СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 5 классе "Соединение типов речи в тексте"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока связана с празднованием Дня победы, отрывки текста для анализа взяты из произведения В. Катаева "Сын полка"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе "Соединение типов речи в тексте"»

Соединение типов речи в тексте













Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Красоту, что дарит нам природа,

Отстояли солдаты в огне,

Майский день сорок пятого года

Стал последнею точкой в войне.

За всё, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Спасибо доблестным солдатам –

Нашим дедам и отцам.

Недаром сегодня салюты звучат

В честь нашей Отчизны,

В честь наших солдат!

Чему посвящено это стихотворение? Когда наша страна празднует великий праздник Победы?

Сегодняшний урок развития речи будет связан с произведением о войне Валентина Катаева «Сын полка».

- Ребята, а вы знаете, кто такой В. Катаев? (Маркова Яна) Это произведение о мальчике Ване Солнцеве, который во время войны служил в разведке со своими старшими товарищами, мальчик неоднократно помогал разведчикам во время войны, он был храбрым, смышленым, уверенным в себе.

Запишите число, тему урока.

Глядя на тему урока, подумайте, что на уроке мы должны повторить, что узнать нового?

  1. Постановка целей урока: вспомнить, что такое текст, признаки текста, повторить типы речи, узнать, как типы речи соединяются в тексте.

Работать на уроке будем самостоятельно и в парах. Повторим правила работы в парах.

Результаты выполнения заданий будете отмечать в листе достижений.

  1. Повторение пройденного материала.

- Давайте вспомним, что такое текст. На карточке №1 дан список слов, из которых нужно составить определение слова ТЕКСТ.

Проверьте себя. Оцените.

- Давайте вспомним и перечислим основные признаки текста. Для этого на карточке № 2, нужно выбрать только те пункты, которые являются признаками текста.

Проверьте себя. Оцените!

-А сейчас слово предоставляется… Чтение отрывков из произведения В. Катаева «Сын полка». Слово предоставляется (Лесовая М., Бирюкова Кристина, Абасова Малейка).

Повествование.

Он не знал, что там уже давно все кончено: танки уничтожены, атака

отбита, взятая высота закреплена, а то место, где стояли пушки, уже

находится почти в тылу. И тем более он не знал, как это все случилось. Он не

знал, что две пушки капитана Енакиева и остатки батальона Ахунбаева,

расстреляв все патроны, в течение сорока минут отбивались от окружавших их немцев ручными гранатами, а когда не стало гранат, то они дрались штыками, лопатами, чем попало. Но так как немцы продолжали наседать, то капитан позвонил в дивизион и вызвал огонь батарей дивизиона на себя.





Описание

Вся земля была вокруг изрыта дымящимися воронками. Всюду валялись

стреляные пулеметные ленты с железными гильзами, раздавленные немецкие фляжки, обрывки кожаного снаряжения с тяжелыми цинковыми крючками и пряжками, неразорвавшиеся мины, порванные в клочья немецкие плащ-палатки, окровавленные тряпки, фотокарточки, открытки и множество того зловещего мусора, который всегда покрывает поле недавнего боя.

Рассуждение

…Ваня смотрел на него, знал, наверное, что это капитан Енакиев, но не

верил, не мог верить, что это был он. Нет, это был совсем другой человек -

неподвижный, непонятный, страшный, а главное - чужой, как и все, что было в эту минуту в мире вокруг мальчика…

-Какой общей темой объединены эти тексты? (война)

-Эти тексты есть у вас на столах. Давайте обратимся к ним. Пользуясь таблицей, определите, к каким типам речи принадлежат данные тексты?

Итак, первый текст – П., второй - ?, третий-?

Кто без ошибок справился с заданием, поставьте в лист отметок – 5, кто допустил одну ошибку – 4.

  1. Новая тема

  1. Итак, положите перед собой карточку № 4.

Давайте прочитаем текст вслух.

