СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект и презентация

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Этот конспект  и   презентация  могут быть  использованы  учителем  на уроках  русского языка  как  для  изучения  новой  темы  , так и для  закрепления.

Просмотр содержимого документа
«телемост русский язык буквосочетание чк чн»



ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

ЦЕЛИ: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

Оборудование: презентация по теме урока, карточки с дополнительными заданиями средней и повышенной сложности.

Ход урока

I. Организационный момент

- Прозвенел звонок,

Начинаем мы урок.

- Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?

II. Актуализация знаний

а) Орфографическая минутка СЛАЙД № 2

- Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.

Час, чай, чайник, чаща, часть, свеча, чашка;

- Какое правило вспомнили, выполняя задание?(ча-ща )

- Как вы понимаете слово чаща? ( Густой частый лес, заросль)

б) Словарная работа Слайд № 3

Язык, языковед, языкастый.

- Прочитайте группу слов.

Как вы понимаете слова, объясните?

Язык- Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса;

Языковед- Учёный, специалист по языковедению;



Языкастый - Острый на язык, любящий поговорить, поспорить, поругаться.

- Спишите слова. Поставьте ударение, определите непроверяемую гласную. - Что у них общего?

- как можно назвать эти слова одним словом? (это однокоренные слова)

- Какие ещё однокоренные слова вы можете подобрать? (язычок)

III. Самоопределение к деятельности- Слайд № 4

- На какие три группы можно разделить слова?

Бол… кол…цо ноч… ной

лос… кон…ки хищ…ный

ден… пал...то кон…чик

- Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

- Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные)

- Как обозначается на письме мягкость согласных? ( буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)

- Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком)

- Во втором столбике? (мягким знаком)

- Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

(мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова)

- Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

- Что вы можете сказать о них? (это тоже мягкие согласные)

- какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? (никакую букву ставить не будем)

- Почему? ( в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется)

IV. Работа по учебнику ( 2-я часть) с. 3

- прочитайте, чему будем учиться. У.с. 4





- Прочитайте название темы сегодняшнего урока. ( Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ., ЩН, НЧ)

V. Работа по теме урока

У.с. 4 упр.1      Пл.о.хой друг в деле не п о мощник.

   На св о ей улочке и курочка хр а бра.

- Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились?(проверяемая гласная)

- Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками (помощник, улочка, курочка)

- Спишите. Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК)

- Что обозначает условный значок на полях? (Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение)

- Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений? (мачта)

Мачта - высокий столб на судне для парусов.

- Отвечаем на вопросы после упражнения.

- Выполните упражнение самостоятельно. (4 ученика у доски)

а) с ЧК, удочка, ласточка, спички, печка;

б) с ЧН, песочница, цветочница, молочный;

в) с ЧТ, мечта, почта, мачта;

г) с ЩН, помощник, хищник, мощный.

- Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? (мягко)

- Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? (звук произносится мягко, но ь знак не пишется)

-



Как называются такие опасные места в словах русского языка? (орфограммами)

Физминутка

VI. Знакомство с правилом У.с. 5

- Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тётушка Сова.

У. с. 5 упр. 3 СЛАЙД № 6

- Выполните задание к упражнению

Одуванчик - растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.

Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем);

Птенчик - уменьшительно- ласкательное к птенец;

Кончик - уменьшительное к слову конец;

Блинчик – название сладкого блюда

Стаканчик – маленький стакан.

- Отвечаем на вопросы под упражнением. Выполните упражнение сам-но.

VII. Закрепление изученного материала Слайд № 7

1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.

- Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.

(краски и кисточка)

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.



Палочка в руке,

А ниточка в реке. (удочка)

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки

Раздают всем огоньки.

(спички)

На ветках плотные комочки,

В них не дремлют клейкие листочки.

(почки)

Отгадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

( ласточка)

С именем вкусным,

Не бывает грустным,

Смотрит весело вокруг,

Он Незнайке лучший друг.

(Пончик)

VIII. Рефлексия Слайд № 8

Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной,оч..ки

- Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. ( почта, птенчик, хищник,очки)

- Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.



IХ. Итог СЛАЙД № 9

- Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?(сочетания ЧК чн ….

- Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?( пишем без ь знака

Дерево знаний        

 Сидим за партой, если не уверены в своих знаниях;

встаём, если хорошо усвоили материал;

поднимаем руки, если уверены  в своих знаниях

Х. Домашнее задание

У.с. 5 Правило наизусть; с. 5 упр. 4; упр. 5;





Спасибо за урок!


