СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения. Закрепление"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На втором уроке по теме  изучается стилистическая роль назывных предложений и их роль в построении текста на примерах  из произведений В.М.Пескова.  Продолжается обучение написанию сжатого изложения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения. Закрепление"»

Конспект урока русского языка в 8 классе

Тема: Назывные предложения. Закрепление изученного.

Цель: закрепить знания об особенностях назывных предложений, их роли в тексте

Задачи:

- закрепить знания о структурных особенностях и сфере употребления назывных предложений, умение опознавать их в тексте, использовать для построения абзаца, развивать умение писать сжатое изложение, элементы сочинения-рассуждения;

  • воспитывать интерес к изучению русского языка и литературы;

  • развивать умения анализировать, структурировать информацию, выделять главное, делать выводы;

  • коррекционный аспект: формировать межпредметные связи; развивать самостоятельность мышления у слабовидящих учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные: стремление к речевому самосовершествованию; формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные:

регулятивные – самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; прогнозирование альтернативных решений; развитие умения формулировать проблему, доказывать свою точку зрения;

коммуникативныеумение создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

познавательные – нахождение в тексте требуемой информации определение темы, цели, назначения текста, обнаружение соответствия между частью текста и его общей идеей, переработка информации, преобразование ее с выделением существенных признаков явлений и фактов;

предметные – умение употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка, опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической речи и оценивать их.

Форма организации учебной деятельности (ФОУД):  фронтальная, индивидуальная, парная, групповая 

Технологии: здоровьесбережения, технология написания изложения с предварительным анализом текста.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Демонстрационный и раздаточный материал: флипчарт (презентация), распечатки текстов для индивидуальной работы по числу учащихся (в карточках снято выделение курсивом и полужирное начертание).

Тип урока:  комбинированный.


Ход урока:

1. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

Выборочная проверка домашнего задания:

1) Укажите назывные предложения в тексте упр.190.

2) Какие функции выполняют назывные предложения в тексте (упр.192)?

3) Удалось ли вам заменить двусоставные предложения на назывные? Как изменилось ваше восприятие текста? (упр.188)

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение задач урока.

Всё ли мы знаем об односоставных назывных предложениях? В каких аспектах их рассматривали?

- Изучали их строение, способы выражения главного члена предложения, смысловые функции в речи.

- Обо всех ли возможностях использования назывных предложений мы узнали?

(Мы рассматривали назывные предложения и изолированно, и в контексте: нам важно было научиться их опознавать, оценивать изобразительно-выразительные возможности их употребления, однако их роль в построении текста исследована нами недостаточно).

Определим цели и задачи урока.

3. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала. Слово учителя.

Включение назывных предложений в текст может быть особым стилистическим приёмом, чертой индивидуально-авторского стиля.

Сегодня мы познакомимся с отрывками из произведений писателя Василия Михайловича Пескова. Специальный корреспондент газеты «Комсомольская правда», он более 50 лет он являлся постоянным автором рубрики «Окно в природу», более 20 лет вёл телевизионную передачу «В мире животных». Объездил весь Советский Союз и полмира. Никогда не расставался с фотоаппаратом. На его репортажах выросло три поколения читателей. Василий Михайлович - человек легенда. Именно Пескову первому удалось взять интервью у Юрия Гагарина сразу после его полета. Материал «Полководец» - интервью с Георгием Жуковым – стал эпохальным событием в жизни страны: вернул имя «Маршала Победы в контекст Истории» [4]. Огромной популярностью пользовались очерки о староверах Лыковых, живших более 40 лет отшельниками в тайге. Одинаково интересны и близки Пескову жизнь людей и мир природы. Он убежден: «Землю можно сохранить только бережным отношением и любовью всех людей». Писатель дал пример, как можно жить по велению сердца и совести.


4. Работа в группах.

- Прочтите отрывки из разных произведений автора. Определите виды предложений по составу грамматической основы. Найдите назывные предложения. Какое местоположение в тексте (абзаце) наиболее характерно для них? Как вы думаете, почему? Какие типы речи представлены в данных фрагментах? Спрогнозируйте, каким может быть продолжение текста.

