СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку русского языка для 7 класса на тему "Правописание НЕ с различными частями речи. Урок №3"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовленный материал позволит повторить правила правописания НЕ с самостоятельными частями речи. Саморефлексия позволяет учащимся контролировать качество приобретенных знаний.

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку русского языка для 7 класса на тему "Правописание НЕ с различными частями речи. Урок №3"»

7 класс ТЕМА 3 ЧАСТИЦА

ПРАВОПИСАНИЕ НЕ- и частицы НЕ с РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ


ЦЕЛЬ

Закрепление правила написания НЕ с именами существительными, прилагательными, числительными, глаголами, деепричастиями.

ЗАДАЧИ

формировать умения систематизировать и обобщать изученное ранее (слитно-раздельное написание НЕ, выделение значимых частей слова).


КУЛЬТУРА РЕЧИ

Выразительное чтение, работа над интонацией.


РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Конструирование предложений по схемам, обогащение речи учащихся словами-синонимами.


ПОВТОРЕНИЕ

Написание НЕ с различными частями речи.

Знаки препинания при причастном обороте

ОБОРУДОВАНИЕ
  • Учебник для 7 класса (под редакцией Э.Д. Сулейменова, О.Б. Алтынбекова, Г.Б. Мадиева.- 4-е изд., перераб. - Алматы: Атамура, 2016. - 336 с.

  • Словари-справочники (индивидуальные у каждого ученика).

  • Рабочие тетради учащихся.

  • Таблицы.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 67 с.216 - 217- учить; упражнение № 515; № 520 с. 220.

СЛОВАРЬ: ориентир, ориентироваться, впечатление, недосягаемый, что ни говори, откуда ни возьмись, куда ни шло, нетле'нный.


Мы, - промолвили частицы,-

Можем с каждым подружиться.

Выражаем утвержденье,

Отрицанье и сомненье.


  1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА


Словарно- орфографическая диктовка.


Обозначить часть речи и часть слова с орфограммой.

Расписка, столпиться, увлекательный, роскошный, цепляться, пятнистый, серенький, казалось, напряженный, наслаждение, речонка,


Лингвистическая разминка

- Распределите слова на группы в зависимости от ударения:

Зави'дно, за'говор, задо'лго, заи'ндеветь, заку'порить, занято'й (человек), за'нятый (кем-нибудь или чем-нибудь), заржа'веть, звони'ть (звоню', звони'шь), зимо'вщик, зло'ба, зубча'тый.


Ударение падает на первый слог:

Ударение падает на второй слог:

Ударение падает на третий слог:


ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ


ЗАДАНИЕ. Есть ли в стихотворение условие, объясняющее написание НЕ с глаголами?


НЕ с глаголами НЕ дружит ВЫВОД: в четверостишии

И частицей только служит: указывается на то, что НЕ

Не пошел, не взял, не пел – в написании с глаголом яв-

Вот у НЕ как много дел. ляется ЧАСТИЦЕЙ.


ЗАДАНИЕ.

- Приведите примеры, где НЕ с глаголом пишется слитно.

- Чем в таком случае будет НЕ? Частью корня или приставкой?

Например: невзлюбить, нездоровиться, недосмотреть…


ЗАДАНИЕ. Определите, чем является НЕ в следующих словах.


Непрерывность движения, неуважение, неустойчивый урожай, не мог сделать, невозмутимость, неприглядный вид; не далеко, а близко; не три тетрадь; не поясняя; писал недавно; (НО!) небольшая, а интересная книга; неглубокая, а быстрая река.


ВЫВОД: НЕ может быть приставкой, частицей, частью корня.


ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА


А. ДИКТАНТ «Проверь себя».

Две недели пребывания в горах пролетели незаметно. Невольно вспоминаешь, каким незабываемым остался в нашей памяти первый подъем на ледник. Небольшой группой поднялись мы по склону. Куда ни глянь – всюду нетронутый снег.

А какая тишина! То была необыкновенная, никем из нас до сих пор не испытанная тишина, не нарушаемая ни одним звуком. Никто из нас не прерывал ее. Каждый не мог почувствовать всей неповторимости красоты гор.


Б. ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.

Не говоря ни слова, дома не освещены, ничего не сделано, ни к кому не подходил, неослабевающий интерес, ненавистный враг, ни разу не был, не с кем встретиться, неглубокая речонка, неоткуда получать письма, не от кого получать письма, нерешенный вопрос, не сговариваясь, не вспаханные, а освободившиеся от снега поля; не распечатанное мною конверты; некогда поговорить.


В. КОНТРОЛЬНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ.

Ориентир, впечатление, юннат, блокада, старательно, будущий, все-таки, едва ли, труженик, предварительный, как ни в чем не бывало, во что бы то ни стало, изобразить, как-нибудь, галерея, давным-давно, ни разу не был, желанный, говорил не раз, подлинный, преобразовать, расчет, обнажить, преподаватель, недосягаемый, что ни говори, вряд ли, впоследствии, точь-в-точь, чересчур (53 слова).


ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ

Главное условие правильного выбора написания НЕ – определение части речи, затем можно применять правило о написании не, то есть определение того, чем она является: если приставкой – пишется слитно, частью корня – слитно, частицей – раздельно.



