СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект и презентация

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект и презентация к уроку музыка на тему: "Образы природы в музыке" 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Образы природыв музыке»

Конспект урока музыки в 3 классе

Тема урока: «Образы природы в музыке»

Цель урока: развитие восприятия музыки, интереса учащихся к

музыкальной деятельности.

Задачи:-учить учащихся распознавать и оценивать изобразительные особенности музыки, применяя знания основных средств музыкальной выразительности;

-познакомить учащихся с бурятскими композиторами Даримой Шагдарон, Дандаром Ашеевым, а также с русским композитором Владимиром Ивановичем Ребиковым.

-закрепление понятий: симфонический оркестр, музыкальные инструменты оркестра, интонация, динамика, темп, мелодия, образ;

-учить учащихся передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной речи;

- исполнить элемент двухголосья. Провести работу над выразительным исполнением песни.

Оборудование: фортепиано, экран, мультимедиапроектор, компьютер.










1.Добрый день ребята! Меня зовут Екатерина Николаевна. Сегодня наш урок пройдет в стенах педагогического института. Давайте подарим друг другу дружеские улыбки.

Давайте с вами договоримся о правилах работы на уроке музыка:

1- если вы хотите ответить, то поднимаете руку.

2- Музыку мы слушаем внимательно сидим тихо.

3- На ваших столах лежат таблички, при оценивании своей работы вы обращаетесь к ним.

Сегодня на уроке я хочу пожелать всем нам хорошего настроения.

А сейчас давайте поприветствуем друг друга на языке музыки.

У: Здравствуйте ребята

Д: Здравствуйте учитель

У: Вокальная задача: спеть чисто, по моей руке.

У: Сегодня мы с вами будем учиться слушать интонации, понимать и видеть образы, создаваемые музыкой.

Сегодня мне очень приятно, что на уроке будет звучать музыка талантливых бурятских композиторов: Даримы Шагдарон, Дандара Аюшеева и Владимира Ребикова.

Ребята посмотрите с какими образами музыки будем знакомиться?

Д: Образы природы

У: Верно, музыка способна рисовать образы природы.

У: Итак, ребята сейчас я сыграю вам пьесу Даримы Шагдарон, а вы пожалуйста послушайте и попытайтесь с помощью слов помощников и средств музыкальной выразительности (темп, лад, динамика, тембр) ответить на вопрос образ кого? или чего? нам пыталась передать в музыке Дарима Шагдарон. Может это образ природы, а может человека? Что воспевает в пьесе композитор?

Давайте послушаем.

У: Играю

Ответы детей: Мелодия – плавная, рисует восход солнца, динамика на крещендо, т.е. усиление и диминуэндо – затихая.

У: Молодцы. Пьесе называется «прелюдия утра». Прелюдия – это короткое музыкальное произведение. Интонация была светлая, мажорная, передала настроение утра, музыка спокойная, но в тоже время с динамическим развитием. Как вы и сказали.

У: Ребята, посмотрите на слайд. Какой образ природы прячется за средствами муз. Выразительности?

Д: Картинка «А» вечер. «В» утро.

У: Ребята, сейчас откройте пожалуйста свои тетради на стр. 8. Что вы видите?

Д: Цветик-семицветик.

У: Верно. Это средства музыкальной выразительности. Наш помощник на время урока. А рядом у вас на столах лежат листочки.

У: Сейчас я сыграю для вас еще раз, а вы слушая музыку подчеркните те средства музыкальной выразительности которые соответствуют настроению прелюдии утра. Попробуйте изобразить на листочках тот образ который у вас возникает. Заранее приготовьте те цвета которые необходимы, чтобы не отвлекаться во время прослушивания музыки.

У: Ребята, а что еще происходит утром?

Д: Просыпается не только человек, но и природа.

У: Посмотрите на слайд. Что вы видите?

Д:

У: Сегодня наша задача на уроке научится слушать и слышать образы природы в музыке.

Литературный момент.

Стихотворение М.Ивенсена «Музыка»

Послушай: музыка вокруг;

Она во всем-в самой природе,

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук.

Ей служат ветер, плеск волны,

Раскаты грома, звон капели,

Птиц несмолкаемые трели

Среди зеленой тишины.