Карточка 1.

  • Дождь. Пузатые капли оставляют туманные полосы на стекле.

  • Тихий дождик. По мокрому асфальту ручьями плывет красный, зеленый и желтый уличный свет.

  • Полночь… Гаснут огни в маленьком городке.

  • Пурга. Скользят колеса.

  • Серый неприветливый день. По воде плывут жухлые ивовые листья.

  • Двадцатилетние… Легко им шагать по земле, ладится у них работа, велики крылья у их мечты.

  • Лето. Почти все взрослое население отправилось на курорт.

  • Вы помните васнецовского «Витязя на распутье»? Степь. Белый конь. Тревожный закат. Всадник. Древние буквы на камне: «Как пряму ехати — живу не бывати, нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».

Карточка 2.

  • Ноябрь. Стынет вода в озерах и речках.

  • Подземная пещера. Наши голоса глухо звучат под сводами.

  • Март. Вчера небо и снег были синими.

  • Последние дни апреля. Половодье пошло на убыль, но гуси продолжают лететь.

  • Три телеграммы. Они пожелтели за десять лет.

  • Утром туч как не бывало. Опять синие тени и синее небо.

  • Грязь, болота… Я все ждал, когда они кончатся, а их все больше и больше.

  • Станция Пески. С булыжного шоссе в лес убегает тропинка.


Карточка 3.

  • Туман. Гаснет последний огонек в окне.

  • Предзимье. Ноябрь на исходе, стоят десяти — двенадцатиградусные морозы, а снегу все нет и нет.

  • Марабу. Так называют в Африке огромную, в человеческий рост птицу.

  • Волк. Герой сказок, былей и небылиц. Многие убеждены, что встреча с ним очень опасна.

  • Душный вечер. Мы сидим у дороги и продолжаем глядеть, как гора выплывает из облаков.

  • Большая комната. Телефоны. Кнопки. Огоньки на щитах. Знакомая карта с квадратами. Седой полковник помешивает в стакане остывающий чай, листает какую-то сводку.

  • Редчайший снимок… Дикий гусь приготовился спикировать в воду. А вот другой снимок. Тут все наоборот.


Выводы: Назывные предложения употребляются, как правило, в начале абзаца (текста), определяют тему высказывания. Последующие предложения конкретизируют картину, изображенную в первом. Такое начало характерно для текстов-описаний, однако, возможно и в повествовании. Если соответствующим образом продолжить текст, то можно построить и рассуждение, где назывное предложение будет предшествовать тезису.


5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков. Работа в группах. Анализ текста (Карточка II).

Перед вами газетная статья из рубрики «Окно в природу».

  1. Прочтите текст.

  2. Определите его тему.

  3. Выделите смысловые части текста.

  4. Определите микротемы в смысловых частях.

  5. Как построены абзацы?

  6. Можете ли вы определить тип речи данного текста? Что вызывает трудности, почему?

После того как учащиеся представят свои наблюдения и гипотезы и не найдут правильного решения, учитель предложит выполнить ряд заданий наводящего характера: подчеркнуть разным цветом в абзаце предложения, содержащие различного типа информацию: обобщающая фраза, поясняющая фраза, конкретный пример.

Выводы. В тексте 8 частей, границы каждой совпадают с абзацным членением. 3-й, 6-й и 7-й абзацы начинаются с двусоставных предложений.

Каждый из этих абзацев представляет собой мини-рассуждение: в 3-м приводится пример, вслед за ним – пояснение, а потом подводится итог; в начале 6 и 7 абзаца содержится обобщающая стержневая фраза, а последующие предложения раскрывают её смысл.

Остальные абзацы начинаются с назывных односоставных. Строение 1, 2, 4, 5, 8-го аналогично 6-му и 7-му, а 8-й завершается предложением-итогом. Тип речи в каждом абзаце определяется однозначно и не вызывает споров. Однако при установлении типа речи всего текста во время обсуждения прозвучали разные гипотезы.

Рассмотрим первую. Мнение о том, что текст в целом является описанием, не лишено логики. Действительно, как говорит лингвист Н.С.Валгина, в «чистом виде» типы речи присутствуют крайне редко, реальные типы изложения могут «комбинироваться, переходить из одного в другой».

