СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие внеурочной деятельности общеинтеллектуальное направление «Юный филолог» 3 класс Тема занятия: "Дружим с Грамматикой"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие внеурочной деятельности

общеинтеллектуальное направление

 «Юный филолог» 3 класс

Тема занятия: "Дружим с Грамматикой"

Цели: создать условия способствующие развитию интеллектуальных способностей учащихся по русскому языку.

Задачи:

учить анализировать, сравнивать, выявлять закономерности в заданиях разного уровня сложности;

проконтролировать степень усвоения основных умений навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках.

развивать  речь, логическое мышление, любознательность;

совершенствовать навыки коллективной работы.

воспитывать навыки языковой культуры; прививать взаимовыручку, чувство сопереживания.

Планируемые результаты

У учащегося будут сформированы:

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

находить в содружестве  

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные ориентиры действия в новом  учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Коммуникативные УУД:

довариваться, приходить к общему решению;

контролировать действия партнера;

осуществлять взаимоконтроль.

Личностные УУД

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Оборудование:  компьютер, коллаж «Страна русского языка», С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка», жетоны.

 

Ход занятия

1.Организационный этап (самоопределение)

         Слайд 1 – «Народы разные - республика одна»

Учитель: Здравствуйте. Сегодня на нашей внеурочной деятельности  нас ждет много интересного, а для начала ответьте на вопрос:Какие национальности проживают  в нашей республике?

Ответы детей

Учитель: Послушайте стихотворение Дмитрия Колюжного:

Читают дети

Лезгин, Рутулец, Табасаран, Агулец, Даргинец брат, плечом к плечу стоят. Цахурец, Лакец, Кумык, Аварец, В лезгинском танце как орлы парят. В единстве духа множество народов, Крепка их дружба, твердостью скалы. В сердечном братстве сила Дагестанцев, В бесстрашии воинов душа Нарын Калы. Гостеприимства долг, для горца важный, Он никогда его не нарушал. Частицу сердца навсегда оставил каждый, Кто на Кавказе щедром побывал. [1]

2.Актуализация знаний

Учитель: Какой язык дает нам возможность общаться  и понимать друг друга в многонациональном Дагестане? (Русский0

         Русский язык – единый для нас всех. Мы должны жить в мире и единстве с народами Дагестана, только в единстве народ непобедим.

         Слайд 2

Тема: «Дружим с Грамматикой».

Учитель:Какова цель нашего занятия?

Ответы детей: узнать как можно больше о русском языке;

                             развивать речь;

                             учиться грамотно писать.

(Учащиеся разделились на команды по 6 человек)

Сегодня наше занятие посвящено могучему русскому языку.

         Слайд 3

Учитель: Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык - яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…». [2]

 

3.Целеполагание и построение проекта занятия

 

Звучит резкий звук

         Слайд 4  ( появляется герой мультфильма Витя Перестукин)

Учитель: Посмотрите кто это?

Ученик: Да это же Витя   Перестукин из «Страны невыученных уроков».

Учитель:Что же он такой грустный и задумчивый? Оказывается, дети, ему нужно отправиться в путешествие в «Страну Русского языка» и дойти до дворца Грамматики. Но дойти до него непросто. На пути его ожидает много трудностей и опасностей. Одному ему не справиться. Поможем ему, ребята?

Дети работают в группах. За правильные ответы дети получают жетоны, освобождают  сказочные города Русского языка и достают заветные ключики.

Прежде чем приступим, вспомните правила сотрудничества в группе.   

         Слайд 5 (Правила сотрудничества в группе)

         Слайд 6   Страна Русского языка

 

4.Реализация проекта занятия.

 

Учитель: Путь к дворцу Грамматики лежит через города.

         Нам с Витей Перестукиным  нужно освободить жителей  городов этой страны, получить от каждого города  ключ и дойти до дворца Грамматики. Но что мы знаем о Грамматике?

Ученик: Грамматика, как и многие другие науки, зародилась в Древней Греции. Там впервые и были придуманы грамматические термины. Позже древнеримские учёные перевели греческие грамматические термины на свой, латинский язык, а наши древнерусские грамматисты  на русский язык.

Освобождаем  первый город

О каком  «городе» идет речь?

Ученик: Вот совсем простая тема:                      Фоне – это звук (фонема).              А теперь ответьте-ка,              Что это "Фонетика"? 

                Это тот раздел науки,               Где, от скуки на все руки,              За звуком, день за днём

               Буквы все переберём!

