СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Определительные местоимения"(6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка для 6 класса по теме"Определительные местоимения"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Определительные местоимения"(6 класс)»

Урок русского языка

6 класс

Тема урока: «Определительные местоимения»

Цели урока:

Образовательная цель:

- сформировать понятие об определительных местоимениях;

- вырабатывать умение находить определительные местоимения в тексте и употреблять их в речи;

- сформировать умения употреблять в речи пословицы, имеющие в своем составе определительные местоимения;

- расширить лексический запас учащихся;

- отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.

2.Развивающая цель:

- формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции учащихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.

3.Воспитывающая цель:

- воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка.


Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: развивают этические чувства, доб­рожелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.

Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправ­ляют ошибки с помощью учителя.

Познавательные: составляют устный ответ по плану, умеют передавать содержание в развернутом виде.

Коммуникативные: при необходимости отстаи­вают свою точку зрения, подтверждают аргумен­ты фактами.

На уроке были использованы методы проблемного диалога.


Ход урока:

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне: организация рабочей обстановки, приветствие.

Я заменить могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,

На их значение всегда мне надо указать.

П.Чесноков

- О какой части речи говорит поэт? Почему вы так решили?

- Вы правы, местоимения – незаметные, скромные заместители важнейших частей речи. Они в любой момент готовы бескорыстно заменить и имена существительные, и прилагательные, и числительные. Местоимения в речи употребляются довольно часто (по частоте употребления они занимают 3 место после существительных и глаголов). К сожалению, мы еще не всегда узнаем этих незаметных помощников в лицо.

Поэтому я предлагаю вам проверить себя, что мы знаем об этой части речи.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1. (самопроверка)

Я верю, что…

а) местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на лицо, предмет, признак, действие, но не называет их;

б) местоимения являются одним из основных средств связи предложений в тексте;

в) в предложении притяжательные местоимения являются определениям;

г) указательное местоимение таков в предложении всегда является сказуемым,

д) местоимение любой – личное.

задания

Ответ

а)

-

б)

+

в)

+

г)

-







Подведем итог.

Проверка: правильные ответы: б, в, г.

- Почему вы решили, что местоимение любой не является личным?


III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.

1. Наблюдение за языковым материалом. Запишем в тетрадь предложение

«Доброе слово любого человека достанет».

Самопроверка.

- Подчеркните все члены предложения. Проверьте себя. Каким членом

предложения является местоимение любой?

- Так как же называются такие местоимения? Эта группа местоимений и будет сегодня на уроке в центре нашего внимания. Запишем тему урока «Определительные местоимения».

- Какой у вас возникает вопрос? Что предстоит выяснить?

(Ответы учащихся)

Запись на доске основного вопроса: «Что такое определительные местоимения?»

Целеполагание:

- Значит, наша задача найти ответы на поставленные вопросы, узнать, какие местоимения относятся к определительным, что они обозначают, каким членом предложения являются, как изменяются; научиться употреблять их в речи.

- Где мы можем найти ответы на вопросы, вызвавшие затруднения?

(Ответы учащихся)

- Прочитаем определение на стр. 82. §32

-В чем особенность этих местоимений?

Вывод 1.

- Определительные местоимения отличаются друг от друга значением.

2. Изучение нового материала. Групповая работа.

- Начинаем небольшую исследовательскую работу.

Цель: выяснить значение определительных местоимений.

В этом нам поможет материал §32.

- Найдите в пословицах о дружбе определительные местоимения. Расскажите о них по плану.

- Составим план исследования.

- Что обозначают определительные местоимения?

- На какие вопросы отвечают?

- Как изменяются определительные местоимения?

- Какими членами предложения являются?

3. Работа в группах. Оцениваем свою работу в группе.

4. Заслушаем каждую группу, сделаем общий вывод

Вывод 2. Определительные местоимения изменяются, как и прилагательные: по родам, числам и падежам. В предложении он могут быть подлежащим, определением, дополнением.


физминутка


IV. Закрепление нового материала.

1. В начале урока мы говорили о том, что непросто узнавать местоимения в лицо, особенно в текстах, не просто и употреблять их в речи правильно. Этому нужно учиться.

- А теперь давайте вернемся к предложениям:

Самым дорогим кажется то, во что вложен твой труд.

Дал бы дружку пирожка, да у самого ни куска.

-Чем различаются эти местоимения? (ударением). Назовите мне начальную форму каждого местоимения.

- Рассмотрим таблицу учебника на 82 странице. В чем особенность склонения местоимений САМ, САМЫЙ?

Вывод 3.Эти местоимения в косвенных падежах различаются только ударением.

-Запомним это и закрепим знания, употребляя эти местоимения в речи.

Задание 1.

- Составьте несколько словосочетаний, употребляя данные местоимения в одинаковых падежных формах.

Задание 2.

- Вме­сто про­пус­ков вставь­те ме­сто­име­ния САМСАМЫЙ  в нуж­ной грам­ма­ти­че­ской форме. Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых ме­сто­име­ние САМЫЙ  слу­жит для об­ра­зо­ва­ния пре­вос­ход­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го.

Самопроверка

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Сегодня мы проделали интересную работу. Познакомились с новым разрядом местоимений, учились употреблять их в речи.

Вернемся к началу урока. С какой проблемой мы столкнулись в начале урока?

не знали, какие местоимения относятся к определительным, что они обозначают, каким членом предложения являются, как они изменяются, мы не всегда правильно употребляли их в речи.

- Удалось ли нам ее решить?

- Теперь каждый из вас оценит собственную учебную деятельность на уроке.

Рефлексия:

- Я сегодня научился…

- Я сегодня узнал…

- Теперь я могу…


- Над чем нам стоит поработать дома?

VI . Домашнее задание:

1. Написать мини-сочинение на тему «Мое свободное время», используя определительные местоимения.

2. Составить 5 предложений с определительными местоимениями.










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!