ВЫВОД: раздельно пишутся имена прилагательные со значением цвета, относительные прилагательные и наречия в сравнительной степени, слова, которые пишутся через черточку. НЕ пишется раздельно в вопросительных предложениях с частицей ли.

Всегда раздельно с НЕ пишутся те слова, которые в предложении бывают сказуемыми и показывают чье-то чувство, состояние, отношение: НЕ ЖАЛЬ, НЕ РАД, НЕ ЖАЛКО, НЕ НАДО, НЕ НАМЕРЕН, НЕ ДОЛЖЕН, НЕ ОБЯЗАН.


НЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ


НАЗВАНИЕ

ЧАСТЕЙ РЕЧИ

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

имя существительное

говорить НЕправду

НЕ правда, а ложь

имя прилагательное

НЕбольшой дом,

НЕобъятные просторы

НЕ большой, а маленький

НЕ красный; НЕ стеклянный, НЕ труднее

имя числительное


НЕ пять, НЕ сотый

местоимение

НЕкого

НЕ у кого, НЕ тот, НЕ я

глагол

НЕнавидеть

НЕ чувствовал,

НЕ пренебрегал

деепричастие

НЕнавидя

НЕ пренебрегая

причастие

НЕпрекращающиеся дожди, НЕсломленные герои

работа НЕ проверена, НЕ пораженная сорняками земля

наречие

говорить НЕгромко,

писать НЕбрежно

говорить НЕ громко, а тихо



Со словами:

не рад, не жалко, не жаль, не намерен, не должен;

далеко не, совсем не, чуть не …

Со словами, которые пишутся через дефис: не чуть-чуть



ЗАДАНИЕ. Запишите предложения, объясняя написание НЕ с различными частями речи.


  1. Он поступил не по-товарищески.

  2. Небо сегодня не голубое.

  3. Распустилась необыкновенно красивая, но не чайная роза.

  4. У невысокого мальчугана волосы были не черные.

  5. Задача не труднее предыдущей.

  6. Не надо грустить.

  7. Шел, задумавшись, не смотря по сторонам, не обращая ни на кого внимания.

  8. Добилась своего, несмотря ни на какие препятствия.

  9. Знаю это не хуже других.

  10. Книга эта очень интересная, не правда ли?

  11. Необдуманные ответы его нас поразили.

  12. Портфель у меня не кожаный.

  13. Какие-то некошеные травы расстилались передо мною.


ВЫВОД о написании НЕ с различными частями речи.


На доске записываются предложения:

  1. Это был не кто иной, как Дубровский.

  2. Никто иной не мог этого сделать.


В первом предложении КТО является относительным местоимением, перед которым употребляется частица НЕ.

Во втором НИКТО – отрицательное местоимение. В отрицательных местоимениях в безударном положении пишется приставка НИ-.


ПРАВИЛО – ПОМОЩНИК

НЕ ЧТО ИНОЕ сопровождается словом КáК, а НИЧТО ИНОЕ - НЕ.


КАК нельзя опустить, на него падает логическое ударение;


элементы сочетания слов могут быть переставлены местами:

НЕ ЧТО ИНОЕ - НЕ ИНОЕ ЧТО.

слово ИНОЙ можно опустить:

Никто иной не поможет в беде, кроме друга.


можно опустить
















РАЗЛИЧЕНИЕ НАПИСАНИЙ СОЧЕТАНИЙ
НЕ ЧТО ИНОЕ - НИЧТО ИНОЕ



НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК
НЕ КТО ИНОЙ, КАК

НИЧТО ИНОЕ НЕ
НИКТО ИНОЙ НЕ

1.

Сказуемое в предложении утвердительное.

1.

Сказуемое в предложении отрицательное.

2.

Возможна перестановка.

2.

Перестановка НЕвозможна.

3.

Есть союз КАК.

3.

НЕТ союза КАК.

4.

Сочетание не является членом предложения.

4.

Сочетание является членом предложения.

5.

Возможна замена сочетания частицами ТОЛЬКО, ИМЕННО

5.

Замена НЕвозможна.




- Как различить написание сочетание НЕ ЧТО ИНОЕ от НИЧТО ИНОЕ?

- Какова роль частиц в речи?


ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА


1. Упражнение № 368 с. 165

2. Запись с объяснением.


  1. Не кто иной, как Попов, изобрел радио.

  2. Ничто иное так не интересовало мальчика, как физика.

  3. Никто иной не мог сделать это так умело.

  4. Этот провал не что иное, как угасший кратер вулкана.

  5. Портрет написан не кем иным, как Ильей Репин.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ


  1. Ничто не нарушало тишины леса.

  2. Товарищ никогда ни с кем не ссорился.

  3. Это не что иное, как простая выдумка.

  4. Никому ничего не сказав, охотник расставил по круговой тропинке капканы, снегом их запорошил, чтобы ниоткуда не было видно.

  5. Он был вежлив и кроток со всеми, хотя ни перед кем никогда не заискивал.

  6. Володя увлекался литературой, ничто иное его не интересовало.


ЗАДАНИЕ. Замените данные слова и выражения антонимами с частицами НЕ и НИ.

Везде (нигде), всегда (никогда), все (никто), очень беспокоился (нисколько, ничуть не беспокоился), всячески убеждали (никак не убеждали).


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


РЕФЛЕКСИЯ





10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!