    Слайд 7

Учитель: Это раздел науки о языке, в котором изучают звуки речи.

         Мы освободим  жителей  города  « Фонетики», если справимся  со следующими заданиями

Задания для команд:

отгадайте метаграмму – загадку, по условиям которой из загаданного слова путем замены одного звука на другой получается новое слово

         Слайд 8

С [к] я в школе на стене,

Горы, реки, есть на мне.

С [п]- от вас не утаю_

Тоже в школе я стою.

Ответ:  карта-парта

(За правильный ответ дети получают жетоны)

 Учитель: Для более точной передачи звуков речи принято использовать особую запись слова – транскрипцию

         Слайд 9

Учитель: Найдите ошибку в транскрипции  и докажи свой ответ

(задание для каждой команды)

 [ж и р а ф], [р е к а], [й ,э л ь ]

 Учитель: Молодцы, освободили жителей города.

         Слайд 10

Жители города  Фонетики рады  (дети получают ключик)

         Слайд 11 Ключик  

Учитель: Путь держим на город «Морфемика»

         Слайд 12

         Слайд 13

  Учитель: Морфемика - это раздел науки о языке, в котором изучается состав слова и способы образования слов.

         В русском языке 4 морфемы и каждая морфема вносит свою  часть смысла «смыслиночку». Отгадайте жителей этой города.

         Дети загадывают друг другу загадки о морфемах.

Ученик 1

Я самый главный в слове:

Такая уж мне честь.

И я в любой основе,

И в каждом слове есть! (Корень)

 Ученик 2

Своим местом я горжусь:

Перед корнем нахожусь! (Приставка)

 Ученик 3

Среди морфем я вот таков:

Образовал всех больше слов! (Суффикс)

 Ученик 3

Я меняю форму слова.

Без меня - это основа! (Окончание)

 

Все морфемы нам нужны,

Все морфемы так важны!

Слайд 14    Шарада

1) Отгадайте шараду

Корень извлечь из «начинки» несложно,

Приставка в «сосуде» хранится надежно,

Суффикс в гудении ясно услышишь,

Вместе - на темы различные пишешь.

 Ответ:сочинение

         Слайд 15

2) Найдите лишнее слово  в каждой строчке. Объясни свой ответ.

Честный, честь, чесночный, чествование.

Седло, седловина, седина, седлать.

Левша, левый, лев, налево

         Слайд 16

3)Задание для каждой команды

Учитель: От данных слов образуйте при помощи суффиксов и приставок новые слова, содержащие удвоенные согласные буквы.

Каждой команде по 2 слова.

Путешествие-

Длина-

Окно

Звук-

Защита-

Сказать-

Какой способ образования  слов вы использовали?

Ученики: суффиксальный и приставочный

         Слайд 17

                            Рубрика «Интересно знать»

Учитель: Язык, как и все явления  в природе, находится в постоянном развитии. Меняются  и морфемы нашего  языка. Одни суффиксы уходят из языка, другие в нем появляются. Мертвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова. Их мы уже не выделяем как отдельные морфемы в составе слова. [3]

         В русском языке осталось  несколько слов с приставкой па

       Пасынок

       Паводок

       Падчерица

         Слайд 18

 Ключ получили, освободили жителей страны

         Слайд 19

Следующий город «Морфология»

Слайд 20

Учитель: Морфология-это раздел науки о языке, в котором изучаются части речи, формы слов и их грамматические значения.

         Слайд 21

                                           Долина пословиц

Учитель: Дополните пословицы подходящими по смыслу словами и, определив часть этой речи, вы угадаете одного из  жителей  города «Морфологии»

1)Поспешишь – людей …

Упустишь минуту – ………..час.

Не разгрызешь ореха – так ….. ядра.

Тише едешь - дальше…..

 

5.Физминутка

 

Учитель: Давайте попытаемся открыть дверь.А нет, еще не все задания выполнили.

          Перед вами предложение, придуманное замечательным лингвистом Л.В.Щербой Укажите, какой частью речи является каждое слово.        Пофантазируйте, что значит эта фраза. Слайд 22

Глокая куздра  штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка. [3]

 Какие еще части речи проживают в этом городе «Морфология» 

         Слайд 23

Рубрика «Интересно знать»

Ученик: Прилагательные могут «превращаться» в существительные

Н-р: столовая, ванная, дежурный, больной, знакомый, учительская.

         Слайд 24

 Учитель: Молодцы, получаете ключик.

