2 | Знакомство с понятием «Артикуляция». Итак, артикуляция ( о лат. Articulo – “артикуле» - «расчленяю, членораздельно произношу») – это способ исполнения голосом последовательности звуков. Артикуляция в пении – один из важнейших компонентов в работе над выработкой дикционных, выразительных качеств вокалиста. Под понятием «дикция» подразумевается отчетливое произношение звуков и слов с правильной артикуляцией. Это не только правильное выговаривание гласных и согласных, отдельных слогов, это высокая культура общения со словом, с поэтическим текстом, уважение к нему, выстраивание такой концепции вокального искусства, когда слово и мелодия равнозначны, различимы. Понятия «артикуляция» и «дикция» тесно связаны между собой. Постановке правильной дикции предшествует артикуляционная гимнастика, активизирующая каждую из частей речевого аппарата. (Обучающий получает раздаточный материал с кратким содержанием теоретической части ) |
3 | Работа над дикцией. Артикуляционные упражнения. Для того, чтобы добиться хорошей дикции, сначала необходимо разогреть и подготовить органы, участвующие в произношении звуков ( язык, небо, челюсти, щеки, гортань) Этому способствуют артикуляционные упражнения. Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности. Свободны должны быть мышцы шейно - плечевого отдела. Для достижения максимальной эффективности артикуляционных упражнений должен быть замедленный. Проделав артикуляционную гимнастику и убедившись, что все части речевого аппарата у обучающегося работают активно, обратите внимание на общую артикуляцию во время разговора или чтения текстов. Речь должна быть внятной. Итак, артикуляционная гимнастика: Упражнения могут варьироваться Разработка мягкого неба «Пасть льва» - зевок с закрытым ртом «Маляр» - расслабленным языком виде лопатки достать до мягкого неба и вернуться к верхним альвеолам (основания нижних и верхних зубов) Имитировать полоскание горла Разработка челюсти Проговаривать «Дай – дай – дай», подставив под нижнюю челюсть ладонь, при этом челюсть должна испытывать сопротивление от ладони. Движение челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки. Круговые. Разработка языка Покусывание языка «Качели» - дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка «Спираль» - поворачивать язык то на один бок, то на другой. «Лошадка» - пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна. «Комарик» - язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук «З-З-З-З». «Конфета» - закладывать язык за щеку и поочередно перемещать его из одной стороны в другую Разработка губ «Поцелуй» - губы сомкнуты как при поцелуе, вытягиваются вперед, а затем рот раскрывается со звуком «муа». Покусывание сначала верхней затем нижней губ «Скольжение» - пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке. «Лошадка» - пофыркать. «Рожица» - губы резко опускаем (грустная рожица), затем растягиваем в улыбке. «Пятачок» - на счет раз –вытянуть губы вперед, на счет два губы расплываются в улыбке, не показывая зубов Разработка щек «Полоскание» - надувание втягивание обеих щек одновременно «Шарик» - перегонка воздух с одной щеки в другую «Хомячок»- плотно сжав губы, надуть обе щеки, изображая жевательные движения хомяка Перед тем как перейти к упражнениям для дикции обязательно сделайте артикуляционную гимнастику и разогрей свой речевой аппарат. Очень полезно делать артикуляционную гимнастику по утрам. Уделяйте этому 5 минут утром и хороший тонус речевого аппарата на целый день обеспечен. После артикуляционной гимнастики можно переходить к развитию дикции. Хорошая дикция очень важна. Упражнения помогут выровнять баланс в речи (эмоциональность звучания). Это поможет сделать речь осмысленной и доступной для собеседника. |
5 | Работа над опорой звука. Обязательно нужно тренировать дыхание. Упражнения: «Свечка» - представим, что пальцы рук – это горящие свечи и нужно быстро (стаккато) их задуть Повторяем несколько раз на стаккато звуки «З», «Ч», как бы выталкивая их. «Зу», «Чу» и т.д. «Собака» - язык вытянут, касается нижней челюсти, быстрый вдох и выдох, напоминает дыхание собаки «Самоварчик» - набрать воздух и сделать один сильны выдох на слове «Пых» «Шарик» - необходимо надуть щеки и медленно, будто спущенный шарик выдыхать его равномерно как можно дольше «Марионетка»- руки и ноги на ширине плеч. Необходимо резко поднимать плечи по очереди на вдох и так же опускать на резкий выдох, затем выставит руки ладонями вперед на вдох и опустить ладони на выдох. Согнуть руки впереди себя на вдох и опустить на выдох. Затем опустить и руки и голову вниз и на долгий выдох расслабить конечности. «Кошки-мышки» - на звук «Кыш» (стаккато) выталкивать воздух |
6 | Разминка голосового аппарата Упражнение Распевка – это неширокое, по диапазону, вокальное упражнение. Начинаем распевку в среднем, удобном, диапазоне голоса. После того, как пропели один раз, распевку повторяют поднимая тональность на полтона выше и т.д., пока не дойдут до вершин диапазона голос. Потом точно так же, но опускаясь по полутонам вниз, можно прорабатывать нижние ноты голоса. Распевки: Разминка голосовых связок (релаксация) на звук «р» вверх и вниз по звукоряду гаммы Гамма вверх и вниз на «лю-ли-лю-ле» Глиссандо на «да-а» (в октаву) «Дуби-даби-ду-би-даби-дуби-даби-дуби-даби-ду» «Ро-ре-ля-ре-ми» на Звук «ё» на стаккато пропеть сверху вних и т. д. «Ма-ма» пропевание по звуками трезвучия вверх и вниз |