СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по вокалу

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие проводится по дополнительной образовательной программе. Данное учебное занятие предназначено для последовательного формирования певческих и исполнительских навыков.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по вокалу»

Конспект занятия по вокалу

(методические рекомендации для педагога)

Подготовила: Педагог дополнительного образования Верхоланцева Л.А.

     Занятие проводится по образовательной программе «Конфетти» 3 года обучения. Данное учебное занятие предназначено для последовательного формирования певческих и исполнительских навыков.

     Учебное занятие рассчитано на 2 академических часа с группой 12 человек 1-го года обучения. Возраст учащихся 7-12 лет. Набор в объединение проводится на основе желания.

Цели занятия:

     - формирование у обучающихся исполнительских вокальных умений и навыков.

    - создание условий, в которых обучающийся испытывает ра­дость ощущения

исполнительской свободы и творческого комфорта.

Задачи:

- развитие певческих навыков (устойчивого певческого дыхания, пения на опоре, ровности звучания на протяжении всего диапазона голоса, точного интонирования, певучести, напевности голоса, четкой и ясной дикции).

- развитие устойчивого интонирования одноголосного пения;

- знакомство с одним из видов двухголосного пения: канон;

- навыки работы с фонограммой, микрофоном.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический

Форма организации учебного занятия: индивидуальная, групповая

Оборудование: синтезатор, ноутбук, микрофон, колонка, фонограммы минус, плюсовое исполнение «Детство», «Бабушка и дедушка», «Звездный час», раздаточный материал – слова песен

                                     Этапы и хронометраж занятия

1  занятие – 1ч 30 мин

I.Организационный этап. Поверка готовности к занятию. Правильная певческая позиция – 2 мин;

II.Подготовительный этап:  гимнастика артикуляционного аппарата, фонетические упражнения, дыхательная гимнастика, вокально – интонационные упражнения – 14 мин

III.Этап усвоения новых знаний – разучивание распевки канона – 12 мин

IV.Основной этап – работа над репертуаром (работа над   звукообразованием, звуковедением, над чистотой интонации, над выразительным пением).

1.    Пропевание мелодии песен «Детство», «Бабушка и дедушка» в сопровождении и a capella – 8 мин

     2.   Работа с солистами - 4 мин

     3.   Пропевание песен под фонограмму «минус» – 8 мин

     4.   Пропевание песен с микрофоном – 8 мин

 Динамическая пауза – между песнями 10 минут на отдых- релаксация,  

 физкультминутка

     5.   Работа над движениями в песне «Детство» – 5 мин

     6.   Повторение песни «Звездный час» – 5 мин

  V. Рефлексивный этап: самооценка детей о своей работоспособности, 

  эмоциональном состоянии – 2 мин  

  VI. Итоговый этап: пропевание песен от начала до конца под      

  фонограмму с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов     

   каждого обучающегося – 10 мин

  VII. Заключительный этап: задание на дом, сообщение о следующем 

   занятии – 2 мин

 

Содержание учебного занятия:

  I.Организационный этап:

– встреча детей;

– проверка присутствующих;

– Правильная певческая позиция: стоять прямо, грудь свободна, плечи развернуты и опущены вниз, хороший упор на обе ноги, руки свободные. Голову держать прямо. Сильный подъем головы ведет к напряжению передних мышц шеи и сковыва­ет гортань. Лицо должно быть свободно от гримас. Улыбка на лице создаёт ощущение приподнятости, необходимое для занятия.

                                 Подготовительные упражнения.

      II. Подготовительный этап:  Перед началом пения подготовим свой голосовой аппарат. Каждое занятие начинаем с артикуляционной и дыхательной гимнастики, интонационно – фонетических упражнений. Что относится к артикуляционному аппарату? (язык, губы, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть.)

                                         

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика для языка

–Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка.

 –Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.

–Сделайте языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.

– Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

Гимнастика для губ:

-Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.


Интонационно-фонетические упражнения.

1. Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти вперед-вниз. Упражнение состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в следующей последовательности: Ш, С, Ф, К, Т. П, Б, Д, Г. В, З, Ж. Каждый звук произносится четыре раза.

