СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Местоимение. Обобщение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 4 классе по УМК "РИТМ". Разработан согласно требованиям ФГОС НОО и апробирован студентами в ходе практики пробных уроков.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Местоимение. Обобщение"»

ТЕМА: Местоимение. Обобщение.

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации

ЦЕЛИ: обобщение знаний о местоимении как части речи, совершенствование навыка правильного употребления и написания местоимений; развитие мышления, речи (лексический и синтаксический уровни), памяти; воспитание нравственных качеств, прилежания, познавательной активности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные УУД:

1- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, школе;

2- понимание причин успехов в учёбе.

Регулятивные УУД:

1- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

2- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

3- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

4- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил.

Познавательные УУД:

1- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

2- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

3- проводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

Коммуникативные УУД:

1- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

2- формулировать собственное мнение и позицию;

3- строить понятные для партнера высказывания.

Предметные результаты:

Отличать личные местоимения от слов других частей речи, определять грамматические признаки личных местоимений, правильно употреблять местоимения в речи и безошибочно их писать.

РЕСУРСЫ:

Основные: УМК «РИТМ», Рамзаева Т.Г. Русский язык. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2: учебник. – М.: Дрофа, 2014.

Дополнительные: карточки слов для составления кластера, деформированные тексты для самостоятельной работы.





Этап урока

Вид работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие



Проверка готовности

Прозвенел и смолк звонок.

Пришла пора начать урок.

Тихо и красиво садитесь.

- Проверьте, готово ли ваше место к работе.

На столе должны быть учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш и дневник.

Если всё готово, покажите правильной осанкой.



Занимают рабочие места.


Проверяют готовность к уроку.

Л1


Р1

МОТИВАЦИЯ

К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Давайте дадим себе целевую установку. Я буду говорить побудительные предложения, а вы завершать их, добавляя по одному слову:

Слушайте меня …

Задания выполняйте …

За партами сидите …

Ведите себя на уроке…

Постарайтесь выполнить данную установку.

Запишите число. Классная работа.

Слушают, произносят слова:



внимательно

старательно

стройно

достойно


Записывают в тетрадь.

Р1-2

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Словарно-орфографическая

работа


Давайте вспомним изученные орфограммы.

Кто желает работать на доске? Остальные будут писать в тетрадь. Записывайте слова в строчку через запятую.

Диктую: мороз, ежи, стакан, тарелка, овёс, иней, метель, единица, народ, интересно, ягода.

Проверьте работу на доске и в тетради. Какие ошибки обнаружили?

Какое слово лишнее? Почему?

1 ученик выходит к доске и пишет:

Мороз, ежи, стакан, тарелка, овёс, иней, метель, единица, народ, интересно, ягода.


Проверяют работу. При необходимости исправляют.

Интересно – это слово не является существительным.

Р2-4







К2

П2-3

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Определение темы и задач урока

Из первых букв записанных слов составьте новое слово. Какое слово получилось? Креплю на доску.

Послушайте стихотворение:

Я заменить могу любые части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,

На их значение всегда мне надо указать.

Какие признаки местоимений указаны в стихотворении? Ответ креплю на доску.

Какие части речи может заменить местоимение?

Вы знаете только личные местоимения. Они употребляются на месте имён существительных. В стихотворении сказано, что местоимения могут заменить слова любых частей речи. Тот, кто сегодня будет очень внимательным, обязательно узнает такие местоимения.

Выполняют задание.

Местоимения.


Слушают стихотворение.



Отвечают на вопрос:

Местоимения замещают другие части речи.

Существительные.



Р1-2


П2-3


К1-3

КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Редактирование текста








Списывание с грамматическим заданием

Прочитайте текст сказки «Фонарь и Звезда».

Сильный ветер качнул Уличный Фонарь, и Фонарь увидел высоко-высоко в чёрном небе Звезду.

«Какая Звезда маленькая, - подумал Фонарь, а так высоко забралась. Звезде, наверное, страшно».

Но как раз Звезде не было страшно, потому что Звезда не собиралась прыгать вниз.

Какая речевая ошибка в нём допущена?

Что нужно сделать, чтобы избавиться от тавтологии?

Приготовьтесь прочитать текст в исправленном виде.

Кто готов выполнить задание вслух?

Сделайте вывод, для чего нужны местоимения?

Откройте учебник на с.60. Найдите упражнение 395.

Кто желает прочитать стихотворение вслух.

Рядом с номером упражнения стоит снежинка. Это значит, надо найти и подчеркнуть все орфограммы в словах, но сначала текст надо записать. Будем играть в разведчиков: внимательно и аккуратно списывать каждую строчку и подчёркивать опасные места в словах.

Итак, запишите: Упражнение 395.

Кто готов стать первым разведчиком? Диктуй!

Кто продолжит разведку?

Прочитайте задание, данное ниже. Что ещё просят подчеркнуть в тексте? Подчеркните местоимения.

Определите их лицо и падеж.

Сделайте вывод, почему некоторые местоимения называются личными? Креплю на доску.

Как изменяются местоимения? Креплю на доску.

Какими членами предложения выступают местоимения? Я вас слушаю. Креплю на доску

Сколько местоимений вы нашли?

Кто нашёл другие местоимения? Обратите внимание, слова моя и сама – это тоже местоимения. Подчеркните их.

Читают текст.





Отвечают на вопрос.

Слова повторяются. Такая ошибка называется тавтология.

Заменить повторяющиеся существительные местоимениями.

1 ученик читает

Позволяют избежать повторов в речи.

Открывают учебник. 1 читает.


Слушают задание.





Списывают текст и подчёркивают орфограммы.


Нужно подчеркнуть местоимения.

Подчёркивают местоимения, указывают их грамматические признаки.

