СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия внеурочной деятельности Основы православной культуры

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия внеурочной деятельности Основы Православной культуры  "...в поте лица своего будешь есть хлеб"

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия внеурочной деятельности Основы православной культуры»






Конспект занятия внеурочной деятельности

«Основы православной культуры»

2 класс ( I год обучения)





Тема: «… в поте лица твоего будешь есть хлеб»

Урок №7



































Цель: Раскрыть значение хлеба, важность труда земледельца.

Задачи: 

1.Образовательные:

               - формировать положительное отношение к хлебу; способствовать формированию представления о трудоёмкости выращивания и производства хлеба;

2.Развивающие:

               - развивать познавательные интересы учащихся;

               -расширять кругозор;

               - обогащать словарный запас детей;

               - развивать творческие способности учеников;

               - развивать мыслительные операции.

3.Воспитывающие:

               - раскрыть нравственные основы отношения человека к общественному достоянию; красоту труда работников сельскохозяйственного труда;

              - воспитывать почтительное отношение к хлебу;

              - формировать чувство бережливости, непримиримого отношения к  расточительству, небрежному отношению к хлебу, неуважительному отношению к труду людей, выращивающих его, производящих хлебобулочную продукцию;

             - познакомить с художественными и музыкальными произведениями на данную тему.



Оборудование: компьютер, презентация, карточки с заданиями.









1. Организационный момент. Приветствие учащихся.

2. Постановка цели урока.

- Ребята, я предлагаю вам прослушать  легенду.

Однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и пошел к ювелиру.

Спросил: «Сколько стоит мой самородок?»

«Тысячу рублей» - ответил тот.

Не поверил добрый молодец, пошел к другому торговцу драгоценностями. Им самородок был оценен в пять тысяч рублей.

Третий ювелир, взвесив золото, сказал, что стоит оно десять тысяч рублей.

Растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.

«Я знаю, что нет ничего дороже золота на Земле», - сказал он седобородому старцу: - «Но не могу установить истинную цену самородку»

Взял в руки золото мудрец.

- Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, ибо ошибаешься, считая золото самым дорогим на земле. Попробуй не поесть неделю – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в нашей жизни.

Уч: Ребята, что по мнению мудреца самое ценное в нашей жизни ?

Ответы уч-ся:

Уч: Согласны ли вы с мнением мудреца?

Ответы уч-ся:

Уч: Есть в мире ценности, которые никогда не утратят своего значения. Это воздух, земля, вода, солнце, жизнь человека.

- Какое еще слово мы можем можно поставить в один ряд с этими словами?

Ответ: слово ХЛЕБ

Уч: Я думаю, вы уже догадались, о чем мы будем говорить на уроке?

Ответы уч-ся:

Сегодня мы  узнаем, какой путь проходит зернышко, чтобы прийти в виде мягкого, ароматного хлеба к нам на стол. Доберемся до истины, для чего же нужно беречь хлеб.

3. Беседа по теме

Уч: Как часто мы с вами видим хлеб?

Ответы уч-я:

Уч: С хлебом мы встречаем каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол.

- Давайте вспомним и назовем хлебобулочные изделия, которые вы знаете.

Ответы уч-ся:

Уч: Обширный ассортимент насчитывает примерно 1000 сортов и разновидностей хлебобулочных изделий.

Самый вкусный, несравненный,

Всем знакомый с детских лет -

Это наш обыкновенный

И любимый русский хлеб:

Каравай пахучий, знатный,

Кренделя и калачи,

Бублик с маком ароматный,

А на Пасху куличи.

Можно с мёдом есть и с маслом,

С сыром, рыбой, ветчиной

И с икрой, кружком колбасным

Белый хлеб или ржаной.

Пироги же - хлеб особый,

Их на праздник подают,

А готовят всё со сдобой

И с начинкою пекут.

Пышки, пончики, ватрушки

Спрыгнуть с противня хотят -

Это хлебные игрушки,

В праздник радость для ребят.

Или пряники, печенье -

То, что мама испечёт,

Для детишек объеденье,

Разевай пошире рот!

И. Коньков



Уч: Мы каждый день едим хлеб, но никому в голову не приходит мысль о том, что это одно из величайших чудес на свете. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости. Но испокон веков хлеб не был простой едой.

Хлебом - солью встречали дорогих гостей. За хлеб бились насмерть с врагом. Хлебом, как именем матери и Родиной, клялись. Это слово мы произносим с особой теплотой и любовью, как все главные слова нашего языка: мама, мир, семья.

Уч: Может быть кто-то знает когда и где родился хлеб?

Предполагаемые ответы учеников

Исторический экскурс.

По мнению учёных, открытие хлеба состоялось 16 тыс. лет назад и изобрели его египтяне. Именно тогда человек начал собирать и культивировать хлебные злаки. Злаки – пшеница, рожь, ячмень. Правда, вначале, он ел зёрна в натуральном виде. Лишь позднее кулинары каменного века научились растирать и смешивать зерно с водой. Появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Конечно, он нисколько не походил на тот, который мы едим: хлеб был жидким.

Считается, что способ приготовления хлеба из кислого теста был открыт примерно пять тысяч лет назад в Древнем Египте. А помог этому случай. Вроде бы подкисло тесто по недосмотру раба, приставленного к кухне, но он, желая, видно, избежать взбучки, лепёшки всё-таки испёк. Каково же было его удивление, когда вместо ожидаемого наказания он заслужил похвалу – лепёшки оказались вкуснее, пышнее, румянее, чем те, что готовились раньше.

