СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект занятия "Артикуляция, подготовка и развитие голосового аппарата"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Использование артикуляционного аппарата в пении. Овладение вокальным дыханием.

Данное занятие рассчитано для детей только начинающих заниматься вокалом. Данные примеры в занятии помогут разогреть голосовой аппарат на уроках музыки  в младшей школе.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия "Артикуляция, подготовка и развитие голосового аппарата"»

ГБУДО Центр Внешкольной Работы «Синяя птица»






План-конспект занятия по эстрадному вокалу

"Артикуляция, подготовка и развитие голосового аппарата"





Подготовила:

Руководитель творческого обьединения

«Волшебники двора»

Маренкова Анжелика Александровна





















Г.Кировск

2018г.


Направленность: художественно-эстетическая



Цель:

Использование артикуляционного аппарата в пении. Овладение вокальным дыханием


Задачи:


  • Познакомить с понятием «артикуляция»

  • Научить правильной артикуляции

  • Развитие артикуляционного аппарата

  • Развитие вокального аппарата

  • Развитие слуха

  • Развитие памяти, внимания, мышления

  • Воспитание терпения

  • Воспитание культуры речи


Способ организации деятельности обучающихся:

Индивидуальная




Методические комментарии


Компоненты занятия

1

Пение-это удлиненная за счет удлиненного звучания гласных речь. От природы каждому человеку даны способности к пению и уже от самого человека зависит, захочет ли он развить их. Правильная речь-это основа основ в вокальной музыке.

Важно показать ребенку как выглядит голосовой аппарат, из чего он состоит.

2

Знакомство с понятием «Артикуляция». Итак, артикуляция ( о лат. Articulo – “артикуле» - «расчленяю, членораздельно произношу») – это способ исполнения голосом последовательности звуков. Артикуляция в пении – один из важнейших компонентов в работе над выработкой дикционных, выразительных качеств вокалиста.

Под понятием «дикция» подразумевается отчетливое произношение звуков и слов с правильной артикуляцией. Это не только правильное выговаривание гласных и согласных, отдельных слогов, это высокая культура общения со словом, с поэтическим текстом, уважение к нему, выстраивание такой концепции вокального искусства, когда слово и мелодия равнозначны, различимы.

Понятия «артикуляция» и «дикция» тесно связаны между собой. Постановке правильной дикции предшествует артикуляционная гимнастика, активизирующая каждую из частей речевого аппарата.

(Обучающий получает раздаточный материал с кратким содержанием теоретической части )

3

Работа над дикцией. Артикуляционные упражнения.

Для того, чтобы добиться хорошей дикции, сначала необходимо разогреть и подготовить органы, участвующие в произношении звуков ( язык, небо, челюсти, щеки, гортань) Этому способствуют артикуляционные упражнения.

Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности.

Свободны должны быть мышцы шейно - плечевого отдела. Для достижения максимальной эффективности артикуляционных упражнений должен быть замедленный.

Проделав артикуляционную гимнастику и убедившись, что все части речевого аппарата у обучающегося работают активно, обратите внимание на общую артикуляцию во время разговора или чтения текстов. Речь должна быть внятной.


Итак, артикуляционная гимнастика:

Упражнения могут варьироваться


Разработка мягкого неба


  • «Пасть льва» - зевок с закрытым ртом

  • «Маляр» - расслабленным языком виде лопатки достать до мягкого неба и вернуться к верхним альвеолам (основания нижних и верхних зубов)

  • Имитировать полоскание горла



Разработка челюсти

  • Проговаривать «Дай – дай – дай», подставив под нижнюю челюсть ладонь, при этом челюсть должна испытывать сопротивление от ладони.

  • Движение челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки. Круговые.


Разработка языка


  • Покусывание языка

  • «Качели» - дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка

  • «Спираль» - поворачивать язык то на один бок, то на другой.

  • «Лошадка» - пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.

  • «Комарик» - язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук «З-З-З-З».

  • «Конфета» - закладывать язык за щеку и поочередно перемещать его из одной стороны в другую



Разработка губ


  • «Поцелуй» - губы сомкнуты как при поцелуе, вытягиваются вперед, а затем рот раскрывается со звуком «муа».

  • Покусывание сначала верхней затем нижней губ

  • «Скольжение» - пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке.