7


Просмотр содержимого презентации
«prezentatsiya_k_uroku_-bukvosochetaniya_chk.chn_.nshch_.cht_ (3)»

Урок русского языка во 2 классе     Тема: Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ

Урок русского языка во 2 классе   Тема: Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ

  • Презентацию подготовила:
  • учитель 2 Г класса
  • МКОУ-СОШ №14
  • г.Хасавюрт
  • Атуева Шавла Махмудовна.

  • Добро пожаловать!
Девятнадцатое декабря.   Классная работа.

Девятнадцатое декабря.

Классная работа.

Орфографическая минутка  Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.  Час, чай, чайник, чаща, часть, свеча, чашка

Орфографическая минутка

Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.

Час, чай, чайник, чаща, часть, свеча, чашка

  • чаща
Словарная работа  Язык, языковед, языкастый.     язычок

Словарная работа

Язык, языковед, языкастый.

язычок

Самоопределение к деятельности  Бол… кол…цо ноч… ной лос… кон…ки хищ…ный ден… пал...то кон…чик  - На какие три группы можно разделить слова? -Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой. -Что вы о них можете сказать? -Как обозначается на письме мягкость согласных?

Самоопределение к деятельности

Бол… кол…цо ноч… ной

лос… кон…ки хищ…ный

ден… пал...то кон…чик

- На какие три группы можно разделить слова?

-Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

-Что вы о них можете сказать?

-Как обозначается на письме мягкость согласных?

Работа по учебнику стр.3-5

Работа по учебнику стр.3-5

Слово в слове Дудочка- Любочка- Карточки-

Слово в слове

  • Дудочка-
  • Любочка-
  • Карточки-

Слово в слове Дудочка - удочка, дочка Любочка –юбочка,бочка  Карточки –точки,очки

Слово в слове

  • Дудочка - удочка, дочка

Любочка –юбочка,бочка

Карточки –точки,очки

У. с. 5 упр. 3 Одуванчик - растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.  Пончик  – круглый жареный пирожок  (с вареньем);  Птенчик  - уменьшительно- ласкательное к птенец;  Кончик - уменьшительное к слову конец; Блинчик – название сладкого блюда;  Стаканчик – маленький стакан.

У. с. 5 упр. 3

Одуванчик - растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.

Пончиккруглый жареный пирожок

(с вареньем);

Птенчик - уменьшительно- ласкательное к птенец;

Кончик - уменьшительное к слову конец;

Блинчикназвание сладкого блюда;

Стаканчикмаленький стакан.

Закрепление изученного материала  Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Дядя, длинный и худой, Носит воду бородой, И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым. ( краски и кисто чк а) ----------------------------------------------- Что это у Галочки? Ниточка на палочке. Палочка в руке, А ниточка в реке. (удо чк а) -------------------------------------------- В деревянном домике Проживают гномики. Уж такие добряки Раздают всем огоньки. ( спи чк и)  На ветках плотные комочки, В них не дремлют клейкие листочки. (по чк и) ----------------------------------------------- Отгадайте, что за птичка: Тёмненькая невеличка, Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. ( ласто чк а ) ------------------------------------------------ С именем вкусным, Не бывает грустным, Смотрит весело вокруг, Он Незнайке лучший друг. (По нч ик )

Закрепление изученного материала Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.

( краски и кисто чк а)

-----------------------------------------------

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

А ниточка в реке.

(удо чк а)

--------------------------------------------

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки

Раздают всем огоньки.

( спи чк и)

На ветках плотные комочки,

В них не дремлют клейкие листочки.

(по чк и)

-----------------------------------------------

Отгадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

( ласто чк а )

------------------------------------------------

С именем вкусным,

Не бывает грустным,

Смотрит весело вокруг,

Он Незнайке лучший друг.

(По нч ик )

Рефлексия  Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной. Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется . Подчеркните орфограмму.  по чт а,  пте нч ик,  хи щн ик

Рефлексия

Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной.

  • Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется . Подчеркните орфограмму.

по чт а,

пте нч ик,

хи щн ик

Итог: Дерево знаний

Итог: Дерево знаний

  •          
  •   Сидим за партой, если не уверены в своих знаниях;
  • встаём, если хорошо усвоили материал;
  • поднимаем руки, если уверены  в своих знаниях
  •  
Домашняя работа.  Упражнение 5, стр. 5.  Выучить правило наизусть.

Домашняя работа. Упражнение 5, стр. 5. Выучить правило наизусть.

Спасибо  за  урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!