СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата: 13. 11. 2018

Урок №47

Класс: 7

Тема: «Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных».

Цель урока: 

- повторить правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных;

- обобщить и закрепить знания по теме «Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных» на практике;

- продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся.

Задачи урока:

  1. Образовательная
  • Закрепить сведения об условиях написания -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
  • обобщить и систематизировать сведения о правописании -Н- и -НН- в суффиксах прилагательных;
  • выработать  практические умения различать условия написания -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.
  1. Развивающая
  • способствовать развитию мышления, речи, памяти, быстроты реакции и внимания.
  1. Воспитательная
  • формировать коммуникативные умения, положительное и внимательное отношение к русскому языку, а, следовательно, и к культуре своего народа.

Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, работа с учебником, работа с использованием ЭОР.

Планируемые УУД: научиться различать условия написания Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных.

Оборудование: учебник русского языка, карточки с индивидуальными заданиями, интерактивная доска.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Надеюсь, что сегодняшний наш урок будет запоминающимся, интересным и плодотворным для вас и для меня.

- Определение темы и цели урока мы сформулируем чуть позже, после того, как выполним несколько заданий.

 

2. Введение в тему

- Прослушайте отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»  (Слайд 2)

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно – покой и простор! –

Листья поблёкнуть еще не успели,

Жёлты и свежи лежат, как ковёр.

- Запишите в тетрадь два слова, относящиеся к очень необычной части речи. А необычная она потому, что включает в себя признаки двух самостоятельных  частей речи: прилагательного и глагола. Одни лингвисты относят эту единицу к самостоятельной части речи, другие же считают ее особой формой глагола. Так о каких словах и части речи я говорю? (Причастия)

- Назовите эти причастия. (Неокрепший – действит. прич. прош. вр., тающий – действит. прич. наст. вр.)

- А теперь вспомните определение причастия.

- Скажите, в словосочетании «проделанная работа» есть причастие? На какие вопросы оно отвечает?

- Определение причастию вы дали. А что такое причастный оборот?

 

3. Орфографический практикум

Ученик получает карточку со словами, записывает их на доске, вставляя пропущенные буквы. Заранее определяется проверяющий. Тем временем один ученик получает индивидуальное задание (вставить Н или НН, определяя, где причастия, а где отглагольные прилагательные), которое будет объяснено после повторения темы. Ещё 2 ученика выполняют самостоятельные задания.

Задание у доски: пустынная местность, нефтяная скважина, соломенное чучело, стеклянная посуда, заплетённый, колющий, строящийся, слышавший, увидевший, уважаемый, видимый, сушёные грибы.

Слайд  3

Карточка ученика: пусты…ая местность, нефтя…ая скважина, соломе…ое чучело, стекля…ая посуда, заплетё…ый, кол…щий, стро…щийся, слыш…вший, увид…вший, уважа…мый, вид…мый, сушё…ые грибы.

Индивидуальное задание: поджаренное мясо, копчёная рыба, варенный в кастрюле картофель, гружёная машина, связанное одеяло, кипячёная вода.

Вставить пропущенные буквы, объяснить написание слов.

Карточка ученика: поджаре…ое мясо, копчё…ая рыба, варе…ый в кастрюле картофель, гружё…ая машина, связа…ое одеяло, кипячё…ая вода.

«Синтаксическая разминка» (индивид. задание для двух учеников)

Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу, выделить причастные обороты и суффиксы причастий.

 

Лес стоящий всё лето сухим загорелся и в небо стал подниматься удушливый дым наполнявший воздух густыми кольцами.

 

Перестроить и записать предложение так, чтобы причастные обороты стали необособленными.

 

(Лес, стоящий всё лето сухим, загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым, наполнявший воздух густыми кольцами. Стоящий – действит. прич. наст. вр., наполнявший – действит. прич. прош. вр.

Стоящий всё лето лес загорелся, и в небо стал подниматься наполнявший воздух густыми кольцами удушливый дым.)

 

4. Синтаксическая пятиминутка

Слайд  4

- Скажите, есть ли причастный оборот в предложении, выделенном синем шрифтом, которое вы видите на слайде?

- Теперь вам нужно составить предложение, выполнив следующие  четыре задания.

  1. В предложении

«Целый день я скитался по густому лесу и наконец увидел протоптанную в ягодниках и  мхах тропинку»

 найдите причастный оборот с определяемым словом и  запишите его, поставив определяемое  слово в И. п. перед  причастным оборотом.

