СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия внеурочной деятельности "А песня ходит на войну"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия внеурочной деятельности "А песня ходит на войну" для учащихся 5 класса. Цель занятия на примере песен Великой Отечественной войны показать роль музыки в истории нашей страны.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия внеурочной деятельности "А песня ходит на войну"»

Конспект занятия внеурочной деятельности по музыке



«А песня ходит на войну»

5 класс













Глухова Ольга Анатольевна

учитель музыки

















Цель: На примере песен Великой Отечественной войны показать роль музыки в истории нашей страны.

Задачи:

1. Воспитательная

  • Воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через музыку, написанную в годы Великой Отечественной войны.

2. Образовательная

  • Знакомство учащихся с историческим прошлым через творчество композиторов А.В. Александрова, К.Я. Листова, М. Блантера, Д.Тухманова.

3. Развивающая

  • Развивать творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализирования музыкальных произведений.

  • Создавать условия для познавательно-активной деятельности

Формирование универсальных учебных действий:

1.Познавательные УУД:

  • Умение запрашивать и самостоятельно находить необходимую информацию из разных источников.

  • Расширение представление учащихся об истории возникновения военных песен.

2.Личностные:

  • Формирование мотивации к обучению и познанию, готовность открыто выражать свою позицию на уроке.

  • Эмоционально сопереживать подвигам защитников Родины.

  • Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет.

3.Регулятивные:

  • Самостоятельно уметь вслушиваться в музыку, представляя себе зрительные образы.

4.Коммуникативные:

  • Умение сотрудничать в группе при решении учебных задач.

Предметные результаты:

  • Умение различать музыкальные способы раскрытия темы защиты Родины.

  • Умение сравнивать музыкальные образы.

  • Умение выразительно исполнять вокальное произведение.

Оборудование и музыкальный материал:   на уроке используется:

  • видеофрагменты из документальных и художественных фильмов;

  • аудиозаписи песен;

  • мультимедийный проектор, презентация.

Структура занятия

  • Организационный момент.

  • Мотивация;

  • Проблемная ситуация;

  • Беседа о музыкальном образе на примере песни “Священная война”.

Беседа об истории создания песен композиторами, показ видеофрагментов

из кинофильмов, исполнение песен “В землянке”, “Катюша”.

  • Научно-исследовательская деятельность учащихся по группам

  • Исполнение песни по желанию уч-ся.

  • Итог урока.

  • Рефлексия.

Виды деятельности учащихся:

  • Слушание музыки;

  • Сообщения;

  • Вокально-хоровая работа;

  • Выполнение творческого задания.


Методы обучения: словесный, наглядно-слуховой, стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций, анализ, обобщение.















Ход мероприятия

1.Организационный момент: вход учащихся под музыку песни В.П. Соловьева-Седого “Баллада о солдате”

2. Мотивация.

У - Здравствуйте! Здравствуйте все, кто сегодня находится в этом зале. А это значит, что вы не остались в стороне от великого подвига советского народа, от гнетущей боли, не затихающей с годами, от скорби в глазах тех, кого хоть как-то коснулась своим черным крылом Великая Отечественная война.

3. Проблемная ситуация

У – Ребята, я хотела бы начать наше занятие со стихотворения.

То грустная, то вольная, как ветер,

То грозная, зовущая на бой,

Подруга-песня! Нет нигде на свете

Другой такой подруги дорогой.

С тобой рождались, жили, умирали,

В тебе народ всю душу открывал,

Тебя в походах деды запевали

И сыновьям отец передавал …

От песни сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой,

Чтобы громить врага под эту песню,

Защищая Родину собой.

У- Я думаю, вы все уже догадались, чему посвящена наша встреча.

Д - Песни военных лет.

У- Песни военных лет... Музыкальная летопись войны. В них отразились многие страницы Великой Отечественной: героические и  патриотические, лирические и трагические, весёлые и грустные.

Во время войны были созданы 1000 песен. Они слагались стихийно, в любом полку, в любом партизанском отряде. Но в начале войны это были песни расставания, разлуки. Сочиненные поэтами и композиторами, они становятся народным достоянием, выражением чувств и мыслей миллионов.

4. Беседа о музыкальном образе.

Я бы с песни начал свой рассказ…

Пусть узнают в ХХI веке,

Как в суровый предрассветный час

Песня стала боевым солдатом.

Дали ей по росту сапоги,

Песне никакой размер не тесен…

И шагали к западу полки

В четком ритме наших грозных песен…

С этой песней первой бомбы свист,
Наша сила, мужество и горе,
И неслось, как лозунг, как призыв
Над страной в одном едином хоре.

У – Ребята, как вы думаете, какая из песен была написана первой во время войны?

Д - “Священная война”

У - Почему Вы так решили?

Д - Песня начинается словами “Вставай страна огромная”.

У - Кто из Вас нашел материал об истории создания этой песни?

Сообщение уч-ся.

Это одна из первых военных песен. Она родилась в самом начале войны ». Слова этой песни были опубликованы в газете «Известия» через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года. Авторами её были поэт В.И. Лебедев-Кумач и композитор А.В, Александров.

