I. Организационный момент | Проверяют готовность к уроку | |
Ii. Актуализация опорных знаний. – перед вами компьютер. Посмотрите на доску. Что вы видите? | – фотографию пк и схему состава пк. | На интерактивной доске фотография пк и схема состава пк. |
– чем фотография и схема являются по отношению к реальному объекту – компьютеру? | – моделями. | |
– одинаковые ли это модели? | – нет, разные. | |
– как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? | – о различных моделях. | |
– верно. Сегодня на уроке мы рассмотрим различные виды моделей. Тема урока – «виды моделей: информационные, предметные». | Слушают учителя, записывают тему урока в терадь. | Запись темы урока. |
– на прошлом уроке вы познакомились с понятием модель. Вспомните это понятие. | – модель – это некий новый объект, который отражает некоторые существенные свойства изучаемого явления или процесса. | |
– предлагаю с помощью программы verdict проверить готовность к изучению нового материала. Возьмите в руки пульты. Я читаю вопрос, а вы на него отвечаете «да» или «нет». Цифра 1 – «да», цифра 2 – «нет». Отвечать начинайте после того, как прослушаете вопрос и варианты ответов станут зеленого цвета. | Отвечают на вопросы. | Программа verdict. Тест 1 «моделирование» |
Фамилия ученика, первым правильно ответившего на вопросы, будет показана на экране. 1) урок – это модель обучения? | – 1 (да). | |
2) записанное в тетради решение задачи – это модель задачи? | – 1 (да). | |
3) формула s = v · t – это модель скорости? | – 1 (да). | |
4) воспитание «кнутом и пряником» – это модель общения? | – 1 (да). | |
5) школьная доска – это модель плоскости? | – 1 (да). | |
6) ксерокопии страниц книги – это модель книги? | – 2 (нет). | |
7) рабочий стол пк – это модель личного информационного пространства человека? | – 1 (да). | |
– что объединяет эти вопросы? Предлагаю в парах обсудить это. | Обсуждают. – практически все из предложенных объектов являются моделями. | |
– поднимите руки та пара, у членов которой совпали мнения и это мнение после нашего обсуждения подтвердилось. | Осуществляют рефлексию деятельности. | |
– значит, о чем мы будем говорить на уроке? | – о видах моделей. | |
– как вы думаете, какова будет цель урока? | – познакомиться с видами моделей | |
– верно, цель нашего урока – познакомиться с основными видами моделей | | |
Iii. Формирование новых знаний. – совершим путешествие на планету информатику в океан моделирования. На карте представлены два архипелага, то есть две группы островов. Отправимся в путешествие по ним. | | На интерактивной доске: географическая карта с изображением двух групп островов (на каждом острове – гиперссылка на соответствующие страницы). |
Сначала рассмотрим архипелаг «материальные модели». Первая наша остановка – на острове «модели больших и маленьких объектов». Посмотрите на доску. Что изображено на первой картинке? – что изображено на второй картинке? | – вулкан – модель вулкана. – корабль – модель корабля. | Архипелаг «материальные модели». Остров «модели больших и маленьких объектов» (на странице изображения больших и маленьких объектов). |
– что изображено на третьей картинке? | – атом водорода – модель атома водорода. | |
– как видите, здесь есть и большие, и маленькие объекты. Существуют ли для них модели? | – да. | |
– какой вывод вы можете сделать? | – модели существуют и для больших, и для маленьких объектов. | |
– продолжаем путешествие, и следующая остановка в этом архипелаге – остров «модели быстрых и медленных процессов». Как вы думаете, почему здесь представлены черепаха и гепард? | Свободные высказывания учащихся. | Остров «модели быстрых и медленных процессов» (на странице изображения черепахи и гепарда). |
– и черепаху, и гепарда можно представить в ви-де материальной точки. Какой вывод сделаете? | – для различных процессов могут быть одинаковые модели. | |
– мы подплываем к следующему острову – «модели – помощники специалистов». Предлагаю посмотреть два видеофрагмента: «модель атома» и «модель аэродинамической трубы». Скажите, почему я именно эти два фрагмента выбрала? | – это модели, которые использует человек. | Остров «модели – помощники специалистов» (видео). |
– чем модель атома, рассмотренная в первом фрагменте, может помочь человеку? Какой сделаете вывод? | – существуют модели, создавая которые человек может исследовать различные свойства объекта. | |
