членом сказуемым.

(Определенно-личные, неопределенно – личные, безличные.)

- Какие предложения называются определенно-личными?

(Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со    сказуемым-глаголом в форме 1 –го или 2 –го лица.)

- Какие предложения называются неопределенно-личными?

(Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем

и будущем времени и форме множественного числа прошедшего времени.)
 - Какие предложения называются безличными?

(Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего.)

2. Лингвистический диктант.

А) Наука о языке (языкознание).

Б) Раздел языкознания, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетаниях и предложениях (синтаксис).

В) Основная синтаксическая единица, которая имеет грамматическую основу (предложение).

Г) Односоставные предложения со    сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица (определенно-личные).

Д) Неопределённая форма глагола (инфинитив).

Е) Односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего (безличные).

3. Мини – тест.

 Задание:  дайте  характеристику  предложениям  по  наличию  грамматических    

                   основ.

1.Брожу  по  набережной  снова.                            (определенно –личное)

2.Повеет  полем,  первой  бороздой.                                    (безличное)

3.Его  везли  из  крепости,  из  Бреста.                 (неопределенно – личное)

4.Цыплят  по  осени  считают.                                  (обобщенно – личное)

5.В  лесу  держался  запах  прелой  травы.                    (двусоставное)

6.Пальто  купил  к  зиме.                                                   (двусоставное)

7.Листопадит  в  роще,  листопадит.                                   (безличное)

8.В  Сибири  не  любят  горячку  и  спешку.            (неопределенно – личное)

9.Уже  смеркалось,  и  в  комнате  стало  темно.            (сложное:  1безличное,  

                                                                                                                 2безличное)

10.Прочитайте  Гоголя.                                              (обобщенно – личное)     



III. Мотивация учебной деятельности:

 - Появление   стихотворения, которое мы сейчас прочитаем,  вызвало  неоднозначную  реакцию  читателей.  Одни  восхищались,   удивлялись,  другие  возмущались. ( Стихи распечатаны )

А.А.Фет «Шепот, робкое дыханье…»

       Шепот,  робкое  дыханье,

       Трели  соловья,

       Серебро  и  колыханье

       Сонного  ручья,

       Свет  ночной,  ночные  тени,

    Тени  без  конца,

        Ряд  волшебных  изменений

        Милого  лица,

        В  дымных  тучках  пурпур  розы,

        Отблеск  янтаря,

        И  лобзания,  и  слезы,

        И  заря,  заря!...      

- Автором  этого  стихотворения  является  Афанасий  Афанасьевич  Фет – замечательный  русский  поэт,  живший  в  19  веке.

 -  Чем  же  необычно  стихотворение?  

(-В  этом  стихотворении  нет  ни  одного  глагола).

           

- «В  нем  нет  ни  одного  глагола.  Каждое  выражение – картина» -восторженно  отмечал  Л.Н.Толстой.

- Ребята, так о каких односоставных предложениях пойдёт сегодня речь на уроке? (Назывных).

- Какие цели вы поставите для себя на этом уроке?

(К концу урока мы должны знать, какие предложения называются назывными, по каким признакам можно отличить назывные предложения от других односоставных; уметь: находить в тексте назывные предложения, характеризовать их и употреблять в речи).



IV. Усвоение новых знаний.

- Не указывая на действие, а лишь называя предметы, явления можно ли передать красоту мира? (конечно)

-  Вновь обратимся к стихотворению А. Фета.

- О чём это стихотворение? (О чувствах, настроении, переживаниях лирического героя).

- Какая картина рисуется в вашем воображении? (Ночь, ручей, луна, двое влюбленных, которые не могут расстаться, пение соловья, постепенно приближается рассвет, поэтому меняются краски).

- Особенности синтаксических конструкций в том, что это стихотворение состоит из одного предложения, включающего назывные предложения.

Итак, Назывные предложения – это такие односоставные предложения, в которых главный член – подлежащее выражается именем существительным в именительном падеже или сочетанием числительного с существительным. 

- Сравним предложения. Найдите главный член и сравните предложения:

Утро. Зимний день.

(общее – односоставные, назывные)

(отличие – нераспространенное, распространенное)

Примеры распространенного назывного и двусоставного предложений.

Поздний вечер. Ударил мороз.

(общее – распространенные ) (отличие – односоставное, двусоставное).



