СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конспект урока химии в 8 классе "основные классы неорганических соединений"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 1. 8 КЛАСС ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ______________________

ТЕМА УРОКА: ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

Цель: Повторить и закрепить знания об основных классах неорганических соединений.

Задачи:

- актуализировать знания учащихся, необходимые для освоения теоретического материала 8 класса, а также знания о классификации неорганических веществ;

- систематизировать информацию о составе оксидов, кислот, оснований и солей,

- развивать умения сравнивать и обобщать, составлять формулы сложных веществ, давать названия веществам;

- продолжать формирование понятия о взаимосвязи неорганических соединений, представлений об  их использовании в повседневной жизни человека;

-прививать навыки самостоятельной работы, учить четко и грамотно выражать свои мысли.

Оборудование и реактивы: коллекции «Металлы и сплавы», образцы или  фотографии изделий и материалов на основе  неорганических соединений (стекло, песок, минеральные краски, удобрения, средства защиты растений, пищевая соль, товары бытовой химии), рабочая тетрадь.

Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся

Учащиеся должны знать:

понятия: простое и сложное вещество, классы неорганических соединений (оксиды, кислоты, основания, соли);

величины, единицы, постоянные: химическое количество вещества.

Учащиеся должны уметь:

называть: классы неорганических соединений;

определять: принадлежность вещества к определенному классу неорганических соединений по химической формуле;

читать: химические формулы изученных веществ, уравнения химических реакций;

различать: символы химических элементов и химические формулы, неорганические соединения различных классов по формулам; простые и сложные вещества;

составлять: формулу неорганического соединения по названию вещества.

 

Ход урока            

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

– Здравствуйте. Присаживайтесь. Дежурные, назовите отсутствующих

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И МОТИВАЦИЯ

  • Формулируется тема урока.
  • Объяснение  правил работы на уроке

Основные вопросы обучающей части урока:

- классификация неорганических веществ;

-вещества простые и сложные,

-классы неорганических веществ: оксиды, кислоты, основания и соли;

- применение неорганических веществ.

  • Совместное выяснение цели и задач урока

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Систематизацию знаний о классификации неорганических веществ лучше всего провести, заполняя вместе со школьниками общую схему, приведенную на рис. 1, с. 10 учебника,  примерами конкретных соединений. Формулы соединений должны быть заранее в произвольном порядке выписаны на доске. Работа может осуществляться фронтально с записью результатов на доске, в малых группах или в парах с последующей самопроверкой. 

 

Простые вещества подразделяются на металлы и неметаллы.

Помимо типичных металлов и неметаллов есть большая группа веществ, обладающая промежуточными свойствами, их называют металлоидами.

Сложными называют такие вещества, которые состоят из атомов разных химических элементов.  Например, оксид кальция CaO, хлорид натрия NaCl, серная кислота H2SO4.

Сложные вещества подразделяются на четыре класса химических соединений: оксиды, основания, кислоты и соли. Эта классификация разработана выдающимися химиками XVIII–XIX веков Антуаном Лораном Лавуазье, Михаилом Васильевичем Ломоносовым, Йёнсом Якобом Берцелиусом, Джоном Дальтоном

         Оксиды , основания, кислоты и соли – это важнейшие классы неорганических соединений. Зная особенности классов соединений, можно охарактеризовать свойства отдельных их представителей.

 

     Оксиды - это соединения, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2.

 

ЭхОу,

Состав оксидов выражается общей формулой: 

 

 где x – число атомов элемента, у – число атомов кислорода.

          В названиях  оксидов вначале указывают слово оксид в именительном падеже (от латинского названия кислорода «оксигениум»), а затем – название элемента в родительном падеже:

        MgO -  оксид магния,            Al2O3 –  оксид алюминия.

      Если элемент образует несколько оксидов, то после названия элемента  в скобках  римской цифрой указывается численное значение его степени окисления:

       FeO    – оксид железа (II) (читается: «оксид железа два»)

       Fe2O3 – оксид железа (III) (читается: «оксид железа три»)

        Основания сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов металлов и гидроксо-групп, способных замещаться на металл Ме(ОН)n,  n- число гидроксо-групп. По современной номенклатуре их принято называть гидроксидами элементов с указанием степени окисления: NaOH – гидроксид натрия, КОН – гидроксид калия, Сu(OH)2 – гидроксид меди (II).

