Работу выполнила студентка группы 5951Д Лысова А. А.
Тема: Значение падежей. Родительный падеж (значение отсутствия, наличия).
Категория обучающихся: студенты с уровнем знания русского языка уровня А1.
Учебник: Дорога в Россию: учебник русского языка (элементарный уровень). СПб.: Златоуст, 2010. – С. 234–238.
Цель: развитие коммуникативной компетенции в рамках темы «Значение падежей. Родительный падеж» на основе лексико-грамматических упражнений.
Задачи:
- развитие навыков восприятия иноязычной (русской) речи на слух (аудирование);
- развитие навыков говорения (ответы на вопросы);
-употребление родительного падежа со словами, обозначающими количество предметов и меру вещества; воспитание культуры общения.
Методы и приемы: репродуктивный, слово учителя, частично-поисковый, работа с текстом, таблицами.
Ход урока:
Организационное начало урока:
Обмен приветствиями:
- Здравствуйте! Как дела? Что у вас нового?
Фонетическая разминка:
Произнесение попеременно слов «сто» - «что» [што]; произнесение попеременно звуков [с] и [ш] и наоборот, обрабатывание произношения этих звуков.
Произнесение слогов:
са-ша-са
шо-со-шо
ус-уш-ус
аш-ос-уш
Произнесение чистоговорок медленно, чётко с последующим убыстрением:
Шу-шу-шу – я письмо пишу;
Шо-шо-шо – у меня всё хорошо;
Аш-аш-аш – у Марины карандаш;
Ши-ши-ши – у меня карандаши.
(Преподаватель следит за правильным произнесением звуков [с], [ш]. Слоги и слова произносятся утрированно, чётко произносятся все звуки, темп постепенно убыстряется).
Фонетическое лото (приложение 2).
Преподаватель (или один из сильных студентов) достаёт по одному жетону и зачитывает слоги. Студенты зачёркивают клетки с ними на игровом поле. Выигрывает участник, первым заполнивший все клетки по горизонтали или вертикали (в любом из рядов игрового поля).
Говорение: Добавь слово в предложение и произнеси.
Добавляем слово в предложение по образцу.
Первый раз слушаем и повторяем, используя ИК-1:
… хо́чет пойти́.
1. Са́ша хо́чет пойти́.
2. Са́ша хо́чет пойти́ в больницу.
3. Са́ша хо́чет пойти́ в больницу к врачу́.
Задай вопрос к предложению 2, используя ИК-2. Задай вопрос к предложению 3, используя ИК-2.
- Куда2 хочет пойти Саша?
- Кто2 хочет пойти в больницу?
- К кому2 хочет пойти Саша?
Второй раз по цепочке добавляем слово по образцу, используя ИК-1:
… хо́чет пое́хать.
(субъект, имя, кто? )… хо́чет пое́хать.
(субъект, имя, кто?) … хо́чет пое́хать (куда? место, название города) … .
(субъект, имя, кто?) … хо́чет пое́хать (куда? место, название города) … (к кому? объект, имя).
Например:
… хо́чет пое́хать.
1. Анто́н хо́чет пое́хать.
2. Анто́н хо́чет пое́хать в Петербу́рг.
3. Анто́н хо́чет пое́хать в Петербу́рг к дру́гу.
Задай вопрос к предложению 2, используя ИК-2. Задай вопрос к предложению 3, используя ИК-2.
- Куда2 хочет поехать Антон?
- Кто2 хочет поехать в Петербург?
- К кому2 хочет поехать Антон?
Третий раз добавляем слово по цепочке, ориентируясь на первые два выполненных задания:
… хо́чет встре́титься.
(субъект, имя, кто?) … хо́чет встре́титься.
(субъект, имя, кто?) … хо́чет встре́титься (где? место) … .
(субъект, имя, кто?) … хо́чет встре́титься (где? место)… (с кем? объект, имя)… .
Например (используя ИК-1):
… хо́чет встре́титься.
1. Семён хо́чет встре́титься.
2. Семён хо́чет встре́титься в кафе́.
3. Семён хо́чет встре́титься в кафе́ с сестро́й.
Задай вопрос к предложению 2, используя ИК-2. Задай вопрос к предложению 3, используя ИК-3.
- Где2 хочет встретиться Семён?
- Кто2 хочет встретиться в кафе?
- Семён хочет встретиться с сестро3 й?
- Семён хочет встретиться с сестрой в кафе3?
Предтекстовые упражнения:
- Какое сейчас время суток? Когда вы просыпаетесь, какое время суток? Что вы делаете утром?
Ответьте на вопрос «Это что?», назови предметы на слайде, используя ИК-1:
Это что? – Это хлеб (рис, сахар, чай, колбаса, сыр, мясо).
Чего нет на слайде? (по щелчку исчезают изображения) – Нет хлеба (риса, сахара, колбасы, сыра, мяса).
- Какое значение у этих фраз? Сегодня мы изучаем 2-ой падеж. Одно из его значений – это отсутствие. Нет стола, нет стула и т. д. (слайды 2, 3).
Прослушайте текст. Прочтите текст вслух со мной, затем по предложению по очереди:
У́тро. Воскресе́нье. Кака́я хоро́шая пого́да! Я хочу́ есть. Но...
У меня́ нет хле́ба. У меня́ нет ри́са. У меня́ нет са́хара. У меня́ нет ча́я. У меня́ нет колбасы́. У меня́ нет сы́ра. У меня́ нет мя́са.
Работа в учебнике с. 234.
- Прочтите диалоги.
- Дополните по образцу.
У Ви́ктора есть (кто?) брат. У Ви́ктора нет (кого́?) брата.
У Ви́ктора есть (что?) биле́т. У Ви́ктора нет (чего́?) биле́та.
С. 238. Выберите комнату, в которой вы хотите жить. Скажите по образцу, почему вы хотите жить в комнате Анны или в комнате Виктора.
Игра «Чего нет?»
Слайд №6: Ответить на вопрос, используя ИК-1, чего нет на картине №2?
На картине №2 нет футбольного мяча, картины, подушки.
Игра «Угадай, чего нет»: из аудитории выходит студент, остальные прячут какую-либо вещь, задача студента, угадать, чего нет.
С.239, №7. Работа в парах. Диалог. Спросите у своего напарника, есть ли у него машина, самолёт, телефон и другие вещи. Сначала студенты работают в парах, затем представляют диалоги перед аудиторией.
Самостоятельная работа:
Дополните предложение. Поставьте слова в нужную форму, допишите:
Письмо:
1. У меня нет … (брат, сестра).
2. В моей комнате нет … (телефон, телевизор).
3. Я думаю, завтра не будет … (дождь, снег).
4. У него не было … (виза).
5. На этой улице нет … (остановка).
6. В буфете нет … (молоко).
Домашнее задание: учебник «Дорога в Россию», с. 236.
Приложение
Страницы учебника «Дорога в Россию. Элементарный уровень»