- Записывайте в тетрадь то, что у вас получается. (Кто правильно ответил выходит и записывает на доске)

Слайд 5

  1. Найдите в предложении глагол в инфинитиве

«Ему хотелось вести себя настойчивее»

поставьте слово в форму прошедшего времени, ж.р., ед. ч.;

  1. Добавьте обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом, из предложения

«Он с трудом продвигался к полю, изучая всё новые и новые места».

Слайд 6

  1. Из первой части сложного  предложения возьмите подлежащее  и поставьте это слово в форму В.п. ед.ч. с предлогом через.

«Далеко за деревней находилось болото,  которое обходили стороной даже  местные  старожилы»

Слайд 7

Какое предложение у вас получилось?

 

ТРОПИНКА, ПРОТОПТАННАЯ В ЯГОДНИКАХ И МХАХ, ВЕЛА К ПОЛЮ ЧЕРЕЗ  БОЛОТО. 

  • Найдите слово, которое относится к такому уникальному языковому явлению как причастие. Какое это слово? (протоптанная)
  • Разберите это слово по составу.
  • Какая орфограмма в этом слове самая сложная? Объясните ее. Помог ли вам в определении правописания суффикса морфемный разбор?
  • Образуйте от причастия ПРОТОПТАННАЯ краткую форму. Сколько Н будете писать в суффиксе?
  • Ребята, а почему Смайлик на слайде 8 задумался? Может быть, я где-то допустила ошибку?

5. Повторение изученного

Перед тем, как вспомнить правила написания Н и НН, давайте прослушаем лингвистическую сказку.

Лингвистическая сказка: «Как причастия с прилагательными подружились».

         Давно это было. Стояла в лесу избушка. Жили в ней причастия. А по соседству с ними бродили по лесу отглагольные прилагательные. Не было у них ни хлеба, ни крова.

            Тогда отглагольные прилагательные собрались на совет. Посоветовались и решили проситься на постоянное жительство к причастиям.

            Подошли к избушке, постучали и слышат:

- Кто там?

- Это мы, отглагольные прилагательные.

- Что вам нужно? – спрашивают причастия.

- Пустите нас к себе в избушку, мы хотим жить вместе с вами, - ответили отглагольные прилагательные. – Ведь мы, также как и вы, происходим от глаголов. Недаром ученики нас с вами путают.

- Подождите, мы посоветуемся.

            Посоветовались причастия и говорят:

- Мы пустим вас, только отбросьте приставку и одну букву Н из суффикса.

            И с тех пор живут отглагольные прилагательные и причастия в большой дружбе.

 

- Эту тему вы начали изучать на прошлом уроке. Сейчас попросим кого-то из вас попробовать себя в роли учителя и рассказать нам о правописании Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных (рассказ ученика).

- Как отличить причастие от отглагольного прилагательного?

- Давайте рассмотрим задание, которое выполнял (а) ….. (на магнит вешаем на доску листок с выполненным заданием.) Слайды 12-13

 

6. Переходим к следующему этапу урока – «Цифровой диктант», где каждый в течение 2-х минут самостоятельно выполнит эту работу. Необходимо напротив словосочетаний поставить цифру 1, если в слове Н, или цифру 2, если НН. (Раздать карточки) Слайды 14-15

1. Закалённый боец – 2

2. Неписаная истина – 1

3. Копчёная колбаса – 1

4. Свежемороженая рыба – 1

5. Плетёная корзина – 1

6. Гружённый арбузами вагон – 2

7. Написанное письмо – 2

8. Стриженая липовая аллея – 1

9. Лакированные столы – 2

10. Нежданный гость – 2

Ученики проверяют работу друг у друга. На доске правильные ответы и критерии оценивания: «5» - 1 ош., «4» - 2-3 ош., «3» - 4-6 ош., «2» - больше 6 ош.

 

7. Работа в группах на 3 минуты на закрепление материала. Слайд 16

1 группа

Определить вид выделенных слов, объяснить написание Н-НН.

Кошеные травы, купленный товар, решённая задача, глаженая рубашка, сказанное слово.

2 группа

Сравните морфемный состав выделенных слов.

Кошеные травы – скошенные травы,

мощёная улица – вымощенная улица,

тканый ковёр – вытканный платок,

резаный арбуз – разрезанный арбуз.

