НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: дать понятие назывного предложения.
Задачи:
Образовательные:
Ведение понятия «назывные предложения», формирование умения находить главный член и определять способы его выражения.
Закрепление умения использовать односоставные предложения в речи.
Развивающие:
Воспитательные:
Воспитание любви к предмету.
Воспитание интереса, любви и бережного отношения к природе родного края.
Коммуникативные:
Цели урока (для учащихся):
Знать: виды односоставных предложений, понятие «назывные предложения», признаки назывных предложений.
Уметь: находить в тексте односоставные предложения, характеризовать назывные предложения, употреблять в речи назывные предложения
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока.
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!
II. Актуализация знаний:
1. Блиц-опрос:
- Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?
- На какие группы делятся односоставные предложения по форме главного члена?
(По форме главного члена односоставные предложения делятся на две группы: с главным членом – сказуемым и главным членом – подлежащим.)
- Назовите основные группы односоставных предложений с главным членом сказуемым.
(Определенно-личные, неопределенно – личные, безличные.)
- Какие предложения называются определенно-личными?
(Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1 –го или 2 –го лица.)
- Какие предложения называются неопределенно-личными?
(Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем
и будущем времени и форме множественного числа прошедшего времени.)
- Какие предложения называются безличными?
(Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего.)
2. Лингвистический диктант.
А) Наука о языке (языкознание).
Б) Раздел языкознания, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетаниях и предложениях (синтаксис).
В) Основная синтаксическая единица, которая имеет грамматическую основу (предложение).
Г) Односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица (определенно-личные).
Д) Неопределённая форма глагола (инфинитив).
Е) Односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего (безличные).
3. Мини – тест.
Задание: дайте характеристику предложениям по наличию грамматических
основ.
1.Брожу по набережной снова. (определенно –личное)
2.Повеет полем, первой бороздой. (безличное)
3.Его везли из крепости, из Бреста. (неопределенно – личное)
4.Цыплят по осени считают. (обобщенно – личное)
5.В лесу держался запах прелой травы. (двусоставное)
6.Пальто купил к зиме. (двусоставное)
7.Листопадит в роще, листопадит. (безличное)
8.В Сибири не любят горячку и спешку. (неопределенно – личное)
9.Уже смеркалось, и в комнате стало темно. (сложное: 1безличное,
2безличное)
10.Прочитайте Гоголя. (обобщенно – личное)
III. Мотивация учебной деятельности:
- Появление стихотворения, которое мы сейчас прочитаем, вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись, другие возмущались. ( Стихи распечатаны )
А.А.Фет «Шепот, робкое дыханье…»
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!...
- Автором этого стихотворения является Афанасий Афанасьевич Фет – замечательный русский поэт, живший в 19 веке.
- Чем же необычно стихотворение?
(-В этом стихотворении нет ни одного глагола).
- «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина» -восторженно отмечал Л.Н.Толстой.
- Ребята, так о каких односоставных предложениях пойдёт сегодня речь на уроке? (Назывных).
- Какие цели вы поставите для себя на этом уроке?
(К концу урока мы должны знать, какие предложения называются назывными, по каким признакам можно отличить назывные предложения от других односоставных; уметь: находить в тексте назывные предложения, характеризовать их и употреблять в речи).
IV. Усвоение новых знаний.
- Не указывая на действие, а лишь называя предметы, явления можно ли передать красоту мира? (конечно)
- Вновь обратимся к стихотворению А. Фета.
- О чём это стихотворение? (О чувствах, настроении, переживаниях лирического героя).
- Какая картина рисуется в вашем воображении? (Ночь, ручей, луна, двое влюбленных, которые не могут расстаться, пение соловья, постепенно приближается рассвет, поэтому меняются краски).
- Особенности синтаксических конструкций в том, что это стихотворение состоит из одного предложения, включающего назывные предложения.
Итак, Назывные предложения – это такие односоставные предложения, в которых главный член – подлежащее выражается именем существительным в именительном падеже или сочетанием числительного с существительным.
- Сравним предложения. Найдите главный член и сравните предложения:
Утро. Зимний день.
(общее – односоставные, назывные)
(отличие – нераспространенное, распространенное)
Примеры распространенного назывного и двусоставного предложений.
Поздний вечер. Ударил мороз.
(общее – распространенные ) (отличие – односоставное, двусоставное).
- В схему назывных предложений могут входить также частицы вот и вон, и тогда такие предложения приобретают указательное значение. (Вот и дом).
- Назывные предложения бывают распространенными и нераспространенными (в них есть определения). Если в предложении есть обстоятельство или дополнение, то такое предложение большинством учёных считаются двусоставными.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Александр Александрович Блок замечательно передал состояние человека отчаявшегося, придавленного жизненными заботами, будто бегущего по замкнутому кругу, подчеркнув назывные предложения в начале стихотворения однородными подлежащими в конце.
- Ребята, так какую роль выполняют назывные предложения в стихотворениях?
Вывод: назывные предложения очень кратки, но выразительны. Называя предметы, указывая место или время, они сразу вводят читателя в обстановку действия, способствуют стремительному развитию сюжета.
Распространить назывные предложения могут только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, т. е. все виды определений (согласованные и несогласованные).
Если в предложении есть обстоятельство или дополнение, то такое предложение большинством учёных считается двусоставным неполным с опущенным сказуемым, а обстоятельство напоминает о его существовании
Тишина в заснеженном лесу. В дымных тучках пурпур розы…
V. Первичная проверка усвоения знаний:
1. Записать под диктовку, найти назывные предложения.
Бабье лето. Время обмолота. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят. (В. Боков.)
Запах розы и жасмина. Трепет листьев. Блеск луны… Из открытых окон льется песня южной стороны. (А. Плещеев.)
