СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Игра -школа жизни?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В конспекте урока по риторике представлен материал для дебатов о важной роли  детских игр и игрушек как в жизни детей , так и  в развитии культуры.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Игра -школа жизни?"»



Занятие риторики на тему: « Игра – школа жизни?»

Форма: дебаты (интеллектуальная игра)

Оборудование: видео по книге стихотворений А. Барто «Игрушки», видео «Дети об игрушках», презентация, анкета для учащихся «Человек и игры», памятка « Игрушка как отражение характера человека», текст сказки Ю. Олеши «Три толстяка», куклы для кукольного спектакля (Суок, Тутти, три толстяка, 2 министра), вальс-шутка Д. Шостаковича «Танец Амели», выставка народных и современных игрушек

Цели и задачи занятия: определить значение различных игр и игрушек в развитии культуры, в воспитании и обучении учащихся, способствовать развитию логического и критического мышления, навыков устной речи, уверенности в себе, способности работать в команде, концентрироваться на сути проблемы, развитию эмпатии и терпимости к различным взглядам на вопросы, затрагиваемые во время дебатов.



Вопросы дебатов:

1. Игрушка - это забава?

А) Понятие «игрушка»

Б) Спор, перекрестные вопросы

В) Выступление судей.

2 Игрушки старинные или современные?

А) Проект закона "О детской игрушке"

Б) Спор «Какие игры и игрушки полезнее: старинные или современные?»

В) Результаты анкеты

Г) Памятка «Игрушки как отражение характера»

Д) Выступление судей

3. Люди и куклы

А) Кукольный театр (сценка по произведению Ю. Олеши «Три толстяка»)

Б) Спор «Кукла помогает человеку быть Человеком?».

В) Выступление судей

Ход

1. Видеофильм к книге А. Барто «Игрушки» .

2. Вопрос: «Что вы можете сказать об этом видео?»

3. Учитель: сегодня день рождения А. Барто. В этот день мы будем говорить как раз об игрушках и играх, играя. Наше занятие пройдет в форме дебатов. Судьи, спикеры двух команд, таймкиперы будут меняться в каждом раунде.

1 слайд.

Законы нашей игры:

Научился сам – научи другого.

Твоя идея – идея команды.

Совершенствуй свою речь.

Спорь, но выслушай другого.

Будь культурным слушателем.

Будь корректен.

Будь уверен в успехе.

Уступай достойно.

2 слайд

Участники дебатов:

Команды (состоят из спикеров):

а) защищающая (утверждающая); б) опровергающая (отрицающая).

Судьи (решают, какая команда оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции).

Таймкипер (следит за соблюдением регламента и правил игры)

Ведущий, тренер (помогает спикерам, не высказывает своего мнения)

3 слайд

Содержание (тема)

Структура (организация)

Способ представления аргументов.

4.Первый раунд «Игрушка - это забава?» (Роль игры и игрушки)

А) Знакомство с темой.

Слайд «Цитаты об игрушках». У команд на столах распечатки с цитатами.

«Игрушка служила своего рода культурным генетическим кодом, образующим сердцевину национального менталитета».

В. Соловьев, философ

«Игра для ребенка – естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте»

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, психолог



«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

В.А. Сухомлинский , педагог



«Ребенок играет не только с игрушками, он играет словами, ситуациями, событиями, он играет со всем миром. Если маленький ребенок ничего не придумывает, если его творчество не изливается из него мощным ярким потоком, тогда надо бить тревогу и думать, что такое произошло с ребенком, здоров ли он»

В.С. Юркевич, педагог-психолог



«Игра – жизненная лаборатория детства. В игре, в этой специальной обработке жизненного материала есть самое здоровое ядро разумной школы детства»

С.Т. Шацкий, педагог-психолог

«Всю жизнь играю в куклы»

С. В. Образцов, директор Центрального театра кукол в г. Москве

«Вся наша жизнь – игра»

«Детские игры окупаются золотом высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность – словом, все то, что составляет богатство человеческой личности»

Охоты властвовать примета, 
С послушной куклою дитя 
Приготовляется шутя 
К приличию – закону света, 
И важно повторяет ей 
Уроки маменьки своей. 
( А.С. Пушкин в «Евгений Онегин») 

Б) Выступление утверждающей стороны (3 спикера): команда приводит доказательства роли игры и игрушки как средства развлечения. Использует цитаты, примеры из книг, мультфильмов, истории.

В) Перекрестные вопросы

Г) Выступление отрицающей стороны (3 спикера): команда приводит аргументы, подтверждающие роль игрушки как зеркала культуры, средства воспитания, обучения.

Д) Судейское заключение

5.Физкультминутка: народная бурятская игра (Игры Белого месяца) .

6. Второй раунд «Какие игры и игрушки полезнее: старинные или современные?»

Судьи и 1 команда меняются местами. Ребята принесли с собой любимые игрушки

А) Фильм «Дети об игрушках»

Б) Выступление 1 команды («любителей народных игрушек»)

В) Перекрестные вопросы

Г) Выступление 2 команды («любителей компьютерных игр») «Плюсы»:

• знакомство с техникой,

• усидчивость,

• зрительное внимание,

• быстрота реакции.

«Минусы»:

• приобретение зависимости,

• угроза здоровому зрению,

• нереальность событий,

• нет двигательной активности

Д) Слайд «Результаты анкетирования»

Е) Знакомство с памяткой «Игрушки как отражение характера» (распечатки)

Д) Выступление судей

Вывод: готовится проект закона "О детской игрушке". В нем говорится о том, какой должна быть игрушка, чтобы она не вредила ребенку. Будущий закон накладывает запрет на производство и импорт игрушек, провоцирующих асоциальное поведение или сочетающих в себе психологически несочетаемое (леденцы в форме скелета, плюшевые бактерии). Об игрушках и антиигрушках мы поспорим на следующем занятии.