– на горизонте появляется остров «типология материальных моделей». Перед вами листы, на которых необходимо составить опорный конспект. Заполните блок «материальные модели» согласно названию тех островов, которые вы посетили. | Записывают: «модели больших и маленьких объектов», «модели быстрых и медленных процессов», «модели – помощники специалистов». | Остров «типология материальных моделей» (на странице – схема). (на доске шторкой закрыта заполненная схема.) |
– сравните в парах полученные результаты. | Сравнивают. | |
– обратимся к карте. Следующий архипелаг – «информационные модели». – первый остров, который мы посетим, – «образные модели». Перед вами 4 заголовка – «рисунок», «фотография», «кинопленка», «плакат», а внизу в хаотич-ном порядке расположены картинки. Обратите внимание, что все картинки пронумерованы. Вам необходимо эти картинки расположить по группам. Время на выполнение работы – 2 минуты. | Выполняют самостоятельную работу в опорных конспектах (вписывают номер изображения в соответствующий столбец). | Архипелаг «информационные модели». Остров «образные модели» (на странице 4 группы – «рисунок», «фотография», «кинопленка», «плакат», а внизу в хаотичном порядке расположены картинки). |
– по каким признакам вы распределили эти объекты? | – распределили объекты по внешним признакам. | |
– какой вывод можете сделать о том, когда используются образные информационные модели? | – образные информационные модели используются тогда, когда необходима классификация по их внешним признакам. | |
– движемся дальше, на следующий остров – «знаковые модели». Что объединяет представленные модели? | – эти модели объединяет использование в них знаков. | Остров «знаковые модели» (на странице изображены формулы, иероглифы, текст программы на языке программирования, блок-схемы). |
– следующий остров – «графически-знаковые модели». Что вы видите на доске? Как вы думаете, что используется при создании этих моделей? | – при создании этих видов моделей используются графические объекты и текст. | Остров «графически-знаковые модели» (на-звание острова появляется после обсуж-дения; на странице несколько блок-схем). |
– является ли текст знаковой моделью? Почему? | – текст является знаковой моделью, потому что каждый символ (буква или цифра, знак препинания) является знаком. | |
– как называется остров, на котором используются и графические объекты, и знаковые модели? | – остров «графически-знаковые модели». | |
– следующий остров – «табличные модели». Что вы видите на доске? В каком виде представлены эти модели? | – в виде таблиц. | Остров «табличные модели» (на странице изображения: «расписание уроков», «таб-лица д. И. Менделеева»). |
– как вы думаете, кубик рубика можно поселить на этот остров? | – нет, потому что он состоит не из таблицы. | |
– следующий остров – «типология информационных моделей». Обратитесь к опорным конспектам, которые вы составили, и заполните схему. – сравните в парах полученные результаты. Поднимите руки, у кого они совпали. | Заполняют схему. Сравнивают в парах. | Остров «типология информационных моделей» (на странице – схема) |
– посмотрите на схему, представленную на доске. В ней один блок не заполнен. Как вы думаете, что необходимо в него вписать? | – виды моделей. | |
– какие виды моделей существуют? – какие типы материальных моделей сущест-вуют? – какие типы информационных моделей существуют? | – материальные и информационные. Отвечают на вопросы учителя. | |
– как вы думаете, составленная на уроке схема является моделью знаний? | – да. | |
– обоснуйте свой ответ | Высказывания учащихся | |
Iv. Итог урока. – наше путешествие в океане моделирования подходит к концу. Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока. Ответить на вопрос, достигли ли мы ее, мы сможем после работы с программой verdict. Возьмите в руки пульты и ответьте на вопросы: – как вы думаете, над чем еще нужно поработать? | Свободные высказывания учащихся. | Программа verdict. Тест 2 «архипелаги». Тест 3 «комфортность» |
– я, например, себе сформулировала такой вопрос, над которым предлагаю и вам подумать: настенные часы – это модель времени? | Слушают вопрос учителя, записывают. | |
Домашнее задание: – составьте генеалогическое древо своей семьи | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы | |