СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Выборы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект поможет учителю подготовиться к уроку и в интересной форме объяснить ученикам тему.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Выборы"»

ВЫБОРЫ

Предмет: обществознание (урок 35 минут)

Дата:

Класс: 9

Цель урока: познакомить учащихся с понятием избирательное право, получить представление о демократических выборах и формах участия граждан в выборах, формирование активной гражданской позиции учащихся - будущих избирателей.

Задачи:

1. познакомить учащихся с понятием «избирательное право»; раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе; научить различать активное и пассивное избирательное право; познакомить с понятиями «выборы» и «референдум», с процедурой голосования; помочь учащимся осмыслить свой политический статус и связанные с ним политические роли, возможности и условия их реализации (предметные УУД);

2. сформировать аналитические умения и навыки (применять полученные знания на практике, вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение - коммуникативные УУД);

3. способствовать правовому воспитанию; воспитывать активную гражданскую позицию учащихся, готовить к осознанному выполнению роли избирателя, создать ситуацию для использования знаний и умений, полученных в курсах обществоведческих дисциплин (метапредметные УУД).

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок получения нового знания, групповая работа.

УМК: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая «Обществознание. 9 класс»

Методы и технологии: деятельностный, частично – поисковый, проблемный, ТРКМ.

Оборудование: проектор, презентация по теме урока, фрагменты документов, тексты задач, раздаточный материал.

Основные понятия: выборы, рефе­рендум, активное избирательное право, пас­сивное избирательное право, мажоритарная, пропорциональная, смешанная избирательные системы.

План урока:

1. Орг.момент. 2 мин

2. Изучение нового материала: 22 мин

  1. Понятие «выборы», референдум.

  2. Признаки демократических выборов.

  3. Категории лиц, не имеющие права голоса.

  4. Виды избирательных прав.

  5. Классификация выборов.

  6. Виды избирательных систем.

3. Рефлекия. 7 мин

4. Подведение итогов, самооценка и объявление д/з. 4 мин


Ход урока

  1. Орг. момент: актуализация знаний, формулировка цели и задач учениками.

Класс делится на 3 группы по 8-10 человек в каждой.

В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, варианты поступков. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Как вы думаете, о каком политическом процессе мы будем сегодня говорить? (выборы). СЛАЙД 1. Зачем, с какой целью? (знать процедуру, знать свои права и т.д.)



2. Изучение нового материала:

1. СЛАЙД 2. Эта тема необъятная, сегодня мы коснемся лишь нескольких вопросов. Сегодня мы будем говорить об избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Наша задача – выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют виды выборов и избирательных систем.

Что вы уже знаете о выборах? Каждая из команд составляет понятийное колесо. СЛАЙД 3. - 1 минута

Что же такое выборы? СЛАЙД 4. А еще есть понятие референдум.

Давайте с вами сейчас на основе имеющихся у вас знаний проведем выборы. Наши уважаемые гости - это кандидаты. Голосуем по своим симпатиям (на столе у вас лежат листы, где нужно написать, за кого вы голосуете). Вам 1 минута определиться с выбором. (Учитель ходит по группам и комментирует):

- Женя, ты не за того человека голосуешь, подумай!!!

- Я знаю, Ваня неправильно проголосует, Артем, возьми у него лист, и проголосуй за него!

Итак, отдает свои голоса 1 группа...и садится на место...2-ая.....3-я...

Ну и как у вас ощущения, ребята? Как вам в роли избирателей? Все ли мы с вами сделали правильно? (да/нет). А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (в документах, законах) Каких? (Конституция, законы о выборах и т.д.) К ним я и предлагаю обратиться за пояснением. Мы можем узнать о процедуре выборов из следующих законов. СЛАЙД 5. - 1 минута

1 группа работает со Статьей 3
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"

и отвечает на вопросы: какие признаки демократических выборов указаны в законе? Какие мы нарушили?

2 группа работает со Статьей 32 Конституции РФ
и отвечает на вопрос: какие категории лиц не имеют права участвовать в выборах?