 

3 группа

Чем отличаются словосочетания первого столбика от словосочетаний второго столбика? Объяснить написание Н-НН.

Тканый ковёр – тканный мастером ковёр, квашеная капуста – квашенная на зиму капуста,

гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки.

 

4 группа

Выделить суффиксы, объяснить написание Н-НН.

Утрамбованная дорога,

замаскированный дом,

вязаный шарф,

газированная вода.

 

8. Выполнение упражнения 116.

 

9. Орфографическая задача на закрепление и внимание. Слайды 18-19

Тушённые овощи

Тушёные в духовке овощи

Потушёные овощи

Правильный ответ:

Тушёные овощи

Тушённые в духовке овощи

Потушённые овощи

Внешне слова одинаковые, а пишутся по-разному. Почему?

 

10. Домашнее задание (Слайд 20)

Параграф 16, упр. 118 (вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу, выделить причастия и причастные обороты).

Творческое задание по желанию

Напишите лингвистическую сказку

«Как причастие с Н перешло в разряд    отглагольных прилагательных?»

 

11. Выставление отметок

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных»»

Дата: 13. 11. 2018

Урок №47

Класс: 7

Тема: «Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных».

Цель урока: 

- повторить правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных;

- обобщить и закрепить знания по теме «Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных» на практике;

- продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся.

Задачи урока:

  1. Образовательная

  • Закрепить сведения об условиях написания -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

  • обобщить и систематизировать сведения о правописании -Н- и -НН- в суффиксах прилагательных;

  • выработать  практические умения различать условия написания -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.

  1. Развивающая

  • способствовать развитию мышления, речи, памяти, быстроты реакции и внимания.

  1. Воспитательная

  • формировать коммуникативные умения, положительное и внимательное отношение к русскому языку, а, следовательно, и к культуре своего народа.

Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, работа с учебником, работа с использованием ЭОР.

Планируемые УУД: научиться различать условия написания Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных.

Оборудование: учебник русского языка, карточки с индивидуальными заданиями, интерактивная доска.


ХОД УРОКА

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Надеюсь, что сегодняшний наш урок будет запоминающимся, интересным и плодотворным для вас и для меня.

- Определение темы и цели урока мы сформулируем чуть позже, после того, как выполним несколько заданий.


2. Введение в тему

- Прослушайте отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»  (Слайд 2)

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно – покой и простор! –

Листья поблёкнуть еще не успели,

Жёлты и свежи лежат, как ковёр.

- Запишите в тетрадь два слова, относящиеся к очень необычной части речи. А необычная она потому, что включает в себя признаки двух самостоятельных  частей речи: прилагательного и глагола. Одни лингвисты относят эту единицу к самостоятельной части речи, другие же считают ее особой формой глагола. Так о каких словах и части речи я говорю? (Причастия)

- Назовите эти причастия. (Неокрепший – действит. прич. прош. вр., тающий – действит. прич. наст. вр.)

- А теперь вспомните определение причастия.

- Скажите, в словосочетании «проделанная работа» есть причастие? На какие вопросы оно отвечает?

- Определение причастию вы дали. А что такое причастный оборот?


3. Орфографический практикум

Ученик получает карточку со словами, записывает их на доске, вставляя пропущенные буквы. Заранее определяется проверяющий. Тем временем один ученик получает индивидуальное задание (вставить Н или НН, определяя, где причастия, а где отглагольные прилагательные), которое будет объяснено после повторения темы. Ещё 2 ученика выполняют самостоятельные задания.

Задание у доски: пустынная местность, нефтяная скважина, соломенное чучело, стеклянная посуда, заплетённый, колющий, строящийся, слышавший, увидевший, уважаемый, видимый, сушёные грибы.

Слайд 3

Карточка ученика: пусты…ая местность, нефтя…ая скважина, соломе…ое чучело, стекля…ая посуда, заплетё…ый, кол…щий, стро…щийся, слыш…вший, увид…вший, уважа…мый, вид…мый, сушё…ые грибы.

Индивидуальное задание: поджаренное мясо, копчёная рыба, варенный в кастрюле картофель, гружёная машина, связанное одеяло, кипячёная вода.

Вставить пропущенные буквы, объяснить написание слов.