2. Последовательность гласных: А, Э, И, О, У.

3. Исходное положение такое же, как и в 1 упражнении.
Основным элементом упражнения является скользящая восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного — в грудной с характерным переломом голоса.

У~у, у~о, о~а.

                                                   Скороговорки:

1.    Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

2.    Как на горке на пригорке жили 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка и т.д.

                            Упражнения на дыхание.

– С чего начинается процесс пения? (с вдоха)

– Куда направляем воздух при вдохе (в живот). Корпус свободный, плечи опущены.

1.      Надуваем воздушный шар (вдох носом, закрепили дыхание, выдох на ССС, воздух выходит, шарик остается.)

2.      Короткий вдох в живот, короткий выдох на «кыш», «тишь».

3.      Езда на мотоцикле (руки вытянуты вперед, вдох – кисти противоход, закрепка, выдох на РРРРРРР).

4.      Ноги на ширине плеч, руки на уровне плеч, согнуты в локте параллельно друг другу. Локти соединяем вдох, локти в стороны, закрепка, корпус вниз. Выдох на «Ха».

5.      Упражнение на активизацию работы передней стенки живота на звуки «к», и «г».

                     Внимание педагога должно быть направлено:

–              свободу мышц

–              правильность осанки;

–              активную работу мышц дыхательно-голосовой опоры;

–              умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох;

–              работу резонаторной системы;

–              общая внятность речи;

–              ритмическая точность.

                          Вокально-интонационные упражнения.

 Цели вокально-интонационных упражнений:

• сформировать навык выдерживать тон на одной высоте одинаковым по громкости или с различными нюансами, что тренирует певческое дыхание
• формировать правильную артикуляцию того или иного гласного звука
• добиться определенности в атаке звука
• уточнить интонацию в момент атаки звука
• выстроить унисон


Разогрев голосового аппарата

Все упражнения исполняются по восходящей и нисходящей хроматической секвенции (в диапазоне лям– фа2)  

1.    Пение с закрытым ртом способствует выравниванию тембрового звучания, слуховой настройки. Упражнение поётся со слегка разомкнутыми зубами (рот закрыт), высоким небом, ощущением звука в верхнем резонаторе, на сонорный согласный звук «М». (пр.1) При ощущается легкая вибрация и легкое щекотание губ. 

    2.Сглаживание регистров. (Вибрация губ, затем РРРР) 

Следить за свободой губ и ровным наполненным звуком при переходе к

головному регистру. Чем медленнее скорость вибрации, тем лучше.

    3.Отработка мягкой, но точной атаки звука. Этому будет

способствовать исполнение упражнения на легато на одной ноте.

    4.Упражнение, основанное на звуках трезвучия.  Опора на дыхание.         

Цель: расширение звукового диапазона с целью выравнивания регистрового звучания голосов и на активизацию работы передней   стенки живота.

2.    Упражнение на развитие подвижности голоса и работа над дикцией.

Следить за четким произношением слогов, толчкообразной работой диафрагмы, гортань остается в среднем положении и не поднимается за звуком. Кончик языка касается двух верхних передних зубов.

III. Этап усвоения новых знаний – разучивание распевки канона «Во поле береза»

Первое знакомство с двухголосьем надо начинать с пения канонов. Это наиболее интересная и доступная форма многоголосия для детей.  Что же такое канон?  Канон в переводе с греческого языка означает «правило, порядок». Музыкальный канон – песня, исполняемая особым образом. Все исполнители канона поют одну и ту же мелодию с одним и тем же текстом, вступая поочередно. Тот, кто начинал петь первым и заканчивает первым. Пение каноном стало очень популярным в 16-17 веках, а сейчас канон набирает новый разбег популярности среди молодых исполнителей в силу того, что он наглядно демонстрирует певческую технику исполнителя 

Этапы работы над каноном:

1)    речевая декламация. Предложить ребятам продекламировать первую

строчку всем вместе. Продекламировать еще раз, а учитель декламирует каноном. Разделить ансамбль на две группы, вторая группа теперь – вместо учителя.