  • В окопчике спал мальчик.

Стиснув на груди руки, поджав босые, темные, как картофель, ноги,

мальчик лежал в зеленой вонючей луже и тяжело бредил во сне. Его непокрытая голова, заросшая давно не стриженными, грязными волосами, была неловко откинута назад. Худенькое горло вздрагивало. Из провалившегося рта с обметанными лихорадкой, воспаленными губами вылетали сиплые вздохи.

Слышалось бормотание, обрывки неразборчивых слов, всхлипывание. Выпуклые веки закрытых глаз были нездорового, малокровного цвета. Они казались почти голубыми, как снятое молоко. Короткие, но густые ресницы слиплись стрелками. Лицо было покрыто царапинами и синяками. На переносице виднелся сгусток запекшейся крови.

Мальчик спал, и по его измученному лицу судорожно пробегали отражения кошмаров, которые преследовали мальчика во сне. Каждую минуту его лицо меняло выражение. То оно застывало в ужасе; то нечеловеческое отчаяние искажало его; то резкие глубокие черты безысходного горя прорезывались вокруг его впалого рта, брови поднимались домиком и с ресниц катились слезы; то вдруг зубы начинали яростно скрипеть, лицо делалось злым, беспощадным, кулаки сжимались с такой силой, что ногти впивались в ладони, и глухие, хриплые звуки вылетали из напряженного горла. А то вдруг мальчик впадал в беспамятство, улыбался жалкой, совсем детской и по-детски беспомощной улыбкой и начинал очень слабо, чуть слышно петь какую-то неразборчивую песенку.

- Поработайте в парах. Определите, какие типы речи соединены в данном тексте.

- Как вы думаете, а для чего в тексте соединяются разные типы речи? Чтобы ответить на вопрос, выберите из текстового задания после текста, верный, на ваш взгляд, вариант ответа.

(а) чтобы показать последовательность действий;

Б) Чтобы показать предмет с разных сторон, дать более развернутое, подробное представление о данном предмете.

В) чтобы разнообразить текст, сделать его красочнее.

- Проверьте себя! Оцените.

  1. В одном отрывке из рассказа смешались типы речи. Прочитайте отрывок рассказа, скажите, уместно ли соединение типов речи в данном фрагменте? Исправьте текст. Докажите свою точку зрения, опираясь на материал учебника на странице 255 п. 102.

И тут же он вспомнил, что Ваня был в первом взводе. В первую секунду он

хотел отменить свое приказание и выбросить вперед второй взвод, а первый оставить на месте и прикрывать фланги. Он уже протянул руку к телефонной трубке. Телефонная трубка была ярко-красного цвета, с блестящим черным проводом. Сам телефон выглядел изящно, так как был новым. Вдруг Енакиев решительно повернулся и, поручив ведение огня старшему офицеру, стал пробираться с двумя телефонистами и двумя разведчиками на командный пункт Ахунбаева.

Оцените себя.

  1. Игра с карточками – паровозиками. Необходимо собрать состав паровоза, чтобы получился связный текст.

Внезапно какой-то далекий звук раздался в темной глубине леса. Ваня

сразу узнал его: это был резкий, требовательный голос трубы. Труба звала его. И тотчас все волшебно изменилось. Ели по сторонам дороги превратились в седые плащи и косматые бурки генералов. Лес превратился в сияющий зал. А дорога превратилась в громадную мраморную лестницу, окруженную пушками, барабанами и трубами.

И Ваня бежал по этой лестнице.

Бежать ему было трудно. Но сверху ему протягивал руку старик в сером плаще, переброшенном через плечо, в высоких ботфортах со шпорами, с алмазной звездой на груди и с серым хохолком над прекрасным сухим лбом.

Он взял Ваню за руку и повел его по ступенькам еще выше, говоря:

- Иди, пастушок... Шагай смелее!

Итак, давайте проверим, что у вас получилось!