У: Ребята, как прозвучала природа в стихотворении Ивенсена?

Д: Ветер, звон капели, плеск волны.

У: Молодцы. Это музыка природы.

У: С помощью каких инструментов можно описать звучание всей музыки?

В какой музыке вся природа просыпается?

Д: В оркестровой

У: Какой это будет жанр?

Д: Симфония – музыкальное произведение для оркестра.

У: Ребята наверняка многие из вас видели утро на Байкале. Какими средствами муз.выразительности можно охарактеризовать ваши впечатления? Какие слова можно подобрать?

Д: Байкал спокойный, но в тоже время величественный.

У: Ребята, вы знаете я нашла уникальную запись, она была записана давно и с тех пор не обновлялась. Её композитором является наш соотечественник Дандар Аюшеев. Называется произведение «Утро на Байкале».

Ели Дарима Шагдарон описала музыку тембром фортепиано, то Дандар Аюшеев воспользовался целым оркестром, для того чтобы выразить звуками всю красоту и мощь Байкала на рассвете.

У: Сейчас я предлагаю вам послушать это красивое произведение и изобразить на листочках образ Байкала. Давайте сядем поудобнее, внимательно послушаем и передадим настроение музыки на бумаге.

Звучит «Утро на Байкале».

У: Какой образ передал нам Дандар Аюшеев?

У: Какое настроение было на Байкале?

Д: динамика крещендо и диминуэндо, темп – спокойный, с развитием, тембр - ……………………………………………………..

У: Хорошо. Молодцы. А сейчас давайте послушаем второй раз и представим, что мы дирижеры. На стр 9, у нас подсказка.

У: Верно. Мы попробуем нарисовать настроение музыки с помощью дирижерского жестами, ведь рисовать мы можем не только карандашами и красками. При передачи настроения дирижеру помогает мимика.

Звучит повторно «Утро на Байкале» дети дирижируют

У: Какой образ вы нарисовали дирижерским жестом?

Д: Движения были плавные, но в тоже время глубокими.

У: Какую оценку вы можете себе поставить? (Отлично, хорошо или надо поработать).

Д: Выбирают критерий.

У: Молодцы. Да, несмотря на то что утро, Байкал спокойный, но музыка могучая, глубокая, проникновенная, величественная. У Дандара Аюшеева получилось передать настроение Байкала?

Д: Да.

У: Молодцы. Аплодисменты. Ребята, все мы знаем, что в озера Байкал есть своя флора и фауна, свои жители – это нерпа различные рыбки голомянка омуль, и др. Все жители озера помогают ему оставаться чистым и здоровым. СЛАЙД

У: Ребята, солнышко проснулось, и своими яркими лучами осветило не только землю, но и наше озеро. А что же произошло дальше?!

Сейчас я вам сыграю, а вы послушайте какие у нас появятся гости большие они будут или маленькие, сколько их будет? А кто сможет пусть изобразит на своём листочке нашего гостя.

Не забываем о нашем правиле, что во время прослушивания музыки мы сидим спокойно.

У: Играю. Итак, образ кого вы представили?.

Д: Образ рыбки. Она была одна, маленькая, проворная.

У: Как вы догадались?

Д: Музыка звучала в верхнем регистре, интонация была ласковая, радостная.

СЛАЙД

У: Ребята, композитором этой красивой, радостной песенки является Владимир Иванович Ревиков. Это русский композитор.

У: СЛАЙД Ребята, сколько голосов вы видите на нотном тексте?

Д: Два

У: Давайте послушаем еще раз, я спою, а вы глазками проследите мелодию.

У: Ребята давайте встанем и покажем как наша рыбка движется

Д: Показывают движения рукой

У: А сейчас давайте покажем движение волны левой рукой, а правой изобразим рыбку.

Д: Выполняют

У: А теперь давайте представим, что у нас по рыбке в каждой руке, они встретились и заговорили. Давайте руками покажем.

Д: Показывают

У: А сейчас послушайте меня что я попытаюсь изобразить Ш-Ш-Ш

Д: Шум волны. Выполняют

У: Сейчас, давайте исполним следующее упражнение, здесь мы вспоминаем наше правило, умение слушать себя и своего соседа.