Карточка ученика: поджаре…ое мясо, копчё…ая рыба, варе…ый в кастрюле картофель, гружё…ая машина, связа…ое одеяло, кипячё…ая вода.

«Синтаксическая разминка» (индивид. задание для двух учеников)

Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу, выделить причастные обороты и суффиксы причастий.


Лес стоящий всё лето сухим загорелся и в небо стал подниматься удушливый дым наполнявший воздух густыми кольцами.


Перестроить и записать предложение так, чтобы причастные обороты стали необособленными.


(Лес, стоящий всё лето сухим, загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым, наполнявший воздух густыми кольцами. Стоящий – действит. прич. наст. вр., наполнявший – действит. прич. прош. вр.

Стоящий всё лето лес загорелся, и в небо стал подниматься наполнявший воздух густыми кольцами удушливый дым.)


4. Синтаксическая пятиминутка

Слайд 4

- Скажите, есть ли причастный оборот в предложении, выделенном синем шрифтом, которое вы видите на слайде?

- Теперь вам нужно составить предложение, выполнив следующие  четыре задания.

  1. В предложении

«Целый день я скитался по густому лесу и наконец увидел протоптанную в ягодниках и  мхах тропинку»

 найдите причастный оборот с определяемым словом и  запишите его, поставив определяемое  слово в И. п. перед  причастным оборотом.

- Записывайте в тетрадь то, что у вас получается. (Кто правильно ответил выходит и записывает на доске)

Слайд 5

  1. Найдите в предложении глагол в инфинитиве

«Ему хотелось вести себя настойчивее»

поставьте слово в форму прошедшего времени, ж.р., ед. ч.;

  1. Добавьте обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом, из предложения

«Он с трудом продвигался к полю, изучая всё новые и новые места».

Слайд 6

  1. Из первой части сложного  предложения возьмите подлежащее  и поставьте это слово в форму В.п. ед.ч. с предлогом через.

«Далеко за деревней находилось болото,  которое обходили стороной даже  местные  старожилы»

Слайд 7

Какое предложение у вас получилось?


ТРОПИНКА, ПРОТОПТАННАЯ В ЯГОДНИКАХ И МХАХ, ВЕЛА К ПОЛЮ ЧЕРЕЗ  БОЛОТО. 

  • Найдите слово, которое относится к такому уникальному языковому явлению как причастие. Какое это слово? (протоптанная)

  • Разберите это слово по составу.

  • Какая орфограмма в этом слове самая сложная? Объясните ее. Помог ли вам в определении правописания суффикса морфемный разбор?

  • Образуйте от причастия ПРОТОПТАННАЯ краткую форму. Сколько Н будете писать в суффиксе?

  • Ребята, а почему Смайлик на слайде 8 задумался? Может быть, я где-то допустила ошибку?

5. Повторение изученного

Перед тем, как вспомнить правила написания Н и НН, давайте прослушаем лингвистическую сказку.

Лингвистическая сказка: «Как причастия с прилагательными подружились».

Давно это было. Стояла в лесу избушка. Жили в ней причастия. А по соседству с ними бродили по лесу отглагольные прилагательные. Не было у них ни хлеба, ни крова.

Тогда отглагольные прилагательные собрались на совет. Посоветовались и решили проситься на постоянное жительство к причастиям.

Подошли к избушке, постучали и слышат:

- Кто там?

- Это мы, отглагольные прилагательные.

- Что вам нужно? – спрашивают причастия.

- Пустите нас к себе в избушку, мы хотим жить вместе с вами, - ответили отглагольные прилагательные. – Ведь мы, также как и вы, происходим от глаголов. Недаром ученики нас с вами путают.

- Подождите, мы посоветуемся.

Посоветовались причастия и говорят:

- Мы пустим вас, только отбросьте приставку и одну букву Н из суффикса.

И с тех пор живут отглагольные прилагательные и причастия в большой дружбе.


- Эту тему вы начали изучать на прошлом уроке. Сейчас попросим кого-то из вас попробовать себя в роли учителя и рассказать нам о правописании Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных (рассказ ученика).

- Как отличить причастие от отглагольного прилагательного?

