СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Местоимение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщать знания детей по теме: “Местоимение”.

Совершенствовать навыки правильного употребления местоимения в речи;

Развивать память, орфографическую зоркость, мышление, речь.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Местоимение"»

Урок русского языка по теме "Местоимение"

Класс:4

Цели урока:

  • Обобщать знания детей по теме: “Местоимение”;

  • Совершенствовать навыки правильного употребления местоимения в речи;

  • Развивать память, орфографическую зоркость, мышление, речь.

Задачи урока:

  • Учить детей работать коллективно и в группах,

  • Воспитывать взаимовыручку, активность,

  • формировать положительную мотивацию к обучению.

Оборудование: , карточки с заданиями для работы по дифференцированным группам, учебник русского языка (УМК “Школа России” авторы Кананина В.П., Горецкий В.Г), тетради, карточки с заданиями для индивидуальной работы дифференцированного характера.

Ход урока

1. Организация класса.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.

Это девиз нашего урока, к нему мы будем обращаться во время работы на уроке.

 Сегодня мы заканчиваем работу над темой “Местоимение”. 

2. Актуализация знаний детей.

2.1. Выборочный диктант.

Читаются предложения, дети выписывают местоимения в строчку, через запятую.

а)

Она весну встречает,
Серёжки надевает.

б)

А потом ты покатился
И назад не воротился.

в) Как пустился я по улице бежать…

г)

Стул чинил сегодня мастер,
Клеил его и красил.

д)

Мы с приятелем вдвоём
Замечательно живём.

е) Открылись у лисят глаза, мать стала выгонять их из норы.

ё) И у меня бабушка и дедушка на кораблях плавали с матросами.

- Сколько слов вы выписали? (7).

- Проверьте себя:

(на доске открываются местоимения: она, ты, я, его, мы, их, меня).

2.2. Беседа по вопросам:

- Как называются эти слова?
- Почему эти слова называются местоимениями?
- Почему так называется эта часть речи? Что вы знаете о местоимении?

3. Обобщение изученного материала о личных местоимениях.

Индивидуальная работа по карточкам:

- Прочитайте предложения, которые у вас на карточках.

Лес пахнет дубом и смолой.
За лето высох он от солнца.

- Сколько предложений?
- Найдите основу каждого предложения.
- Чем выражено подлежащее? Поставьте вопросы.
- О каком сходстве с именем существительным вы можете сказать?

(Существительные и местоимения отвечают на одни и те же вопросы).

Какие местоимения 1 лица, 2 лица, 3 лица вы знаете? (проверка )

Лицо

Число

 

 

Единственное

Множественное

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

он, она, оно

они

- Как склоняются местоимения?

4. Практическая работа.

Просклонять местоимения я, ты, вы, он, она, оно, они (карточка с заданием у каждого ученика ) Задание выполняется письменно.

Падежи

Вопросы

я

ты

мы

вы

он

он

оно

они

И.п.

кто?

 

 

 

 

 

 

 

 

Р.п.

кого?

 

 

 

 

 

 

 

 

Д .п.

кому?

 

 

 

 

 

 

 

 

В.п.

кого?

 

 

 

 

 

 

 

 

Т.п.

кем?

 

 

 

 

 

 

 

 

П.п.

о ком?

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Проверка выполнения задания:

- Как пишутся местоимения с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся отдельно).

Проверить правильность выполнения работы по таблице.

Падежи

Вопросы

я

ты

мы

вы

он

она

оно

они

И. п.

кто?

я

ты

мы

вы

он

она

оно

они

Р.п.

кого?

меня

тебя

нас

вас

его

её

его

их

Д. п.

кому?

мне

тебе

нам

вам

ему

ей

ему

им

В.п.

кого?

меня

тебя

нас

вас

его

её

его

их

Т.п.

кем?

мной

тобой

нами

вами

им

ею

им

ими

П.п.

о ком?

обо мне

о тебе

о нас

о вас

о нём

о ней

о нём

о них

6. Работа в дифференцированных парах.

А сейчас вы будете в роли учителей. Работать будете в парах. Прочитайте рассказ, запишите его без ошибок.

(Упражнения напечатаны на отдельных листочках и лежат на партах учеников).

1 вариант.

Коля и Петя делали уроки. С ими был пёс тузик и кот Васька. Они решали задачу. Они играли на ковре. Все были заняты своими делами.

2 вариант.

Коля и Петя приехали в деревню. Перед ими было озеро. Оно красивое. В ём водятся карпы. Они приехали рыбачить. Ч ними были удочки и наживка. Они поймали много их.

3 вариант.

Коля и Петя рисовали. К им пришла девочка. Иё зовут Надя. У ей не было красок. Ани дали ей краски. Ани стали рисовать большую картину вместе. Картина у их вышла хорошая.

(Проверка исполнения работы в парах).

Физкультминутка.

На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.

Какие местоимения встретились в физкультминутке?

(ты).

7. Работа по дифференцированным группам (для каждой группы заранее приготовлены карточки с заданиями).

1 группе.

Вписать в предложения подходящие по смыслу местоимения.

Интересная загадка.

Однажды …. шёл по лугу. Ко ….. пристала ласточка. …. кружилась около …… Ласточка задевала …… за плечо, кричала жалобно, словно ….. отнял у …. птенца, и …..просила отдать ….. обратно. ….. не понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, а ….посмеялся надо …..и всё объяснил.

Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет….. в траве, а …..летает около человека и ловит…. на лету.

2 группа.

Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг …. остановился. Перед….. сидела большая лягушка. ……только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ….. лапу. Лягушка сделала в сторону скачок. Мишка принял это за игру. …..тоже сделал скачок. Так …..добрались до лужи.

3 группа у доски.

Исправить ошибки в словосочетаниях:

Дать ему, дружить с им, знать её, спросить у его, зайти за ей, покормить их, сделать из его, выросли у её, брать с её, следить за ей, подкрался к им, пестрели под ими, вместе с им.

8. Словарная работа.

- Спишите словарные слова и подчеркните местоимения, которые в них спрятались.

Агроном, вагон, воробей, заяц, язык.

(Оно, он, ей, я, я.)

- Какое местоимение составлено из двух предлогов? (Она).

Какое местоимение одинаково читается справа налево и слева направо? (Оно).

9. Работа по развитию речи.

Задание “Редактор” (текст на доске)

Прочитать текст, найти местоимения 1 лица. Заменить в тексте местоимения 1 лица единственного числа на местоимения 1 лица множественного числа.

Я учусь в четвёртом классе. У меня учительница Надежда Анатольевна. Она внимательна и справедлива ко мне, всегда приветлива. Поэтому я стараюсь радовать её своими ответами и не получать замечаний.

10. Итог урока.

Рефлексия урока.

Какую тему мы повторяли на уроке?
Какие задания были особенно интересными?
Что было трудным на уроке?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!