СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Этапы построения предметов"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Этапы построения предметов"»

Тема занятия: «Этапы построения предметов»

Цель занятия: развитие у учащегося способности мыслить объёмами в пространстве и видеть сложность мира через простые понятия; научить ребенка передавать в двухмерном пространстве плоскости трёхмерный объём.

Задачи занятия:
- активация мыслительной деятельности каждого ребенка;
- овладение основами изобразительной грамоты и техникой выполнения конструктивного рисунка.
Материалы исполнения: карандаши различной твердости, резинка и бумага.
Карандаши используют твердо-мягкие и остро заточенные. Резинка должна быть мягкая и поделенная на две части по диагонали. Резинка является таким же важным инструментом, как и карандаш. Бумага подбирается гладкой и высокой плотности, формата А2, АЗ.
Карандаши графитовые дифференцируются по твердости и обозначаются буквами Т (Н), ТМ (НВ), М (В) с цифровым показателем перед буквой. Степень твердости обозначают буквой «Т», степень мягкости буквой «М».

Оборудование: табурет и мольберт, на котором крепится лист бумаги таким образом, чтобы луч зрения учащегося был перпендикулярен к центру листа.
Рекомендации для учителя:
Рисуют стоя и на вытянутую руку. Однако учащимся младших и средних классов сложно длительное время выполнять работу стоя, поэтому им рекомендовано выполнять рисунок сидя. При этом преподавателю следует уделить особое внимание правильной посадке учащихся за мольбертами, с соблюдением всех эргономических требований. Учащийся должен сидеть за мольбертом на достаточном расстоянии, чтобы иметь возможность работать на расстоянии вытянутой руки, потому что на рисунок полезно смотреть как можно чаще с расстояния, превышающего расстояние вытянутой руки. Мольберт не должен перекрывать постановку и если учащийся рисует правой рукой, то натюрморт он должен видеть слева от мольберта.


От положения карандаша в руке ребенка зависит многое в рисунке, это связано с принципами и правилами построения рисунка, а также дальнейшей проработки деталей рисунка, приведения его в окончательный вид.

Начиная работу над рисунком, нельзя держать карандаш в руке, как ручку для письма. В таком случае при работе с большими пропорциональными отношениями, ребенок не сможет провести прямую и ровную линию – кисть руки скована и ограничена в движениях. Необходимо положить карандаш на кончики пальцев со стороны ладони, прижать большим пальцем, отвести мизинец для опоры на лист, расслабить всю руку до плеча и провести линию.

И наоборот, при переходе к детальной проработке рисунка, когда становится достаточно движений запястья, положение карандаша в руке можно поменять и держать как при письме. При разных способах положения карандаша, кисть ребенка не должна напрягаться и вообще вся рука не должна утомляться.
Для того, чтобы овладеть техникой рисунка, нужны соответствующие усилия, связанные с многократными специальными упражнениями для руки. Но развитие чисто технических навыков никак не обходится без усвоения правил и анализа закономерностей основных способов изображения.

Организация учебного процесса требует краткости организационного момента, быстрого включения всех учащихся в деловой ритм, полной готовности класса и оборудования к уроку. Рекомендуется начинать урок со стимулирующего введения, с создания эмоционально-делового настроя.

Практическая работа: самостоятельно нарисовать линейно-конструктивный рисунок простого предмета.

Присмотритесь, подумайте, из чего состоит объект?
Из каких геометрических тел?
А какие есть геометрические тела?

Это куб, шар, цилиндр, конус, призма. Если вы научитесь видеть в окружающих вас предметах геометрические тела, то вы легко сможете создавать каркас, или, точнее, конструктивный рисунок.
Поэтому первый шаг – учимся находить во всём, что нас окружает, геометрические тела.
Это поможет развить объемное мышление.

Второй шаг – изображение «каркаса».
Важно научиться правильно размещать геометрические тела, из которых состоит изображаемый предмет в пространстве.

Рисунок необходимо начинать с композиции предмета в пространстве листа.
В двухмерном пространстве листа, имеющем только высоту и ширину, мы должны отразить кувшин таким образом, чтобы он весь вошел на лист и ему не было в этом пространстве тесно. У нас не должно возникать желания переместить кувшин в какую-либо сторону или отрезать часть листа. Не следует изображать предметы на рисунке слишком крупными или мелкими. Рисунок обычно занимает среднюю часть листа и примерно 2/3 его площади.

Практическая работа – рисунок линейно-конструктивного построения кувшина.

Этапы построения конструктивного рисунка.



1. Намечаем границы кувшина на листе.

До проведения первой легкой вертикальной линии на бумаге постарайтесь найти пропорциональные отношения величины изображения к размерам формата. Для этого надо наметить общую форму каркаса кувшина.

В начале мы намечаем вертикальными и горизонтальными линиями границы кувшина на листе. И ровно посередине намеченных границ проводим вертикальную линию, которая называется осевая линия. Эта линия будет делить наш кувшин на две равные половинки.
Осевая линия помогает создавать конструкцию правильно.




2. Определяем пропорции частей кувшина.

После того, как мы наметили на листе положение и границы кувшина, внимательно анализируем из каких простых геометрических фигур можно составить кувшин.
Кувшин состоит из трех основных частей: горлышко, основная часть и донышко. В каждую часть можно вписать геометрическую фигуру: горлышко – прямоугольник со скошенными сторонами; основная часть и донышко – прямоугольники разной величины.
Легкими линиями начинаем рисовать фигуры из которых состоит кувшин. Нарисуем большой прямоугольник (основная часть кувшина) так, чтобы осевая линия проходила посередине и намечаем горизонтальной линией самое широкое место кувшина. Затем рисуем горлышко в виде прямоугольника, боковые стороны которого сужаются книзу, а другой прямоугольник поменьше (донышко) рисуем внизу, так, чтобы осевая линия проходила посередине всех фигур. Все части кувшина рисуем, соблюдая пропорции, внимательно сравнивая между собой их высоту и ширину. Для этого используем метод визуального измерения с помощью карандаша. В этом методе сторона карандаша ис­пользуется как мерный инструмент, на ней можно визуально зафиксиро­вать величины частей кувшина и произвести их сравнение между собою. Чтобы измерения были точными, нужно во время них карандаш всегда держать только на вытянутой руке и никогда не использовать короткие карандаши.




3. Рисуем форму кувшина.

Когда мы определили пропорции каждой части кувшина и наметили их вертикальными и горизонтальными линиями, начинаем прорисовывать форму и детали кувшина.

В местах соединений частей кувшина рисуем элипсы. Начинаем с нижнего элипса, который лежит на плоскости стола. Затем приступаем к рисунку верхнего эллипса, замкнув, таким образом форму, как у цилиндра.
Верхний эллипс должен быть менее «раскрытым», чем нижний, так как он находится выше и приближен к линии горизонта; другие эллипсы как бы «вставляются» между ними. Всё рисуется прозрачно, легкими линиями. Важно помнить, что элипс изображается в виде плавной, замкнутой линии без углов.

Рисуем основную, округлую часть кувшина в границах большого прямоугольника. Прорисовываем детали кувшина, переходы от одной геометрической фигуры к другой, объединяя их в единое целое. Убираем резинкой лишние линии построения.






4. Окончание конструктивного рисунка кувшина.

На этом этапе, когда, кувшин уже полностью нарисован, мы более мягким карандашом прорисовываем основные линии рисунка. Передняя часть кувшина, рисуется утолщенной линией с постепенным ослаблением к краям. Резинкой убираем все не нужные вспомогательные линии построения.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей