бюджетное общеобразовательное учреждение
Вашкинский муниципальный район
«Андреевская основная школа»
Конспект урока по теме:
«Водород» 8 класс.
Составитель/Разработчик
программы Грушина О.А.
учитель первой квалификационной категории
Педагогический стаж 7 года
2016 г.
Цель: ознакомить учащихся со свойствами водорода.
Задачи:
Образовательные: актуализировать знания учащихся о положении элемента водорода в П.С.Х.Э.
Познакомить учащихся с историей открытия водорода.
Дать понятия о способах получения водорода.
Закрепить умения применять полученные знания при объяснение новых фактов; продолжить формирование умения составлять формулы веществ, взаимодействие с простыми и сложными веществами.
Дать понятие о водороде как химическом элементе и простом веществе.
Развивающие: развивать память и речь учащихся.
Развивать мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, запоминать и применять полученные знания в практической деятельности.
Воспитательные: воспитывать положительные отношения к предмету.
Формировать естественно-научное мировозрение учащихся.
Поддерживать интерес к науке «химия».
Тип урока: комбинированный.
Формы и методы:
Объяснительно-иллюстративный, фронтальный, наглядный, эксперимент, работа с книгой, И.КТ.
Межпредметные связи: биология, астрономия.
Реактивы: соляная кислота, цинк, оксид меди.
Оборудование: таблица химических элементов Д.И.Менделеева, компьютер, медиапроектор, спиртовка, пробирки, лабораторный штатив, кристаллизатор, спички.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
Подготовка учащихся к уроку.
Приветствие.
Отсутствующие.
II. Мотивация познавательной деятельности.
Учитель: Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие по удивительной стране. А вот по какой именно мы узнаем из следующей загадки.
Я, газ легчайший и бесцветный,
Неядовитый и безвредный.
Соединяясь с кислородом,
Я для питья даю вам воду.
Ученик: Водород.
Учитель: Итак, тема нашего урока: Водород.
Учитель: Прежде чем мы с вами отправимся в путешествие у нас должна быть карта. Давайте мы ее хорошо рассмотрим.
Общая характеристика
Водород в природе
Применение
Относительна
атомная масса ВОДОРОД относительная молекулярная масса
Химические свойства химическая формула
Физические свойства химический знак
Станция 1: «Историческая»
Учитель: Сейчас мы прослушаем сообщение вашего одноклассника про открытие водорода.
Открытие водорода:
В 1766г. Известный английский ученый Генри Кавендиш получил «искусственный воздух» действием металлов на кислоты. «Воздух» Кавендиша оказался не видоизменением атмосферного воздуха, а совершенно самостоятельным веществом. Он хорошо горел, поэтому его назвали «горючим воздухом». При горении «горючего воздуха» на стенках пробирки оставались крохотные капельки росы. Кавендиш собрал капельки и провел исследования полученной жидкости. Результат поразил его – это была вода.
Первым стал рассматривать водород как химический элемент француз А.Л.Лавуазье, который в 1787 году установил, что при горении на воздухе этот газ образует воду и дал ему название гидрогениум, означающее «рождающий воду». Русское название (по смыслу одно и тоже): вода род
В середине 19 века в России утвердилось произношение символа элемента по французки («аш»)
Дж. Дальтон рассматривал водород, как самый легкий газ. В начале 19 века Дальтон создал первую шкалу относительных атомных весов элементов, то за единицу сравнения он выбрал массу атома водорода. Долгое время водород в периодической системе элементов было двойственным - его размещали и в первой и седьмой группах. Но по последним рекомендациям ИЮПАК водород элемент группы №1. Водород располагают над литием: он взаимодействует с неметаллами, как все металлы 1 группы; как металл водород обладает теплопроводностью, и имеет валентность I. Водород стал первым известным простым газообразным веществом. Его открытие имело огромное значение для становления современной научной химии.
