СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

Тип урока: повторение изученного материала.

Цель урока: закрепление и коррекция изученных способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"»

МБОУ «Школа № 9» г. Рязани

2016 -2017 учебный год


Конспект урока русского языка


Класс: 4 – Б

Учитель: Филатикова Светлана Викторовна

УМК: "Школа России"

Учебный предмет: русский язык

Тема урока: Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

Тип урока: повторение изученного материала.

Цель урока: закрепление и коррекция изученных способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.

Задачи урока:

  • развивать умение устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания;

  • учить сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания -е, -и;

  • учить контролировать правильность выбора безударного падежного окончания имён существительных.

Планируемые результаты

Предметные:

  • устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания;

  • выбирать нужный способ проверки при написании окончания;

  • обосновывать написание безударного падежного окончания;

  • находить и исправлять ошибки при написании безударного падежного окончания.

Метапредметные:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

  • планировать действия для решения орфографической задачи;

  • выполнять действия в громкоречевой и умственной формах;

  • использовать установленные правила и алгоритмы при решении орфографической задачи;

  • проводить самооценку.

Личностные:

  • принимать различные позиции участников общения;

  • понимать личную мотивацию к процессу обучения, осознавать готовность к саморазвитию.

Оборудование: проектор, презентация, заготовленные карточки с заданиями.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  • Предлагает оценить, правильно ли рассуждает Света при выборе безударного падежного окончания имени существительного: «Если в слове в кроватке пишется окончание --е, значит, и в слове в кроват… надо писать окончание -е, потому что эти слова однокоренные.

  • Помогает сформулировать тему урока, поставить учебную задачу.



Учитель:

- Кто догадался, над какой темой мы сегодня будем работать?

Учитель:

- Для чего мы будем работать по этой теме?


  • Выслушивают рассуждения четвероклассницы. Высказывают своё мнение, приводят доказательства.






  • Называют тему урока. Определяют учебную задачу – учиться писать безударные падежные окончания имён существительных.

Ученики:

- Правописание безударных окончаний существительных.

Ученики:

- Нам надо отработать умение писать буквы е, и в безударных падежных окончаниях существительных.

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает самостоятельно выполнить тестовое задание: «Выбери и запиши в тетради букву, соответствующую верному ответу»


1. Имена существительные обозначают:

а – признак предмет

л – действие

п – предмет.


2. имена существительные отвечают на вопросы:

в – что делать? что сделать?

р – какой? какая? какое?

й – кто? что?


3. Имена существительные бывают:

с – м. р., ж. р.

ж – м. р., ж. р., ср. р

т – ж. р., ср. р.


4. Имена существительные изменяются:

а – по числам и падежам

б – по родам

в – по числам, родам, падежам


5. Сколько падежей в русском языке?

а – 7

д – 9

з – 6


6.Сколько типов склонения в русском языке?

н – 1

о – 2

е - 3

  • Предлагает проверить правильность выполненного задания.

  • Самостоятельно выполняют задание.

Самопроверка по образцу.

(п й ж а з е)

Самооценка.


Организация познавательной деятельности

  • Словарно-орфографическая работа.

Предлагает из полученных букв составить слово (пейзаж) и узнать в толковом словаре его лексическое значение. (Французское слово пейзаж произошло от латинского слова пагус – «село, деревня». Пейзаж буквально – «сельская картина».

Предлагает записать слово пейзаж в тетрадь, поставить ударение, подчеркнуть непроверяемую орфограмму.

Предлагает разделить слово на части для переноса и записать в тетрадь.

Предлагает дать характеристику слову пейзаж как части речи.



Предлагает определить окончание слова пейзаж в форме единственного числа, предложного падежа – о пейзаже. Организует обсуждение.

Учитель:

- Что необходимо знать, чтобы грамотно написать безударное падежное окончание имени существительного?

Учитель:

- Когда надо проверять окончания существительных?



  • Работа в парах

Организует работу в парах по карточкам.

Задание:

Вставьте пропущенные окончания. Укажите склонение и падеж имён существительных.

Мечтал о подарк… ( )

выйти без шапк… ( )

учиться в институт… ( )

рассказывал о жизн… ( )

прошли по тропинк… ( )

записал на листочк… ( )

катались с горк… ( )

пятно на скатерт… ( )


  • Физкультминутка

Организует физкультминутку. Произносит имена существительные 1, 2. 3 склонений в начальной форме:

Ягода, воскресенье, соловей, морковь, лопата, сирень, кефир, совесть, капитан, лента, ноготь, обувь, аллея, ночь, ночка.


  • Работа в группах

Организует работу в группах.

Задание для групп 1, 2

Найдите и исправьте ошибки:

Около деревне (1 скл., П. п.)

О помощнике (1 скл., П. п.)

У лягушки (3 скл, Р. п.)

К черёмухи (1 скл., Р. п.)

Без рубашки (1 скл., Д. п.)

На площаде ( 1 скл., П. п.)

По берёзки (2 скл., Р. п.)


Задание для групп 3, 4


Задание: Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание пропущенных орфограмм.



Мохнатые сн…жинки закружились в воздух… . В один миг ступеньки лесной сторожк… сделались белыми. Я ш…л по тропинк… и оглядывался по сторонам. К высокой ел… тянется след белк…. А вот на л…сной полянк… в…днеются сл…ды ря…чика. Из чащ… п…слышался стук дятла.


Задание для групп 5, 6

Выберите слова для диктанта по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».


Сторож, на столе, задумался, по математике, зубки, на ветке, прекрасный, в реке, о дочери, капустный, к рябине, килограмм, помидор, без игрушки, на экскурсии, по тропинке, окно, на сирени.


  • Работа по учебнику

Упр. 245, стр. 130.

Коллективная работа.



  • Составляют из букв словарное слово пейзаж.

Работают с толковым словарём.






Записывают слово пейзаж в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают непроверяемую орфограмму - букву е.


Записывают слово пейзаж, разделяя его для переноса на части: пей-заж.

Дают характеристику слову как части речи. (Существительное, что? неодушевлённое, нарицательное, м.р., ед. ч.)

Высказывают своё мнение, доказывают правильность выбора безударного падежного окончания. Вспоминают алгоритм.

Ученики:

- Склонение существительных.

- Вопросы падежей.

- Алгоритм проверки безударных окончаний у существительных.

Ученики:

- Когда окончание находится в безударной позиции.




  • Учащиеся работают в парах.

Коллективная проверка.

Самооценка.














  • Выполняют различные движения в зависимости от типа склонения имени существительного:

1 скл. – хлопают в ладоши

2 скл. – поднимают руки вверх

3 скл – руки в стороны




  • Повторяют правила работы в группах.

Распределяются по группам, выполняют задания.

Коллективная проверка.

Самооценка.





































  • Учащиеся объясняют написание пропущенных окончаний и изученных орфограмм. Запись под диктовку, синтаксический разбор предложения. (Один ученик у доски).

Взаимопроверка.


Подведение итогов урока. Рефлексия

  • Организует обсуждение результатов учебной деятельности: просит определить, решена ли поставленная учебная задача, выявить возникшие трудности и достижения.

  • Просит оценить свою работу на уроке.

  • Включаются в беседу. Высказывают мнения. Выявляют причины успеха или неуспеха.



  • На полях тетради поставить соответствующий смайлик.

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улы­бающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получа­лось, то рисуй лицо «спокойное».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.




  • Домашнее задание: рабочая тетрадь – стр. 68, упр. 160, 161









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!