В тексте с нестандартной речевой структурой надо прежде всего «учитывать прагматическую (т.е. деловую, практическую) установку автора». Если цель автора – охарактеризовать признаки объекта, явления, окружающей обстановки, если ударными являются названия предметов (именно они составляют фон картины), то перед нами текст – описание. Если же задача автора – пояснить, то мы имеем дело с разновидностью рассуждения. С точки зрения замысла текст скорее объяснение того, когда съёмка бывает удачной, чем характеристика признаков съёмки. Следовательно, текст является рассуждением [2].

Карточка II.

Несколько слов о съемке в природе.

  1. Риск. Часто ли он бывает? Нечасто. Но все же бывает. На Кавказе после щелчка фотокамеры ко мне устремилась медведица. До сих пор не знаю, почему, подбежав к фотографу на четыре шага, она раздумала нападать.

  2. Выносливость и терпение… В поисках нужного кадра приходится идти иногда десяток-другой километров, мерзнуть часами в каком-нибудь шалаше, стоять по пояс в болоте, плыть на плоту по порожистой речке, лететь в вертолете, залезать на деревья.

(3) Бельгиец Гарун Тазиев много раз спускался в жерла вулканов. Француз Жак-Ив Кусто опускался со съемочной камерой в океан, кишащий акулами. Фотографы рисковали. Но главное, что приносило успех, — выносливость, знание дела, способность повторить тяжкий путь в случае неудачи.

(4) Знания… В общении с природой, если вы что-то хотите понять и заметить, они крайне нужны, иначе вы непременно пройдете мимо того, что надо заметить. Но просто «копилка знаний» мало что даст. Надо быть любознательным, уметь удивляться, радоваться всем проявлениям жизни. В этом случае вы непременно заметите что-то такое, чего, может быть, до вас никто и не видел, и сделаете свое, пусть маленькое, открытие. А фотокамера поможет вам сохранить этот момент.

(5) Техника фотосъемки… Ею надо владеть хорошо. Иногда момент, которого ждали много часов, дней или даже недель, длится одно мгновение. Ничто не должно подвести нас в эту минуту — ни пленка, ни камера, ни объективы.

(6) Техника съемки сегодня весьма совершенна. Лампы-вспышки позволяют снимать в пещерах, ночном лесу, в толщах океанской воды. Появились специальные фоторужья, кассеты с запасом пленки на сотни кадров (что крайне важно при путешествии). Дистанционные управления позволяют поставить камеру возле норы или над гнездом птицы и включать ее издали.

(7) Сами фотографы придумали много приемов для съемки. Вертолет, например, позволяет заглянуть сверху в самые тайные уголки лесов и болот. Иногда в поисках верхней точки камеру поднимают на воздушном змее или легком воздушном шаре, сооружают специальные вышки, чтобы долгое время наблюдать, например, как вырастают в гнезде орлы. Иногда для съемок привлекают даже объекты самой природы. Вот голубь, снаряженный крошечной камерой. Но такой фотограф предназначен скорее всего не для съемки животных и красивых ландшафтов.

(8) Удача, счастливый случай… Для всех охотников это очень желанный момент. Вы помните, мы напечатали фотографию: слон, поваливший автомобиль. Этот момент успел заснять какой-то безвестный фотолюбитель плохонькой камерой. Подобную съемку можно ли запланировать? Нет. Подарить ее может только счастливый случай, поэтому очень важно в природе держать фотокамеру наготове. И, как известно, удача идет навстречу тем, кто ищет ее и для кого в поиске даже случай закономерен. Я назову имена хорошо известных людей, показавших нам с помощью фотографии красоту и тайны природы. Немец Бернгард Гржимек, англичанин Джеральд Даррелл, поляк Аркадий Фидлер, венгр Хомоки-Надь, шведы Свен Йильсетер и Рольф Бломберг, американец Фред Трюслоу, советские натуралисты Николай Николаевич Немнонов, Эмилия Голованова, Юрий Пукинский. Эти люди приносят нам вести из вечно живого, прекрасного мира.