         Слайд 26

 Город «Пунктуация»

Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

Угадайте жителей города «Пунктуация»

Читает учитель:

Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть.  (Точка)

 

 Вечно думая

Над смыслом

Изогнулся коромыслом. (Вопросительный знак)

 

Выйдет на дорожку

Всем подставит ножку. (Запятая)

Стоят три кумушки рядком.

Ведут беседу, но – тайком,

Какими-то далекими

Туманными намеками. (Многоточие)

Слайд 27

Рубрика «Интересно знать»

Учитель: На Руси до конца 15 века писали без пробелов  между словами и без знаков препинания.

Интересный факт

От расстановки знаков препинания может зависеть человеческая жизнь. Оказывается, в истории известен случай, когда русская императрица Мария Федоровна исправила одну запятую в резолюции своего супруга, императора Александра 3: «Простить нельзя, отправить  в Сибирь». Узник был спасен. Какая широко известная фраза (в зависимости от места постановки запятой) может лишить жизни человека, а может – и нет.[3]

Учитель: Расставь знаки препинания так, чтобы смысл предложения оказался верным.

Пальцев у него двадцать пять  на каждой руке десять на  ногах

Слайд 28 

 Освободили  жителей города: получаем  ключик

Слайд 29  Город «Орфография»

Учитель:А что же это за слово такое «Орфография»?

Ученик:В переводе на русский язык оно означает «правописание» (греч.«орфо»-«правильно», «графо»-«пишу»

Учитель: В этом городе живут все правила

-Какие правила вы знаете?

Дети рассказывают правила и приводят примеры

(Дверце открывается, получают ключик)

         Слайд 30  Город «Лексика»

Учитель: Подходим к последнему городу «Лексика»

Лексикологией называется раздел науки о языке, в котором изучают словарный состав.

         Слайд 31

Рубрика «Интересно знать»

Учитель:

Нет таких людей, которые бы точно знали  и могли объяснить значения всех слов, тогда при незнании значения слова, люди обращаются к специальному словарю – толковому. В нем описаны значения многих тысяч слов.

         Французский писатель Анатоль Франс называл словарь «Вселенной, расположенной в алфавитном порядке», поэтому  словари – это не только справочная литература, но  и часть национальной культуры того или иного народа. [3]

         Слайд 32

Попытку собрать все слова русского языка предпринял  Владимир Иванович Даль. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Над своим словарём Даль работал 47 лет! Учёный-языковед сумел раскрыть  неисчерпаемое словарное богатство   русского языка.

Наведите порядок  в следующих понятиях, помогите жителям этого городка, соедините стрелками значение каждого термина

         Слайд 33

Многозначность -     это одной части речи, различные по звучанию и написанию, но близкие по значению слова

Антонимы -   это его способность употребляться в различных значениях.

Синонимы - это устойчивые сочетания слов, значения которых необходимо рассматривать как единое целое.

Фразеологизмы –   это слова одной части речи с противоположным значением

         Слайд 34  Проверка

Объясните, что это за слова

       Невежа-невежда

Учитель: Молодцы, ребята! Вы освободили жителей каждого города, Вите Перестукину помогли добраться до дворца Грамматики.

Слайд 35

   Появляется «Царица «Грамматика»

 Она вручает  пятерки командам, достает почетную грамоту-свиток и читает:

Уважаемые граждане страны Русского языка, ученики 3-8 класса во главе с Витей Перестукиным помогли открыть двери всех городов и освободить жителей страны Русского языка. Повелеваю наградить оценкой 5 в классном журнале.

Ученики читают стихотворение о русском языке.

Слайд 36

 Рефлексия  занятия и самооценка деятельности каждой группы.

Сегодня я узнал…

Теперь я умею…

Знания, полученные сегодня пригодятся мне…

 

 

 

 

 

 

Вывод:

         Задания олимпиадного характера, использованные на уроке, выходят за рамки традиционной программы  и способствуют развитию логического мышления, творческого воображения, познавательной активности. Они направлены на достижения цели занятия – развитию интеллектуальных способностей учащихся.

         Материал этого конспекта можно  использовать на  уроке, на внеурочных занятиях и факультативных курсах по русскому языку. А взятый за основу сюжет  можно использовать на уроке математики, чтения и окружающего мира.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1.  Дагестан (Дмитрий Калюжный) / Стихи.ру - национальный сервер. stihi.ru›2008/04/26/18322/
  2. Русский язык. 5 кл. : учеб. Для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинсос, П.А. Лекант. – М. : Дрофа, 2012. – 11 с.
  3. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4 классы / Т.В. Ходова. -7-е изд.-М.:АЙРИС-пресс,2015.-224с.:ил.-(Школьные олимпиады).

