План конспект урока по географии в 6 классе учитель Залозная Е.Д. № 6 Дата урока ___________. Общее название темы: «Гидросфера»
Тема урока: Воды Мирового океана Цели урока: сформировать знания о свойствах вод: солёности, изменении температуры вод с широтой и глубиной; — выявить географические закономерности изменения температуры и солёности вод Океана; Когнитивный компонент урока: свойства вод Океана Деятельностный компонент урока: выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солёности вод Океана; Работа с учебником: комментированное чтение; анализ рисунков учебника. Оборудование: проектор, ноутбук, учебник, физическая карта полушарий, литровая банка, соль, чайная ложка Тип урока: изучение нового материала. Ход урока. 1. Орг. момент 2. Проверка домашнего задания. Найдите и покажите Черное и Средиземное море, Какие это моря? К внутренним морям относятся также Балтийское, Мраморное, Азовское, Красное;
Найдите и покажите их на карте, частями каких океанов они являются? Например, Балтийское – Атлантического, а Красное – частью Индийского океана.
Покажите на карте следующие объекты: Бискайский, Гудзонов, Мексиканский, Бенгальский, Гвинейский. Как называют эти части океана?
Как называют такие географические объекты: Гибралтарский, Босфор, Берингов, Дрейка?
Какие океаны они соединяют? Какие материки разделяют?
Пролив Дрейка – ширина 950 км. Гибралтарский пролив – 14 км.
Найдите и покажите Куросио, Гольфстрим Как называют эти части океана? Почему это теплое течение?
3. Актуализация знаний - Какая вода в океане на вкус? (Соленая)
- Правильно, горько-соленая.
4. Изучение нового материала Просмотр ролика. О чем мы сегодня будем говорить на уроке. О морской воде.
Теперь мы знаем, что вода в океане на вкус горько-соленая. А как вы думаете, почему вода в океанах и морях соленая?
Какие вещества растворены в морской воде?
Вывод: В морской воде растворены химические элементы.
Океаническая вода - раствор
Морская вода- раствор, который содержит все химические элементы, встречающиеся на Земле. Недаром океаническую воду иногда называют жидкой рудой. В воде растворены также вещества- остатки морских организмов и газы (кислород, азот сероводород и др.)
Океаническая вода - настоящая кладовая полезных веществ. Из нее получают пресную воду, добывают поваренную соль и другие вещества. Во всех морях и океанах вода имеет горько-соленый вкус. Пить такую воду невозможно.
Задание. Навести среднюю соленость океана 35 ‰ в литровой банке (в 1 ст. ложке – 30 г. соли, в 1 чайной ложке – 10 г.)
В каждом литре морской воды содержится 35 г. соли. Это средняя соленость Мирового океана.
- Количество граммов веществ, растворенных в 1 л. (кг.) воды, называют соленостью. Измеряется она в тысячных долях (промилле) и обозначается ‰. (записать на доске) На какую единицу похожа промилле? (на %)
- Проценты – это сотая часть, а промилле-тысячная.
Задание. Решите задачу. Сколько граммов различных веществ можно получить из 1 т. черноморской воды, если ее соленость 18‰? Во сколько раз меньше, чем из 1 т. воды Красного моря?
Дано: Решение:
V= 1 т. 1т=1000 л
Соленость Черного моря – 18‰ 1) 1000х18 18000 г=18 кг-масса соли,
Соленость Красного моря - 42‰, которую можно получить из черноморской
Найти: сколько соли можно получить воды
Из 1 т.воды этих морей 2) 1000х42=42000=42 кг.
3) 42618
- Итак, напомните, пожалуйста, соленость Красного моря и соленость Черного моря. (Красного – 42‰, Черного – 18‰)
-А еще сравните – средняя соленость Балтийского моря – 11‰, в центральной части 6-8‰, в Финском заливе до 1‰).
-Какой вывод напрашивается? (Соленость в разных морях разная)
-Как вы думаете, какую проблему мы будем решать на следующем этапе урока? (Почему соленость отличается, какие причины влияют на соленость)
Задание. Изменить соленость в банке с средней соленостью океана, которую получили в начале урока. «Пообщайтесь в парах и предложите свои действия»
Дети обсуждают в парах 1 минуту, затем предлагают следующие действия:
налить воды
испарить
-А теперь подумайте и решите, какие процессы в природе могут «налить воду»? (Дождь, реки)
-Почему около Антарктиды соленость ниже, чем на экваторе?
-А теперь назовите, какие процессы могут убрать воду, а соль оставить? ((На соленость вод Мирового океана влияют: количество осадков, испарение, количество и полноводность реки, образование льдов -при замерзании образуется пресный лед.
-Сделайте вывод, как образование льда влияет на соленость. Запишите в тетрадь факторы, которые влияют на увеличение или уменьшение солености вод Мирового океана? Прочтите, что у вас получилось. (На соленость вод Мирового океана влияют: количество осадков, испарение, количество и полноводность реки, образование льдов).
-А теперь скажите, как меняются эти факторы на поверхности Земли? (Они меняются от экватора к полюсам).
Задание. Исследование по карте солености и поверхностных океанических вод.
По карте определите, где наблюдается максимальная соленость, где - минимальная. Почему? Сформулируйте вопросы к этой карте?
Выводы: У экватора соленость вод Мирового океана выше. Отдаляясь от экватора к полюсам соленость вод уменьшается, т.к. с отдалением от экватора воды «разбавляются» водой и охлаждаются.