7. Третий раунд « Куклы и люди в жизни и искусстве»

Вопрос: «Кукла Суок помогает только Тутти остаться Человеком?».

А) Кукольный театр (сценка по произведению Ю. Олеши «Три толстяка»).

Тексты сценки на столах в виде распечаток.

Б) Выступление утверждающей стороны. Команда приводит примеры того, как Суок помогает Тутти остаться Человеком. (В этой сцене Кукла пробуждает в Тутти человеческие чувства. Что он впервые ощущает? Тутти впервые ощутил удивление, восторг, радость общения, сходство интересов.В финале мы узнаем, что Тутти соединила брата и сестру, но главное – не позволила Тутти стать четвертым толстяком, жестоким и равнодушным).

Г) Выступление отрицающей команды. Команда доказывает, что Суок сыграла большую роль и в жизни других героев романа-сказки?

Кукла помогла доктору Гаспару спасти людей от смерти.

Д) Перекрестные вопросы на тему «Образ куклы в искусстве»

- В каких произведениях литературы используется образ куклы? - В. Короленко « Дети подземелья», Е. Носов «Кукла», Л. Толстой «Детство»)

- Для чего используется этот образ?

- Как называется вальс, прозвучавший в сценке?

Е) Выступление судей.

Вывод:

Если человек добр и заботлив к кукле, он не обидит другого. Чем дольше мы играем в куклы, тем больше в нас доброты. Не надо торопиться стать взрослыми. Не изобретена еще кукла, которая росла бы вместе с ребенком, как кукла наследника Тутти. Но мы знаем много примеров, когда сказка становится явью. Может быть, изобретатель такой куклы среди вас? Может быть, он прославит Россию. И какой бы кукла ни была, старинной или современной, она требует к себе человеческого отношения



Закончить урок хотелось бы словами В.В. Абраменковой: «Игрушка для ребенка не просто забава, а духовное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины». 




































Приложение



1.Анкета «Человек и игры»

1.Пронумеруй названия по степени важности для тебя

  • конструкторы, пазлы, мозаики; настольные игры, лото; технические игрушки;

  • спортивные; музыкальные; радиоуправляемые;

  • развивающие, народные; компьютерные.

2. Есть ли у тебя народные игрушки дома?__________________________ ______

3.Существуют ли, по твоему мнению, «антиигрушки», как ты к ним относишься?

4.Может ли игрушка, на твой взгляд, нанести вред психическому развитию?

5.Мастерител(а) какие-нибудь игрушки сам(а)

  • если да, то какие_______________________________________________________

  • если нет, то почему_______________________________________________________

6.Твоя любимая игрушка - это ___________________________________

7.Помогает ли игрушка преодолеть трудности, возникающие в общении с другими людьми?

8. В каких произведениях искусства (литературе, музыке, живописи) говорится о куклах?









































2. Памятка

 « Игрушки как отражение характера человека» 

v               Игры с мячом говорят о том, что перед нами человек действия, он не склонен к долгим размышлениям, действует быстро и решительно - его трудно удержать. Для него характерна непритязательность в быту, невнимание к некомфортным условиям жизни, но ему очень важно, чтобы его интересы разделяли близкие люди и были такими же активными, как он.

v               Куклы свидетельствуют о том, что человеку интересны общение с другими людьми, мир социальных отношений. Для него характерна погружённость в выбранную роль и игру - он не всегда сам понимает, чего хочет и кем на самом деле является. Это может предопределять недолговечность отношений с близкими людьми.

v               Плюшевые игрушки нравятся человеку, который любит новые ощущения и переживания, он очень впечатлителен и эмоционален, зависим от отношения к нему окружающих людей, поэтому ему нужно реализовать свою потребность в тепле и ласке через общение с мягкими игрушками- мишками, собачками, зайками. Такой человек может быть источником детской радости жизни для окружающих, а может быть и нытиком, который заражает своими негативными эмоциями окружающих, если чувствует себя обделённым вниманием и лаской.

v               Краски интересуют душевных людей, они открыты миру во всех его проявлениях, чувствительны к его радостям и печалям, восприимчивы к отношениям с другими людьми. Для них могут быть свойственны и агрессия и депрессия, поэтому относиться к ним нужно очень аккуратно, не забывая, что их легко ранить.

v               Занятия с пластилином говорят о том, что ребёнок склонен к усовершенствованию старой и созданию новой реальности, окружающие так привыкают к этому, что постоянно ждут от него изменения обстоятельств и окружающего мира к лучшему, а его может тяготить такой груз ответственности, такому человеку иногда самому трудно провести грань между вымыслом и действительностью.

v               Конструкторы нравятся тем, кто не очень любит что-то менять в себе, предпочитают привычный ход событий, вместе с тем, задумав что-то, не сворачивают с выбранного пути, а проявляют упорство и целеустремлённость, даже упрямство, и достигают задуманного.

v               Страсть к солдатикам характерна для людей, которым нравится совершать манёвры, они легко адаптируются под изменяющуюся информацию, любят соревноваться и, конечно, побеждать. Потом эта страсть переходит в увлечение шашками, шахматами и компьютерными играми.

v                 Книги любят мечтатели, они любознательны, у них пытливый ум. Увлекаясь вымыслом и фантазиями, они могут быть совершенно беспомощными и безразличными к будничной жизни и проблемам повседневности.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!