       Гидроксиды металлов принято делить на две группы: растворимые в воде (образованные щелочными и щелочноземельными металлами) и нерастворимые в воде. Растворимые основания (щелочи) изменяют окраску индикатора лакмус-синий, нерастворимые основания не изменяют окраску индикатора.  Например, растворимые в воде сильные основания(щелочи) – LiOH -  гидроксид лития, нерастворимые в воде слабые основания, например, Fe(OH)2- гидроксид железа (II).Также, основания классифицируют по кислотности: однокислотные, например, NaOH,  двухкислотные, например, Са(ОН)2, трехкислотные , например, Fe(OH)3.

          Кислотами называют сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка. Общая формула кислот:                                                 НхКО,   где Нх – атом водорода, а КО – кислотный остаток.

Динамический перерыв

Просмотр содержимого документа
«План конспект урока химии в 8 классе "основные классы неорганических соединений"»

Урок 1. 8 КЛАСС ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ______________________

ТЕМА УРОКА: ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

Цель: Повторить и закрепить знания об основных классах неорганических соединений.

Задачи:

- актуализировать знания учащихся, необходимые для освоения теоретического материала 8 класса, а также знания о классификации неорганических веществ;

- систематизировать информацию о составе оксидов, кислот, оснований и солей,

- развивать умения сравнивать и обобщать, составлять формулы сложных веществ, давать названия веществам;

- продолжать формирование понятия о взаимосвязи неорганических соединений, представлений об их использовании в повседневной жизни человека;

-прививать навыки самостоятельной работы, учить четко и грамотно выражать свои мысли.

Оборудование и реактивы: коллекции «Металлы и сплавы», образцы или фотографии изделий и материалов на основе неорганических соединений (стекло, песок, минеральные краски, удобрения, средства защиты растений, пищевая соль, товары бытовой химии), рабочая тетрадь.

Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся

Учащиеся должны знать:

понятия: простое и сложное вещество, классы неорганических соединений (оксиды, кислоты, основания, соли);

величины, единицы, постоянные: химическое количество вещества.

Учащиеся должны уметь:

называть: классы неорганических соединений;

определять: принадлежность вещества к определенному классу неорганических соединений по химической формуле;

читать: химические формулы изученных веществ, уравнения химических реакций;

различать: символы химических элементов и химические формулы, неорганические соединения различных классов по формулам; простые и сложные вещества;

составлять: формулу неорганического соединения по названию вещества.


Ход урока

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

– Здравствуйте. Присаживайтесь. Дежурные, назовите отсутствующих

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И МОТИВАЦИЯ

  • Формулируется тема урока.

  • Объяснение правил работы на уроке

Основные вопросы обучающей части урока:

- классификация неорганических веществ;

-вещества простые и сложные,

-классы неорганических веществ: оксиды, кислоты, основания и соли;

- применение неорганических веществ.

  • Совместное выяснение цели и задач урока

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Систематизацию знаний о классификации неорганических веществ лучше всего провести, заполняя вместе со школьниками общую схему, приведенную на рис. 1, с. 10 учебника, примерами конкретных соединений. Формулы соединений должны быть заранее в произвольном порядке выписаны на доске. Работа может осуществляться фронтально с записью результатов на доске, в малых группах или в парах с последующей самопроверкой.


Простые вещества подразделяются на металлы и неметаллы.

Помимо типичных металлов и неметаллов есть большая группа веществ, обладающая промежуточными свойствами, их называют металлоидами.

Сложными называют такие вещества, которые состоят из атомов разных химических элементов. Например, оксид кальция CaO, хлорид натрия NaCl, серная кислота H2SO4.

Сложные вещества подразделяются на четыре класса химических соединений: оксиды, основания, кислоты и соли. Эта классификация разработана выдающимися химиками XVIII–XIX веков Антуаном Лораном Лавуазье, Михаилом Васильевичем Ломоносовым, Йёнсом Якобом Берцелиусом, Джоном Дальтоном.

Оксиды , основания, кислоты и соли – это важнейшие классы неорганических соединений. Зная особенности классов соединений, можно охарактеризовать свойства отдельных их представителей.


Оксиды - это соединения, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2.

С

ЭхОу,

остав оксидов выражается общей формулой:


где x – число атомов элемента, у – число атомов кислорода.

В названиях оксидов вначале указывают слово оксид в именительном падеже (от латинского названия кислорода «оксигениум»), а затем – название элемента в родительном падеже:

MgO - оксид магния, Al2O3оксид алюминия.

