СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока с применением коллективного способа обучения

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока с применением коллективного способа обучения»

Виды моделей: информационные, предметные

Цели: ознакомить с основными видами моделей; способствовать формированию у обучающихся следующих универсальных учебных действий:

личностные: умение ориентироваться в межличностных отношениях, установление связи между целью и мотивом деятельности;

регулятивные: целеполагание, составление плана и последовательности действий, коррекция, оценка результата;

познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, моделирование, умения структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

коммуникативные: умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами русского языка.

Задачи:

Образовательная – познакомить обучающихся с основными видами моделей; выработать практические умения в определении вида модели; систематизировать знания по теме «моделирование как метод познания»;

Развивающая – способствовать развитию логического мышления (умения сравнивать, делать выводы и классифицировать), познавательной активности, умения работать в парах;

Воспитывающая – прививать навыки самостоятельной работы; воспитывать умение высказывать личное мнение и прислушиваться к мнению другого.

Используемая технология: коллективный способ обучения.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, система электронного голосования verdict, листы с опорными конспектами, листы с заданиями для проверочной работы.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Оформление доски

I. Организационный момент

Проверяют готовность к уроку


Ii. Актуализация опорных знаний.

– перед вами компьютер. Посмотрите на доску. Что вы видите?



– фотографию пк
и схему состава пк.

На интерактивной доске фотография пк и схема состава пк.

– чем фотография и схема являются по отношению к реальному объекту – компьютеру?


– моделями.


– одинаковые ли это модели?

– нет, разные.


– как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?


– о различных моделях.


– верно. Сегодня на уроке мы рассмотрим различные виды моделей. Тема урока – «виды моделей: информационные, предметные».

Слушают учителя, записывают тему урока в терадь.

Запись темы урока.

– на прошлом уроке вы познакомились с понятием модель. Вспомните это понятие.

модель – это некий новый объект, который отражает некоторые существенные свойства изучаемого явления или процесса.


– предлагаю с помощью программы verdict проверить готовность к изучению нового материала.

Возьмите в руки пульты. Я читаю вопрос, а вы на него отвечаете «да» или «нет». Цифра 1 – «да», цифра 2 – «нет». Отвечать начинайте после того, как прослушаете вопрос и варианты ответов станут зеленого цвета.







Отвечают на вопросы.

Программа verdict. Тест 1 «моделирование»

Фамилия ученика, первым правильно ответившего на вопросы, будет показана на экране.

1) урок – это модель обучения?




– 1 (да).


2) записанное в тетради решение задачи – это модель задачи?


– 1 (да).


3) формула s = v · t – это модель скорости?


– 1 (да).


4) воспитание «кнутом и пряником» – это модель общения?


– 1 (да).


5) школьная доска – это модель плоскости?


– 1 (да).


6) ксерокопии страниц книги – это модель книги?


– 2 (нет).


7) рабочий стол пк – это модель личного информационного пространства человека?


– 1 (да).



– что объединяет эти вопросы? Предлагаю в парах обсудить это.


Обсуждают.

– практически все
из предложенных объектов являются моделями.


– поднимите руки та пара, у членов которой совпали мнения и это мнение после нашего обсуждения подтвердилось.



Осуществляют рефлексию деятельности.


– значит, о чем мы будем говорить на уроке?

– о видах моделей.


– как вы думаете, какова будет цель урока?

– познакомиться с видами моделей


– верно, цель нашего урока – познакомиться с основными видами моделей



Iii. Формирование новых знаний.

– совершим путешествие на планету информатику в океан моделирования. На карте представлены два архипелага, то есть две группы островов. Отправимся в путешествие по ним.


На интерактивной доске: географическая карта с изображением двух групп островов (на каждом острове – гиперссылка на соответствующие страницы).

Сначала рассмотрим архипелаг «материальные модели».

Первая наша остановка – на острове «модели больших и маленьких объектов». Посмотрите на доску. Что изображено на первой картинке?



– что изображено на второй картинке?





– вулкан – модель вулкана.



– корабль – модель корабля.

Архипелаг «материальные модели».

Остров «модели больших и маленьких объектов» (на странице изображения больших и маленьких объектов).

– что изображено на третьей картинке?

– атом водорода – модель атома водорода.


– как видите, здесь есть и большие, и маленькие объекты. Существуют ли для них модели?


– да.


– какой вывод вы можете сделать?

– модели существуют и для больших, и для маленьких объектов.


– продолжаем путешествие, и следующая остановка в этом архипелаге – остров «модели быстрых и медленных процессов». Как вы думаете, почему здесь представлены черепаха и гепард?




Свободные высказывания учащихся.