Вот мы с вами узнали об открытии водорода. А сейчас перейдем на следующую станцию и узнаем расположение водорода в периодической таблицы Д.И.Менделеева.
Станция № 2 «Менделеевская»
Учитель: Предлагаю в группах приготовить ответы на вопросы с помощью которых мы узнаем про физические свойства водорода. Каждой группе выдается карточка с заданиями. Задание делается на время.
Задание для первой группы учащихся: указать химическую формулу и химический знак водорода
Задание для второй группы учащихся: указать положение водорода в периодической системе: указать группу, период, атомный номер.
Задание для третий группы учащихся: относительную атомную массу, относительную молекулярную массу
Ребята, а как можно доказать, что водород действительно легче воздуха, если известно, что Мч (воздуха) = 29?
- Давайте найдем Мч (Н2), Мч(Н2)=2Ач(Н)=2*1=2; 2 меньше 29, следовательно, водород действительно, легче воздуха.
Ответы на вопросы заслушиваются у доски.
Станция № 3 «Сравнительная»
Сравнительная характеристика физических свойств водорода и кислорода.
-Давайте заполним таблицу и после заполнения сделаем выводы о сходстве и различии кислорода и водорода
Характеристики | Водород (стр 74) | Кислород (стр 55) |
Запах | Нет | Нет |
Цвет | Нет | Нет |
Растворимость в воде | Плохо растворим(в 100 V Н2О 2VH2) | Плохо растворим в воде (в 100VH2O растворяется 3VH2O) |
Легче или тяжелее воздуха | Легче воздуха ( в 14,5 раз) | Тяжелее воздуха |
Т кип | -252,760С | -182,960С |
gн.у. | 0,09г/л | 1,43г/л |
(Учащиеся заполняют таблицу, после заполнения, делают выводы, в чем сходство и в чем отличие водорода и кислорода.)
-Водород плохо растворим в воде еще хуже в органических растворителях, а в некоторых металлах водород растворим очень хорошо. Так, в 1 объеме палладия растворяется 850 объемов водорода. Но палладий дорог, и как аккумулятор водорода для практических целей ( например, для двигателя работающего на экологически чистом водородном топливе) его использовать не выгодно.
-Водород-самый легкий газ. Если шар объемом 22,4м3 наполнить водородом. То в воздухе он может поднять груз массой 29-2=27кг. В первой половине XXв. началось строительство летательных аппаратов большой грузоподъемности-дирижаблей, которые наполняли водородом. Но водород-взрывоопасный газ, и в 1930-е г.г. с дирижаблями произошло несколько крупных аварий. После этого строительство дирижаблей с водородом во всем мире на многие годы прекратилось.
Станция №4 «Химические превращения»
Найдите в учебнике другие химические свойства водорода и закончите схему:
HF
? +Cl2 HCl
? H2 +S H2S
? +CuO +Na
NaH
Cu
-Из-за высокой устойчивости молекул Н2 химическая активность водорода мала. Хотя сам водород – неметалл, он более химически активен по отношению к неметаллам, чем к металлам.
1.Взаимодействие водорода с неметаллами.
При комнатной температуре водород реагирует только с фтором.
Н2+F2=2HF ( со взрывом образуется фтороводород , реакция соединения).
-При облучении УФ-светом или при нагревании Н2 реагирует с хлором.
H2 + Cl2 = 2HCl
Напишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты, назовите продукты и укажите тип реакции. ( Один ученик пишет реакцию на доске, остальные проверяют правильность выполнения и также записывают уравнение реакции в тетрадь)
- При нагревании Н2 реагирует с менее активными галогенами, бромом и йодом. Напишите уравнения реакции, расставьте коэффициенты, назовите продукты и укажите тип реакции. (Следующий ученик работает у доски, выполняя задание)
-Также водород при температуре вступает в обратимые реакции с серой и азотом. В результате которых образуются сероводород и аммиак. Самостоятельно напишите данные уравнения реакции в тетради.