- Давайте рассмотрим задание, которое выполнял (а) ….. (на магнит вешаем на доску листок с выполненным заданием.) Слайды 12-13


6. Переходим к следующему этапу урока – «Цифровой диктант», где каждый в течение 2-х минут самостоятельно выполнит эту работу. Необходимо напротив словосочетаний поставить цифру 1, если в слове Н, или цифру 2, если НН. (Раздать карточки) Слайды 14-15

1. Закалённый боец – 2

2. Неписаная истина – 1

3. Копчёная колбаса – 1

4. Свежемороженая рыба – 1

5. Плетёная корзина – 1

6. Гружённый арбузами вагон – 2

7. Написанное письмо – 2

8. Стриженая липовая аллея – 1

9. Лакированные столы – 2

10. Нежданный гость – 2

Ученики проверяют работу друг у друга. На доске правильные ответы и критерии оценивания: «5» - 1 ош., «4» - 2-3 ош., «3» - 4-6 ош., «2» - больше 6 ош.


7. Работа в группах на 3 минуты на закрепление материала. Слайд 16

1 группа

Определить вид выделенных слов, объяснить написание Н-НН.

Кошеные травы, купленный товар, решённая задача, глаженая рубашка, сказанное слово.

2 группа

Сравните морфемный состав выделенных слов.

Кошеные травы – скошенные травы,

мощёная улица – вымощенная улица,

тканый ковёр – вытканный платок,

резаный арбуз – разрезанный арбуз.


3 группа

Чем отличаются словосочетания первого столбика от словосочетаний второго столбика? Объяснить написание Н-НН.

Тканый ковёр – тканный мастером ковёр, квашеная капуста – квашенная на зиму капуста,

гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки.


4 группа

Выделить суффиксы, объяснить написание Н-НН.

Утрамбованная дорога,

замаскированный дом,

вязаный шарф,

газированная вода.


8. Выполнение упражнения 116.


9. Орфографическая задача на закрепление и внимание. Слайды 18-19

Тушённые овощи

Тушёные в духовке овощи

Потушёные овощи

Правильный ответ:

Тушёные овощи

Тушённые в духовке овощи

Потушённые овощи

Внешне слова одинаковые, а пишутся по-разному. Почему?


10. Домашнее задание (Слайд 20)

Параграф 16, упр. 118 (вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу, выделить причастия и причастные обороты).

Творческое задание по желанию

Напишите лингвистическую сказку

«Как причастие с Н перешло в разряд отглагольных прилагательных?»


11. Выставление отметок






1 группа

Определить вид выделенных слов, объяснить написание Н-НН.

Кошеные травы, купленный товар, решённая задача, глаженая рубашка, сказанное слово.




2 группа

Сравните морфемный состав выделенных слов.

Кошеные травы – скошенные травы,

мощёная улица – вымощенная улица,

тканый ковёр – вытканный платок,

резаный арбуз – разрезанный арбуз.





3 группа

Чем отличаются словосочетания первого столбика от словосочетаний второго столбика? Объяснить написание Н-НН.

Тканый ковёр – тканный мастером ковёр,

квашеная капуста – квашенная на зиму капуста,

гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки.





4 группа

Выделить суффиксы, объяснить написание Н-НН.

Утрамбованная дорога,

замаскированный дом,

вязаный шарф,

газированная вода.



Орфографический практикум

Пустынная местность, нефтяная скважина, соломенное чучело, стеклянная посуда, заплетённый, колющий, строящийся, слышавший, увидевший, уважаемый, видимый, сушёные грибы.


Индивидуальное задание: поджаренное мясо, копчёная рыба, варенный в кастрюле картофель, гружёная машина, связанное одеяло, кипячёная вода.

Вставить пропущенные буквы, объяснить написание слов.


«Синтаксическая разминка»

Лес, стоящий всё лето сухим, загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым, наполнявший воздух густыми кольцами. Стоящий – действит. прич. наст. вр., наполнявший – действит. прич. прош. вр.

Стоящий всё лето лес загорелся, и в небо стал подниматься наполнявший воздух густыми кольцами удушливый дым.


«Цифровой диктант»

1. Закалённый боец – 2

2. Неписаная истина – 1

3. Копчёная колбаса – 1

4. Свежемороженая рыба – 1

5. Плетёная корзина – 1

6. Гружённый арбузами вагон – 2

7. Написанное письмо – 2

8. Стриженая липовая аллея – 1

9. Лакированные столы – 2

10. Нежданный гость – 2


Лингвистическая сказка: «Как причастия с прилагательными подружились».