  1. Подведение итогов урока

Что повторили? О чем говорили на уроке? Какое произведение нам помогло разобраться в теме сегодняшнего урока?

Произведений о ВОВ очень много. В них отражена жизнь нашего народа во время войны 1941-1945 года. Немало писателей – фронтовиков, которые писали о геройских подвигах детей во время того страшного времени. Наша задача – помнить, чтить и гордиться нашими предками, которые, не жалея собственных жизней, сражались за Родину, за наше светлое будущее.

  1. Рефлексия

Валентин Петрович Катаев родился в 1897 году, 29 января, в городе Одессе, в семье учителя Пет­ра Васильевича Катаева.

Еще в раннем детстве Валентин Петрович полюбил книги и увлекся литературой. Так как отец был преподавателем, в доме у них была хорошая, постоянно читаемая библиотека. В семье Катаевых хорошо знали и высоко ценили классическую литературу XIX века. Ему рано открылись богатства родной литературы – Пушкин, Гоголь, Никитин, Кольцов, Шевченко…фамилии очень многих писателей он знал с раннего возраста. И конечно большой багаж знаний, который был у отца, постепенно передавался сыновьям.

Когда Валентин подрос, его отдали в Одесскую гимназию. Уже в 9 лет у него стали появляться склонности к написанию стихов - о природы. Некоторые стихи печатались в одесских газетах.

Первое стихотворение «Осень» Катаев опубликовал в 13 лет (1910 г.).

В 17 лет(1914 г.) Катаев попадает на две литературные встречи, оказавшие решающее влияние на выбор того, чем он будет заниматься всю жизнь. Одна из них - встреча с писателем Иваном Буниным. Именно у Ивана Бунина он обучался мастерству. Другая встреча навсегда связала писателя с Владимиром Маяковским. Под впечатлением этих встреч молодой человек рискнул послать некоторые стихи в журнал «Весь мир» в С.-Петербург, и его стихи были опубликованы. Конечно, Валентин был очень рад, что в нем увидели поэта.

Вскоре началась первая мировая война, Валентина Катаева как и всю молодежь того нелегкого времени, неудержимо потянуло на фронт.

В 18 лет (1915г), не окончив гимназию, на два года ушел служить в действующую армию. Дослужился до прапорщика, был ранен, залечивая раны в одесском лазарете, понял, что воевать не его призвание.

После демобилизации вплотную занялся литературой, стал писать прозу.

Стихи и проза военных лет передают боль юноши-поэта, видящего, как истерзана земля, как разрушаются города и селения. В очерках Катаева в эти годы проявляется глубокий интерес к солдату-фронтовику, крестьянину, рабочему, к человеку в серой шинели, о котором он пишет с глубоким пониманием и уважением. В большинстве произведений этого периода Валентин Катаев говорил открыто и без прикрас о том, что он сам видел и пережил.

В 39 лет (1936 г) Валентин Петрович написал роман для подростков «Белеет парус одинокий»,главными героями которой стали одесские мальчишки, которые оказываются в водовороте революционных событий 1905. Увлекательный сюжет, героизм подростков, живописность описания жизни в городе детства Одессе сделали это произведение одной из любимых детских книг. Этот роман посвящен его босоногому детству.

В 42 года (1939 г) за выдающиеся успехи в области литературы был награждён Орденом Ленина. И его признали классиком детской литературы.

Началась Великая отечественная война опять Катаев оказался на полях сражений, был военным кор­респондентом «Правды» и «Красной звезды», в них печатались его фельетоны, очерки, заметки с фронта.

Так же участвовал в качестве военного корреспондента в боях под Ржевом, под Духовщиной, в великой битве за Орел.

Во время затишья и передышек продолжал писать рассказы и повести: самый знаменитый у подростков рассказ «Сын полка», о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком. За кото­рую впоследствии получил Сталинскую премию. 








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!