H2 + S = H2S
H2 + 3N2 = 2NH3
-При поджигании или внесении катализатора (платины или палладия) водород со взрывом реагирует с кислородом. Давайте вспомним, что такое катализаторы (Дают определение катализаторам). Запишем соответствующее уравнение реакции:
2Н2+О2=2Н2О
-В учебной литературе часто используют термин «гремучий газ», подразумевая при этом смесь водорода и кислорода в объемном соотношении 2:1. Это может создать неверное представление о том, что при других объемных соотношениях смеси водорода и кислорода не взрываются. Между тем смеси этих газов взрываются в широком интервале объемных соотношений. Поэтому, например, даже небольшая утечка в помещении водорода из баллона, в котором он хранится, может привести к взрыву. В связи с этим хранить баллоны с водородом в помещении нельзя (для их хранения используют уличные металлические шкафы). Поэтому, прежде чем поджечь полученный в лаборатории водород, его нужно проверить на чистоту. Для этого собирают водород в пробирку , которую в положении вверх дном подносят к пламени. Если водород чистый, то он сгорает спокойно, звук горения глухой, если с примесью воздуха, то звук при горении лающий.
-С такими неметаллами, как фосфор, кремний и бор, водород напрямую не реагирует, соединения фосфин -РН3, силан- SiH4, боран-B2H6, получают косвенными путями.
2.Взаимодействие водорода с металлами.
- При нагревании водород реагирует с активными металлами, образуя гидриды. Например NaH, МgH2, CaH2. Давайте напишем эти реакции на доске и в тетради. (У доски работает следующий ученик).
H2+2Na = 2NaH
H2 + Ca = CaH2
- Важное значение как компонент твердого ракетного топлива, имеет гидрид алюминия. Но его нельзя получить прямым взаимодействием алюминия и водорода. К его образованию приводят многостадийные процессы, условия эффективного осуществления которых, является государственной тайной.
3.Взаимодействие водорода с оксидами и хлоридами металлов средней и низкой активности.
-При нагревании водород реагирует с оксидами и хлоридами многих металлов низкой и средней активности, в результате образуются свободные металлы (происходит их восстановление, водород является восстановителем).
CuO + H2 = Cu + H2O - со сложными
-При температуре 2000С PbO+H2=H2O+Pb
-При температуре 350-4000С и выше Fe2O3+3H2=2Fe+3H2O
2FeCl3+3H2=2Fe+6HCl
Оксиды активных металлов, в том числе оксиды кальция и алюминия, с водородом не реагируют. В ряду стандартных потенциалов первый металл, оксид которого не восстанавливается водородом при нормальном давлении, - это марганец.
Станция №5 «Природная»
Ученик читает загадку
Первый я на белом свете:
Во Вселенной, на планете,
Превращаюсь в легкий гелий,
Зажигаю солнце в небе.
В гости с космоса пришел,
В воде приют себе нашел. (водород)
Учитель: На этой станции мы познакомимся с нахождением для нас всех удивительного элемента и вещества – водород в природе.
Рассказ учителя +слайд .
Нахождение в природе.
В свободном виде: В виде соединений:
Звезды, Солнце(50%) Земля (свободного – 0,5*10 % в
атмосфере)
Рассказ ученика: Водород - один из наиболее распространенных элементов на Земле, на его долю приходится около 1% массы земной коры( 10 место среди всех элементов). В свободном виде водорода в земной коре нет, в химически связанном состоянии он содержится в воде, природном газе, каменном угле, входит в состав горных пород и минералов. Наше Солнце на 50% состоит из водорода. В космосе водород по распространенности занимает 1 место. Преимущественно из водорода состоят межзвездный газ и газовые туманности. Водород – органоген, вместе с углеродом, азотом, кислородом, серой и другими элементами входит в состав тканей всех растений и животных. В организме человека содержится 60% водорода. По распространенности в нашей Вселенной водород занимает 1 место.