  • «Лошадка» - пофыркать.

  • «Рожица» - губы резко опускаем (грустная рожица), затем растягиваем в улыбке.

«Пятачок» - на счет раз –вытянуть губы вперед, на счет два губы расплываются в улыбке, не показывая зубов


Разработка щек


  • «Полоскание» - надувание втягивание обеих щек одновременно

  • «Шарик» - перегонка воздух с одной щеки в другую

  • «Хомячок»- плотно сжав губы, надуть обе щеки, изображая жевательные движения хомяка


Перед тем как перейти к упражнениям для дикции обязательно сделайте артикуляционную гимнастику и разогрей свой речевой аппарат. Очень полезно делать артикуляционную гимнастику по утрам. Уделяйте этому 5 минут утром и хороший тонус речевого аппарата на целый день обеспечен.


После артикуляционной гимнастики можно переходить к развитию дикции.

Хорошая дикция очень важна.

Упражнения помогут выровнять баланс в речи (эмоциональность звучания). Это поможет сделать речь осмысленной и доступной для собеседника.




4

Слоговые упражнния


  • Птха – птхэ- птхи – птхо – птху

  • Нга – нгэ – нги – нго – нгу – нге – нгя

  • Гда-гдэ-гди-гдо-гду

  • Врувл-вравл-врэвл- вривл-врывл

  • В чистоговорках «От топота копыт пыль по полю летит».

  • Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком» и т. д. (см. Приложение 1)


Превратите чистоговорку в скороговорку можно легко, для чего необходимо увеличить скорость речи и пробудить большую энергию мысли при произношении.

5

Работа над опорой звука. Обязательно нужно тренировать дыхание.

Упражнения:

  • «Листок» - необходимо силой дыхания удержать листок бумаги на вертикальной стене без помощи рук.

  • «Свечка» - представим, что пальцы рук – это горящие свечи и нужно быстро (стаккато) их задуть

  • Повторяем несколько раз на стаккато звуки «З», «Ч», как бы выталкивая их. «Зу», «Чу» и т.д.

  • «Собака» - язык вытянут, касается нижней челюсти, быстрый вдох и выдох, напоминает дыхание собаки

  • «Самоварчик» - набрать воздух и сделать один сильны выдох на слове «Пых»

  • «Шарик» - необходимо надуть щеки и медленно, будто спущенный шарик выдыхать его равномерно как можно дольше

  • «Марионетка»- руки и ноги на ширине плеч. Необходимо резко поднимать плечи по очереди на вдох и так же опускать на резкий выдох, затем выставит руки ладонями вперед на вдох и опустить ладони на выдох. Согнуть руки впереди себя на вдох и опустить на выдох. Затем опустить и руки и голову вниз и на долгий выдох расслабить конечности.

  • «Кошки-мышки» - на звук «Кыш» (стаккато) выталкивать воздух

6

Разминка голосового аппарата

Упражнение

  • «Скрипучее дерево» (массаж связок, воздух вибрирует, напоминая скрип старого дерева)

  • «Рычание»

  • «Мычание»

Распевка – это неширокое, по диапазону, вокальное упражнение. Начинаем распевку в среднем, удобном, диапазоне голоса. После того, как пропели один раз, распевку повторяют поднимая тональность на полтона выше и т.д., пока не дойдут до вершин диапазона голос. Потом точно так же, но опускаясь по полутонам вниз, можно прорабатывать нижние ноты голоса.


Распевки:

  • Разминка голосовых связок (релаксация) на звук «р» вверх и вниз по звукоряду гаммы

  • Гамма вверх и вниз на «лю-ли-лю-ле»

  • Глиссандо на «да-а» (в октаву)

  • «Дуби-даби-ду-би-даби-дуби-даби-дуби-даби-ду»

  • «Ро-ре-ля-ре-ми» на

  • Звук «ё» на стаккато пропеть сверху вних и т. д.

  • «Ма-ма» пропевание по звуками трезвучия вверх и вниз






Список использованной литературы


1. Попков Н.Н . Постановка голоса для вокалистов. - М.: 2002.

2. Федонюк В.Г . Детский голос. Задачи и методы работы с ним.- СПб.: 2003.

3. Ручинская Т.И. Методика преподавания вокала.- СПб ГУКИ, 2001.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!