 - В схему назывных предложений могут входить также частицы вот и вон, и тогда такие предложения приобретают указательное значение. (Вот и дом).

- Назывные предложения бывают распространенными и нераспространенными (в них есть определения). Если в предложении есть обстоятельство или дополнение, то такое предложение большинством учёных считаются двусоставными.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Александр Александрович Блок замечательно передал состояние человека отчаявшегося, придавленного жизненными заботами, будто бегущего по замкнутому кругу, подчеркнув назывные предложения в начале стихотворения однородными подлежащими в конце.

- Ребята, так какую роль выполняют назывные предложения в стихотворениях?

Вывод: назывные предложения очень кратки, но выразительны. Называя предметы, указывая место или время, они сразу вводят читателя в обстановку действия, способствуют стремительному развитию сюжета.

Распространить назывные предложения могут только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, т. е. все виды определений (согласованные и несогласованные).

Если в предложении есть обстоятельство или дополнение, то такое предложение большинством учёных считается двусоставным неполным с опущенным сказуемым, а обстоятельство напоминает о его существовании

Тишина в заснеженном лесу. В дымных тучках пурпур розы…



V. Первичная проверка усвоения знаний:

1. Записать под диктовку, найти назывные предложения.

  1. Бабье лето. Время обмолота. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят. (В. Боков.)

  2. Запах розы и жасмина. Трепет листьев. Блеск луны… Из открытых окон льется песня южной стороны. (А. Плещеев.)

  3. Тишина. Кукушка. Травы. Я один в лесу глухом.

2. Работа в парах.

1 пара:

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Яркие голубые дни. Синее море. Вечер был тихий, лёгкий. 2) Маленький ручеёк. Вода немного коричневатая. Она не течёт, а сочится из мхов, от подножия невысоких берёзок, ив, ольхи и болотной травы... 3) Ночь. Поскрипывает и по­скрипывает ставенка. 4) Крепко морозит. 5) Мороз. Хрустит под валенками снег.

2 пара:

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Чистые стены, обитые лесом. Запах воды и смолы. 2) Третий час дня. Пасмурно. 3) Вон радуга. Весело жить! 4) Безветрие, и всё небо залито краской. 5) Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух.

3 пара:

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Душная ночь. Будет гроза... Вон и блеснуло бледно и тревожно. 2) Ночь тихая, тихая. Снег рыхл. Где-то далеко в небе тянет весной. 3) Заморозки. Подсохло. Я вышел пройтись к речке. 4) Во всём мне хочется дойти до самой сути: в работе, в поисках пути, в сердечной смуте. 5) Зима подходит к середине, дороги мокнут, с крыш течёт, и солнце греется на льдине.

3. Написание  сочинения – миниатюры.  

- Давайте  попробуем  написать  небольшое  сочинение-миниатюру,  используя  все  виды  односоставных  предложений.



VI. Рефлексия.

Мы проделали большую работу, а теперь я предлагаю составить синквейн и выразить свое отношение к теме.

Назывное предложение.
Лаконичное, ёмкое.
Называет, рисует, представляет.
Краткость – сестра таланта.
Картина.

VII. Информация о домашнем задании:

§ 27, знать правило, примеры. Упр. № 175. Индивидуально для сильных учеников: найти в стихах или прозе известных поэтов или писателей назывные предложения, определит их роль в тексте (остальные – по желанию).











































А.А.Фет «Шепот, робкое дыханье…»

       Шепот,  робкое  дыханье,

       Трели  соловья,

       Серебро  и  колыханье

       Сонного  ручья,

       Свет  ночной,  ночные  тени,

    Тени  без  конца,

        Ряд  волшебных  изменений

        Милого  лица,

        В  дымных  тучках  пурпур  розы,

        Отблеск  янтаря,

        И  лобзания,  и  слезы,

        И  заря,  заря!...      





А. А. Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека»

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

А.А.Фет «Шепот, робкое дыханье…»

       Шепот,  робкое  дыханье,

       Трели  соловья,

       Серебро  и  колыханье

       Сонного  ручья,

       Свет  ночной,  ночные  тени,

    Тени  без  конца,

        Ряд  волшебных  изменений

        Милого  лица,

        В  дымных  тучках  пурпур  розы,

        Отблеск  янтаря,

        И  лобзания,  и  слезы,

        И  заря,  заря!...      



А. А. Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека»

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.