Станция № 6 «Практическая»
Время стоянки 5 минут. Работа учащихся в тетради. Выбрать из текста где применяется водород и составить схему (стр 76).
Метиловый спирт
Сварка и резка металлов
H2 Получение хлороводородной кислоты
Получение аммиака
Получение тугоплавких металлов
III Закрепление.
Первичная проверка усвоения знаний.
Графический диктант. «Сравнительная характеристика кислорода и водорода»
I вариант выбирает утверждения, верные для кислорода.
II вариант – для водорода.
Газ без цвета, вкуса, запаха, малорастворим в воде.
В реакциях, как правило, окислитель.
Имеет аллотропные модификации.
Используется как восстановитель в металлургии.
Получают электролизом воды.
Самый распространенный элемент космоса.
Входит в состав воздуха.
Реагирует с неметаллами.
Входит в состав оксидов.
Легче воздуха.
Ответ: I вариант: О2 – 1,2,3,5,7,8,9; II вариант: Н2 – 1,4,5,6,8,10.
IV. Рефлексия.
Что нового узнали сегодня на уроке?
В чем испытывали затруднение?
Что понравилось на уроке?
V. Подведение итогов урока.
Выставление оценок учащимся.
Домашнее задание:
П 25 № 2, 3, 9
Литература:
С.С. Берданосов, Е.А. Менделеева. Лекции: «Особенности содержания и методики преподавания избранных тем курса химии 8-9-х классов». Москва. Педагогический университет «Первое сентября» 2010 г.
Г.Е. Рудзитес, Ф.Г. Фельдман. Химия. 8 класс: для общеобразовательных учреждений. 2010 г.
Г.Е. Рудзитес, Ф.Г. Фельдман. Поурочные планы. Химия 8 класс. 2011 г.
Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С. Габриляна; Л.С. Гузея, В.В. Сорокина, Р.П. Суровцевой; Г.Е. Рудзитес, Ф.Г. Фельдмана. – М.: ВАКО, 2004 г.
Открытие водорода:
В 1766г. Известный английский ученый Генри Кавендиш получил «искусственный воздух» действием металлов на кислоты. «Воздух» Кавендиша оказался не видоизменением атмосферного воздуха, а совершенно самостоятельным веществом. Он хорошо горел, поэтому его назвали «горючим воздухом». При горении «горючего воздуха» на стенках пробирки оставались крохотные капельки росы. Кавендиш собрал капельки и провел исследования полученной жидкости. Результат поразил его – это была вода.
Первым стал рассматривать водород как химический элемент француз А.Л.Лавуазье, который в 1787 году установил, что при горении на воздухе этот газ образует воду и дал ему название гидрогениум, означающее «рождающий воду». Русское название (по смыслу одно и тоже): вода род
В середине 19 века в России утвердилось произношение символа элемента по французки («аш»)
Дж. Дальтон рассматривал водород, как самый легкий газ. В начале 19 века Дальтон создал первую шкалу относительных атомных весов элементов, то за единицу сравнения он выбрал массу атома водорода. Долгое время водород в периодической системе элементов было двойственным - его размещали и в первой и седьмой группах. Но по последним рекомендациям ИЮПАК водород элемент группы №1. Водород располагают над литием: он взаимодействует с неметаллами, как все металлы 1 группы; как металл водород обладает теплопроводностью, и имеет валентность I. Водород стал первым известным простым газообразным веществом. Его открытие имело огромное значение для становления современной научной химии.
Задание для первой группы учащихся: указать химическую формулу и химический знак водорода
Задание для второй группы учащихся: указать положение водорода в периодической системе: указать группу, период, атомный номер.