3 группа работает со Статьей 4
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"

и отвечает на вопросы: какими видами избирательных прав обладают граждане РФ?

2. Итак... 1 группа: Какие признаки демократических выборов указаны в законе? СЛАЙД 6. Какие мы нарушили? (все!!)

3. 2 группа: Какие категории лиц не имеют права голоса? СЛАЙД 7. (3 группа, присоединяйтесь! - несовершеннолетние). А у нас в каждой были "засланные казачки". Догадайтесь, кто это? Кто не имеет права голоса? (по одежде: Дима - умалишенный, специально сбежал на наши выборы из спец больницы. Дима встает (в смирительной рубашке) и кричит: "Я - Наполеон, вы не имеете права лишить меня голоса!" Женя - заключенный (в тельняшке),сбежал специально на наши выборы из мест не столь отдалённых, встает: "Век воли не видать!" Полина, француженка, сбежала специально на наши выборы из исторического музея, встаёт: "Я не говорить по-русски... я здесь ради музей"). Ну и все вы - несовершеннолетние, не имеющие пока права голосовать на выборах.

4. 3 группа: Какими видами избирательных прав обладают граждане РФ? СЛАЙД 8.

Для чего, как вы думаете, возрастной ценз есть и в активном, и в пассивном избирательном праве? (образование, опыт)

Прослушивание гимна РФ.

5. А каких еще лиц мы избираем? СЛАЙД 9. Давайте классифицируем эти выборы. Работа со схемой. 1 минута

1 группа - классифицирует по объекту;

2 группа - по масштабу (уровню);

3 группа - по характеру.

6. В зависимости от того, кого и как мы выбираем, различают типы избирательных систем. СЛАЙД 10.

Посмотрите видео и выделите признаки: СЛАЙД 10. - 2 мин.

1 группа - мажоритарной ИС

2 группа - пропорциональной ИС

3 группа - смешанной ИС



3. Рефлексия.

Итак, что вы сегодня узнали нового для себя? Теперь не допустите ошибок при выборах? Проверим? У каждой из групп на парте - ситуативные задачи. Решите их. СЛАЙД 11. - 2 мин.

Молодцы, справились. Предлагаю выразить свои эмоции к выборам. Составьте синквейн. СЛАЙД 12. - 2 мин.

1 группа - выборы

2 группа - избиратель

3 группа - избирательные системы



4. Подведение итогов, самооценка и объявление д/з.

Как вы можете оценить свою работу на уроке?

Совсем скоро вы примите участие на выборах. Участие в выборах – это показатель Вашей гражданской зрелости и самостоятельной позиции, от которых зависит будущее нашей страны. "Гуляя в тенистой роще, древнегреческий мудрец беседовал со своим учеником. "Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом, имел великих учителей. Неужели для тебя существуют хоть какие-то неясные вопросы?"

В раздумье мудрец очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. "Твои знания - это маленький круг, а мои - большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов".

Желаю вам, молодым и будущим избирателям, успехов в учебе, новых творческих идей, целеустремленности в достижении задуманного!

Д/з на выбор: СЛАЙД 13.

  1. Кластер по теме: «выборы»

  2. Мини-сочинение «почему надо ходить на выборы»

  3. Параграф 4.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

ПОНЯТИЙНОЕ КОЛЕСО (3 шт)





ЛИСТ ГОЛОСОВАНИЯ (14 ШТ х 2)

ЛИСТ ГОЛОСОВАНИЯ


ЛИСТ ГОЛОСОВАНИЯ







ДОКУМЕНТЫ

1 ГРУППА

Статья 3
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"

  • Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

  • Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах…



ДОКУМЕНТЫ

2 ГРУППА

Статья 32 Конституции РФ

  • Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

  • Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

  • Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

ДОКУМЕНТЫ

3 ГРУППА

Статья 4
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"

Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации …и иными правовыми актами…, быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.