-Как вы думаете, почему соленость изменяется только в верхнем слое воды, а в глубине Океана остается постоянной? (Факторы, изменяющие соленость, оказывают наибольшее влияние на верхние слои).
-Почему соленость воды низкая там, где в Океан впадают большие реки? (Вода рек имеет очень низкую соленость, можно сказать пресную воду.)
А влияют ли величины солености на другие свойства морской воды? Как вы думаете?
Соленость океанической воды – причина ее особых свойств. Эта вода хорошо проводит электрический ток. Температура замерзания у соленой воды на 1-2 С ниже, чем у пресной, поэтому воды Мирового океана покрываются льдом только в полярных районах. А закипает соленая вода при более высокой по сравнению с пресной водой. И эти свойства воды сказываются на природе водных объектов. Некоторые из них очень теплые, а некоторые – холодные; некоторые замерзают, а некоторые – нет. Вам известно, что имеет еще одно очень важное свойство – поглощать большое количества тепла, однако распространяется оно по поверхности планеты неравномерно.
Следовательно, какую проблему мы сейчас должны с вами обсудить? (Температуру)
-Чтобы исследовать температуру бескрайних вод Мирового океана мы совершим путешествие на подводной лодке. Итак, начинаем погружение, датчики фиксируют изменение температуры с глубиной. Мы быстро их записали. Вот они:
0м- +16 С
200м- +15,5 С
1000м- +3,8 С
2000м- +3,1 С
3000м- +2,8 С
5000м +2,5 С
-Сделайте анализ полученных результатов и запишите вывод.
-Но вот беда, ребята! В рубке капитана находятся все самописцы от всех приборов. Один вышел из строя. Требуется срочно начертить изменения температуры с глубиной.
-Как охарактеризуете изменение температуры на этих трех этапах? Объясните, почему ход температур разный? (0-200м температура падает медленно из-за того, что зона освещается солнечными лучами; 200-1000 м температура снижается быстро, потому что солнечный свет сюда не попадает; на глубине 1000-5000 м везде одинаково темно, поэтому почти одинаково холодно).
Вывод: Температура вод Мирового океана меняется с глубиной.
Но есть в этом и исключения. На больших глубинах в некоторых районах Мирового океана, там, где образуется новая кора, температура воды очень высокая. Из глубин планеты через разломы поступает горячая магма, насыщенная солями многих металлов и газами (в основном сероводородом). Холодная вода, проникая в разломы, соединяется с горячей магмой и, насыщаясь от нее солями и газами, поднимается со дна вверх. Эти источники ученые назвали «черными курильщиками». В районах «черных курильщиков» существует жизнь в особых условиях: при температуре 250 С и очень большом давлении. Эти открытия важны для понимания биологической эволюции жизни в Мировом океане и, конечно, для прояснения условий происхождения жизни на нашей планете. Света на большой глубине нет, кислород практически отсутствует. Но жизнь существует и в этих условиях. Цепь жизни начинается с бактерий, которые питаются серой. Бактериями питаются гигантские (до 1 метра длиной) черви и другие организмы.
Задание. Исследование температуры поверхностных вод Мирового океана.
1 группа. Установите по карте: где воды океана имеют самую высокую температуру? С чем это связано?
2 группа. Как изменяется температура поверхностных вод в океане?
3 группа. Где в нем образуется лед?
Вывод: Температура поверхностных вод в океане уменьшается на поверхности от экватора к полюсам.
- Отчего же это зависит?
Температура морской воды у поверхности морей и океанов зависит от климата. Те части Мирового океана, которые находятся в районах с жарким климатом, имеют температуру воды +25-30 С. В полярных же районах океанов температура воды опускается до -1.8С. При такой температуре пресная вода рек и озер замерзает, морская же благодаря растворенным в ней солям не замерзает. Температура замерзания у соленой воды на 1-2С ниже, чем у пресной, поэтому воды Мирового океана покрываются льдом только в полярных районах.
До глубины 200 м температура воды меняется в зависимости от времени года: летом вода более теплая, зимой становится холоднее. Ниже 200 м она может меняться в результате притока теплых и более холодных вод. Чем глубже, тем вода холоднее. В среднем на каждые 1000 м глубины температура понижается на 2 С. На дне глубоководных впадин температура воды около 0 С.
Вывод: Температура и соленость вод Мирового океана изменяются от экватора к полюсам.
5.Закрепление пройденного материала.
Установление причинно-следственных связей.
1.Океаническая вода – раствор, «живая руда» | т.к. вода – универсальный растворитель | |
2.Количество граммов веществ, растворенных в 1 л. (кг.) воды | Соленость воды |
3.У экватора соленость вод Мирового океана выше | т.к. здесь меньше осадков и больше испарения | |
4.Отдаляясь от экватора к полюсам соленость вод уменьшается | т.к. с отдалением от экватора воды «разбавляются» водой и охлаждаются |
5.Соленость вод Мирового океана меняется с глубиной | Только верхние слои прогреваются |
6.Температура поверхностных вод в океане уменьшается на поверхности от экватора к полюсам | т.к. количество поглощаемого водой тепла уменьшается от экватора к полюсам |
7.Океанская вода замерзает при температуре – 20.С. | т.к. чем больше соленость воды, тем ниже температура замерзания |
6. Рефлексия. Синквейн – Океан 7. Домашнее задание 1. Изучить § 32 2. Ответить на вопросы.