II этап Подготовительный (пропедевтический) | Создание условий для успешного включения в деятельность (актуализация знаний и способов действий, фиксация затруднения в деятельности, выявление проблемы, формулировка совместно с обучающимися темы и целей внеурочного занятия). Обсуждение и планирование работы. Построение плана выхода из затруднения, открытия детьми новых знаний. Формулирование задания. | Выбор способа: Беседа (диалог). Дидактическая игра. А теперь представьте, что вас заколдовала злая волшебница и вы разучились говорить, можете только показать движениями свои мысли и чувства. Попробуйте сказать без слов: «Я хочу кушать», «Я хочу играть», «Я люблю танцевать». –Трудно вам было показать свои чувства, свои мысли только с помощью движений? – Некоторые люди так хорошо умеют показывать свои чувства с помощью движений, мимики и интонации что придумали целое искусство – театр. Как думаете, о каком виде театра сегодня пойдет речь? Попробуйте определить тему нашего сегодняшнего занятия? Составление плана деятельности. Правильно. И, следовательно, сегодня мы с вами будем говорить именно о пантомиме: о том, как и когда появилось это искусство, какое значение пантомима имеет сейчас и, конечно же, постараемся тоже побыть мимами и научимся показывать свое настроение через мимику. | Подготовка к деятельности и выбор способов ее реализации (мотивационная, интеллектуальная, голосовая, физическая…) Включение в работу на личностно-значимом уровне. Воспринимают задание. Показывают движения Слушают учителя, анализируют информацию. Отвечают на вопросы. Высказывают собственную точку зрения. Выявляют, проговаривают, осознают проблему. Выделяют и формулируют тему и цели вместе с учителем ход занятия.занятия (учиться с помощью мимики и жестов изображать задуманное). Планируют |
III этап Деятельностный Погружение в тему Физкультминутка Первичное закрепление | Организация работы по решению проблемы (раскрытие и закрепление основного содержания занятия, решение поставленной проблемы (вопросов). Скрытое руководство деятельностью. Задача: снять мышечное напряжение. | Просмотр видеоролика «Пантомима» Освоение понятия «Эмоция». Взаимосвязь эмоционального состояния и мимики: «Жизнь человека» Беседа по вопросам. - Вам было понятно происходящее на экране? (Да) - Что изобразил актёр ? (Жизнь человека: человек рождается ( сердце начинает биться) и удивляется миру, растёт – учится ходить, радуется этому, играет в мяч, стреляет из рогатки, убегает от возмездия, читает, взрослеет, дружит с девочкой, влюбляется, становится взрослым, у него появляются дети (двое), он радуется, учит их ходить и в мире жить, дети вырастают, человек стареет… но жизнь человека продолжается в его детях, в радостных эмоциях) - Вы слышали какие-нибудь слова? (Нет) - Что помогло вам понять происходящее? (Движение рук актёра (жесты) и выражение её лица (мимика) - Какой вид театрального искусства мы уже знаем, где без единого слова через пластику тела всё становится понятно? (Это балет) - Но, ещё существует пантомима, её вы увидели в видеоспектакле. Что же такое театр пантомимы? (это театр мимики и жеста) Сообщение Изучение истории развития пантомимы. Беседа. Освоение понятия «Эмоция». Взаимосвязь эмоционального состояния и мимики. Ребята, а что же такое эмоция? (Отвечают) Эмоция - проявление аффективной жизни, обычно сопровождающееся приятным или мучительным состоянием сознания. Эмоция – это беспокойство различной глубины, нарушение равновесия. Это беспокойство может быть сильным, влекущим за собой повышенную оживленность (например, гнев, энтузиазм), или же, наоборот, спад оживления (например: страх, любовь «с первого взгляда»). Эмоция, таким образом, действует или как возбудитель, или же, наоборот, вызывает оцепенение. - И мы сейчас с Вами покажем эти эмоции. Упражнение «Покажи эмоцию» Каждому из Вас сейчас необходимо продемонстрировать ту или иную эмоцию, которая будет изображена на карточке, которую Вы вытяните. А задача зрителей, отгадать, что это была за эмоция, и конечно же в конце представления поаплодировать выступающему. - Молодцы, отлично справились с заданием! А мы идем дальше. Ребята, а что такое мимика и жесты? Мимика - (от греч. μιμιχοζ — подражатель) — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека» Таким образом, мимика является прямым выражением наших чувств и эмоций. Она может осуществляться естественно, а может быть искусственно создана, усилием актера, для более достоверного состояния на сцене, как одно из выразительных средств. Жест - движения рук, сопровождающие речь актёра или заменяющие её А сейчас небольшое задание. Вам нужно с помощью мимики и жестов, показать предложенные выражения, а зрители будут отгадывать. 1. Вот такой арбузище купила. 2. Малюсенький такой пузырёчек. 3. Фи, какой противный! 4. Ну, я не знаю! 5. Всё в порядке! - А теперь представим себе, что мы отправляемся в дальний поход в страну масок. Вы будете идти по дорогам этой страны, а я вам буду называть эмоцию и часть тела, при помощи которой вы мне передадите эмоцию. Выполнение упражнения: А теперь пожалуйста передайте мне: -грусть через руки; -гордость через спину; -радость через лицо; -страх через руки; -радость через руки; -радость через ноги; -удивление через руки; -задумчивость через лицо. Упражнения. Двигательная гимнастика. На зарядке 2 класс. Мы присядем десять раз. Высоко поднимем руки, Будем жить всегда без скуки. Повернемся вправо, влево, Вновь работать будем смело – Практическая деятельность Итак, ребята, мы с Вами узнали, что такое эмоции, мимика, жесты и пантомима. Теперь мы перейдем к практическому занятию - Все Вы знаете русскую народную сказку «Колобок». И сейчас Ваша задача разыграть этюд по мотивам этой сказки, но делать Вам предстоит это без слов, а лишь пользуясь как раз-таки мимикой, жестами и эмоциями. То есть разыграть пантомиму. Время на подготовку 15 минут. | Последовательная реализация компонентов определенной деятельности. Открытие нового знания. Синтезируют, интерпретируют знания Участвуют в коллективном обсуждении вопросов. Выполнение творческого упражнения Выполняют упражнения. Демонстрируют. Включение нового знания в систему знаний. Осмысление. |
IV этап Эмоционально-рефлексивный (оценочный) | Организация подведения итогов занятия совместно с обучающимися. Обобщение и выводы по теме. Неперсонифицированная оценка личностных и метапредметных результатов внеурочного занятия. | Демонстрация этюда. Анализ. – Вам понравилось быть актерами пантомимы? Оценка. Молодцы, ребята! На сегодня это всё. А теперь давайте оценим, как вы усвоили сегодня изученный материал. На доске нарисован многоквартирный трёхэтажный дом. Нарисуйте себя в окне в зависимости от того как Вы всё поняли и запомнили. Если всё хорошо поняли и запомнили – то нарисуйте себя на самом высоком этаже, если не очень хорошо запомнили и поняли изученный материал – на втором этаже, а если уж совсем ничего не поняли и не запомнили, то на самом нижнем этаже. | Презентация результатов деятельности и отношения к ним (обобщение, самоанализ, самооценка результатов деятельности: оценка работы по критериям, эмоционального настроя в течение занятия, было интересно/ не интересно, было сложно…) Рефлексия деятельности: достигли ли цели занятия, довольны ли результатом, что мешало работать, я узнал (а), я научился (лась)… |