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Занятие внеурочной деятельности общеинтеллектуальное направление «Юный филолог» 3 класс Тема занятия: "Дружим с Грамматикой"»

Занятие внеурочной деятельности

общеинтеллектуальное направление

«Юный филолог» 3 класс

Тема занятия: "Дружим с Грамматикой"

Цели: создать условия способствующие развитию интеллектуальных способностей учащихся по русскому языку.

Задачи:

учить анализировать, сравнивать, выявлять закономерности в заданиях разного уровня сложности;

проконтролировать степень усвоения основных умений навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках.

развивать речь, логическое мышление, любознательность;

совершенствовать навыки коллективной работы.

воспитывать навыки языковой культуры; прививать взаимовыручку, чувство сопереживания.

Планируемые результаты

У учащегося будут сформированы:

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

находить в содружестве

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Коммуникативные УУД:

довариваться, приходить к общему решению;

контролировать действия партнера;

осуществлять взаимоконтроль.

Личностные УУД

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Оборудование: компьютер, коллаж «Страна русского языка», С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка», жетоны.


Ход занятия

1.Организационный этап (самоопределение)

Слайд 1 – «Народы разные - республика одна»

Учитель: Здравствуйте. Сегодня на нашей внеурочной деятельности нас ждет много интересного, а для начала ответьте на вопрос:Какие национальности проживают в нашей республике?

Ответы детей

Учитель: Послушайте стихотворение Дмитрия Колюжного:

Читают дети

Лезгин, Рутулец, Табасаран, Агулец,
Даргинец брат, плечом к плечу стоят.
Цахурец, Лакец, Кумык, Аварец,
В лезгинском танце как орлы парят.

В единстве духа множество народов,
Крепка их дружба, твердостью скалы.
В сердечном братстве сила Дагестанцев,
В бесстрашии воинов душа Нарын Калы.

Гостеприимства долг, для горца важный,
Он никогда его не нарушал.
Частицу сердца навсегда оставил каждый,
Кто на Кавказе щедром побывал. [1]

2.Актуализация знаний

Учитель: Какой язык дает нам возможность общаться и понимать друг друга в многонациональном Дагестане? (Русский0

Русский язык – единый для нас всех. Мы должны жить в мире и единстве с народами Дагестана, только в единстве народ непобедим.

Слайд 2

Тема: «Дружим с Грамматикой».

Учитель:Какова цель нашего занятия?

Ответы детей: узнать как можно больше о русском языке;

развивать речь;

учиться грамотно писать.

(Учащиеся разделились на команды по 6 человек)

Сегодня наше занятие посвящено могучему русскому языку.

Слайд 3

Учитель: Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык - яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…». [2]


3.Целеполагание и построение проекта занятия


Звучит резкий звук

Слайд 4 ( появляется герой мультфильма Витя Перестукин)

Учитель: Посмотрите кто это?

Ученик: Да это же Витя Перестукин из «Страны невыученных уроков».

Учитель:Что же он такой грустный и задумчивый? Оказывается, дети, ему нужно отправиться в путешествие в «Страну Русского языка» и дойти до дворца Грамматики. Но дойти до него непросто. На пути его ожидает много трудностей и опасностей. Одному ему не справиться. Поможем ему, ребята?

Дети работают в группах. За правильные ответы дети получают жетоны, освобождают сказочные города Русского языка и достают заветные ключики.

Прежде чем приступим, вспомните правила сотрудничества в группе.

Слайд 5 (Правила сотрудничества в группе)

Слайд 6 Страна Русского языка


4.Реализация проекта занятия.


Учитель: Путь к дворцу Грамматики лежит через города.

Нам с Витей Перестукиным нужно освободить жителей городов этой страны, получить от каждого города ключ и дойти до дворца Грамматики. Но что мы знаем о Грамматике?

Ученик: Грамматика, как и многие другие науки, зародилась в Древней Греции. Там впервые и были придуманы грамматические термины. Позже древнеримские учёные перевели греческие грамматические термины на свой, латинский язык, а наши древнерусские грамматисты на русский язык.

Освобождаем первый город

О каком «городе» идет речь?

Ученик: Вот совсем простая тема:
Фоне – это звук (фонема).
А теперь ответьте-ка,
Что это "Фонетика"? 

