Занятие риторики на тему: « Игра – школа жизни?»
Форма: дебаты (интеллектуальная игра)
Оборудование: видео по книге стихотворений А. Барто «Игрушки», видео «Дети об игрушках», презентация, анкета для учащихся «Человек и игры», памятка « Игрушка как отражение характера человека», текст сказки Ю. Олеши «Три толстяка», куклы для кукольного спектакля (Суок, Тутти, три толстяка, 2 министра), вальс-шутка Д. Шостаковича «Танец Амели», выставка народных и современных игрушек
Цели и задачи занятия: определить значение различных игр и игрушек в развитии культуры, в воспитании и обучении учащихся, способствовать развитию логического и критического мышления, навыков устной речи, уверенности в себе, способности работать в команде, концентрироваться на сути проблемы, развитию эмпатии и терпимости к различным взглядам на вопросы, затрагиваемые во время дебатов.
Вопросы дебатов:
1. Игрушка - это забава?
А) Понятие «игрушка»
Б) Спор, перекрестные вопросы
В) Выступление судей.
2 Игрушки старинные или современные?
А) Проект закона "О детской игрушке"
Б) Спор «Какие игры и игрушки полезнее: старинные или современные?»
В) Результаты анкеты
Г) Памятка «Игрушки как отражение характера»
Д) Выступление судей
3. Люди и куклы
А) Кукольный театр (сценка по произведению Ю. Олеши «Три толстяка»)
Б) Спор «Кукла помогает человеку быть Человеком?».
В) Выступление судей
Ход
1. Видеофильм к книге А. Барто «Игрушки» .
2. Вопрос: «Что вы можете сказать об этом видео?»
3. Учитель: сегодня день рождения А. Барто. В этот день мы будем говорить как раз об игрушках и играх, играя. Наше занятие пройдет в форме дебатов. Судьи, спикеры двух команд, таймкиперы будут меняться в каждом раунде.
1 слайд.
Законы нашей игры:
Научился сам – научи другого.
Твоя идея – идея команды.
Совершенствуй свою речь.
Спорь, но выслушай другого.
Будь культурным слушателем.
Будь корректен.
Будь уверен в успехе.
Уступай достойно.
2 слайд
Участники дебатов:
Команды (состоят из спикеров):
а) защищающая (утверждающая); б) опровергающая (отрицающая).
Судьи (решают, какая команда оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции).
Таймкипер (следит за соблюдением регламента и правил игры)
Ведущий, тренер (помогает спикерам, не высказывает своего мнения)
3 слайд
Содержание (тема)
Структура (организация)
Способ представления аргументов.
4.Первый раунд «Игрушка - это забава?» (Роль игры и игрушки)
А) Знакомство с темой.
Слайд «Цитаты об игрушках». У команд на столах распечатки с цитатами.
«Игрушка служила своего рода культурным генетическим кодом, образующим сердцевину национального менталитета».
В. Соловьев, философ
«Игра для ребенка – естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте»
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, психолог
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский , педагог
«Ребенок играет не только с игрушками, он играет словами, ситуациями, событиями, он играет со всем миром. Если маленький ребенок ничего не придумывает, если его творчество не изливается из него мощным ярким потоком, тогда надо бить тревогу и думать, что такое произошло с ребенком, здоров ли он»
В.С. Юркевич, педагог-психолог
«Игра – жизненная лаборатория детства. В игре, в этой специальной обработке жизненного материала есть самое здоровое ядро разумной школы детства»
С.Т. Шацкий, педагог-психолог
«Всю жизнь играю в куклы»
С. В. Образцов, директор Центрального театра кукол в г. Москве
«Вся наша жизнь – игра»
«Детские игры окупаются золотом высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность – словом, все то, что составляет богатство человеческой личности»
Охоты властвовать примета,
С послушной куклою дитя
Приготовляется шутя
К приличию – закону света,
И важно повторяет ей
Уроки маменьки своей.
( А.С. Пушкин в «Евгений Онегин»)
Б) Выступление утверждающей стороны (3 спикера): команда приводит доказательства роли игры и игрушки как средства развлечения. Использует цитаты, примеры из книг, мультфильмов, истории.
В) Перекрестные вопросы
Г) Выступление отрицающей стороны (3 спикера): команда приводит аргументы, подтверждающие роль игрушки как зеркала культуры, средства воспитания, обучения.
Д) Судейское заключение
5.Физкультминутка: народная бурятская игра (Игры Белого месяца) .
6. Второй раунд «Какие игры и игрушки полезнее: старинные или современные?»
Судьи и 1 команда меняются местами. Ребята принесли с собой любимые игрушки
А) Фильм «Дети об игрушках»
Б) Выступление 1 команды («любителей народных игрушек»)
В) Перекрестные вопросы
Г) Выступление 2 команды («любителей компьютерных игр») «Плюсы»:
• знакомство с техникой,
• усидчивость,
• зрительное внимание,
• быстрота реакции.
«Минусы»:
• приобретение зависимости,
• угроза здоровому зрению,
• нереальность событий,
• нет двигательной активности
Д) Слайд «Результаты анкетирования»
Е) Знакомство с памяткой «Игрушки как отражение характера» (распечатки)
Д) Выступление судей
Вывод: готовится проект закона "О детской игрушке". В нем говорится о том, какой должна быть игрушка, чтобы она не вредила ребенку. Будущий закон накладывает запрет на производство и импорт игрушек, провоцирующих асоциальное поведение или сочетающих в себе психологически несочетаемое (леденцы в форме скелета, плюшевые бактерии). Об игрушках и антиигрушках мы поспорим на следующем занятии.