А.А.Фет «Шепот, робкое дыханье…»

       Шепот,  робкое  дыханье,

       Трели  соловья,

       Серебро  и  колыханье

       Сонного  ручья,

       Свет  ночной,  ночные  тени,

    Тени  без  конца,

        Ряд  волшебных  изменений

        Милого  лица,

        В  дымных  тучках  пурпур  розы,

        Отблеск  янтаря,

        И  лобзания,  и  слезы,

        И  заря,  заря!...      





А. А. Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека»

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.



А.А.Фет «Шепот, робкое дыханье…»

       Шепот,  робкое  дыханье,

       Трели  соловья,

       Серебро  и  колыханье

       Сонного  ручья,

       Свет  ночной,  ночные  тени,

    Тени  без  конца,

        Ряд  волшебных  изменений

        Милого  лица,

        В  дымных  тучках  пурпур  розы,

        Отблеск  янтаря,

        И  лобзания,  и  слезы,

        И  заря,  заря!...      

А. А. Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека»

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.







2. Работа в парах.

1 пара:

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Яркие голубые дни. Синее море. Вечер был тихий, лёгкий. 2) Маленький ручеёк. Вода немного коричневатая. Она не течёт, а сочится из мхов, от подножия невысоких берёзок, ив, ольхи и болотной травы... 3) Ночь. Поскрипывает и по­скрипывает ставенка. 4) Крепко морозит. 5) Мороз. Хрустит под валенками снег.

2 пара:

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Чистые стены, обитые лесом. Запах воды и смолы. 2) Третий час дня. Пасмурно. 3) Вон радуга. Весело жить! 4) Безветрие, и всё небо залито краской. 5) Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух.

3 пара:

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Душная ночь. Будет гроза... Вон и блеснуло бледно и тревожно. 2) Ночь тихая, тихая. Снег рыхл. Где-то далеко в небе тянет весной. 3) Заморозки. Подсохло. Я вышел пройтись к речке. 4) Во всём мне хочется дойти до самой сути: в работе, в поисках пути, в сердечной смуте. 5) Зима подходит к середине, дороги мокнут, с крыш течёт, и солнце греется на льдине.



2. Работа в парах.

1 пара:

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Яркие голубые дни. Синее море. Вечер был тихий, лёгкий. 2) Маленький ручеёк. Вода немного коричневатая. Она не течёт, а сочится из мхов, от подножия невысоких берёзок, ив, ольхи и болотной травы... 3) Ночь. Поскрипывает и по­скрипывает ставенка. 4) Крепко морозит. 5) Мороз. Хрустит под валенками снег.

2 пара:

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Чистые стены, обитые лесом. Запах воды и смолы. 2) Третий час дня. Пасмурно. 3) Вон радуга. Весело жить! 4) Безветрие, и всё небо залито краской. 5) Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух.

3 пара:

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Душная ночь. Будет гроза... Вон и блеснуло бледно и тревожно. 2) Ночь тихая, тихая. Снег рыхл. Где-то далеко в небе тянет весной. 3) Заморозки. Подсохло. Я вышел пройтись к речке. 4) Во всём мне хочется дойти до самой сути: в работе, в поисках пути, в сердечной смуте. 5) Зима подходит к середине, дороги мокнут, с крыш течёт, и солнце греется на льдине.



2. Работа в парах.

1 пара:

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Яркие голубые дни. Синее море. Вечер был тихий, лёгкий. 2) Маленький ручеёк. Вода немного коричневатая. Она не течёт, а сочится из мхов, от подножия невысоких берёзок, ив, ольхи и болотной травы... 3) Ночь. Поскрипывает и по­скрипывает ставенка. 4) Крепко морозит. 5) Мороз. Хрустит под валенками снег.

2 пара:

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Чистые стены, обитые лесом. Запах воды и смолы. 2) Третий час дня. Пасмурно. 3) Вон радуга. Весело жить! 4) Безветрие, и всё небо залито краской. 5) Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух.







3 пара:

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Душная ночь. Будет гроза... Вон и блеснуло бледно и тревожно. 2) Ночь тихая, тихая. Снег рыхл. Где-то далеко в небе тянет весной. 3) Заморозки. Подсохло. Я вышел пройтись к речке. 4) Во всём мне хочется дойти до самой сути: в работе, в поисках пути, в сердечной смуте. 5) Зима подходит к середине, дороги мокнут, с крыш течёт, и солнце греется на льдине.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!