МБУ ДО «Дом детского творчества №4»
Адрес: ул. Мориса, 82а, г. Новокузнецк, Кемеровская область
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВОКАЛУ
Певческая установка. «Волшебные правила пения»
Разработчик:
Арышева Светлана Ивановна,
педагог дополнительного образования,
вокально-эстрадная студия «Орфей»
г. Новокузнецк
2017
Направленность: художественная.
Тема занятия: Певческая установка. «Волшебные правила пения».
Цель: Формирование представлений о понятии «Певческая установка» и практическое применение на занятиях вокалом.
Задачи:
Познакомить учащихся с понятием «Певческая установка».
Познакомить с правилами певческой установки.
Развивать у детей музыкальное восприятие, вокальный аппарат, слух:
Развивать память, внимание, мышление, усидчивость.
Воспитывать интерес к вокальному искусству.
Форма проведения: занятие-репетиция.
Оборудование занятия:
Фортепиано;
Музыкальная аппаратура;
Наглядные пособия;
Сборник нот;
Фонограммы.
Способ организации деятельности учащихся: групповой.
Ход занятия
Организационный момент, введение в тему:
Музыкальное приветствие.
(Педагог поёт: «Здравствуйте, ребята!», дети поют: «Здравствуйте, Светлана Ивановна!»)
Педагог: Сегодня мы займемся очень важным делом - познакомимся с «волшебными правилами пения», без которых нельзя обойтись. Если вы будете их соблюдать, то обязательно научитесь красиво петь. Но сначала я расскажу вам о певческой установке. Ребята, как вы думаете, что это такое?
Дети: это прямая спина, расправленные плечи, хорошее настроение и т.д.
Педагог: Правильно.
Основная часть
Певческая установка - это правильное положение корпуса (туловища) при пении. Чтобы голос звучал свободно и легко, ему ничего не должно мешать: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок (а то сразу станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать). От того, как вы держите «корпус», зависит осанка и даже самочувствие. Хорошая осанка необходима всегда, а во время пения – особенно.
Правильная певческая установка это и есть «волшебные правила пения», и этих правил много. Давайте посчитаем сколько их. Я буду их называть, а вы считайте (педагог показывает наглядное пособие, на котором изображено правильное положение при пении стоя и сидя).
1. Главное правило – при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно: нужно сохранять ощущение внутренней и внешней подтянутости.
2. Голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад, не вытягивать шею.
3. Стоять твердо на обеих ногах, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги.
4. При пении в сидячем положении руки должны свободно лежать на коленях.
5. Нельзя сидеть, положив нога на ногу, потому что такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.
6. Нужно петь естественным голосом, не кричать.
7. Широко, вертикально открывать рот.
8. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.
Сколько насчитали правил?
Дети: 8 правил
Педагог: Молодцы, правильно посчитали. Теперь мы знаем, что есть 8 волшебных правил, однако у меня есть еще один вопрос. Почему эти правила называются волшебными?
Дети: Потому что, если соблюдать эти правила, голос будет звучать красиво и легко.
Педагог: Правильно. А теперь давайте споем знакомую вам распевку про сову, соблюдая эти правила. Сядем ровно, руки положим на колени, выпрямим спинки.
Распевка про сову:
Сова на дереве сидела,
И песню свою пела У-У-У,
Что за странные слова,
Это ухает сова!
Ребята, сегодня мы распелись по новому, соблюдая волшебные правила. Как вы считаете, помогли они нам? Стали мы петь свободно и красиво?
Дети: да!
Педагог: Очень хорошо. Теперь давайте повторим песню, которую мы разучивали на прошлом занятии.
Вокально-хоровая работа над песней «Далеко от мамы», разучивание второго куплета.
3. Итог занятия. Рефлексия
Педагог: Ребята, давайте подведем итог нашего занятия. Что нового мы сегодня узнали?
Дети: Мы познакомились с волшебными правилами пения.
Педагог: Сколько всего этих правил? Расскажите мне их?
Молодцы сегодня вы хорошо поработали. Давайте попрощаемся. До свидания! (в музыкальной форме).
(Педагог поёт: «До свидания!», дети поют: «До свидания!»).
Используемые Интернет-ресурсы:
http://vocalmuzshcola.ru-ресурсы:
Используемая литература:
М. А. Михайлова Развитие музыкальных способностей у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Академия развития, 1997.