Задание для третий группы учащихся: относительную атомную массу,
относительную молекулярную массу
Нахождение в природе
Рассказ ученика: Водород - один из наиболее распространенных элементов на Земле, на его долю приходится около 1% массы земной коры( 10 место среди всех элементов). В свободном виде водорода в земной коре нет, в химически связанном состоянии он содержится в воде, природном газе, каменном угле, входит в состав горных пород и минералов. Наше Солнце на 50% состоит из водорода. В космосе водород по распространенности занимает 1 место. Преимущественно из водорода состоят межзвездный газ и газовые туманности. Водород – органоген, вместе с углеродом, азотом, кислородом, серой и другими элементами входит в состав тканей всех растений и животных. В организме человека содержится 60% водорода. По распространенности в нашей Вселенной водород занимает 1 место.
I вариант выбирает утверждения, верные для кислорода.
II вариант – для водорода.
Газ без цвета, вкуса, запаха, малорастворим в воде.
В реакциях, как правило, окислитель.
Имеет аллотропные модификации.
Используется как восстановитель в металлургии.
Получают электролизом воды.
Самый распространенный элемент космоса.
Входит в состав воздуха.
Реагирует с неметаллами.
Входит в состав оксидов.
Легче воздуха.
I вариант выбирает утверждения, верные для кислорода.
II вариант – для водорода.
Газ без цвета, вкуса, запаха, малорастворим в воде.
В реакциях, как правило, окислитель.
Имеет аллотропные модификации.
Используется как восстановитель в металлургии.
Получают электролизом воды.
Самый распространенный элемент космоса.
Входит в состав воздуха.
Реагирует с неметаллами.
Входит в состав оксидов.
Легче воздуха.
I вариант выбирает утверждения, верные для кислорода.
II вариант – для водорода.
Газ без цвета, вкуса, запаха, малорастворим в воде.
В реакциях, как правило, окислитель.
Имеет аллотропные модификации.
Используется как восстановитель в металлургии.
Получают электролизом воды.
Самый распространенный элемент космоса.
Входит в состав воздуха.
Реагирует с неметаллами.
Входит в состав оксидов.
Легче воздуха.
I вариант выбирает утверждения, верные для кислорода.
II вариант – для водорода.
Газ без цвета, вкуса, запаха, малорастворим в воде.
В реакциях, как правило, окислитель.
Имеет аллотропные модификации.
Используется как восстановитель в металлургии.
Получают электролизом воды.
Самый распространенный элемент космоса.
Входит в состав воздуха.
Реагирует с неметаллами.
Входит в состав оксидов.
Легче воздуха.
Вариант №1
1Водород реагирует с обоими веществами пары :
А)H2O и Са Б)Naи NH3 В)Fe2O3и О2
2 Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, назовите продукты реакций
А)N2+H2=
Б)СuO+H2=
3 Напишите реакцию взаимодействия цинка с соляной кислотой, расставьте коэффициенты, назовите продукты реакции.
4.Рассчитайте объем водорода, который выделится при взаимодействии 2 моль кальция с соляной кислотой.
Вариант №2
1.Водород реагирует с обоими веществами пары:
А)Cl2 и PbOБ)CuOи Н2О В)О2 и НСl
2 Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, назовите продукты реакций
А)Cl2+H2=
Б)WO3+H2=
3 Напишите реакцию взаимодействия магния с соляной кислотой, расставьте коэффициенты, назовите продукты реакции.
4.Рассчитайте объем водорода, который выделится при взаимодействии 4 моль цинка с соляной кислотой.
Вариант №3
1.Водород реагирует с обоими веществами пары:
А)O2 и FeCl3Б)CuOи НCl В)О2 и НСl
2 Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, назовите продукты реакций
А)F2+H2=
Б)Br2+H2=
3 Напишите реакцию взаимодействия алюминия с соляной кислотой, расставьте коэффициенты, назовите продукты реакции.
4.Рассчитайте объем водорода, который выделится при взаимодействии 6 моль магния с соляной кислотой.
11