Давно это было. Стояла в лесу избушка. Жили в ней причастия. А по соседству с ними бродили по лесу отглагольные прилагательные. Не было у них ни хлеба, ни крова.

Тогда отглагольные прилагательные собрались на совет. Посоветовались и решили проситься на постоянное жительство к причастиям.

Подошли к избушке, постучали и слышат:

- Кто там?

- Это мы, отглагольные прилагательные.

- Что вам нужно? – спрашивают причастия.

- Пустите нас к себе в избушку, мы хотим жить вместе с вами, - ответили отглагольные прилагательные. – Ведь мы, также как и вы, происходим от глаголов. Недаром ученики нас с вами путают.

- Подождите, мы посоветуемся.

Посоветовались причастия и говорят:

- Мы пустим вас, только отбросьте приставку и одну букву Н из суффикса.

И с тех пор живут отглагольные прилагательные и причастия в большой дружбе.

1 группа

Определить вид выделенных слов, объяснить написание Н-НН.

Кошеные травы, купленный товар, решённая задача, глаженая рубашка, сказанное слово.

2 группа

Сравните морфемный состав выделенных слов.

Кошеные травы – скошенные травы,

мощёная улица – вымощенная улица,

тканый ковёр – вытканный платок,

резаный арбуз – разрезанный арбуз.

3 группа

Чем отличаются словосочетания первого столбика от словосочетаний второго столбика? Объяснить написание Н-НН.

Тканый ковёр – тканный мастером ковёр, квашеная капуста – квашенная на зиму капуста,

гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки.

4 группа

Выделить суффиксы, объяснить написание Н-НН.

Утрамбованная дорога,

замаскированный дом,

вязаный шарф,

газированная вода.






1 группа

Определить вид выделенных слов, объяснить написание Н-НН.

Кошеные травы, купленный товар, решённая задача, глаженая рубашка, сказанное слово.

2 группа

Сравните морфемный состав выделенных слов.

Кошеные травы – скошенные травы,

мощёная улица – вымощенная улица,

тканый ковёр – вытканный платок,

резаный арбуз – разрезанный арбуз.

3 группа

Чем отличаются словосочетания первого столбика от словосочетаний второго столбика? Объяснить написание Н-НН.

Тканый ковёр – тканный мастером ковёр, квашеная капуста – квашенная на зиму капуста,

гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки.

4 группа

Выделить суффиксы, объяснить написание Н-НН.

Утрамбованная дорога,

замаскированный дом,

вязаный шарф,

газированная вода.





























Напротив словосочетаний поставьте цифру 1, если в слове Н, или цифру 2, если НН.

1. Закалё…ый боец –

2. Неписа…ая истина –

3. Копчё…ая колбаса –

4. Свежемороже…ая рыба –

5. Плетё…ая корзина –

6. Гружё…ый арбузами вагон –

7. Написа…ое письмо –

8. Стриже…ая липовая аллея –

9. Лакирова…ые столы –

10. Нежда…ый гость –




Напротив словосочетаний поставьте цифру 1, если в слове Н, или цифру 2, если НН.

1. Закалё…ый боец –

2. Неписа…ая истина –

3. Копчё…ая колбаса –

4. Свежемороже…ая рыба –

5. Плетё…ая корзина –

6. Гружё…ый арбузами вагон –

7. Написа…ое письмо –

8. Стриже…ая липовая аллея –

9. Лакирова…ые столы –

10. Нежда…ый гость –



Напротив словосочетаний поставьте цифру 1, если в слове Н, или цифру 2, если НН.

1. Закалё…ый боец –

2. Неписа…ая истина –

3. Копчё…ая колбаса –

4. Свежемороже…ая рыба –

5. Плетё…ая корзина –

6. Гружё…ый арбузами вагон –

7. Написа…ое письмо –

8. Стриже…ая липовая аллея –

9. Лакирова…ые столы –

10. Нежда…ый гость –




Напротив словосочетаний поставьте цифру 1, если в слове Н, или цифру 2, если НН.

1. Закалё…ый боец –

2. Неписа…ая истина –

3. Копчё…ая колбаса –

4. Свежемороже…ая рыба –

5. Плетё…ая корзина –

6. Гружё…ый арбузами вагон –

7. Написа…ое письмо –

8. Стриже…ая липовая аллея –

9. Лакирова…ые столы –

10. Нежда…ый гость –


Напротив словосочетаний поставьте цифру 1, если в слове Н, или цифру 2, если НН.