Тишина. Кукушка. Травы. Я один в лесу глухом.
2. Работа в парах.
1 пара:
Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.
1) Яркие голубые дни. Синее море. Вечер был тихий, лёгкий. 2) Маленький ручеёк. Вода немного коричневатая. Она не течёт, а сочится из мхов, от подножия невысоких берёзок, ив, ольхи и болотной травы... 3) Ночь. Поскрипывает и поскрипывает ставенка. 4) Крепко морозит. 5) Мороз. Хрустит под валенками снег.
2 пара:
Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.
1) Чистые стены, обитые лесом. Запах воды и смолы. 2) Третий час дня. Пасмурно. 3) Вон радуга. Весело жить! 4) Безветрие, и всё небо залито краской. 5) Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух.
3 пара:
Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.
1) Душная ночь. Будет гроза... Вон и блеснуло бледно и тревожно. 2) Ночь тихая, тихая. Снег рыхл. Где-то далеко в небе тянет весной. 3) Заморозки. Подсохло. Я вышел пройтись к речке. 4) Во всём мне хочется дойти до самой сути: в работе, в поисках пути, в сердечной смуте. 5) Зима подходит к середине, дороги мокнут, с крыш течёт, и солнце греется на льдине.
3. Написание сочинения – миниатюры.
- Давайте попробуем написать небольшое сочинение-миниатюру, используя все виды односоставных предложений.
VI. Рефлексия.
Мы проделали большую работу, а теперь я предлагаю составить синквейн и выразить свое отношение к теме.
Назывное предложение.
Лаконичное, ёмкое.
Называет, рисует, представляет.
Краткость – сестра таланта.
Картина.
VII. Информация о домашнем задании:
§ 27, знать правило, примеры. Упр. № 175. Индивидуально для сильных учеников: найти в стихах или прозе известных поэтов или писателей назывные предложения, определит их роль в тексте (остальные – по желанию).
А.А.Фет «Шепот, робкое дыханье…»
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!...
А. А. Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека»
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
А.А.Фет «Шепот, робкое дыханье…»
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!...
А. А. Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека»
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
А.А.Фет «Шепот, робкое дыханье…»
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!...
А. А. Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека»
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
А.А.Фет «Шепот, робкое дыханье…»
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!...
А. А. Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека»
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
2. Работа в парах.
1 пара:
Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.
1) Яркие голубые дни. Синее море. Вечер был тихий, лёгкий. 2) Маленький ручеёк. Вода немного коричневатая. Она не течёт, а сочится из мхов, от подножия невысоких берёзок, ив, ольхи и болотной травы... 3) Ночь. Поскрипывает и поскрипывает ставенка. 4) Крепко морозит. 5) Мороз. Хрустит под валенками снег.
2 пара:
Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.
1) Чистые стены, обитые лесом. Запах воды и смолы. 2) Третий час дня. Пасмурно. 3) Вон радуга. Весело жить! 4) Безветрие, и всё небо залито краской. 5) Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух.
3 пара:
Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.
1) Душная ночь. Будет гроза... Вон и блеснуло бледно и тревожно. 2) Ночь тихая, тихая. Снег рыхл. Где-то далеко в небе тянет весной. 3) Заморозки. Подсохло. Я вышел пройтись к речке. 4) Во всём мне хочется дойти до самой сути: в работе, в поисках пути, в сердечной смуте. 5) Зима подходит к середине, дороги мокнут, с крыш течёт, и солнце греется на льдине.
2. Работа в парах.
1 пара:
Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.
1) Яркие голубые дни. Синее море. Вечер был тихий, лёгкий. 2) Маленький ручеёк. Вода немного коричневатая. Она не течёт, а сочится из мхов, от подножия невысоких берёзок, ив, ольхи и болотной травы... 3) Ночь. Поскрипывает и поскрипывает ставенка. 4) Крепко морозит. 5) Мороз. Хрустит под валенками снег.
2 пара:
Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.
1) Чистые стены, обитые лесом. Запах воды и смолы. 2) Третий час дня. Пасмурно. 3) Вон радуга. Весело жить! 4) Безветрие, и всё небо залито краской. 5) Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух.
3 пара:
Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.
1) Душная ночь. Будет гроза... Вон и блеснуло бледно и тревожно. 2) Ночь тихая, тихая. Снег рыхл. Где-то далеко в небе тянет весной. 3) Заморозки. Подсохло. Я вышел пройтись к речке. 4) Во всём мне хочется дойти до самой сути: в работе, в поисках пути, в сердечной смуте. 5) Зима подходит к середине, дороги мокнут, с крыш течёт, и солнце греется на льдине.
2. Работа в парах.
1 пара:
Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.
1) Яркие голубые дни. Синее море. Вечер был тихий, лёгкий. 2) Маленький ручеёк. Вода немного коричневатая. Она не течёт, а сочится из мхов, от подножия невысоких берёзок, ив, ольхи и болотной травы... 3) Ночь. Поскрипывает и поскрипывает ставенка. 4) Крепко морозит. 5) Мороз. Хрустит под валенками снег.
2 пара:
Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.
1) Чистые стены, обитые лесом. Запах воды и смолы. 2) Третий час дня. Пасмурно. 3) Вон радуга. Весело жить! 4) Безветрие, и всё небо залито краской. 5) Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух.
3 пара:
Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.
1) Душная ночь. Будет гроза... Вон и блеснуло бледно и тревожно. 2) Ночь тихая, тихая. Снег рыхл. Где-то далеко в небе тянет весной. 3) Заморозки. Подсохло. Я вышел пройтись к речке. 4) Во всём мне хочется дойти до самой сути: в работе, в поисках пути, в сердечной смуте. 5) Зима подходит к середине, дороги мокнут, с крыш течёт, и солнце греется на льдине.