СХЕМА

"КЛАССИФИКАЦИЯ ВЫБОРОВ"

1 ГРУППА

ВЫБОРЫ


по объекту:

  1. парламентские

  2. президентские

  3. в органы местного самоуправления


по масштабу (уровню):

  1. федеральный уровень – в масштабах всей страны

  2. региональный уровень – субъектов РФ

  3. местный уровень – муниципальных образований

по характеру:

  1. выборы коллегиальных органов – Государственная Дума РФ

  2. выборы должностных лиц (единоличные органы) – Президент РФ


СХЕМА

"КЛАССИФИКАЦИЯ ВЫБОРОВ"

2 ГРУППА

ВЫБОРЫ


по объекту:

  1. парламентские

  2. президентские

  3. в органы местного самоуправления


по масштабу (уровню):

  1. федеральный уровень – в масштабах всей страны

  2. региональный уровень – субъектов РФ

  3. местный уровень – муниципальных образований

по характеру:

  1. выборы коллегиальных органов – Государственная Дума РФ

  2. выборы должностных лиц (единоличные органы) – Президент РФ


СХЕМА

"КЛАССИФИКАЦИЯ ВЫБОРОВ"

3 ГРУППА

ВЫБОРЫ


по объекту:

  1. парламентские

  2. президентские

  3. в органы местного самоуправления


по масштабу (уровню):

  1. федеральный уровень – в масштабах всей страны

  2. региональный уровень – субъектов РФ

  3. местный уровень – муниципальных образований

по характеру:

  1. выборы коллегиальных органов – Государственная Дума РФ

  2. выборы должностных лиц (единоличные органы) – Президент РФ







ПРИЗНАКИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

1 ГРУППА

МАЖОРИТАРНОЙ







ПРИЗНАКИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

2 ГРУППА

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ







ПРИЗНАКИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

3 ГРУППА

СМЕШАННОЙ








«СИТУАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ»

1 ГРУППА

Задача № 1. (действующие лица: избиратель, два члена избирательной комиссии)

Избиратель Иванов приходит в день голосования на избирательный участок (громко поет).

Иванов: - Здравствуйте, меня зовут Иванов Иван Иванович.

1й представитель избирательной комиссии: - Здравствуйте, ваш паспорт, пожалуйста.

Иванов протягивает паспорт, 1й представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает бюллетень.

Иванов (протягивает второй паспорт):

- Моя жена заболела вот ее паспорт, выдайте мне бюллетень, я проголосую за нее.

2й представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает второй бюллетень.

Вопрос: Были ли, по вашему мнению, нарушения избирательного законодательства в данной ситуации?



«СИТУАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ»

2 ГРУППА

Задача № 2. (действующие лица те же)

Гражданин Иванов приходит на избирательный участок в день голосования.

Иванов: - Здравствуйте, меня зовут Иванов Иван Иванович.

1й представитель избирательной комиссии: - Здравствуйте, ваш паспорт, пожалуйста.

Иванов протягивает паспорт, 1й представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает бюллетень. Иванов идет к кабинке для голосования на стене висит плакат «Голосуйте за Петрова и его партию ?»

Иванов делает свой выбор в кабинке для голосования, опускает бюллетень в урну для голосования.

Вопрос: Были ли, по вашему мнению, нарушения избирательного законодательства в данной ситуации?


«СИТУАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ»

3 ГРУППА

Задача № 3. (действующие лица те же)

Гражданин Иванов приходит на избирательный участок в день голосования.

Иванов: - Здравствуйте, меня зовут Иванов Иван Иванович.

1й представитель избирательной комиссии: - Здравствуйте, ваш паспорт, пожалуйста.

Иванов протягивает паспорт, 1й представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает бюллетень. Иванов внимательно просматривает бюллетень и спрашивает:

- За кого все голосуют?

2й представитель избирательной комиссии отвечает:

- Я советую вам голосовать за Обещалкина, у него наиболее реальная предвыборная программа. (На стене висит плакат «Голосуйте за Петрова и его партию…»)

Иванов:

- Ну, здесь же у вас на плакате написано, что надо голосовать за Петрова. Ладно, вот вам мой бюллетень проголосуйте сами.

Иванов уходит.

Вопрос: Были ли, по вашему мнению, нарушения избирательного законодательства в данной ситуации?





СИНКВЕЙН (3 ШТ)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!