  1. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).

Проблемный вопрос: Зачем перед написанием сжатого изложения нужно определить типологию текста?

(Это имеет прикладное значение: в текстах рассуждениях нельзя удалять тезисы, пояснения (аргументацию), выводы. Удалить можно конкретные примеры)

Повторение приёмов сжатия текста:

Исключение

Обобщение

Упрощение (замена)

вводных слов; 

однородных членов предложения; 

повторов; 

однотипных примеров; 

риторических вопросов и восклицаний; 

цитат; 

деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; 

пояснений; 

рассуждений; 

описаний; 

слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания. 


связанных одной мыслью частей предложений; 

конкретных, единичных фактов, событий, явлений

  • однородных членов обобщающим словом;

  • сложного предложения -  простым; 

  • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; 

  • прямой речи - косвенной; 

  • части текста - одним предложением; 

части предложения местоимением и т.д.


Задание: определите, какие приёмы сжатия можно применить для данного текста.

8. Дифференцированное творческое задание:

1) написать сжатое изложение текста;

2) написать сжатое изложение, дополнить получившийся текст элементами, чтобы типологическая принадлежность его была более явной (дописать тезис)

7. Написание сжатого изложения.

8. Итоги урока.


Литература:

  1. Беднарская Л.Д., Элективный курс для учащихся 9-11 классов. Современные технологии развития речи, - https://larisa-bednarskaya.nethouse.ru/metod_posob

  2. Валгина, Н.С. Теория текста. Москва, Логос. 2003. –173 с. https://docplayer.ru/26667533-Valgina-n-s-teoriya-teksta-moskva-logos-2003.html

  3. Песков В. М., Полное собрание сочинений. Том 8. Мир за нашим окном  /  В. М. Песков —  «ИД Комсомольская правда»,   — (Василий Песков. Полное собрание сочинений)

  4. Спецкор страны/ Созидатели [Электронный ресурс] / М.Захарчук, . — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.stoletie.ru/sozidateli/speckor_strany_176.htm , свободный

  5. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook029/01/

  6. https://fictionbook.ru/author/vasiliyi_peskov/polnoe_sobranie_sochineniyi_tom_8_mir_za/read_online.html

  7. https://fictionbook.ru/author/vasiliyi_peskov/polnoe_sobranie_sochineniyi_tom_6_u_lukomorya/read_online.html

  8. https://www.syl.ru/article/296968/vasiliy-peskov---pisatel-jurnalist-biografiya-i-tvorchestvo







ПРИЛОЖЕНИЯ

Карточка I.

Карточка 1.

  • Дождь. Пузатые капли оставляют туманные полосы на стекле.


  • Тихий дождик. По мокрому асфальту ручьями плывет красный, зеленый и желтый уличный свет.


  • Полночь… Гаснут огни в маленьком городке.


  • Пурга. Скользят колеса.


  • Серый неприветливый день. По воде плывут жухлые ивовые листья.


  • Двадцатилетние… Легко им шагать по земле, ладится у них работа, велики крылья у их мечты.


  • Лето. Почти все взрослое население отправилось на курорт.


  • Вы помните васнецовского «Витязя на распутье»? Степь. Белый конь. Тревожный закат. Всадник. Древние буквы на камне: «Как пряму ехати — живу не бывати, нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».



Карточка 2.

  • Ноябрь. Стынет вода в озерах и речках.


  • Подземная пещера. Наши голоса глухо звучат под сводами.


  • Март. Вчера небо и снег были синими.


  • Последние дни апреля. Половодье пошло на убыль, но гуси продолжают лететь.


  • Три телеграммы. Они пожелтели за десять лет.


  • Утром туч как не бывало. Опять синие тени и синее небо.


  • Грязь, болота… Я все ждал, когда они кончатся, а их все больше и больше.


  • Станция Пески. С булыжного шоссе в лес убегает тропинка.


Карточка 3.

  • Туман. Гаснет последний огонек в окне.


  • Предзимье. Ноябрь на исходе, стоят десяти — двенадцатиградусные морозы, а снегу все нет и нет.