Это тот раздел науки, 
Где, от скуки на все руки,
За звуком, день за днём

Буквы все переберём!

Слайд 7

Учитель: Это раздел науки о языке, в котором изучают звуки речи.

Мы освободим жителей города « Фонетики», если справимся со следующими заданиями

Задания для команд:

отгадайте метаграмму – загадку, по условиям которой из загаданного слова путем замены одного звука на другой получается новое слово

Слайд 8

С [к] я в школе на стене,

Горы, реки, есть на мне.

С [п]- от вас не утаю_

Тоже в школе я стою.

Ответ: карта-парта

(За правильный ответ дети получают жетоны)

Учитель: Для более точной передачи звуков речи принято использовать особую запись слова – транскрипцию

Слайд 9

Учитель: Найдите ошибку в транскрипции и докажи свой ответ

(задание для каждой команды)

[ж и р а ф], [р е к а], [й ,э л ь ]

Учитель: Молодцы, освободили жителей города.

Слайд 10

Жители города Фонетики рады (дети получают ключик)

Слайд 11 Ключик

Учитель: Путь держим на город «Морфемика»

Слайд 12

Слайд 13

Учитель: Морфемика - это раздел науки о языке, в котором изучается состав слова и способы образования слов.

В русском языке 4 морфемы и каждая морфема вносит свою часть смысла «смыслиночку». Отгадайте жителей этой города.

Дети загадывают друг другу загадки о морфемах.

Ученик 1

Я самый главный в слове:

Такая уж мне честь.

И я в любой основе,

И в каждом слове есть! (Корень)

 Ученик 2

Своим местом я горжусь:

Перед корнем нахожусь! (Приставка)

 Ученик 3

Среди морфем я вот таков:

Образовал всех больше слов! (Суффикс)

 Ученик 3

Я меняю форму слова.

Без меня - это основа! (Окончание)


Все морфемы нам нужны,

Все морфемы так важны!

Слайд 14 Шарада

1) Отгадайте шараду

Корень извлечь из «начинки» несложно,

Приставка в «сосуде» хранится надежно,

Суффикс в гудении ясно услышишь,

Вместе - на темы различные пишешь.

Ответ:сочинение

Слайд 15

2) Найдите лишнее слово в каждой строчке. Объясни свой ответ.

Честный, честь, чесночный, чествование.

Седло, седловина, седина, седлать.

Левша, левый, лев, налево

Слайд 16

3)Задание для каждой команды

Учитель: От данных слов образуйте при помощи суффиксов и приставок новые слова, содержащие удвоенные согласные буквы.

Каждой команде по 2 слова.

Путешествие-

Длина-

Окно

Звук-

Защита-

Сказать-

Какой способ образования слов вы использовали?

Ученики: суффиксальный и приставочный

Слайд 17

Рубрика «Интересно знать»

Учитель: Язык, как и все явления в природе, находится в постоянном развитии. Меняются и морфемы нашего языка. Одни суффиксы уходят из языка, другие в нем появляются. Мертвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова. Их мы уже не выделяем как отдельные морфемы в составе слова. [3]

В русском языке осталось несколько слов с приставкой па

Пасынок

Паводок

Падчерица

Слайд 18

Ключ получили, освободили жителей страны

Слайд 19

Следующий город «Морфология»

Слайд 20

Учитель: Морфология-это раздел науки о языке, в котором изучаются части речи, формы слов и их грамматические значения.

Слайд 21

Долина пословиц

Учитель: Дополните пословицы подходящими по смыслу словами и, определив часть этой речи, вы угадаете одного из жителей города «Морфологии»

1)Поспешишь – людей …

Упустишь минуту – ………..час.

Не разгрызешь ореха – так ….. ядра.

Тише едешь - дальше…..


5.Физминутка


Учитель: Давайте попытаемся открыть дверь.А нет, еще не все задания выполнили.

Перед вами предложение, придуманное замечательным лингвистом Л.В.Щербой Укажите, какой частью речи является каждое слово. Пофантазируйте, что значит эта фраза. Слайд 22

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка. [3]

Какие еще части речи проживают в этом городе «Морфология» 

Слайд 23

Рубрика «Интересно знать»

Ученик: Прилагательные могут «превращаться» в существительные

Н-р: столовая, ванная, дежурный, больной, знакомый, учительская.

Слайд 24

Учитель: Молодцы, получаете ключик.