Местоимения бывают 1,2, 3 лица.

Изменяются по числам и падежам.

В предложении бывают подлежащим или второстепенным членом.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Все мы здесь одна семья –

ты (покажите двумя вытянутыми вперёд руками на соседа по парте),

вы (покажите на ребят, которые впереди),

мы (обнимите того, кто рядом),

я (укажите на себя).

Повернись к соседу слева (поворот),

Повернись к соседу справа (поворот).

Улыбнись соседу слева (поворот),

Улыбнись соседу справа (поворот).

Мы одна семья!

Тихо сядьте на места.

Встают.

Выполняют движения.










Рассаживаются по местам.

Р1

ПРОВЕРКА, КОРРЕКТИРОВКА И САМООЦЕНКА ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Осложнённое списывание




РЕЗЕРВ

Текст, который вы сейчас будете писать тоже о взаимоотношениях в семье. Некоторые слова в этом тексте отсутствуют. Вы должны заменить вопросы местоимением Я в нужном падеже и списать получившийся текст.

Приступайте к выполнению.

Кто справится, поднимите руку.

Креплю на доску лист с местоимениями-ответами.

Сравните свою работу с образцом. Если требуется, исправьте ошибки.

Самостоятельно определите падежи этих местоимений.

Слушают задание.

Выполняют задание письменно.

Самый светлый, самый дорогой мне человек – мама. Мама учит меня добру, объясняет всё, что мне непонятно. Когда я болен, она ночами сидит возле меня. Везде и всегда со мной (ю) мама.

Сличают свою работу с ответами. При необходимости исправляют.

Д.п., В.п., Д.п., И.п.,Р.п., Т.п.

Л1


Р1-4


К1

ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

Откройте дневники и запишите задание на дом:

С.60, упр. 396

Записывают в дневник.


РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Прочитайте конспект, который у нас получился. Постарайтесь запомнить все сведения о местоимении.

Закрываю занавеску.

Кто может повторить все 5 признаков местоимений.


Оценка работы и выставление отметок.

Выполняют задание.



Рассказывают о местоимении как части речи.

Л1-2

Р1-4

К1-3





























Прочитайте сказку «Фонарь и Звезда», заменяя повторяющиеся существительные подходящими местоимениями.

Сильный ветер качнул Уличный Фонарь, и Фонарь увидел высоко-высоко в чёрном небе Звезду.

«Какая Звезда маленькая, - подумал Фонарь, а так высоко забралась. Звезде, наверное, страшно».

Но как раз Звезде не было страшно, потому что Звезда не собиралась прыгать вниз.


Спишите текст, заменяя вопросы местоимением Я в нужном падеже.

Самый светлый, самый дорогой (кому?) человек – мама. Мама учит (кого?) добру, объясняет всё, что (кому?) непонятно. Когда (кто?) болен, она ночами сидит возле (кого?). Везде и всегда с (кем?) мама.

Прочитайте сказку «Фонарь и Звезда», заменяя повторяющиеся существительные подходящими местоимениями.

Сильный ветер качнул Уличный Фонарь, и Фонарь увидел высоко-высоко в чёрном небе Звезду.

«Какая Звезда маленькая, - подумал Фонарь, а так высоко забралась. Звезде, наверное, страшно».

Но как раз Звезде не было страшно, потому что Звезда не собиралась прыгать вниз.


Спишите текст, заменяя вопросы местоимением Я в нужном падеже.

Самый светлый, самый дорогой (кому?) человек – мама. Мама учит (кого?) добру, объясняет всё, что (кому?) непонятно. Когда (кто?) болен, она ночами сидит возле (кого?). Везде и всегда с (кем?) мама.

Прочитайте сказку «Фонарь и Звезда», заменяя повторяющиеся существительные подходящими местоимениями.

Сильный ветер качнул Уличный Фонарь, и Фонарь увидел высоко-высоко в чёрном небе Звезду.

«Какая Звезда маленькая, - подумал Фонарь, а так высоко забралась. Звезде, наверное, страшно».

Но как раз Звезде не было страшно, потому что Звезда не собиралась прыгать вниз.


Спишите текст, заменяя вопросы местоимением Я в нужном падеже.

Самый светлый, самый дорогой (кому?) человек – мама. Мама учит (кого?) добру, объясняет всё, что (кому?) непонятно. Когда (кто?) болен, она ночами сидит возле (кого?). Везде и всегда с (кем?) мама.

Прочитайте сказку «Фонарь и Звезда», заменяя повторяющиеся существительные подходящими местоимениями.

Сильный ветер качнул Уличный Фонарь, и Фонарь увидел высоко-высоко в чёрном небе Звезду.

«Какая Звезда маленькая, - подумал Фонарь, а так высоко забралась. Звезде, наверное, страшно».

Но как раз Звезде не было страшно, потому что Звезда не собиралась прыгать вниз.


Спишите текст, заменяя вопросы местоимением Я в нужном падеже.

Самый светлый, самый дорогой (кому?) человек – мама. Мама учит (кого?) добру, объясняет всё, что (кому?) непонятно. Когда (кто?) болен, она ночами сидит возле (кого?). Везде и всегда с (кем?) мама.



МЕСТОИМЕНИЯ

ЗАМЕЩАЮТ ДРУГИЕ ЧАСТИ РЕЧИ

ПОЗВОЛЯЮТ ИЗБЕЖАТЬ ПОВТОРОВ



БЫВАЮТ

1, 2, 3-го ЛИЦА

ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ЧИСЛАМ И ПАДЕЖАМ


БЫВАЮТ ПОДЛЕ-ЖАЩИМ ИЛИ ВТОРОСТЕПЕН-НЫМ ЧЛЕНОМ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!