В богатых городах Греции пекари начали появляться в пятом веке до нашей эры. По всей Европе секрет хлебопечения распространился в IX- XI вв., и пекари пользовались большим почётом. В Древней Греции хлебопеки занимали самые высокие посты в государстве.

Хлеб, испечённый шесть тысяч лет назад – в каменном веке, хранится сегодня в музее г. Цюриха. В музее искусства г. Нью-Йорка хранится круглый хлебец, выпеченный 3400 лет назад.

Во все времена отношение к хлебу было особенным. Так же как к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто его создавал, кто помогал хлебу на стол прийти. Таких людей называют хлеборобами.

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

Я. Аким


Уч: А теперь, ребята, мы проследим вместе с вами, как же хлеб появляется у нас на столе.

Работаем в парах.

- Перед каждым из вас лежат картинки, надо расположить их в таком порядке, чтобы было понятно, какой путь преодолел хлеб, чтобы порадовать нас своим вкусом. Я тоже вместе с вами буду прокладывать  этот путь. И если у вас будут затруднения, я подготовила для вас подсказки-загадки:

1. Он в тенёчке не лежал,

А хлеба растил и жал. (Хлебороб)

2.Маленький, горбатенький, все поле проскакал.
Домой прибежал — весь год пролежал. (Серп)

Сутул, горбат, все поле перешел, все загоны перечел. (Серп)

3.Не молол он чепуху,

А смолол зерно в муку. (Мельник)

Уч: Или же зерно мололи жерновами.

- Что такое жернова?

Заглянем в Толковый словарь Ожегова

« Жернов, -а, мн. Жернова – мельничный каменный круг для перетирания, размола зерен муку. Молоть на жерновах»

4.Он не грел на печке бок –

Каравай ребятам пёк. (Пекарь)

5. А в деревне из печей

Тянет свежим хлебом....

Пахнет домом хлеб ржаной,

Маминым буфетом.

Я. Коваль


Уч: Изменились ли со временем инструменты ухода за зерном?


Выращивание хлеба – тяжелый труд. Поэтому люди задумывались над вопросом как облегчить труд хлебороба. Со временем серп, деревянный плуг заменили трактора и комбайны.

Уч: Как вы думаете всегда ли хлеб доставался людям большим трудом или же было время, когда не было необходимости трудиться?

Чтение учебника стр.36 «Это важно знать»

Уч: Какое напутствие было сказано согрешившему Адаму?

Зачитывают по учебнику: «Будете добывать хлеб в поте лица своего».

Уч: На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью.

Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. С детских лет учили человека ценить и беречь кусок хлеба как самое большое на земле богатство.

Работа в парах: собери пословицы.

Не будет хлеба, не будет и обеда.
Хлеб бросать – силу терять.

Хлеб – батюшка, вода – матушка

Худ обед, когда хлеба нет

Без соли, без хлеба, худая беседа

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Без печки холодно, без хлеба голодно.

Много снега – много хлеба.

Уч: Ребята сегодня на занятии мы с вами слышали загадки о хлебе, стихи. Может быть сможете назвать и песни о хлебе?

4. Физминутка.

В осенний день у каравая

               Хороводы,  звон и смех.

               Сам друзей он выбирает.

               Выбирает – да не всех.

- Без каравая не обходится и ни один день рождения. На именинах водят хоровод и поют песенку "Каравай", которую вы все прекрасно знаете. Давайте исполним эту песню для ……., у которого скоро будет день рождения.

Исполнение песни "Каравай - каравай"


Уч: Наступила осень, собран хлеб. Наступает праздник урожая.

Чтение стихотворения «Золотой звон» О. Белявской

Звучит колокольный звон «Благовест»

Зачитываем по учебнику стр. 37

И зовет благовест к празднику Покрова Пресвятой Богородицы, что 14 октября.

В день Покрова Пресвятой Богородицы народ радовался празднику Урожая. Человек благодарил Бога за помощь. Господь вовремя согревал землю солнышком, вовремя поливал дождиком, благословляя человека на труд, давал ночку на отдых. Поэтому взор хлебороба всегда обращен на небо, а на устах – молитва. Испрашивали у Царицы Небесной защиты и помощи: «пресвятая Богородица, омой Своим омофором».

Благовест – колокольный звон в один колокол. Этим колокольным звоном верующие приглашаются на богослужение. Призыв на богослужение есть добрая, радостная весть для православного человека.

Омофор – в переводе с греческого «Омос» - плечо, «феро» - нести или носить. «Омофор», таким образом - «носимый на плечах». Значит, это некое одеяние, которое носят на плечах.

Вспомним иконы с изображением Пресвятой Девы. Ее никогда не изображают с непокрытой головой. Голову, как правило, покрывает широкий плат, свободно спускающийся на плечи. 

Для россиян привычнее и понятнее слово «покров», которое и стало названием Праздника. С одной стороны, оно именует широкий платок-покрывало, с рассказом о котором связано установление Праздника,  с другой, содержит в себе представление о  ми­лосердии Богородицы, которая своей защитой и молитвами укрывает целые города и страны от всего плохого.






5. Подведение итогов. Рефлексия.

Хлеб – бесценное богатство. Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.

ЗАПОМНИТЕ И СКАЖИТЕ ВСЕМ!

1.В хлебе – душа твоей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд.

2.Не бросай где попало недоеденный хлеб!

3.Смолоду научись ценить труд других.

4.Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создаёт!

5. Хлеба к обеду в меру бери!

Хлеб – драгоценность! Им не сори!

- Ребята, какой вывод вы можете сделать из услышанного на уроке?


6. Домашнее задание.

- Рассказать как берегут хлеб в вашей семье?

- Нарисовать или изготовить салфетку для хлеба.

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!