Слайд 26

Город «Пунктуация»

Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

Угадайте жителей города «Пунктуация»

Читает учитель:

Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть. (Точка)


Вечно думая

Над смыслом

Изогнулся коромыслом. (Вопросительный знак)


Выйдет на дорожку

Всем подставит ножку. (Запятая)

Стоят три кумушки рядком.

Ведут беседу, но – тайком,

Какими-то далекими

Туманными намеками. (Многоточие)

Слайд 27

Рубрика «Интересно знать»

Учитель: На Руси до конца 15 века писали без пробелов между словами и без знаков препинания.

Интересный факт

От расстановки знаков препинания может зависеть человеческая жизнь. Оказывается, в истории известен случай, когда русская императрица Мария Федоровна исправила одну запятую в резолюции своего супруга, императора Александра 3: «Простить нельзя, отправить в Сибирь». Узник был спасен. Какая широко известная фраза (в зависимости от места постановки запятой) может лишить жизни человека, а может – и нет.[3]

Учитель: Расставь знаки препинания так, чтобы смысл предложения оказался верным.

Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах

Слайд 28

Освободили жителей города: получаем ключик

Слайд 29 Город «Орфография»

Учитель:А что же это за слово такое «Орфография»?

Ученик:В переводе на русский язык оно означает «правописание» (греч.«орфо»-«правильно», «графо»-«пишу»

Учитель: В этом городе живут все правила

-Какие правила вы знаете?

Дети рассказывают правила и приводят примеры

(Дверце открывается, получают ключик)

Слайд 30 Город «Лексика»

Учитель: Подходим к последнему городу «Лексика»

Лексикологией называется раздел науки о языке, в котором изучают словарный состав.

Слайд 31

Рубрика «Интересно знать»

Учитель:

Нет таких людей, которые бы точно знали и могли объяснить значения всех слов, тогда при незнании значения слова, люди обращаются к специальному словарю – толковому. В нем описаны значения многих тысяч слов.

Французский писатель Анатоль Франс называл словарь «Вселенной, расположенной в алфавитном порядке», поэтому словари – это не только справочная литература, но и часть национальной культуры того или иного народа. [3]

Слайд 32

Попытку собрать все слова русского языка предпринял Владимир Иванович Даль. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Над своим словарём Даль работал 47 лет! Учёный-языковед сумел раскрыть неисчерпаемое словарное богатство русского языка.

Наведите порядок в следующих понятиях, помогите жителям этого городка, соедините стрелками значение каждого термина

Слайд 33

Многозначность - это одной части речи, различные по звучанию и написанию, но близкие по значению слова

Антонимы - это его способность употребляться в различных значениях.

Синонимы - это устойчивые сочетания слов, значения которых необходимо рассматривать как единое целое.

Фразеологизмы – это слова одной части речи с противоположным значением

Слайд 34 Проверка

Объясните, что это за слова

Невежа-невежда

Учитель: Молодцы, ребята! Вы освободили жителей каждого города, Вите Перестукину помогли добраться до дворца Грамматики.

Слайд 35

Появляется «Царица «Грамматика»

Она вручает пятерки командам, достает почетную грамоту-свиток и читает:

Уважаемые граждане страны Русского языка, ученики 3-8 класса во главе с Витей Перестукиным помогли открыть двери всех городов и освободить жителей страны Русского языка. Повелеваю наградить оценкой 5 в классном журнале.

Ученики читают стихотворение о русском языке.

Слайд 36

Рефлексия занятия и самооценка деятельности каждой группы.

Сегодня я узнал…

Теперь я умею…

Знания, полученные сегодня пригодятся мне…







Вывод:

Задания олимпиадного характера, использованные на уроке, выходят за рамки традиционной программы и способствуют развитию логического мышления, творческого воображения, познавательной активности. Они направлены на достижения цели занятия – развитию интеллектуальных способностей учащихся.

Материал этого конспекта можно использовать на уроке, на внеурочных занятиях и факультативных курсах по русскому языку. А взятый за основу сюжет можно использовать на уроке математики, чтения и окружающего мира.








Список литературы:


  1. Дагестан (Дмитрий Калюжный) / Стихи.ру - национальный сервер. stihi.ru›2008/04/26/18322/

  2. Русский язык. 5 кл. : учеб. Для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинсос, П.А. Лекант. – М. : Дрофа, 2012. – 11 с.

  3. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4 классы / Т.В. Ходова. -7-е изд.-М.:АЙРИС-пресс,2015.-224с.:ил.-(Школьные олимпиады).









13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!