Остров «модели быстрых и медленных процессов» (на странице изображения черепахи и гепарда).

– и черепаху, и гепарда можно представить в ви-де материальной точки. Какой вывод сделаете?


– для различных процессов могут быть одинаковые модели.


– мы подплываем к следующему острову – «модели – помощники специалистов». Предлагаю посмотреть два видеофрагмента: «модель атома» и «модель аэродинамической трубы». Скажите, почему я именно эти два фрагмента выбрала?






– это модели, которые использует человек.

Остров «модели – помощники специалистов» (видео).

– чем модель атома, рассмотренная в первом фрагменте, может помочь человеку? Какой сделаете вывод?

– существуют модели, создавая которые человек может исследовать различные свойства объекта.


– на горизонте появляется остров «типология материальных моделей».

Перед вами листы, на которых необходимо составить опорный конспект. Заполните блок «материальные модели» согласно названию тех островов, которые вы посетили.



Записывают: «модели больших и маленьких объектов», «модели быстрых и медленных процессов», «модели – помощники специалистов».

Остров «типология материальных моделей» (на странице – схема).

(на доске шторкой закрыта заполненная схема.)

– сравните в парах полученные результаты.

Сравнивают.


– обратимся к карте. Следующий архипелаг – «информационные модели».

– первый остров, который мы посетим,«образные модели».

Перед вами 4 заголовка – «рисунок», «фотография», «кинопленка», «плакат», а внизу в хаотич-ном порядке расположены картинки. Обратите внимание, что все картинки пронумерованы. Вам необходимо эти картинки расположить по группам. Время на выполнение работы – 2 минуты.





Выполняют самостоятельную работу в опорных конспектах (вписывают номер изображения в соответствующий столбец).

Архипелаг «информационные модели».

Остров «образные модели» (на странице 4 группы – «рисунок», «фотография», «кинопленка», «плакат», а внизу в хаотичном порядке расположены картинки).

– по каким признакам вы распределили эти объекты?

– распределили объекты по внешним признакам.


– какой вывод можете сделать о том, когда используются образные информационные модели?

– образные информационные модели используются тогда, когда необходима классификация по их внешним признакам.


– движемся дальше, на следующий остров – «знаковые модели». Что объединяет представленные модели?



– эти модели объединяет использование в них знаков.

Остров «знаковые модели» (на странице изображены формулы, иероглифы, текст программы на языке программирования, блок-схемы).

– следующий остров – «графически-знаковые модели». Что вы видите на доске? Как вы думаете, что используется при создании этих моделей?



– при создании этих видов моделей используются графические объекты и текст.

Остров «графически-знаковые модели» (на-звание острова появляется после обсуж-дения; на странице несколько блок-схем).

– является ли текст знаковой моделью? Почему?

– текст является знаковой моделью, потому что каждый символ (буква или цифра, знак препинания) является знаком.


– как называется остров, на котором используются и графические объекты, и знаковые модели?


– остров «графически-знаковые модели».


– следующий остров – «табличные модели». Что вы видите на доске? В каком виде представлены эти модели?



– в виде таблиц.

Остров «табличные модели» (на странице изображения: «расписание уроков», «таб-лица д. И. Менделеева»).

– как вы думаете, кубик рубика можно поселить на этот остров?


– нет, потому что он состоит не из таблицы.


– следующий остров – «типология информационных моделей». Обратитесь к опорным конспектам, которые вы составили, и заполните схему.

– сравните в парах полученные результаты. Поднимите руки, у кого они совпали.




Заполняют схему.


Сравнивают в парах.

Остров «типология информационных моделей» (на странице – схема)

– посмотрите на схему, представленную на доске. В ней один блок не заполнен. Как вы думаете, что необходимо в него вписать?




– виды моделей.


– какие виды моделей существуют?


– какие типы материальных моделей сущест-вуют?

– какие типы информационных моделей существуют?

– материальные и информационные.

Отвечают на вопросы учителя.


– как вы думаете, составленная на уроке схема является моделью знаний?


– да.


– обоснуйте свой ответ

Высказывания учащихся


Iv. Итог урока.

– наше путешествие в океане моделирования подходит к концу. Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока. Ответить на вопрос, достигли ли мы ее, мы сможем после работы с программой verdict.

Возьмите в руки пульты и ответьте на вопросы:

– как вы думаете, над чем еще нужно поработать?










Свободные высказывания учащихся.



Программа verdict. Тест 2 «архипелаги».

Тест 3 «комфортность»

– я, например, себе сформулировала такой вопрос, над которым предлагаю и вам подумать: настенные часы – это модель времени?



Слушают вопрос учителя, записывают.


Домашнее задание:

– составьте генеалогическое древо своей семьи



Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!