У: Пою ми - мэ –ма – мо – му

Д. Исполняют

У: Хорошо, молодцы. Ребята, вы видите что в песне 2 голоса. Сегодня мы с вами постараемся выучить 1 голос, а также применим элемент двухголосия.

У:. Сейчас послушайте меня как я исполню 1 голос (пою).

У: Готовы?

Д: Да,

У: Чтобы нам было легче исполнять мелодию, мы с вами разучим на слог «ЛЮ»

Исполнение на слог «лю»

У: Начинаем петь по моей руке.

У: Давайте споем все вместе. Кто слышит 2 голос. Давайте в конце фразы возьмем непосредственно элемент двухголосия.

У: Поем со словами. В 4, и восьмом тактах применим элемент двухголосия.

У: Хорошо. Давайте похлопаем себе за хорошую работу.

У: В листочках отметьте свой уровень. Все ли у вас получилось или нужно поработать. Листочки с последней парты передаем мне.

Итог урока: Ребята, чем мы занимались на уроке?

Посмотрите на слайд и составьте названия произведений и найдите композитора.

Д: Составляют

СЛАЙД РЕФЛЕКСИЯ.

Ребята, сегодня мы старались петь чисто. Практиковали умение слушать себя, и своего соседа. Старались соблюдать правила урока.

Поговорили о природе, о том что окружающий нас мир прекрасен……. Для того чтобы он оставался таким озорным как наша рыбка, красивым и ясным как солнышко что мы должны делать?

У: Ребята, а теперь посмотрите на свои рисунки какие они красивые, яркие. Скажите на них есть что ни будь лишнее ненужное?

Д: Нет

У: Верно. Мы с вами сегодня изобразили красоту на бумаге, прослушали прекрасные произведения в которых не было никакого мусора. Что еще мы с вами можем делать каждый день чтобы не засорять нашу жизнь?

Д: Прислушиваться к советам взрослых. Мы должны нести в мир добро, не чтобы наша природа оставалась такой же красивой мы должны ее беречь не сорить, не ломать, а наоборот оберегать.











Просмотр содержимого презентации
«Урок»

Д арима Ш агдарон ,  Д андар Дампилович Аюшеев (1910—1971).  Владимир Ребиков

Д арима Ш агдарон , Д андар Дампилович Аюшеев (1910—1971). Владимир Ребиков

Слова помощники: В еселая, загадочная, нежная, неторопливая, светлая, сердитая, солнечная, радужная, тоскливая, завороженная, быстрая, медленная, громкая тихая .

Слова помощники:

В еселая, загадочная, нежная, неторопливая, светлая, сердитая, солнечная, радужная, тоскливая, завороженная, быстрая, медленная, громкая тихая .

А В Меццо-форте в меру громко Лад - минор Темп - умеренный Ритм - ровный Лад -мажор

А

В

Меццо-форте в меру громко

Лад - минор

Темп - умеренный

Ритм - ровный

Лад -мажор

Дандар Аюшеев

Дандар Аюшеев

Владимир Иванович Ребиков 31 мая 1866 г., 4 августа 1920 г.

Владимир Иванович Ребиков 31 мая 1866 г., 4 августа 1920 г.

Утро, Дарима Шагдарон, «В синем море…», утро на, Дандар Аюшеев, прелюдия, Байкал, Владимир Ревиков

Утро, Дарима Шагдарон, «В синем море…», утро на, Дандар Аюшеев, прелюдия, Байкал, Владимир Ревиков

  • Прелюдия утра – Дарима Шагдарон
  • Симфония «Утро на Байкале» – Дандар Аюшеев
  • «В синем море на просторе» - Владимир Ревиков
Рефлексия С егодня на уроке я узнал …  С егодня на уроке я научился…  С егодня на уроке я познакомился…  С егодня на уроке мне было трудно…  С егодня на уроке я повторил…  С егодня на уроке я закрепил…

Рефлексия

С егодня на уроке я узнал … С егодня на уроке я научился… С егодня на уроке я познакомился… С егодня на уроке мне было трудно… С егодня на уроке я повторил… С егодня на уроке я закрепил…

Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!