Если элемент образует несколько оксидов, то после названия элемента в скобках римской цифрой указывается численное значение его степени окисления:

FeO – оксид железа (II) (читается: «оксид железа два»)

Fe2O3 – оксид железа (III) (читается: «оксид железа три»)

Основания сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов металлов и гидроксо-групп, способных замещаться на металл Ме(ОН)n, n- число гидроксо-групп. По современной номенклатуре их принято называть гидроксидами элементов с указанием степени окисления: NaOH – гидроксид натрия, КОН – гидроксид калия, Сu(OH)2 – гидроксид меди (II).

Гидроксиды металлов принято делить на две группы: растворимые в воде (образованные щелочными и щелочноземельными металлами) и нерастворимые в воде. Растворимые основания (щелочи) изменяют окраску индикатора лакмус-синий, нерастворимые основания не изменяют окраску индикатора. Например, растворимые в воде сильные основания(щелочи) – LiOH - гидроксид лития, нерастворимые в воде слабые основания, например, Fe(OH)2- гидроксид железа (II).Также, основания классифицируют по кислотности: однокислотные, например, NaOH, двухкислотные, например, Са(ОН)2, трехкислотные , например, Fe(OH)3.

Кислотами называют сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка. Общая формула кислот: НхКО, где Нх – атом водорода, а КО – кислотный остаток.

Динамический перерыв


Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков.

На рисунке изображена классификация солей.

Соли принято делить на три группы: средние, кислые и основные. В средних солях все атомы водорода соответствующей кислоты замещены на атомы металла, в кислых солях они замещены частично, а в основных солях группы ОН соответствующего основания частично замещены на кислотные остатки.

Соли представляют собой ионные соединения, и их названия строятся по названиям катионов и анионов. Для солей бескислородных кислот к названию неметалла добавляется суффикс–ид, например хлорид натрия NaCl, сульфид меди (II) СuS.

При наименовании солей кислородсодержащих кислот к латинскому корню названия элемента добавляется окончание – ат для высших степеней окисления,-ит для более низких (для некоторых кислот используется приставка гипо- для низких степеней окисления неметалла; для солей хлорной и марганцовой кислот используется приставка пер- ): карбонат кальция СаСО3, сульфат железа (III) Fe2(SO4)3, сульфит железа (II) FeSO3, гипохлорит натрия NaClO, хлорит калия KClO2, хлорат калия KClO3, перхлорат калия KClO4, перманганат калия KMnO4, дихромат натрия Na2Cr2O7.


о применении. Например, в Солигорске может идти речь о продукции калийного комбината, в Гродно – о продукции ОАО «Азот», на территории агрогородка – о применении минеральных удобрений и средств защиты растений и т.д. Важно обратить внимание и на безопасное обращение с неорганическими веществами, входящими в состав продуктов бытовой химии. Например, щелочи входят в состав средств для чистки кухонных плит, кислоты – в средства для удаления засоров в канализационных трубах. И с теми, и с другими веществами надо обращаться крайне осторожно, избегать их попадания в глаза и на кожу.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ.

  1. Выберите формулу «третьего лишнего» вещества в каждом ряду, используя знания о классификации неорганических соединений:

1) CaCl2, MgO, Al2O3 2) HNO3, H2O, H2SO4 3) CO2, CuO, SO3

2. Зная классификацию неорганических соединений, распределите вещества по основным классам.
      NaCl, NaOH, CO2, Ba(OH)2, H2SO4, Cu(OH)2, HF, SO3, MgO, Li2O, Mg(OH)Cl, Mg(OH)2, HNO3, Na2CO3, K2HPO4, H2S.

3) можно предложить дополнительное задание:

Классифицируйте вещества, запишите их формулы в соответствующие графы таблицы: NaOH, HCl, SO2, CaSO4, NaNO3, Li2O, H2SO4, HNO3, Na2CO3, KOH, KCl, CuO, H2CO3, AgCl, Al(OH)3, H2S, P2O5, Fe(OH)2

Оксиды

Основные


Кислотные


Кислоты

Бескислородные


Кислородосодержащие


Основания

Щёлочи


Нерастворимые в воде


Соли

Растворимые


Малорастворимые


Нерастворимые


4) вычислить массовые доли всех элементов в а) азотной кислоте; б) гидроксиде калия, б) сульфате алюминия.

Во время РЕФЛЕКСИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЭТАПА учитель получает информацию о проблемных зонах для последующей коррекции знаний и умений учащихся.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Учащимся сообщается тема следующего урока и дается домашнее задание.

§1, 2, задания 1, 7,9.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!