СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Гидросфера"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

На каждом уроке по теме "Гидросфера" ребятам необходимо узнать много нового и для того, чтобы лучше усваивался материаэтого использую практические задания.   

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Гидросфера"»

План конспект урока по географии в 6 классе учитель Залозная Е.Д. № 6 Дата урока ___________. Общее название темы: «Гидросфера»

Тема урока: Воды Мирового океана Цели урока: сформировать знания о свойствах вод: солёности, изменении температуры вод с широтой и глубиной; — выявить географические закономерности изменения температуры и солёности вод Океана; Когнитивный компонент урока: свойства вод Океана Деятельностный компонент урока: выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солёности вод Океана; Работа с учебником: комментированное чтение; анализ рисунков учебника. Оборудование: проектор, ноутбук, учебник, физическая карта полушарий, литровая банка, соль, чайная ложка Тип урока: изучение нового материала. Ход урока. 1. Орг. момент 2. Проверка домашнего задания. Найдите и покажите Черное и Средиземное море, Какие это моря? К внутренним морям относятся также  Балтийское, Мраморное, Азовское, Красное;

 Найдите и покажите их на карте, частями каких океанов они являются? Например, Балтийское – Атлантического, а Красное – частью Индийского океана.

Покажите на карте  следующие объекты:  Бискайский, Гудзонов, Мексиканский,  Бенгальский, Гвинейский. Как называют эти  части океана?

Как называют такие  географические объекты:  Гибралтарский, Босфор, Берингов, Дрейка?

Какие океаны они соединяют? Какие материки разделяют?

Пролив Дрейка – ширина 950 км. Гибралтарский пролив – 14 км.

Найдите и покажите Куросио, Гольфстрим Как называют эти  части океана? Почему это теплое течение?

3. Актуализация знаний - Какая вода в океане на вкус? (Соленая)

- Правильно, горько-соленая.

4. Изучение нового материала Просмотр ролика. О чем мы сегодня будем говорить на уроке. О морской воде.

Теперь мы знаем, что вода в океане на вкус горько-соленая. А как вы думаете, почему вода в океанах и морях  соленая?

Какие вещества растворены в морской воде?

Вывод: В морской воде растворены химические элементы.

Океаническая вода - раствор

Морская вода- раствор, который содержит все химические элементы, встречающиеся на Земле. Недаром океаническую воду иногда называют жидкой рудой. В воде растворены также вещества- остатки морских организмов и газы (кислород, азот сероводород и др.)

Океаническая вода  - настоящая кладовая полезных веществ. Из нее получают пресную воду, добывают поваренную соль и другие вещества. Во всех морях и океанах вода имеет горько-соленый вкус. Пить такую воду невозможно.

Задание. Навести среднюю соленость океана 35 ‰ в литровой банке (в 1 ст. ложке – 30 г.  соли, в 1 чайной ложке – 10 г.)

В каждом литре морской воды  содержится 35 г. соли. Это  средняя соленость  Мирового  океана.

- Количество граммов веществ, растворенных в 1 л. (кг.) воды, называют  соленостью.  Измеряется она  в тысячных долях (промилле)  и обозначается ‰. (записать  на доске) На какую  единицу похожа промилле? (на %)

- Проценты – это  сотая часть, а промилле-тысячная.

Задание. Решите задачу. Сколько граммов различных веществ  можно получить из 1 т. черноморской воды, если ее соленость 18‰? Во сколько раз меньше, чем из 1 т. воды Красного моря?

Дано:                                                 Решение:

V= 1 т.                                                 1т=1000 л

Соленость Черного моря – 18‰ 1) 1000х18                18000 г=18 кг-масса соли,

Соленость Красного моря - 42‰, которую можно получить из черноморской

Найти: сколько соли можно получить                воды

Из 1 т.воды этих морей                2) 1000х42=42000=42 кг.

                3) 42618

- Итак, напомните, пожалуйста, соленость Красного моря и соленость Черного моря. (Красного – 42, Черного – 18)

-А еще  сравните – средняя  соленость  Балтийского  моря – 11‰, в центральной части 6-8‰, в Финском заливе до 1‰).

-Какой вывод напрашивается? (Соленость в разных морях  разная)

-Как вы думаете, какую проблему мы будем  решать на следующем этапе урока? (Почему соленость отличается, какие причины влияют на соленость)

Задание. Изменить соленость в банке с средней  соленостью океана, которую получили  в начале урока. «Пообщайтесь  в парах и предложите  свои  действия»

Дети  обсуждают в парах 1 минуту, затем предлагают  следующие действия:

  1. налить воды

  2. испарить

-А теперь подумайте и решите, какие процессы в природе могут «налить воду»? (Дождь, реки)

-Почему около  Антарктиды  соленость  ниже, чем на экваторе?

-А теперь назовите, какие процессы могут убрать воду, а соль  оставить? ((На соленость вод Мирового океана влияют: количество осадков, испарение, количество и   полноводность реки, образование льдов -при  замерзании образуется пресный лед.

-Сделайте вывод, как образование льда влияет на соленость. Запишите в тетрадь  факторы, которые влияют на увеличение или уменьшение  солености вод Мирового океана? Прочтите, что у вас получилось. (На соленость вод Мирового океана влияют: количество осадков, испарение, количество и   полноводность реки, образование льдов).

-А теперь скажите, как меняются эти факторы на поверхности Земли? (Они меняются от экватора к полюсам).

Задание. Исследование по карте солености и поверхностных океанических вод.

По карте определите, где наблюдается максимальная соленость, где - минимальная. Почему? Сформулируйте вопросы к этой карте?