7. Третий раунд « Куклы и люди в жизни и искусстве»
Вопрос: «Кукла Суок помогает только Тутти остаться Человеком?».
А) Кукольный театр (сценка по произведению Ю. Олеши «Три толстяка»).
Тексты сценки на столах в виде распечаток.
Б) Выступление утверждающей стороны. Команда приводит примеры того, как Суок помогает Тутти остаться Человеком. (В этой сцене Кукла пробуждает в Тутти человеческие чувства. Что он впервые ощущает? Тутти впервые ощутил удивление, восторг, радость общения, сходство интересов.В финале мы узнаем, что Тутти соединила брата и сестру, но главное – не позволила Тутти стать четвертым толстяком, жестоким и равнодушным).
Г) Выступление отрицающей команды. Команда доказывает, что Суок сыграла большую роль и в жизни других героев романа-сказки?
Кукла помогла доктору Гаспару спасти людей от смерти.
Д) Перекрестные вопросы на тему «Образ куклы в искусстве»
- В каких произведениях литературы используется образ куклы? - В. Короленко « Дети подземелья», Е. Носов «Кукла», Л. Толстой «Детство»)
- Для чего используется этот образ?
- Как называется вальс, прозвучавший в сценке?
Е) Выступление судей.
Вывод:
Если человек добр и заботлив к кукле, он не обидит другого. Чем дольше мы играем в куклы, тем больше в нас доброты. Не надо торопиться стать взрослыми. Не изобретена еще кукла, которая росла бы вместе с ребенком, как кукла наследника Тутти. Но мы знаем много примеров, когда сказка становится явью. Может быть, изобретатель такой куклы среди вас? Может быть, он прославит Россию. И какой бы кукла ни была, старинной или современной, она требует к себе человеческого отношения
Закончить урок хотелось бы словами В.В. Абраменковой: «Игрушка для ребенка не просто забава, а духовное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины».
Приложение
1.Анкета «Человек и игры»
1.Пронумеруй названия по степени важности для тебя
конструкторы, пазлы, мозаики; настольные игры, лото; технические игрушки;
спортивные; музыкальные; радиоуправляемые;
развивающие, народные; компьютерные.
2. Есть ли у тебя народные игрушки дома?__________________________ ______
3.Существуют ли, по твоему мнению, «антиигрушки», как ты к ним относишься?
4.Может ли игрушка, на твой взгляд, нанести вред психическому развитию?
5.Мастерител(а) какие-нибудь игрушки сам(а)
если да, то какие_______________________________________________________
если нет, то почему_______________________________________________________
6.Твоя любимая игрушка - это ___________________________________
7.Помогает ли игрушка преодолеть трудности, возникающие в общении с другими людьми?
8. В каких произведениях искусства (литературе, музыке, живописи) говорится о куклах?
2. Памятка
« Игрушки как отражение характера человека»
v Игры с мячом говорят о том, что перед нами человек действия, он не склонен к долгим размышлениям, действует быстро и решительно - его трудно удержать. Для него характерна непритязательность в быту, невнимание к некомфортным условиям жизни, но ему очень важно, чтобы его интересы разделяли близкие люди и были такими же активными, как он.
v Куклы свидетельствуют о том, что человеку интересны общение с другими людьми, мир социальных отношений. Для него характерна погружённость в выбранную роль и игру - он не всегда сам понимает, чего хочет и кем на самом деле является. Это может предопределять недолговечность отношений с близкими людьми.
v Плюшевые игрушки нравятся человеку, который любит новые ощущения и переживания, он очень впечатлителен и эмоционален, зависим от отношения к нему окружающих людей, поэтому ему нужно реализовать свою потребность в тепле и ласке через общение с мягкими игрушками- мишками, собачками, зайками. Такой человек может быть источником детской радости жизни для окружающих, а может быть и нытиком, который заражает своими негативными эмоциями окружающих, если чувствует себя обделённым вниманием и лаской.
v Краски интересуют душевных людей, они открыты миру во всех его проявлениях, чувствительны к его радостям и печалям, восприимчивы к отношениям с другими людьми. Для них могут быть свойственны и агрессия и депрессия, поэтому относиться к ним нужно очень аккуратно, не забывая, что их легко ранить.
v Занятия с пластилином говорят о том, что ребёнок склонен к усовершенствованию старой и созданию новой реальности, окружающие так привыкают к этому, что постоянно ждут от него изменения обстоятельств и окружающего мира к лучшему, а его может тяготить такой груз ответственности, такому человеку иногда самому трудно провести грань между вымыслом и действительностью.
v Конструкторы нравятся тем, кто не очень любит что-то менять в себе, предпочитают привычный ход событий, вместе с тем, задумав что-то, не сворачивают с выбранного пути, а проявляют упорство и целеустремлённость, даже упрямство, и достигают задуманного.
v Страсть к солдатикам характерна для людей, которым нравится совершать манёвры, они легко адаптируются под изменяющуюся информацию, любят соревноваться и, конечно, побеждать. Потом эта страсть переходит в увлечение шашками, шахматами и компьютерными играми.
v Книги любят мечтатели, они любознательны, у них пытливый ум. Увлекаясь вымыслом и фантазиями, они могут быть совершенно беспомощными и безразличными к будничной жизни и проблемам повседневности.