1. Закалё…ый боец –

2. Неписа…ая истина –

3. Копчё…ая колбаса –

4. Свежемороже…ая рыба –

5. Плетё…ая корзина –

6. Гружё…ый арбузами вагон –

7. Написа…ое письмо –

8. Стриже…ая липовая аллея –

9. Лакирова…ые столы –

10. Нежда…ый гость –


Напротив словосочетаний поставьте цифру 1, если в слове Н, или цифру 2, если НН.

1. Закалё…ый боец –

2. Неписа…ая истина –

3. Копчё…ая колбаса –

4. Свежемороже…ая рыба –

5. Плетё…ая корзина –

6. Гружё…ый арбузами вагон –

7. Написа…ое письмо –

8. Стриже…ая липовая аллея –

9. Лакирова…ые столы –

10. Нежда…ый гость –




Лингвистическая сказка: «Как причастия с прилагательными подружились».

Давно это было. Стояла в лесу избушка. Жили в ней причастия. А по соседству с ними бродили по лесу отглагольные прилагательные. Не было у них ни хлеба, ни крова.

Тогда отглагольные прилагательные собрались на совет. Посоветовались и решили проситься на постоянное жительство к причастиям.

Подошли к избушке, постучали и слышат:

- Кто там?

- Это мы, отглагольные прилагательные.

- Что вам нужно? – спрашивают причастия.

- Пустите нас к себе в избушку, мы хотим жить вместе с вами, - ответили отглагольные прилагательные. – Ведь мы, также как и вы, происходим от глаголов, недаром ученики нас с вами путают.

- Подождите, мы посоветуемся.

Посоветовались причастия и говорят:

- Мы пустим вас, только отбросьте приставку и одно Н из суффикса.

И с тех пор живут отглагольные прилагательные и причастия в большой дружбе.





«Синтаксическая разминка»

Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу, выделить причастные обороты и суффиксы причастий.


Лес стоящий всё лето сухим загорелся и в небо стал подниматься удушливый дым наполнявший воздух густыми кольцами.


Перестроить и записать предложение так, чтобы причастные обороты стали необособленными.
















«Синтаксическая разминка»

Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу, выделить причастные обороты и суффиксы причастий.


Лес стоящий всё лето сухим загорелся и в небо стал подниматься удушливый дым наполнявший воздух густыми кольцами.


Перестроить и записать предложение так, чтобы причастные обороты стали необособленными.



«Синтаксическая разминка»

Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу, выделить причастные обороты и суффиксы причастий.


Лес стоящий всё лето сухим загорелся и в небо стал подниматься удушливый дым наполнявший воздух густыми кольцами.


Перестроить и записать предложение так, чтобы причастные обороты стали необособленными.





«Синтаксическая разминка»

Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу, выделить причастные обороты и суффиксы причастий.


Лес стоящий всё лето сухим загорелся и в небо стал подниматься удушливый дым наполнявший воздух густыми кольцами.


Перестроить и записать предложение так, чтобы причастные обороты стали необособленными.





«Синтаксическая разминка»

Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу, выделить причастные обороты и суффиксы причастий.


Лес стоящий всё лето сухим загорелся и в небо стал подниматься удушливый дым наполнявший воздух густыми кольцами.


Перестроить и записать предложение так, чтобы причастные обороты стали необособленными.



Карточка ученика: пусты…ая местность, нефтя…ая скважина, соломе…ое чучело, стекля…ая посуда, заплетё…ый, кол…щий, стро…щийся, слыш…вший, увид…вший, уважа…мый, вид…мый, сушё…ые грибы.




Карточка ученика: пусты…ая местность, нефтя…ая скважина, соломе…ое чучело, стекля…ая посуда, заплетё…ый, кол…щий, стро…щийся, слыш…вший, увид…вший, уважа…мый, вид…мый, сушё…ые грибы.



Вставить пропущенные буквы, объяснить написание слов.

Поджаре…ое мясо,

копчё…ая рыба,

варе…ый в кастрюле картофель,

гружё…ая машина,

связа…ое одеяло,

кипячё…ая вода.





Вставить пропущенные буквы, объяснить написание слов.

Поджаре…ое мясо,

копчё…ая рыба,

варе…ый в кастрюле картофель,

гружё…ая машина,

связа…ое одеяло,

кипячё…ая вода.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!