Выводы: У экватора соленость вод Мирового океана выше. Отдаляясь от экватора  к полюсам соленость вод уменьшается, т.к. с отдалением от экватора воды «разбавляются» водой и охлаждаются.

-Как вы думаете, почему соленость  изменяется только  в верхнем  слое воды, а в глубине Океана остается  постоянной? (Факторы, изменяющие соленость, оказывают наибольшее влияние на верхние слои).

-Почему соленость воды низкая там, где в Океан  впадают  большие реки? (Вода рек имеет очень низкую соленость, можно сказать  пресную воду.)

А влияют ли величины солености на другие свойства морской воды? Как вы думаете?

Соленость  океанической воды – причина ее особых свойств. Эта вода хорошо проводит  электрический ток. Температура  замерзания у соленой воды на 1-2 С ниже, чем у пресной,  поэтому воды Мирового океана  покрываются  льдом  только в полярных районах. А закипает соленая вода при более  высокой  по сравнению с пресной водой. И эти  свойства  воды  сказываются  на природе водных  объектов. Некоторые из них очень теплые, а некоторые – холодные; некоторые замерзают, а некоторые – нет. Вам известно, что имеет еще одно очень важное свойство – поглощать  большое количества тепла, однако  распространяется оно по  поверхности  планеты  неравномерно.

Следовательно, какую проблему мы сейчас должны с вами обсудить? (Температуру)

-Чтобы исследовать температуру  бескрайних вод  Мирового океана мы совершим путешествие на подводной лодке. Итак, начинаем погружение, датчики фиксируют изменение температуры с глубиной. Мы быстро их записали. Вот они:

0м-         +16 С

200м-        +15,5 С

1000м- +3,8 С

2000м- +3,1 С

3000м- +2,8 С

5000м      +2,5 С

-Сделайте анализ полученных результатов и запишите вывод.

-Но вот беда, ребята! В рубке капитана находятся все самописцы от всех  приборов. Один вышел из строя. Требуется срочно начертить изменения температуры с глубиной.

-Как охарактеризуете  изменение температуры на этих трех этапах? Объясните, почему ход температур разный? (0-200м температура падает медленно из-за того, что зона  освещается  солнечными лучами; 200-1000 м температура снижается быстро, потому что солнечный свет  сюда не попадает; на глубине 1000-5000 м везде одинаково темно, поэтому почти  одинаково  холодно).

Вывод: Температура вод Мирового океана меняется с глубиной.

Но есть в этом  и исключения. На больших глубинах в некоторых районах Мирового океана, там, где образуется новая кора, температура воды очень  высокая. Из глубин  планеты через разломы поступает горячая магма, насыщенная солями  многих металлов и  газами (в основном  сероводородом). Холодная вода, проникая в разломы, соединяется с горячей магмой и, насыщаясь от нее солями и газами, поднимается со дна вверх. Эти источники  ученые назвали  «черными курильщиками». В районах «черных курильщиков» существует жизнь в особых условиях: при температуре 250 С и очень большом  давлении. Эти открытия важны для понимания биологической эволюции жизни в  Мировом океане и, конечно, для прояснения условий  происхождения жизни на нашей планете. Света на большой глубине нет, кислород практически  отсутствует. Но жизнь существует и в этих условиях. Цепь жизни  начинается с бактерий, которые питаются серой. Бактериями питаются  гигантские (до 1 метра  длиной) черви  и другие организмы.

Задание. Исследование температуры  поверхностных вод Мирового океана.

1 группа. Установите по карте: где воды океана имеют  самую высокую температуру? С чем это связано?

2 группа. Как изменяется температура  поверхностных вод в океане?

3 группа. Где в нем  образуется лед?

Вывод: Температура  поверхностных вод в океане уменьшается на поверхности от экватора к полюсам.

- Отчего же это зависит?

Температура морской воды у поверхности морей и океанов зависит от климата. Те части Мирового океана, которые  находятся в районах с жарким климатом, имеют температуру воды +25-30 С. В полярных же районах океанов температура воды  опускается  до -1.8С.  При такой температуре пресная вода рек и озер замерзает, морская же благодаря  растворенным в ней солям не замерзает. Температура замерзания у соленой воды на 1-2С ниже, чем у пресной, поэтому воды Мирового океана покрываются льдом только в полярных районах.

До глубины 200 м температура воды меняется в зависимости от времени года: летом вода более теплая, зимой становится холоднее. Ниже 200 м она может меняться в результате притока теплых и более холодных вод. Чем глубже, тем вода холоднее. В среднем на каждые 1000 м глубины температура понижается на 2 С. На дне  глубоководных впадин температура воды около 0 С.

Вывод: Температура и соленость вод Мирового океана изменяются от экватора к полюсам.

5.Закрепление  пройденного материала.

Установление причинно-следственных связей.


1.Океаническая вода – раствор, «живая руда»

т.к. вода – универсальный растворитель


2.Количество  граммов веществ, растворенных в 1 л. (кг.) воды

Соленость воды

3.У экватора соленость вод Мирового океана выше

т.к. здесь меньше осадков и больше испарения








4.Отдаляясь от экватора к полюсам соленость вод уменьшается

т.к. с отдалением от экватора воды

«разбавляются» водой и охлаждаются

5.Соленость вод Мирового океана меняется с глубиной

Только верхние  слои  прогреваются

6.Температура  поверхностных вод в океане уменьшается на поверхности от  экватора к полюсам

т.к. количество поглощаемого водой тепла

уменьшается от экватора к полюсам

7.Океанская вода замерзает  при температуре – 20.С.

т.к. чем больше соленость воды, тем ниже

температура замерзания


6. Рефлексия. Синквейн – Океан 7. Домашнее задание 1. Изучить § 32 2. Ответить на вопросы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!