СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия на тему: "Мои права и обязанности"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Я - гражданин". Занятие разработано для слабослышащих детей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему: "Мои права и обязанности"»

Тема: Мои права и обязанности.

Цель: 

  • обобщить знания детей об основных правах ребенка;

  • разделить понятия «права» и «обязанности»;

  • показать единство прав и обязанностей.

Задачи:

  • сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам;

  • побуждать детей к защите своих прав;

  • воспитывать уважение к правам других людей;

  • способствовать формированию активной жизненной позиции.

  • Развивать речь.

Оформление класса: на доске:

20 ноября – Всемирный день прав детей

Конвенция «О правах ребенка» - это соглашение.

Организация Объединенных наций – международная организация.

Словарь: Конвенция, Организация Объединенных наций, консультация, юрист.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

  2. Осн. часть.

1. Игра «Имена»

   20 ноября – это всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка». Сегодня мы будем говорить о правах детей.

   Каждый из вас по цепочке должен назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на туже букву, что и имя. Например, Наталья – надежная.

2. Интерактивная беседа «Право на имя»

  1. Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

  2. А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?

  3. Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кто знает?

  4. Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто их утверждал?

3. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»

   Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.

   К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

   Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

   Какие же права есть у всех детей мира?

Запись на доске.

  1. Право на жизнь

  2. Право на имя при рождении

  3. Право на медицинскую помощь

  4. Право на образование

  5. Право на отдых и досуг

  6. Право иметь имущество

  7. Право свободно выражать свои взгляды

  8. Право на свободное перемещение

  9. Право на заботу и воспитание родителями

  10.  Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

  11. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

4. Ролевая игра «Юридическая консультация»

   Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем в игру. Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребенка». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка»…»

Маугли: Так случилось, что я жил долгое время в лесу с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?

Примерные ответы детей:

- Согласно, Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

Маугли: Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблению

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование.

Следующий литературный герой – Гарри Поттер

Гарри Поттер: Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы детей:

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.

  1. Как вы думаете, почему права детей не всегда соблюдаются?  

5. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

   У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1.

Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

  1. Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?

Сценка 2.

Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.

Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.

  1. Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.

Сценка 3.

Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов: А, что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

  1. Разъясните Иванову его права и обязанности.

Сценка 4.

Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

  1. Правильно ли рассуждает Петров?

  2. Давайте выведем простые правила взаимообщения:

  1. Нужно знать свои права.

  2. Нужно уважать права других людей.

  3. Нельзя забывать об обязанностях.

6. Подведение итогов (рефлексия)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!