А 27 июня песню впервые исполнили на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны. Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, её пели в партизанских землянках. Она прошла от стен Москвы через Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Германию до стен рейхстага.


У – Сейчас мы с вами прослушаем аудиозапись песни “Священная война”

Слушая музыку, внимательно наблюдайте за ее развитием, характером. Музыка поможет вам представить, увидеть, вообразить героев песни.

Перед вами лежат карточки, которые помогут вам подобрать нужные для описания музыки слова

Звучит аудиозапись песни «Священная война».

После прослушивания музыки предложить ребятам рассказать, что они представили, каких людей они увидели? Какими представили себе ребята солдат, отправляющихся на фронт? 

Вероятнее всего, дети скажут: «Сильными, решительными, мужественными». Об этом говорит сама музыка, вернее, ее характер.

Предложить детям из таблицы эмоциональных терминов выбрать те слова, которые подходят характеристике прозвучавшей музыки


( На фоне мелодии песни « Темная ночь»)

У - Я бы с песни начал свой рассказ,

С той, которая на всех фронтах звучала…

В холод, стужу сколько раз

Эта песня нас в землянках согревала.

Если песня, значит, рядом друг,

Значит, смерть отступит, забоится…

И казалось, нет войны вокруг,

Если песня над тобой кружится.

Я бы с песни начал свой рассказ,

У которой трудное начало,

Сколько раз, холодных, зимних раз

Нас в землянке песня согревала.

Принесли комбата в медсанбат,

Врач сказал: "Не доживёт до ночи".

"Мне бы, песню, "- прошептал солдат, -

"Я до песен с давних пор охочий!"

У –Ребята, может быть кто-то уже догадался о какой песни пойдет дальше речь?

Д - “В землянке”.

У - Кто знает, как родилась эта песня? Кто нашел материал об истории создания этой песни?

Сообщение уч-ся.

Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной войны. Здесь, в суровых снегах Подмосковья, родилась песня “В землянке”. Советский поэт, Алексей Сурков, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот где “до смерти четыре шага”.

После этого он написал жене - Софье Кревс - письмо в стихотворной форме. Алексей Сурков сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли. Написал о том, о чем думал.

Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его. И солдатские жены, невесты получали это стихотворное послание. Она стала необычно популярной на фронте и в тылу.

А в 1942 году композитор К. Листов сочинил мелодию к этому письму. Так родилась песня «В землянке» - душевная, нежная, полная любви и чувств.

Авторы песни А. Сурков и К. Листов не мечтали о такой популярности. В годы войны песню исполняли Л. Утесов, Л. Русланова – знаменитые певцы тех лет. И сейчас эта песня остается одной из самых дорогих и любимых.

Исполняется песня “В землянке”.

У - Какой образ создал композитор в этой песне?

Д - Лирический.

У –Да. Лирические песни придавали силы бойцам. Они как бы сближала расстояние между домом и фронтом

У - Из древности к нам пришло изречение: «Когда говорят пушки, музы молчат». Но музы не молчали. Всеобщее горе, страдание не могли отнять у людей веру в будущее, в лучшие человеческие чувства. Песни поддерживали эту веру. Прямо с танков пели свои песни артисты. Под огнем минометов звучали песни Клавдии Шульженко. Она пела много песен, но где бы она не выступала, бойцы всегда просили исполнить песню «Синий платочек». Синий платочек стал символом. Летчики на своих самолетах писали: «За синий платочек», танкисты писали эти слова на броне танков.

Прослушивается песня “Синий платочек” (сопровождается показом видео фрагмента)

- Какую картину представили, слушая произведение?

Предложить детям из таблицы эмоциональных терминов выбрать те слова, которые подходят характеристике прозвучавшей музыки



5. Научно-исследовательская деятельность учащихся по группам.

Класс разделён на три группы.

У – Ребята, перед вами лежат карточки с заданиями. Вам предстоит выбрать из списка песен:

Первая команда - песни, написанные до войны;

Вторая команда - песни, написанные во время войны;

Третья команда - песни, написанные после войны.

Приложение 1.

У – Ребята, посмотрите на ваши карточки и скажите, какие песни были написаны до войны?

Ответы детей: называют выбранные песни. Возможны варианты «Катюша», «Смуглянка»

У - Какую роль играли песни, написанные до войны? Почему они были востребованы?

Д- Эти песни поднимали настроение солдат.

У- Есть ли в нашем репертуаре выученных песен такие песни?

Исполнение песни «Катюша»

Показ фрагмента из фильма “В бой идут одни старики”

У - Как Вы думаете, когда была написана песня “Смуглянка”?

Ответы детей

У - Песни, написанные до войны в 1939 - 40-х годах также пользовались уважением и любовью. Поднимали настроение бойцов.

- А теперь поговорим о песнях написанных после Великой Отечественной войны. Какие песни были написаны после войны?

Работа с раздаточным материалом. Третья команда называет выбранные песни.