2)    Освоив исполнение ритмического канона, можно приступить к пению.

Для начала мелодию канона пропеть всем вместе с педагогом:

Довести до чистого унисона a-cappella. После того как выучена мелодия, дети    исполняет 1-голос, а педагог – 2-й. 

       Затем разделить детей на 2 группы. Все петь a-cappella, в динамике р, слушать друг друга, вертикаль. Напоминать детям: «Сначала слушаю, потом пою». Обращать внимание на точные вступления голосов, умение держать темп от начала до конца.


Основная часть.

Работа над репертуаром.

Работа над песнями «Бабушка и дедушка» и «Детство».

     1 этап. Пропевание песен под фортепиано с сопровождением и a capella. Работа над чистотой интонации, четкого произношения слов, окончаний, над правильным звуковедением, над унисоном.

 В песне «Детство» сложный пунктирный ритм, важно чтобы каждый из обучающихся его усвоил. Одновременное снятие и вступление голосов по руке педагога. Согласные звуки произносят легко, четко, ясно и энергично. Обратить внимание на пропевание узких гласных, избегать плоского звука. Нужно при­учать учащихся ясно произносить согласные в конце слов, следить над четким произношением согласных в середине слов в быстром темпе.

Особое внимание уделяется работе над двухголосием в песне «Бабушка и дедушка» – чистого интонирования. Главная задача научить обучающихся слушать друг друга, слышать оба голоса, а не только свой. Сначала отдельно отрабатывается каждая партия, потом соединяются голоса.

      2 этап. Работа с солистами в песне «Звездный час». В данной песне присутствуют сольные эпизоды.

Большое внимание уделяется работе над интонацией и работе над звукообразованием, так как у каждого обучающегося свой тембр голоса и свои недостатки. Это касается гласных «А» и «Е».

 Основа любого пения — гласные звуки. От правильного звукообразования гласных зави­сит красота тембра. У обучающихся 1-го и 2-го года обучения  школьного возраста тембр неровный, что обус­ловлено, главным образом, «пестротой» гласных. Ровность звучания достигается через сохранение высокой позиции на всех звуках певческого диапазо­на.

Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.

 10 минут отдыха

Массаж лица

     – Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кон­чиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно силь­ными, чтобы лицо «загорелось».

     – Помассируйте пальцами челюстно-височные суставы.    Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вниз.: Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вправо-назад-влево-вперед.

       Массаж спины.

     Свободное время

      3 этап. Пропевание песен под фонограмму. Песни поются в более быстром темпе, в четком ритме.

      4 этап. Пение песен с микрофоном.

      5 этап.  Работа над движениями в песне «Детство»

      6 этап. Повторение песни «Звездный час»

IV. Рефлексивный этап: самооценка детей о своей работоспособности, эмоциональном состоянии

– Что вам особенно запомнилось на занятии и что понравилось…

V. Итоговый этап: пропевание песен от начала до конца под фонограмму с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов каждого ученика

– С какими новыми понятиями познакомились на уроке?

– Значения понятия канон.  

VI. Заключительный этап: задание на дом, сообщение о следующем занятии



Список используемой литературы

Андреева В.А. Строение голосового аппарата и принципы его деятельности в певческом процессе. Методическая разработка.-Жирновск, 1989.

 Герасимова И. «Вокально-хоровое воспитание детей» Самара 2001

Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. –

Ростов-на-Дону, 2006

Данилова Р.К. Воспитание голоса начинающего певца.

Методическая разработка. Самара, 1997

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной педагогики. М.,1968.

Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг С-П, 2003

Ерохина И.А. Работа с начинающими певцами. Методическая разработка. -Самара, 1999

И.Исаева «Эстрадное пение. Экспресс курс развития вокальных способностей»

Огородников Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.- М.: Музыка, 1972

Романова Л. В. Школа эстрадного вокала. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» 2007.

Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. Москва 2002

Сэт Риггс Как стать звездой. -М, 2004.

Юдин С.П. Формирование голоса певца.-М.: Музыка,1989.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!