  • Марабу. Так называют в Африке огромную, в человеческий рост птицу.


  • Волк. Герой сказок, былей и небылиц. Многие убеждены, что встреча с ним очень опасна.


  • Душный вечер. Мы сидим у дороги и продолжаем глядеть, как гора выплывает из облаков.

  • Большая комната. Телефоны. Кнопки. Огоньки на щитах. Знакомая карта с квадратами. Седой полковник помешивает в стакане остывающий чай, листает какую-то сводку.


  • Редчайший снимок… Дикий гусь приготовился спикировать в воду. А вот другой снимок. Тут все наоборот.

Карточка II. Напишите сжатое изложение.

Несколько слов о съемке в природе.

  1. Риск. Часто ли он бывает? Нечасто. Но все же бывает. На Кавказе после щелчка фотокамеры ко мне устремилась медведица. До сих пор не знаю, почему, подбежав к фотографу на четыре шага, она раздумала нападать.

  2. Выносливость и терпение… В поисках нужного кадра приходится идти иногда десяток-другой километров, мерзнуть часами в каком-нибудь шалаше, стоять по пояс в болоте, плыть на плоту по порожистой речке, лететь в вертолете, залезать на деревья.

(3) Бельгиец Гарун Тазиев много раз спускался в жерла вулканов. Француз Жак-Ив Кусто опускался со съемочной камерой в океан, кишащий акулами. Фотографы рисковали. Но главное, что приносило успех, — выносливость, знание дела, способность повторить тяжкий путь в случае неудачи.

(4) Знания… В общении с природой, если вы что-то хотите понять и заметить, они крайне нужны, иначе вы непременно пройдете мимо того, что надо заметить. Но просто «копилка знаний» мало что даст. Надо быть любознательным, уметь удивляться, радоваться всем проявлениям жизни. В этом случае вы непременно заметите что-то такое, чего, может быть, до вас никто и не видел, и сделаете свое, пусть маленькое, открытие. А фотокамера поможет вам сохранить этот момент.

(5) Техника фотосъемки… Ею надо владеть хорошо. Иногда момент, которого ждали много часов, дней или даже недель, длится одно мгновение. Ничто не должно подвести нас в эту минуту — ни пленка, ни камера, ни объективы.

(6) Техника съемки сегодня весьма совершенна. Лампы-вспышки позволяют снимать в пещерах, ночном лесу, в толщах океанской воды. Появились специальные фоторужья, кассеты с запасом пленки на сотни кадров (что крайне важно при путешествии). Дистанционные управления позволяют поставить камеру возле норы или над гнездом птицы и включать ее издали.

(7) Сами фотографы придумали много приемов для съемки. Вертолет, например, позволяет заглянуть сверху в самые тайные уголки лесов и болот. Иногда в поисках верхней точки камеру поднимают на воздушном змее или легком воздушном шаре, сооружают специальные вышки, чтобы долгое время наблюдать, например, как вырастают в гнезде орлы. Иногда для съемок привлекают даже объекты самой природы. Вот голубь, снаряженный крошечной камерой. Но такой фотограф предназначен скорее всего не для съемки животных и красивых ландшафтов.

(8) Удача, счастливый случай… Для всех охотников это очень желанный момент. Вы помните, мы напечатали фотографию: слон, поваливший автомобиль. Этот момент успел заснять какой-то безвестный фотолюбитель плохонькой камерой. Подобную съемку можно ли запланировать? Нет. Подарить ее может только счастливый случай, поэтому очень важно в природе держать фотокамеру наготове. И, как известно, удача идет навстречу тем, кто ищет ее и для кого в поиске даже случай закономерен. Я назову имена хорошо известных людей, показавших нам с помощью фотографии красоту и тайны природы. Немец Бернгард Гржимек, англичанин Джеральд Даррелл, поляк Аркадий Фидлер, венгр Хомоки-Надь, шведы Свен Йильсетер и Рольф Бломберг, американец Фред Трюслоу, советские натуралисты Николай Николаевич Немнонов, Эмилия Голованова, Юрий Пукинский. Эти люди приносят нам вести из вечно живого, прекрасного мира.


15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!