У - Нужны ли сегодняшнему поколению песни написанные после войны? Ведь война уже закончилась? Как Вы думаете?

Возможно дети скажут, чтобы люди помнили тех, кто отдал свои жизни за Родину, чтобы мы знали историю Отечественной войны, чтобы мы уважали тех, кто защищал нашу Родину.

6. Исполнение песни по желанию уч-ся.

У - Есть жанр народного творчества – частушка. Всего четыре строчки, а сколько задора, затаенной грусти и оптимизма! Частушка мгновенно откликалась на все события фронта и тыла. В частушках Великой Отечественной войны отразился русский характер. В минуты затишья – игра гармониста и задорная частушка, помогали бойцам отдохнуть, набраться сил и зарядиться боевым духом перед сражением.

Предлагаем вам попробовать свои силы в исполнении частушек. Участники разбирают карточки на каждой – слова одной частушки.

Исполняются частушки.

7. Выполнение творческого задания.

У - События Великой Отечественной войны нашли свое отражение в пословицах и поговорках. Сейчас разминка для ума.

Все учащиеся разделены на 2 команды.

Каждая команда получает по 5 карточек красного и по 5 карточек синего цвета. На красных карточках начало пословиц, на синих – окончание. Когда первая команда зачитывает начало пословицы, вторая должна быстро найти ее окончание, и наоборот. Побеждает та команда, которая ни разу не ошибается.

8. Итог урока

У – Ребята, какие песни прозвучали на нашем уроке?

Д- Песни, которые были написаны во время войны, до войны и после войны.

У - Нужны ли они были в то трудное для нашего народа время? До песен ли было?

Д - Они были необходимы каждому человеку, так как поднимали настроение, сближали расстояние между бойцами и их родными. Солдаты знали, что их ждут, чтобы с ними не случилось и это придавало им огромную силу. Песни удваивали и утраивали силу нашей армии.

У - Какую роль сыграли эти песни в победе Великой Отечественной войны?

Д - Огромную роль. Песня призыв “Священная война” объединила людей и сплотила, песни “Темная ночь” и “В землянке” помогали выжить солдатам в трудные минуты. Бойцы знали, что воюют они за своих родных и близких людей, и поэтому нужна была только Победа!

У - Закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением Сергея Острового, написанным после войны в 1968 году.

А песня ходит на войну,

А песня рушит доты,

Я тоже песню знал одну,

Как подданный пехоты.

На том гремучем рубеже,

Когда трясет планету,

Она приходит - и уже

Ни зла, ни страха нету.

В нее стреляет миномет,

Ее сечет граната,

А песня - влет. И все поет,

И все ведет солдата.

Она ведет. Она поет.

Она как свет, живуча.

Над нею рыщет самолет,

Летит снарядов туча.

В нее стреляют сто полков…

Висит разрывов проседь…

Но в мире нет таких стрелков,

Чтоб мир обезголосить.

9. Рефлексия

У- Ребята, у нас на доске нотный стан. Я предлагаю каждому из вас приклеить нотку, цвет которой показывает с каким настроением вы пришли на урок. А затем приклеить нотку, цвет которой показывает, с каким настроением вы уходите с урока.

У- Я надеюсь, что отзвук этого урока останется в душе каждого из вас, всего вам доброго.









Приложение 1.

Список песен:

А. Новиков “Дороги”

А. Александров “Священная война”

К. Листов “В землянке”

Э.Колмановский “Алеша”

В.Мурадели “Бухенвальдский набат”

Д.Тухманов “День Победы”

И. Дунаевский “Моя Москва”

Я. Френкель “Журавли”

Н. Богословский “Темная ночь”

М. Блантер “Катюша”

А. Эшпай “Москвичи”

А. Новиков “Смуглянка”



Приложение 2. Частушки

1.Налетели вражьи птицы

На советские границы.

Им от наших от ворот

До Берлина поворот!!!



2.От Москвы и до Берлина

Дороженька узкая.

Сколько, Гитлер, не воюй,

А победа русская!



3.Я на бочке сижу,

А под бочкой мышка

Скоро русские придут,

И фашистам крышка!

4.Под огнем, под кипяточком

Немцам стало горячо.

Это только лишь цветочки,

Мы покажем им ещё!!!



5.То не звездочка упала,

Не костер вдали горит -

Это по степям, болотам

Гитлер в панике бежит!!!



Приложение 3. Пословицы и поговорки.

Войну хорошо слышать,

да тяжело видеть.

Воин воюет,

а детки горюют.

Держи порох сухим -

будешь непобедим.

Кто оружием умело владеет,

тот врагов одолеет.

Дружно за мир стоять -

войне не бывать.

Мир строит,

война разрушает.

До Москвы на танках,

а от Москвы на санках.

Кто к нам с мечом придет,

от меча и погибнет.

Без смелости

не возьмешь крепости.

В бою побывать -

цену жизни узнать.

Приложение 4. Соответствие цветов настроению:

красный – восторженное;

оранжевый – радостное, теплое;

желтый – светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый – тревожное, напряженное;

черный – упадок, уныние.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!