1. Организационный этап | Приветствует учащихся, ориентирует на запись в тетради числа и классной работы: «Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Садитесь. Открываем тетради и записываем число и классная работа, отступив 2 рабочие строчки вниз от предыдущей работы» При необходимости индивидуально напоминает учащимся о требованиях к письму (наклонное положение тетради, положение пишущей руки, расстояние от головы до тетради и т.д.) | Приветствие учителя, работа в тетради (запись числа и «Классной работы»), соблюдение требований к письму. | 1 мин. |
1. Ведение темы урока. | Далее ориентирует учащихся на работу с пословицами (они также записаны на классной доске) – зачитывает вслух пословицы: «Сейчас я прочитаю эти предложения, а вы подумаете, что здесь записано: 1. При солнышк_ тепло, а при матер_ добро. 2. Делу – время, а потех_ – час. 3. Река узнается в плавании, а человек – в бесед_. Итак, ребята, что я прочитала? (Это пословицы). Моложцы, а ну-ка посмотрите на доску, верно ли записаны все слова? (Нет, пропущены окончания у некоторых существительных). Верно, давайте подумаем, а чем же объединены такие окончания существительных, какая орфограмма для них является общей? (Орфограмма «безударные падежные окончание имён существительных). Точно, так какая тема сегодняшнего урока? (Тема урока – это правописание безударных падежных окончаний имён существительных). | Слушают речь учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему урока. | 3 мин. |
3. Актуализация знаний. | Организует минутку чистописания со словарными словами написанными «Незнайкой» с ошибками: «Теперь ребята, внимательно посмотрите на доску, наш знакомый Незнайка записывал, как и мы сейчас будем, буквы и слова. А правильно ли он их записал? (Нет, у него есть много ошибок) Точно. Давайте их исправим и запишем в тетрадях правильно». Слова Незнайки: сапаги, сабака, девачка, молина, оллея. Далее просит учащихся открыть учебники на стр. 62 и повторить «памятку», даёт около 1,5 минут: «Ребята, теперь отложите учебники на край стола и скажите, что нужно сделать для того, чтобы определить правописание безударного падежного окончания имени существительного? Давайте повторим». После ориентирует учащихся на запись слов с безударными падежными окончаниями из ранее представленных пословиц: «Итак, вернёмся к пословицам, которые у нас на доске: при солнышк(е) – какое окончание? Почему окончание «е»? Верно, запись комментирует (имя ученика)» Так же работа ведётся с оставшимися существительными с пропущенными окончаниями. Учитель напоминает о правилах оформления письменной работы: первое слово всегда с заглавной буквы, в конце ставится точка. По окончании работы учитель повторно обращает внимание на изучаемую памятку и сам процесс правописания. Затем учитель показывает сокращённую форму памятки на доске: 1. С., 2. О. С., 3. П., 4. З. с.» Далее организует работу по запоминанию по 5 этапам П.Я. Гальперина (вслух, для соседа, про себя, для себя, «прикусив язык»). Для уровня усвоенности правила организует блиц-опрос. | Ведут запись в тетради, отвечают на вопросы учителя. Весь класс хором опять проговаривают 4 этапа. Выполняют задание. Слушают учителя, запоминают правила отвечают на вопросы. | 10 мин. |
4. Первичное закрепление знаний. | Организует работу по упражнению из учебника. «Ребята, теперь берём учебники и открываем на стр. 64.. Итак, читаем задание № 225, потом я у вас спрошу, что же нам нужно сделать» «Итак, какое задание нужно сделать? (Прочитать, а затем выписать сущ. с безударными падежными окончаниями.) Что ещё нужно сделать? (Ещё нужно в скобках написать опорные проверочные слова и обозначить склонения). Верно, читаем первое предложение». После прочтения первого предложения, опрашивает учащих, какое окончание нужно дописать и просит напомнить алгоритм определения правописания безударных падежных окончаний сущ. в сокращённой форме, и также, объяснить выбор написания окончания в представленном случае. Далее ориентирует школьников на запись номера упражнения и само выполняемое упражнение. При работе используется приём комментируемого письма. «Молодцы ребята, отложите учебник на край парты. Сейчас будем выполнять следующее задание. Итак, поднимите взгляд на меня – сейчас мы будем работать с карточками словарных слов. Я вам буду показывать карточку, а вы мне будете называть слово и составлять сразу предложное сочетание с одним из этих предлогов». Предлоги учитель прикрепляет в виде карточек на доске (до, на, по). Далее показывает карточки с изображениями словарных слов (аллея, собака, малина, картина, девочка). В каждом случае ученики должны объяснить, какое окончание сущ. в составленном им предложном сочетании и указать опорное слово. «Отлично, теперь вернёмся к нашему учебнику – будем выполнять упражнение № 230. Читаем задание. Что нужно сделать? (Списать, изменяя существительные, данные в скобках, по смыслу; также нужно объяснить окончание, выделить его, и обозначить склонение). Верно, выполняем самостоятельно». Спустя 5 мин. организует самопроверку работы: один учащийся орфографически читает свою запись выполненного задание, другие учащиеся слушают, и при необходимости корректирую (или свою работу, или работу читающего ученика). После выполнения спрашивает учащихся: «Ребята, какое новое словарное слово вы увидели? (Трамвай) Верно, а какую букву нам нужно в нём запомнить? (Первую букву «а»). Давайте проговорим это слово хором; для соседа; для себя; про себя; «прикусив язык». | Слушают учителя, отвечают на вопросы по заданию, выполняют запись задания в тетрадь. | 17 мин. |
6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по карточкам | Организует работу на листиках: «Ребята, у вас на партах лежат листочки – на нах дано задание связанное с темой нашего сегодняшнего урока. Выполняем» Задание на листочках: Вставьте в слова пропущенные буквы: 1. По улице Маяковского стал ходить трмвай № 3. 2. Машинист долго рассказывал о трамва. 3. Сердце разрывается, ноги не идут и все-таки приводят к трамва. 4. Анна проезжала трамва мимо какого-то большого сада, в котором была высокая цветущая груша. Спустя 3 мин. говорит учащимся обменяться листочками и сделать проверку работы соседа по парте и оценить её. «Итак, закончили, отложите листочки на край стола. Ребята, а чем же связаны были все предложения? (Тем, что во всех предложениях было слово «трамвай» в разных склонениях). «Верно! Молодцы!» | Выполняют работу, осуществляют взаимопроверку и взаимооценку. | 5 мин. |
7. Рефлексия и подведение итогов урока | Подводит учащихся к итогу урока: «Итак, давайте подведём итоги сегодняшней работы». Далее задает вопросы, ученики на них отвечают: – Какова была тема нашего урока? – Какие виды работ мы сегодня с вами успели сделать? – Что мы сегодня с вами повторили? – Что нового узнали? «Спасибо за активную работу!» Далее объявляет об оценках за урока | Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою работу на уроке. | 2-3 мин. |